Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Поддуть клапаны: на спасение трех авиакомпаний потратят 17 млрд рублей


4 июня 2022 года Софья Смирнова, Известия


Правительство РФ выкупит облигации S7 Airlines на 13,7 млрд рублей, «Уральских авиалиний» — на 3 млрд рублей, «Авроры» — на 366 млн рублей. В ближайшее время опубликуют соответствующее распоряжение. Это не первое крупное вливание в частные отраслевые структуры. Так, поддержку получит Газпромбанк на сумму 50 млрд рублей, а также «Аэрофлот», РЖД, ДОМ.РФ. Средства возьмут из Фонда национального благосостояния. О последствиях для авиарынка и российской экономики — в материале «Известий».

Правительство РФ выкупит облигации S7 Airlines на 13,7 млрд рублей, «Уральских авиалиний» — на 3 млрд рублей, «Авроры» — на 366 млн рублей. В ближайшее время опубликуют соответствующее распоряжение. Это не первое крупное вливание в частные отраслевые структуры. Так, поддержку получит Газпромбанк на сумму 50 млрд рублей, а также «Аэрофлот», РЖД, ДОМ.РФ. Средства возьмут из Фонда национального благосостояния. О последствиях для авиарынка и российской экономики — в материале «Известий».

Реальная поддержка

Авиаотрасль, существенно пострадавшая в период антиковидных ограничений в России и мире, сейчас является одной из наиболее уязвимых сфер вследствие военной спецоперации на Украине и санкций западных стран, считает руководитель отдела макроэкономического анализа ФГ «Финам» Ольга Беленькая.

— Среди отрицательных факторов — полное закрытие авиасообщения с ЕС, США и Великобританией, приостановка полетов в ряд городов на юге России, запрет поставки в Россию воздушных судов и запчастей к ним, одностороннее досрочное прекращение договоров лизинга с российскими авиаперевозчиками по инициативе лизингодателей. По данным Росстата, грузооборот транспортной авиации в России в апреле рухнул почти на 85% к апрелю прошлого года, а пассажирские авиаперевозки — на 20,8%, — продолжает она.

По мнению аналитика, авиаотрасль — одна из ключевых в современной экономике, поэтому докапитализация компаний необходима для продолжения ее бесперебойной деятельности, хотя, по всей видимости, в новых условиях бизнес-модели в этой сфере будут реструктурироваться.

— В условиях, когда правительству приходится существенно наращивать бюджетные расходы для смягчения кризисных последствий в экономике и поддержания ее «структурной трансформации», а возможности привлечения госзаимствований на долговых рынках существенно ограничены, ФНБ становится одним из инструментов докапитализации компаний, оказавшихся в проблемной ситуации вследствие резкого изменения экономических условий. Решения по использованию его средств в этих целях уже принимались правительством и ранее, в частности, для «Аэрофлота», РЖД, ДОМ.РФ, — уточняет Ольга Беленькая.

По данным эксперта, средства ФНБ на 1 мая составляли около 11 трлн рублей, из них объем ликвидных активов — 7,876 трлн рублей. Несмотря на то что ФНБ изначально и задумывался как часть устойчивого механизма пенсионного обеспечения на длительную перспективу, средства из него не используются для текущих выплат пенсионерам.

— Дефицит Пенсионного фонда финансируется за счет трансферта из федерального бюджета, а на софинансирование пенсий сейчас тратятся относительно небольшие средства (в апреле — 2,5 млрд рублей). В текущем году с учетом ожидаемого дефицита федерального бюджета (по оценке министра финансов Антона Силуанова, он может составить минимум 1,6 трлн рублей) средства ФНБ могут наряду с другими накопленными резервами использоваться для покрытия бюджетного дефицита, — резюмирует Ольга Беленькая.

Сохранить источник

Фонд национального благосостояния формируется за счет поступлений от налога на добычу полезных ископаемых, который нефтегазовые компании платят ежемесячно, а также экспортных пошлин от продажи нефти, газа и их производных, комментирует управляющий партнер аналитического агентства «ВМТ Консалт» Екатерина Косарева.

— Тем не менее в текущем году ФНБ больше не получает части сверхдоходов от экспорта углеводородов, следовательно, поступает средств значительно меньше, чем тратится, — поясняет аналитик.

По мнению эксперта, мировые цены на нефть и газ растут. Несмотря на это, дальнейшая успешная реализация, а значит, и пополнение ФНБ находятся под вопросом.

— Во-первых, из-за антироссийских санкций целые страны отказываются импортировать российскую нефть и уже заявили об этом публично. Во-вторых, оставшиеся покупатели уже говорят о том, что готовы покупать российскую нефть с дисконтом. Первой, кто об этом заявил, стала Индия. В-третьих, вероятно снижение объемов добычи из-за устаревания оборудования, нехватки комплектующих и сервисного обслуживания: из России ушли четыре крупнейшие нефтесервисные компании. Есть и противоположная тенденция — уход в «серую» зону: так, набирает популярность практика переналива из одного танкера в другой и продажа российской нефти как нероссийской. В этом случае реальный подсчет объема продаж и выручки под вопросом, а значит, и пополнение ФНБ за счет экспортной выручки станет непрозрачным со следующего года, — рассуждает она.

— Выкуп облигаций — только одна из мер поддержки. Несколько дней назад ряд авиакомпаний открыли в банках специальные счета типа С для лизинговых платежей в пользу иностранных компаний. Да, воспользоваться ими прямо сейчас не будет возможности. Тем не менее механизм выступит неким аналогом банковской гарантии: после снятия санкций в отношении российских компаний деньги будут доступны немедленно. В дальнейшем мер поддержки будет еще больше, но стоит прислушаться прежде всего к мнению участников рынка, — отмечает Екатерина Косарева.

Без риска

Благодаря выкупу облигаций авиакомпаний на средства ФНБ частные компании получат финансирование и смогут продолжать бесперебойную работу, утверждает исполнительный директор департамента рынка капиталов ИК «Универ Капитал» Артем Тузов.

— Граждане смогут оперативно перемещаться по РФ. А российская экономика в том числе зависит от мобильности граждан. Перебои с авиасообщением негативно сказались бы на всей экономике, авиакомпаниям была необходима поддержка из средств ФНБ, — подчеркивает аналитик.

По мнению эксперта, мера поддержки благоприятно скажется на стабильном пополнении ПФР.

— Поскольку авиакомпании продолжат свою работу, их сотрудники будут получать оплату, а средства в Пенсионный фонд продолжат поступать, — продолжает он.

ФНБ был создан для поддержки экономики в трудный период и сейчас настал такой момент, говорит собеседник «Известий».

— То, что эти средства из ФНБ вообще выделяются и работают, а не заморожены до непонятных времен, — момент положительный. Кроме того, нет риска потерь: структура финансирования авиакомпаний через облигации предполагает возврат средств в ФНБ. Следовательно, это не повлияет на объемы фонда, — подытоживает Тузов.

Здесь и сейчас

Правительство приняло вынужденное решение о докапитализации авиакомпаний, которые терпят убытки по ряду причин, отмечает руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев.

— Во-первых, введенные санкции со стороны Запада, ограничение авиасообщения с зарубежными государствами. А ведь именно международные перелеты приносили перевозчикам прибыль — внутренние рейсы субсидируются государством для сдерживания цен на авиабилеты. Во-вторых, закрытие аэропортов на юге России, сокращение турпотока в эти регионы (Крым, Краснодарский край). В-третьих, снижение спроса на авиаперелеты у россиян в связи с ростом стоимости билетов, — перечисляет он.

По мнению эксперта, принимаемые правительством меры помогут авиакомпаниям пережить сложный период.

— Так, динамика пассажирооборота по всем видам транспорта в апреле составляла –7,5% против –4,0% год к году в марте и 23,0% год к году в феврале. То есть происходит ухудшение показателей пассажиропотока, авиакомпании терпят убытки, требуется поддержка отрасли, — оценивает он.

Изначально ФНБ создавался как средство финансирования будущих пенсий, но сейчас деньги, накопленные за счет высоких цен на энергоносители, направляются на поддержку ведущих компаний отдельных секторов и отраслей, говорит аналитик.

— Это необходимо, чтобы не допустить ухудшения ситуации в экономике страны, чтобы наименее болезненно пройти сложный кризисный период и не допустить роста масштабов негативных явлений: банкротства предприятий, роста безработицы, — объясняет эксперт.

Что касается прогнозов по объему ФНБ, то еще в апреле правительство приняло решение в течение этого года все сверхдоходы от высоких цен на нефть направлять не в фонд, а напрямую для пополнения бюджета, напоминает эксперт.

— Ожидается серьезное снижение ВВП (на 10–12%) по итогам года, поэтому различные меры по поддержке экономики потребуется принимать оперативно и своевременно, — подводит итоги Деев.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник
Иван Сало
РБК
МС-21: что это за самолет, его характеристики и роль в российской авиации



Валентина Аверьянова
Известия
На взлет: в России вводят новый авиационный сбор для пассажиров
Татьяна Копылова
Деловой Петербург
"Это очень критично": поможет ли новая станция метро аэропорту Пулково
Ирина Ионина
Известия
Летний под дых: кто компенсирует туристам расходы после транспортного коллапса
Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer