Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Поддуть клапаны: на спасение трех авиакомпаний потратят 17 млрд рублей


4 июня 2022 года Софья Смирнова, Известия


Правительство РФ выкупит облигации S7 Airlines на 13,7 млрд рублей, «Уральских авиалиний» — на 3 млрд рублей, «Авроры» — на 366 млн рублей. В ближайшее время опубликуют соответствующее распоряжение. Это не первое крупное вливание в частные отраслевые структуры. Так, поддержку получит Газпромбанк на сумму 50 млрд рублей, а также «Аэрофлот», РЖД, ДОМ.РФ. Средства возьмут из Фонда национального благосостояния. О последствиях для авиарынка и российской экономики — в материале «Известий».

Правительство РФ выкупит облигации S7 Airlines на 13,7 млрд рублей, «Уральских авиалиний» — на 3 млрд рублей, «Авроры» — на 366 млн рублей. В ближайшее время опубликуют соответствующее распоряжение. Это не первое крупное вливание в частные отраслевые структуры. Так, поддержку получит Газпромбанк на сумму 50 млрд рублей, а также «Аэрофлот», РЖД, ДОМ.РФ. Средства возьмут из Фонда национального благосостояния. О последствиях для авиарынка и российской экономики — в материале «Известий».

Реальная поддержка

Авиаотрасль, существенно пострадавшая в период антиковидных ограничений в России и мире, сейчас является одной из наиболее уязвимых сфер вследствие военной спецоперации на Украине и санкций западных стран, считает руководитель отдела макроэкономического анализа ФГ «Финам» Ольга Беленькая.

— Среди отрицательных факторов — полное закрытие авиасообщения с ЕС, США и Великобританией, приостановка полетов в ряд городов на юге России, запрет поставки в Россию воздушных судов и запчастей к ним, одностороннее досрочное прекращение договоров лизинга с российскими авиаперевозчиками по инициативе лизингодателей. По данным Росстата, грузооборот транспортной авиации в России в апреле рухнул почти на 85% к апрелю прошлого года, а пассажирские авиаперевозки — на 20,8%, — продолжает она.

По мнению аналитика, авиаотрасль — одна из ключевых в современной экономике, поэтому докапитализация компаний необходима для продолжения ее бесперебойной деятельности, хотя, по всей видимости, в новых условиях бизнес-модели в этой сфере будут реструктурироваться.

— В условиях, когда правительству приходится существенно наращивать бюджетные расходы для смягчения кризисных последствий в экономике и поддержания ее «структурной трансформации», а возможности привлечения госзаимствований на долговых рынках существенно ограничены, ФНБ становится одним из инструментов докапитализации компаний, оказавшихся в проблемной ситуации вследствие резкого изменения экономических условий. Решения по использованию его средств в этих целях уже принимались правительством и ранее, в частности, для «Аэрофлота», РЖД, ДОМ.РФ, — уточняет Ольга Беленькая.

По данным эксперта, средства ФНБ на 1 мая составляли около 11 трлн рублей, из них объем ликвидных активов — 7,876 трлн рублей. Несмотря на то что ФНБ изначально и задумывался как часть устойчивого механизма пенсионного обеспечения на длительную перспективу, средства из него не используются для текущих выплат пенсионерам.

— Дефицит Пенсионного фонда финансируется за счет трансферта из федерального бюджета, а на софинансирование пенсий сейчас тратятся относительно небольшие средства (в апреле — 2,5 млрд рублей). В текущем году с учетом ожидаемого дефицита федерального бюджета (по оценке министра финансов Антона Силуанова, он может составить минимум 1,6 трлн рублей) средства ФНБ могут наряду с другими накопленными резервами использоваться для покрытия бюджетного дефицита, — резюмирует Ольга Беленькая.

Сохранить источник

Фонд национального благосостояния формируется за счет поступлений от налога на добычу полезных ископаемых, который нефтегазовые компании платят ежемесячно, а также экспортных пошлин от продажи нефти, газа и их производных, комментирует управляющий партнер аналитического агентства «ВМТ Консалт» Екатерина Косарева.

— Тем не менее в текущем году ФНБ больше не получает части сверхдоходов от экспорта углеводородов, следовательно, поступает средств значительно меньше, чем тратится, — поясняет аналитик.

По мнению эксперта, мировые цены на нефть и газ растут. Несмотря на это, дальнейшая успешная реализация, а значит, и пополнение ФНБ находятся под вопросом.

— Во-первых, из-за антироссийских санкций целые страны отказываются импортировать российскую нефть и уже заявили об этом публично. Во-вторых, оставшиеся покупатели уже говорят о том, что готовы покупать российскую нефть с дисконтом. Первой, кто об этом заявил, стала Индия. В-третьих, вероятно снижение объемов добычи из-за устаревания оборудования, нехватки комплектующих и сервисного обслуживания: из России ушли четыре крупнейшие нефтесервисные компании. Есть и противоположная тенденция — уход в «серую» зону: так, набирает популярность практика переналива из одного танкера в другой и продажа российской нефти как нероссийской. В этом случае реальный подсчет объема продаж и выручки под вопросом, а значит, и пополнение ФНБ за счет экспортной выручки станет непрозрачным со следующего года, — рассуждает она.

— Выкуп облигаций — только одна из мер поддержки. Несколько дней назад ряд авиакомпаний открыли в банках специальные счета типа С для лизинговых платежей в пользу иностранных компаний. Да, воспользоваться ими прямо сейчас не будет возможности. Тем не менее механизм выступит неким аналогом банковской гарантии: после снятия санкций в отношении российских компаний деньги будут доступны немедленно. В дальнейшем мер поддержки будет еще больше, но стоит прислушаться прежде всего к мнению участников рынка, — отмечает Екатерина Косарева.

Без риска

Благодаря выкупу облигаций авиакомпаний на средства ФНБ частные компании получат финансирование и смогут продолжать бесперебойную работу, утверждает исполнительный директор департамента рынка капиталов ИК «Универ Капитал» Артем Тузов.

— Граждане смогут оперативно перемещаться по РФ. А российская экономика в том числе зависит от мобильности граждан. Перебои с авиасообщением негативно сказались бы на всей экономике, авиакомпаниям была необходима поддержка из средств ФНБ, — подчеркивает аналитик.

По мнению эксперта, мера поддержки благоприятно скажется на стабильном пополнении ПФР.

— Поскольку авиакомпании продолжат свою работу, их сотрудники будут получать оплату, а средства в Пенсионный фонд продолжат поступать, — продолжает он.

ФНБ был создан для поддержки экономики в трудный период и сейчас настал такой момент, говорит собеседник «Известий».

— То, что эти средства из ФНБ вообще выделяются и работают, а не заморожены до непонятных времен, — момент положительный. Кроме того, нет риска потерь: структура финансирования авиакомпаний через облигации предполагает возврат средств в ФНБ. Следовательно, это не повлияет на объемы фонда, — подытоживает Тузов.

Здесь и сейчас

Правительство приняло вынужденное решение о докапитализации авиакомпаний, которые терпят убытки по ряду причин, отмечает руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев.

— Во-первых, введенные санкции со стороны Запада, ограничение авиасообщения с зарубежными государствами. А ведь именно международные перелеты приносили перевозчикам прибыль — внутренние рейсы субсидируются государством для сдерживания цен на авиабилеты. Во-вторых, закрытие аэропортов на юге России, сокращение турпотока в эти регионы (Крым, Краснодарский край). В-третьих, снижение спроса на авиаперелеты у россиян в связи с ростом стоимости билетов, — перечисляет он.

По мнению эксперта, принимаемые правительством меры помогут авиакомпаниям пережить сложный период.

— Так, динамика пассажирооборота по всем видам транспорта в апреле составляла –7,5% против –4,0% год к году в марте и 23,0% год к году в феврале. То есть происходит ухудшение показателей пассажиропотока, авиакомпании терпят убытки, требуется поддержка отрасли, — оценивает он.

Изначально ФНБ создавался как средство финансирования будущих пенсий, но сейчас деньги, накопленные за счет высоких цен на энергоносители, направляются на поддержку ведущих компаний отдельных секторов и отраслей, говорит аналитик.

— Это необходимо, чтобы не допустить ухудшения ситуации в экономике страны, чтобы наименее болезненно пройти сложный кризисный период и не допустить роста масштабов негативных явлений: банкротства предприятий, роста безработицы, — объясняет эксперт.

Что касается прогнозов по объему ФНБ, то еще в апреле правительство приняло решение в течение этого года все сверхдоходы от высоких цен на нефть направлять не в фонд, а напрямую для пополнения бюджета, напоминает эксперт.

— Ожидается серьезное снижение ВВП (на 10–12%) по итогам года, поэтому различные меры по поддержке экономики потребуется принимать оперативно и своевременно, — подводит итоги Деев.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах



София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта
Владимир Гаврилов
Известия
Билетное па: выплаты пассажирам за овербукинг хотят сделать обязательными
Андрей Коршунов
Известия
Спрей для дела: новые российские двигатели доставят на Луну наноспутники
Михаил Захаров
Монокль
Boeing заходит на Россию
Надежда Сарапина
РИА Новости
"Расхлебывать придется годами". Китай больно щелкнул США по носу
Екатерина Хамова
Известия
Взвинченным темпом: РФ и Колумбия не договорились по ремонту Ми-17
Захар Максимов
ВГУДОК
РЖД и Аэрофлот охладеют к пассажирам
Айгуль Абдуллина, Александра Мерцалова
Коммерсант
В Сухум подлетают с вопросами
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное притяжение: космическая обсерватория займется поиском жизни во Вселенной
Андрей Коршунов
Известия
Спутник с жизнью: мыши и мухи помогут подготовить человека к полетам на Луну и Марс
Дмитрий Литвинов
Парламентская газета
В Росавиации оценили идею доставлять товары из Китая беспилотниками
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Владимир Гаврилов
Известия
Подставили на крыло: в США удерживают закупленные РФ авиазапчасти на $500 млн
Ксения Власова
ИрСити
«Вполне реально завершить эту программу». Авиаэксперт оценил, сколько МС-21 получат авиакомпании в 2026 году
Дарья Молоткова, Елена Сухорукова, при участии Анна Захарова
РБК
Немецкий оператор duty free вышел из бизнеса в Шереметьево и Домодедово

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer