Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Санкции и закрытые аэропорты: как изменятся цены на поездки по России этим летом


21 июня 2022 года Евдокия Мельник, Forbes


Forbes Life вместе с экспертами разбирается, как повышение цен и вызванный санкциями кризис в гражданской авиации повлияют на внутренний туризм летом 2022 года. А главное, насколько безопасными будут поездки по стране в ближайшие два месяца

Рост цен — стандартная практика

27 февраля ЕС полностью закрыл небо для российских самолетов. Первое, что сразу заметили клиенты авиакомпаний, — повышение стоимости билетов. Политолог Михаил Виноградов в своем мини-исследовании описал, как изменились цены на авиаперелеты в середине марта: билет в Стамбул и обратно, например, стал стоить в несколько раз дороже, чем в начале февраля, — около 60 000 рублей. Для сравнения, по данным сайта Aviasales, в январе улететь в самый привлекательный для туристов (и эмигрантов) город Турции можно было меньше чем за 15 000 рублей.

Впрочем, уже к концу мая цены снова снизились: билеты в Стамбул в преддверии лета стоили около 40 000 рублей — и продолжили снижаться в течение июня. На момент подготовки этого материала отправиться в Стамбул можно уже за 26 803 рубля. В конце лета снизились цены и на перелеты по России. Субсидированный билет (часть затрат на выполнение полетов авиакомпаниям компенсирует государство, так что такие билеты стоят дешевле обычных) из Москвы  в Калининград в 2021 году стоил 3500 рублей, в конце мая 2022 года —  2970 рублей, сейчас — 2260 рублей. 

Однако по словам независимого аналитика и основателя Telegram-канала о высокодоходных облигациях Angry Bonds Дмитрия Адамидова, радоваться рано: цены на билеты как по стране, так и за границу в 2022 году еще вырастут. «Авиабилеты будут дорожать, особенно на маршрутах, по которым не предусмотрено государственное субсидирование. А темпы подорожания будут определяться платежеспособностью пассажиров», — прогнозирует эксперт.

С Адамидовым не согласен — во всяком случае в том, что касается цен на внутренние перелеты, — глава аналитической службы «АвиаПорт» Олег Пантелеев.  С 2013 года правительство реализует масштабную программу субсидирования прямых межрегиональных рейсов. По словам Пантелеева, в последние несколько лет российская авиационная отрасль достигла вполне конкурентоспособного уровня: «Если сравнить нынешнюю маршрутную сеть с тем, что было хотя бы в середине прошлого десятилетия, сейчас возможностей для полетов между регионами, минуя Москву, стало в несколько раз больше, при этом цены удерживаются на доступном уровне».

Аналитик подчеркивает, что программа существует за счет финансирования из федерального бюджета. В минувшие месяцы о рисках сокращения такого финансирования ничего не говорилось, чиновники утверждают, что средства на эту цель будут выделяться стабильно — значит и цены, вероятно, останутся на прежнем уровне. 

«Конечно, текущее лето отличается от прошлого, в первую очередь тем, что закрыты аэропорты юга. Но мы видим спрос на прямые перелеты внутри страны, поэтому активно открываем новые направления — например, запустили по пять новых маршрутов из Хабаровска и Иркутска, — рассказали Forbes Life в пресс-службе S7 Group (включает в себя авиакомпанию S7 Airlines). — Этому способствуют и различные программы поддержки авиакомпаний, принятые властями. Поскольку предложение перевозчиков сосредоточилось на внутреннем рынке, конкуренция стала выше. В совокупности с мерами господдержки это сдержит рост тарифов на авиаперевозки». 

Представители ассоциации туроператоров объяснили снижение цен тем, что авиакомпании не повышали стоимость билетов на внутренние рейсы в феврале — дело в перенасыщении рынка воздушным транспортом, потому что все самолеты, которые должны были лететь за границу, остались на территории России. В течение лета АТОР ожидает небольшого повышения стоимости билетов из-за изменения емкости внутренних рейсов за счет перераспределения транспорта по стране — и по зарубежным направлениям в том числе.

Исполнительный директор АТОР Майя Ломидзе прогнозирует повышение цен на авиаперевозки до конца лета на 10-15%. Эксперт подчеркивает, что изменение цен летом совершенно естественно: люди отправляются в отпуск — стоимость билетов растет. Ожидать существенного скачка цен, по словам Ломидзе, не стоит. «Внутри страны в целом стоимость авиаперелетов существенно не выросла. Только в пределах ежегодной сезонной волны. Дефицита перевозок нет. Если емкость авиапарка не будет сокращаться вынужденно, то вряд ли будет дальнейшее существенное повышение цен», — резюмировала Ломидзе в беседе с Forbes Life. 

Чем выше спрос — тем дороже билеты

Что касается железнодорожных билетов, то на них, как отмечает Дмитрий Адамидов, цены выросли — причем рост начался задолго до февральских событий. Но государство регулирует этот процесс более жестко, чем в авиации, потому что является акционером РЖД и имеет на Федеральную пассажирскую компанию бóльшее влияние, чем на любого авиаперевозчика. «Осенью 2021 года рост цен на железнодорожные билеты составил 10-20%. Посмотрим, как будут развиваться события  с началом этого отпускного сезона», — говорит эксперт.

РЖД использует динамическую систему ценообразования, при которой стоимость билетов на поезд не фиксирована и может изменяться в зависимости от различных факторов: чем выше спрос и чем ниже предложение, тем дороже стоят билеты. Не работает эта система разве что в случае с билетами в плацкарт. Их тариф определяется по сезонному коэффициенту: обычно проезд дешевле в начале года (с января и до середины февраля), в марте-апреле, в октябре и с начала ноября до середины декабря. В праздники же и летом билеты дороже на 10-20% — по данным онлайн-сервиса tutu.ru. 

Представители пресс-службы Федеральной пассажирской компании рассказали Forbes Life, что с начала года тарифы на поездки в те города, куда сейчас не летают гражданские самолеты (в связи с проведением «спецоперации»* России на Украине работа аэропортов была временно приостановлена в южных городах страны: в Геленджике, Симферополе, Элисте, Анапе, Краснодаре, Брянске, Белгороде, Курске, Липецке, Воронеже, Ростове-на-Дону), стараются сдерживать. В целом — успешно. По сравнению с 2019 годом цены на некоторые железнодорожные направления даже удалось снизить. Дешевле, чем три года назад, теперь, например, можно уехать из Москвы в Тольятти и Чебоксары, из Санкт-Петербурга — в Адлер, а из Мурманска —в Санкт-Петербург. 

Что ждет перевозки в условиях санкций 

2 марта воздушные суда отечественных авиаперевозчиков оказались без инженерного обслуживания европейской компании Airbus и американской Boeing: производители отказались поставлять запчасти и проводить техобслуживание самолетов в России. Авиакомпаниям будут предоставлены меры поддержки от Минтранса, в которые входят продление лицензии о годности до 1 сентября (лицензия позволяет компаниям, собственно, выполнять рейсы в ситуации, когда  зарубежные авиационные управления отзывают свои разрешения у российских самолетов), допуск сторонних компаний к ремонту самолетов и к замене их комплектующих. При этом директор департамента правового обеспечения и законопроектной деятельности Минтранса Алина Малышева на заседании комитета Совета Федерации по экономической политике заявила, что авиакомпании могут начать завозить детали из азиатских стран — например, из Индии и Турции. Кроме того, о готовности поставлять комплектующие российским авиакомпаниям недавно заявил Китай. 

По словам Олега Пантелеева, речь идет прежде всего о тех деталях, использование которых официально одобрено авиационными властями. Как объясняет эксперт, ряд агрегатов, запчастей и блоков для самых популярных моделей самолетов выпускают не только «родные», но и альтернативные производители. Они имеют все необходимые разрешения от местных авиационных властей, и эти разрешения признаются в том числе компаниями-производителями самых самолетов. «Речь идет о том, чтобы приобретать только разрешенные к эксплуатации детали и агрегаты. Но способы поставки, логистика доставки изделий окажутся не прямыми. Это будет делаться через посредников, которые могут располагаться и в Юго-Восточной Азии, и в странах Персидского залива, и в других регионах», — описывает процесс получения запасных деталей Олег Пантелеев.

Все, что необходимо для безопасной эксплуатации самолетов, пока удается «доставать», расходные материалы начали ввозить в страну уже в марте. «Конечно, со временем эта проблема может обостриться, но также не исключено, что будут найдены устойчивые долгосрочные решения, которые позволят российским компаниям спокойно работать на иностранной технике до тех пор, пока не будет в достаточном количестве производиться отечественная авиатехника. Сегодня прогнозировать развитие ситуации невозможно», — считает Пантелеев.

Кроме того, российские авиаперевозчики уже начали процесс каннибализации, то есть списывания воздушных судов с целью разобрать их на запасные детали — для использования на действующих самолетах. По большей части судами-донорами стали самолеты, снятые с отмененных зарубежных рейсов. По данным Forbes, лоукостер «Победа», например, намерен сократить свой авиапарк с 41 до 25 самолетов — 16 списанных бортов будут использованы для поставки деталей и комплектующих. По самым оптимистичным прогнозам, целиком прожить на добытых таким образом запчастях российских пассажирский флот сможет около 10 лет, по пессимистичным — всего около двух. 

Что касается ремонта самолетов, то при идеальном раскладе российские компании могли бы и сами освоить диагностику и ремонт комплектующих иностранного производства. Самостоятельная починка существенно дешевле, чем покупка нового изделия. Российские авиационные власти, очевидно, будут не против такой схемы — и без особенных проблем одобрят соответствующие ремонтные организации. Западные производители, правда, скорее всего будут считать «локальный» ремонт нелегальным — но с огромной долей вероятности это ни на что не повлияет. «Очевидно, что наличие или отсутствие признания качества ремонтных работ и запчастей со стороны европейских или американских чиновников не будет влиять на перевозки внутри России, — говорит Олег Пантелеев. — Сейчас ставка делается на новые отечественные воздушные суда. Нужно поддерживать существующий флот только до тех пор, пока его не удастся заменить российскими самолетами МС-21 и SSJ-New».

По мнению Дмитрия Адамидова, страхи, связанные с перелетами на самолетах российских авиакомпаний в условиях санкций, не имеют оснований. «Даже при жестких санкциях мы вполне способны поддерживать на приемлемом уровне авиационную безопасность. А если санкции ослабнут, тем более», — считает эксперт.

Олег Пантелеев, в свою очередь, считает, что третий квартал года авиаперевозчики должны отлетать нормально. Правда, потом возможно заметное сокращение числа самолетов, которые останутся на крыле. Насколько именно сократится флот, сегодня никто не знает. Директор авиационно-технического центра «Уральских авиалиний» Игорь Поддубный сообщил, что сотрудники компании провели ревизию собственных запасов, проанализировали мировой рынок и пришли к выводу, что пока всего необходимого хватает, а если дефицит и возникнет, его легко будет восполнить из альтернативных источников. «Есть варианты, они достаточно цивилизованные. Материалы, которые нам предложены, они проходят по нормам летной годности — и по европейским канонам, и по отечественным», — заявил он в ходе конференции MRO Russia & CIS. Поддубный говорит о «переборке» старых воздушно-транспортных средств для извлечения требуемых запчастей. Дмитрий Адамидов в разговоре с Forbes Life подчеркнул, что такой метод — общая практика, в которой нет ничего особенного. «Это делают абсолютно везде, все и всегда. Просто стараются не афишировать. Сейчас из-за санкций тема просто вышла на первый план», — объясняет эксперт.

Действительно, авиакомпании уже начинают самостоятельно обеспечивать себя запчастями — и сами же занимаются диагностикой воздушных судов. Представители пресс-службы S7 Group рассказали, что в холдинге есть собственный технический провайдер S7 Technics. Это крупнейший оператор техобслуживания и ремонта воздушных судов во всей Восточной Европе. Его сотрудники в числе прочего обслуживают самолеты  Airbus А320 Family, Boeing 737 и 757, Embraer Е170, Sukhoi SSJ-100.  «Кроме того, мы сами производим различные компоненты: для салона (например, чехлы), кухонь, уборных, у нас есть собственный покрасочный цех. В планах открытие нового цеха по ремонту вспомогательных силовых установок и двигателей в Шереметьеве —  это самый дорогостоящий сегмент ремонта», — сообщают в пресс-службе. 

Из сферы железнодорожных перевозок западные компании тоже уходят. Немецкий конгломерат Siemens, участвующий в создании и обслуживании поездов «Ласточка» и «Сапсан», 12 мая сообщил о том, что покидает российский рынок. Пока это никак не отразилось на спросе (и предложении) на железнодорожные билеты. Но, как и в случае с авиаперевозками, возник вопрос: выдержит ли отечественная система пассажирских перевозок свалившуюся на нее нагрузку без поддержки европейских партнеров? 

Генеральный директор «InfoLine-Аналитика» Михаил Бурмистров настроен скептически. Он сообщил Би-би-си (признано в России иноагентом), что варианты замещения запчастей и их эксплуатации пока есть. Но надолго ли их хватит — непонятно: «Можно заменять запасные части — на те, что есть на складе, — можно даже через какое-то время найти по схеме параллельного импорта запчасти, когда они закончатся. В крайнем случае можно разбирать один поезд, чтобы он был как донор запасных частей – такое тоже можно. Но проблема в том, что уровень надежности, который был исходно — он достигнут никогда не будет, потому что перестали работать системы управления жизненным циклом — комплекс IT решений» (пунктуация сохранена). 

Представители ФПК настроены оптимистично.  «Безопасность перевозок контролируется на высоком уровне, ремонтные работы выполняются специалистами согласно регламентам», — уверили они Forbes Life. Кроме того, даже в условиях санкций не прекращается усовершенствование поездов. В преддверии летнего сезона на некоторых направлениях обновляют двухэтажные составы — в них добавят детские купе и душевые кабины. Душем оснастят и некоторые одноэтажные составы. 

Эксперт-аналитик Европейского железнодорожного агентства Роман Мюнге также не видит поводов для беспокойства. Пока система автоматизации движения не пострадала в результате санкций и имеет запас прочности. Требований к немедленной замене и модернизации транспорта нет, поэтому безопасность поездов на ближайший год обеспечена. «За предыдущие десять лет вполне успешного сотрудничества с европейскими компаниями коллеги смогли внедрить самые передовые решения. Это позволит им восполнять запас прочности 1-2 года без всяких проблем», — рассказал Мюнге в беседе с Forbes Life. 

Вероятно, этим летом путешествовать по России можно будет без опаски — за свою жизнь, а в некоторых случаях и за бюджет. Но что ждет индустрию дальше, в данный момент не может предсказать никто. 

* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?



Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Леса просят дронов. Авиалесоохрана ищет деньги на закупку БАС
Максим Талавринов
Известия
Рейсовая колея: самолеты между Москвой и Питером летом будут летать каждые 15 минут
Алексей Михайлов, Роман Крецул
Известия
Огнем «Прометея»: система С-500 сдала экзамен по борьбе с гиперзвуком
Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Роскосмос» решил продать санатории и недвижимость на ₽11 млрд
Анастасия Львова
РБК
Авиакомпании пожаловались в ФАС на рост аэропортовых тарифов
Елена Балаян
Известия
Вылета нет: россиян не выпустили за границу из-за ошибок в паспорте
Валерия Лобко
Российская газета
В России создадут единую систему контроля за беспилотниками
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья Поднебесной: Китай растит конкурента Boeing и Airbus
Алексей Михайлов, Юлия Леонова, Андрей Федоров
Известия
Цели отделены: вертолеты ВМФ научат бороться с надводными дронами
Сергей Гурьянов
Известия
Истина в винте: насколько безопасен вертолетный туризм
Роман Крецул, Алексей Михайлов, Андрей Федоров
Известия
Отвержение ударов: военные аэродромы проверили на прочность
Роман Крецул, Алексей Михайлов, Андрей Федоров
Известия
Охраняющие виды: Севморпуть начнут патрулировать Ту-142
Наталья Башлыкова,Максим Талавринов
Известия
Полет ненормальный: авиакомпании будут штрафовать за недостоверную информацию о билетах
Анастасия Ординян
ИА Регнум
Непосадочный талон. Как овербукинг рушит планы российским авиапассажирам
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Татарский» джет: «недобитый» Ту-324 превратят в летающий Aurus
Анастасия Львова,
РБК
Росавиация сообщила о росте числа инцидентов с самолетами из-за птиц
Станислав Федоров, Юлия Леонова
Известия
«Ми» не виноваты: в Росавиации прошли обыски из-за вывоза за рубеж 59 бортов
Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Ремонт аэропортов предложили финансировать новым сбором с авиакомпаний
Кирилл Комаров
Профиль
"Тушка" в небе: самолеты Туполева вернулись на коммерческие маршруты в России

Известия
120 лет назад родился летчик-испытатель Валерий Чкалов
Виктор Бодров 
ТАСС
Реактивная "летающая парта": каким будет учебно-тренировочный самолет МиГ-УТС
Елена Проколова
Аргументы и Факты
«Они выжили, чтобы их судили». Летчики оценили действия пилотов Falcon 10
Наталья Башлыкова, Максим Талавринов
Известия
Улетный план: пассажирам внутренних рейсов в аэропортах разрешат продажу алкоголя
Евгения Перцева
Известия
Остановили по требованию: «Аэрофлот» обязали отправить людей на Пхукет
Максим Талавринов
Известия
Летательный исход: пилотов разбившегося Falcon 10 лишили «прав»
Станислав Кучушев, Андрей Коршунов
Известия
Орбитальная инстанция: конструктору «российского Хаббла» светит два года
Анастасия Львова
РБК
Пулково попросило ускорить внедрение duty free на внутрироссийских рейсах
Анастасия Львова
РБК
Глава Пулково упрекнул «Аэрофлот» в непредсказуемости его планов
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Угрозы с неба вынудили предприятия Петербурга и Ленобласти искать защиту от БПЛА
Вадим Кузьмицкий
Деловой Петербург
К аэропорту Пулково хотят сделать новый подъезд с юго-запада Петербурга
Анна Воробьева
Forbes
Первая женщина — военный пилот: почему турецкий аэропорт назван именем Сабихи Гёкчен
Наталия Ячменникова
Российская газета
Когда и чем в России обещают заменить иностранные самолеты
Алексей Клепиков
Деловой Петербург
Покажите природу убытков: овербукинг в России могут полностью легализовать
Евгений Никтовенко
Аргументы и Факты
Москва уступает Сибири. Авиакомпании переносят полётную активность за Урал
Юрий Гень,Михаил Сухарев,Тимур Алиев (СКФО)
Российская газета
На Северном Кавказе построят еще один международный аэропорт

Российская газета
Росавиация установит приаэродромные территории в небольших аэропортах
Анастасия Львова
РБК
«Аэрофлот» и ОАК договорились о том, каким будет салон самолета Ту-214
Андрей Коршунов
Известия
Пошли с прахом: лунная миссия американского Peregrine близка к провалу

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer