← Назад

Главная Обзоры СМИ Статьи

Выдающемуся конструктору двигателей Сергею Изотову – 105 лет


30 июня 2022 года Ростех


Сергей Петрович Изотов, с 1975 года главный конструктор, а с 1981 года генеральный конструктор Ленинградского НПО имени В.Я. Климова 30 июня 1917 года родился Сергей Петрович Изотов – один из основателей конструкторской школы АО «ОДК-Климов» Объединенной двигателестроительной корпорации. При участии конструктора были созданы турбовальные вертолетные двигатели ГТД-350, ТВ2-117 и ТВ3-117, уникальные жидкостные ракетные двигатели (ЖРД), реактивный самолетный двигатель РД-33.

Сергей Петрович Изотов, с 1975 года главный конструктор, а с 1981 года генеральный конструктор Ленинградского НПО имени В.Я. Климова
30 июня 1917 года родился Сергей Петрович Изотов – один из основателей конструкторской школы АО «ОДК-Климов» Объединенной двигателестроительной корпорации. При участии конструктора были созданы турбовальные вертолетные двигатели ГТД-350, ТВ2-117 и ТВ3-117, уникальные жидкостные ракетные двигатели (ЖРД), реактивный самолетный двигатель РД-33.

Сергей Петрович Изотов родился на станции Синельниково Днепропетровской губернии. Автомеханический факультет Ленинградского политехнического института окончил с отличием и был распределен на только что созданный завод №451, откуда вскоре отправился в командировку на завод №26 в Рыбинск, где судьба связала его с будущим наставником – Владимиром Яковлевичем Климовым. С 1941 года они вместе работали на объединенном заводе №26 в Уфе, куда были эвакуированы другие предприятия отрасли.

В Уфе Сергей Петрович прошел путь от инженера-конструктора до заместителя начальника серийно-конструкторского бюро, принимал активное участие в создании модификаций «двигателя Победы» М-105.

Отметив потенциал Сергея Петровича Изотова, Владимир Климов сделал его своим заместителем после создания Опытно-конструкторского бюро в Ленинграде в 1946 году. Изотов руководил всеми проектами по созданию реактивных двигателей – ВК-1, ВК-2, ВК-3, ВК-13.

В начале 1960-х на заводе им. В.Я. Климова (это имя заводу было присвоено после смерти конструктора в 1963 году) под руководством Сергея Петровича стартовала новая эпоха – ОКБ начало разработку турбовальных вертолетных двигателей ГТД-350 и ТВ2-117, главных вертолетных редукторов ВР-2 и ВР-8 для Ми-2 и Ми-8 соответственно.

В 1964-1972 гг. продолжилось развитие линейки вертолетных двигателей, были разработаны двигатели ТВ3-117 и главный редуктор ВР-24 для вертолета Ми-24, двигатель ТВ3-117М и главный редуктор ВР-14 для вертолета Ми-14.

В период руководства Сергея Изотова ОКБ занималось разработкой жидкостных ракетных двигателей. В 60-х был создан двигатель 5Д67 для второй ступени ракеты комплекса С-200. Затем была разработана установка 8Д419 для первой в СССР межконтинентальной баллистической ракеты УР-100. За эти работы Завод им. В.Я. Климова награжден орденом Ленина. Вторая почетная государственная награда – орден Октябрьской Революции – была вручена заводу за создание двигателя ГТД-1000Т для танка Т-80. Эта разработка тоже является заслугой «изотовской» команды.

Решения, отвечающие новым требованиям того времени, были разработаны и по тематике реактивных двигателей. В период с начала 1970-х годов по 1984 год был создан турбореактивный двигатель с форсажной камерой РД-33, коробка самолетных агрегатов КСА-2 и двигатель-турбостартер ГТДЭ-117 для истребителя МиГ-29. Этот двигатель и его модификации востребованы и популярны во всем мире до сих пор. Под руководством Сергея Изотова климовцы в кратчайшие сроки создали факел для Олимпиады-80.

«Жизнь Сергея Петровича – производственная и личная – это факел. Он не просто создавал коллектив. Когда он подбирал людей, он их «зажигал» – это надо иметь такое огромное внутреннее творческое горение и внутреннюю силу, которая позволяла ему вдохновлять людей», – говорит падчерица Сергея Петровича Елена Почиковская.

Сергея Петровича не стало в 1983 году. Для многих он стал настоящей легендой – человеком, который стоял у истоков отечественного авиадвигателестроения. Дело Сергея Петровича продолжил его сын Петр Сергеевич Изотов, который работал в ОКБ над совершенствованием конструкции двигателей. Он участвовал в создании двигателей ГТД-1000, РД-33, двигателя ТВ3-117 и его модификаций, в том числе ВК-2500, для всех вертолетов Миля и Камова. Внук Сергея Изотова, Данила Петрович, трудится в «ОДК-Климов» в дирекции программы ВК-2500/ТВ3-117, коллектив которой занимается доработкой конструкции изделий, чтобы обеспечить максимально безопасные и комфортные условия эксплуатации.

«Важно помнить и чтить историю, людей, благодаря которым мы имеем мощный научно-технический задел, позволяющий сегодня создавать конкурентоспособные изделия, применяя новейшие технологии. Коллектив под руководством Сергея Петровича Изотова создал огромное количество образцов техники, которая и сегодня надежно работает. Сильный потенциал сегодняшней команды «ОДК-Климов» основан в том числе на уникальном наследии прославленного конструктора, принципах и подходах его школы», – отмечает исполнительный директор АО «ОДК-Климов» Александр Ватагин.

30 июня в Политехническом университете Петра Великого состоится встреча руководства университета и «ОДК-Климов», приуроченная 105-й годовщине со дня рождения Сергея Петровича Изотова. АО «ОДК-Климов» является партнером СПбПУ по подготовке специалистов в области авиационного двигателестроения, ведению научных разработок. Сергей Петрович Изотов – яркий выпускник вуза, в честь которого в главном здании Политеха установлена памятная доска. Многие сегодняшние климовцы – выпускники Политехнического университета, которые продолжают развивать традиции прославленной «климовско-изотовской» школы двигателестроения.




URL: http://www.aex.ru/fdocs/1/2022/6/30/32985/


Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.