Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


ОАК сосредотачивается


3 июня 2022 года Николай Ивашов, Екатерина Кобиц, Эксперт


Объединенная авиационная корпорация пошла по пути европейских конкурентов, консолидируя активы в целях повышения эффективности. Реформы для российского авиастроения сейчас актуальны как никогда. Эпоха «перетягивания одеяла» в авиапроме подошла к концу.

На этой неделе поставлена точка в продолжавшемся более года процессе объединения компании «Сухой» и корпорация «МиГ» с водящим в Госкорпорацию «Ростех» ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация» (ОАК). Соответствующие записи были внесены в Единый государственный реестр юридических лиц. 

Объединиться, чтобы выжить

В публичное поле информация о грядущем слиянии впервые попала в марте 2021 года после посвященного реформе отечественного авиастроения совещания в «Ростехе». Совет директоров ОАК одобрил объединение в ноябре 2021 года, а акционеры трех компаний проголосовали «за» в январе 2022 года. Стоит отметить, управление тремя компаниями было централизовано заблаговременно.

Целесообразность объединения активно обсуждалась в авиационном сообществе в прошлом году. Однако сейчас стало очевидно, что ОАК необходимо сосредоточить все силы перед рывком, который придется сделать в ближайшие полтора года ради выживания всей отечественной авиации под мощным санкционным давлением Запада.

«Обе присоединяемые компании находятся в числе лидеров мирового авиастроения, обладают мощными конструкторскими компетенциями и пулом перспективных разработок, обеспечивают выполнение полного цикла работ — от проектирования авиатехники и ее производства до послепродажного обслуживания и модернизации самолетов», — отмечается в официальном заявлении ОАК по случаю юридического оформления объединения. 

«Проведенная реорганизация завершает один из важных этапов корпоративной трансформации ОАК, которая подразумевает в том числе переход от 3-х уровневой к 2-х уровневой структуре управления в корпорации. При этом сильные и известные во всем мире бренды “Сухой” и “МиГ” сохранятся в производимых самолетах, авторитетные конструкторские школы продолжат развиваться. ПАО “ОАК”, таким образом, становится не только корпоративным центром Группы ОАК, но и операционной компанией, непосредственно управляющей производством и конструкторскими бюро, реализующей авиационные программы и разрабатывающей перспективную технику», — приводит сайт ОАК слова генерального директора ГК «Ростех» Сергей Чемезов.

«При образовании ОАК в 2006 году основной задачей было сохранение потенциалов – кадрового, научного, производственного — которыми обладали разрозненные самолетостроительные предприятия. Эта задача решена, настало время сделать следующий шаг — стать единой операционной компанией. С максимальным вниманием к сохранению конструкторов и других ценных специалистов, с акцентом на оптимальное использование мощностей КБ и производственных площадок идти по пути повышения эффективности работы, создавать самолеты будущего, включая беспилотные системы, гибридные решения. Объединение ОАК, “Сухого” и “МиГа” должно дать мощный импульс развитию всей отрасли», — заявил генеральный директор ОАК Юрий Слюсарь.

В числе целей корпоративной трансформации в ОАК называют в первую очередь сокращение числа управленческих уровней, общехозяйственных затрат, а также упрощение корпоративной структуры. Благодаря объединению планируется исключить из управленческой матрицы дублирующие административные функции. 

Кроме того, по мнению руководства ОАК, в свете слияния открываются новые возможности для развития общекорпоративных центров компетенций и обслуживания, расширяется кооперация производственных площадок для более эффективной реализации самолетостроительных программ, повышается финансовая устойчивость всей корпорации. 

Эпоха «перетягивания одеяла» закончилась

Завершение объединительного процесса «Эксперту» прокомментировал руководитель отраслевого портала Avia.ru Роман Гусаров. «Надо сказать, что процесс объективный. У нас в Советском Союзе был Минавиапром, и, естественно, все управлялось из единого мозгового центра и подчинялось единой задаче. При этом, конечно же, все конструкторские бюро и предприятия имели некоторую автономию. И была достаточно сильная внутренняя конкуренция, каждый защищал свой проект, просил для него финансирования. Именно благодаря этой конкуренции наша авиапромышленность эффективно развивалась», — констатировал эксперт. 

«Все это хорошо работало до тех пор, пока все авиационные проекты были относительно недорогими и нетрудоемкими, а государство могло позволить себе разработку аналогичных самолетов и вертолетов в разных КБ. И потом опытным путем выбрать, чья разработка станет основной. Изначально могли давать аналогичные заказы и “Сухому”, и “МиГу”, и “Илюшину”, и “Антонову”. Но эволюция пошла таким образом, что процесс создания новой техники стал настолько сложным и высокотехнологичным, что теперь требует сверхконцентрации всех ресурсов — и финансовых, и мозговых. Сейчас распылять финансирование на одинаковые проекты стало накладно. Поняв, что без объединения усилий невозможно создавать современную авиатехнику, европейцы создали Airbus. Ведущие фирмы из разных стран интегрировались в единую компанию. Такая стратегия победила внутриевропейскую конкуренцию, переведя ее в конкуренцию, например, с американцами. И сейчас Airbus огромную рынка гражданской авиации отобрал у Boeing», — заметил Роман Гусаров.

По его словам, у нас же, напротив, вся авиастроительная промышленность рассыпалась на несколько независимых предприятий. И оказалось, что самостоятельно они ничего толком реализовать и не могут. КБ не может построить самолет в отрыве от завода, не может работать без научных институтов и так далее. В итоге получалась постоянная междоусобная борьба и бесконечное «перетягивание одеяла на себя». 

«Я это неоднократно наблюдал, когда самолет новый строится на каком-нибудь заводе. Завод не выполнял сроки, сливал ответственность на конструкторское бюро, которое не предоставило документацию или еще что-то. Конструкторское бюро перекладывало вину обратно на завод. В итоге “у семи нянек дитя оставалось без глазу”. Опять-таки. отдельные предприятия не могут привлечь финансовые ресурсы. Да, они пытаются привлечь коммерческие деньги, но банкам нужна четкая перспектива. И вышло, что производство — отдельно, разработки — отдельно, продажи — отдельно. А чтобы продавать и продвигать продукты на рынках, нужно консолидировать ресурсы, двигаться единым фронтом», — отметил главред Avia.ru.

«Сейчас стало понятно, что такая концепция недееспособна. Создали ОАК — объединение компаний с надстройкой в виде корпорации. Но было ясно, что это некий переходный вариант, и нужно завершать процесс — создать единую корпорацию, которая станет не просто управляющей надстройкой, но и будет распределять задачи между разработчиками, заводами, выстраивать горизонтальную и вертикальную кооперацию. И при этом сохранять производственную самостоятельность подразделений», — рассказал Роман Гусаров, добавив, что именно поэтому внутри ОАК было решено создать несколько дивизионов. 

«Был создан дивизион “Боевая авиация”, основой которого стали “МиГ” и “Сухой”. Точно также был создан гражданский дивизион. Напомню, что недавно произошло еще одно объединение, когда “Гражданские самолёты Сухого” вошли в “Иркут”. Далее — дивизион “Транспортная авиация” на базе, конечно же, “Ильюшина”. И еще “Специальная авиация”. При этом ни в коем случае не предполагается ликвидация чего-то, у каждого из этих КБ есть свои уникальные компетенции и наработки, они будут вести свои проекты. Такой же принцип использует Boeing. Его сборочные производства — это всего лишь сборка, а элементы поставляются со всего земного шара. Также будут работать и связи и внутри ОАК», — заключил эксперт.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?



Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Леса просят дронов. Авиалесоохрана ищет деньги на закупку БАС
Максим Талавринов
Известия
Рейсовая колея: самолеты между Москвой и Питером летом будут летать каждые 15 минут
Алексей Михайлов, Роман Крецул
Известия
Огнем «Прометея»: система С-500 сдала экзамен по борьбе с гиперзвуком
Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Роскосмос» решил продать санатории и недвижимость на ₽11 млрд
Анастасия Львова
РБК
Авиакомпании пожаловались в ФАС на рост аэропортовых тарифов
Елена Балаян
Известия
Вылета нет: россиян не выпустили за границу из-за ошибок в паспорте
Валерия Лобко
Российская газета
В России создадут единую систему контроля за беспилотниками
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья Поднебесной: Китай растит конкурента Boeing и Airbus
Алексей Михайлов, Юлия Леонова, Андрей Федоров
Известия
Цели отделены: вертолеты ВМФ научат бороться с надводными дронами
Сергей Гурьянов
Известия
Истина в винте: насколько безопасен вертолетный туризм
Роман Крецул, Алексей Михайлов, Андрей Федоров
Известия
Отвержение ударов: военные аэродромы проверили на прочность
Роман Крецул, Алексей Михайлов, Андрей Федоров
Известия
Охраняющие виды: Севморпуть начнут патрулировать Ту-142
Наталья Башлыкова,Максим Талавринов
Известия
Полет ненормальный: авиакомпании будут штрафовать за недостоверную информацию о билетах
Анастасия Ординян
ИА Регнум
Непосадочный талон. Как овербукинг рушит планы российским авиапассажирам
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Татарский» джет: «недобитый» Ту-324 превратят в летающий Aurus
Анастасия Львова,
РБК
Росавиация сообщила о росте числа инцидентов с самолетами из-за птиц
Станислав Федоров, Юлия Леонова
Известия
«Ми» не виноваты: в Росавиации прошли обыски из-за вывоза за рубеж 59 бортов
Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Ремонт аэропортов предложили финансировать новым сбором с авиакомпаний
Кирилл Комаров
Профиль
"Тушка" в небе: самолеты Туполева вернулись на коммерческие маршруты в России

Известия
120 лет назад родился летчик-испытатель Валерий Чкалов
Виктор Бодров 
ТАСС
Реактивная "летающая парта": каким будет учебно-тренировочный самолет МиГ-УТС
Елена Проколова
Аргументы и Факты
«Они выжили, чтобы их судили». Летчики оценили действия пилотов Falcon 10
Наталья Башлыкова, Максим Талавринов
Известия
Улетный план: пассажирам внутренних рейсов в аэропортах разрешат продажу алкоголя
Евгения Перцева
Известия
Остановили по требованию: «Аэрофлот» обязали отправить людей на Пхукет
Максим Талавринов
Известия
Летательный исход: пилотов разбившегося Falcon 10 лишили «прав»
Станислав Кучушев, Андрей Коршунов
Известия
Орбитальная инстанция: конструктору «российского Хаббла» светит два года
Анастасия Львова
РБК
Пулково попросило ускорить внедрение duty free на внутрироссийских рейсах
Анастасия Львова
РБК
Глава Пулково упрекнул «Аэрофлот» в непредсказуемости его планов
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Угрозы с неба вынудили предприятия Петербурга и Ленобласти искать защиту от БПЛА
Вадим Кузьмицкий
Деловой Петербург
К аэропорту Пулково хотят сделать новый подъезд с юго-запада Петербурга
Анна Воробьева
Forbes
Первая женщина — военный пилот: почему турецкий аэропорт назван именем Сабихи Гёкчен
Наталия Ячменникова
Российская газета
Когда и чем в России обещают заменить иностранные самолеты
Алексей Клепиков
Деловой Петербург
Покажите природу убытков: овербукинг в России могут полностью легализовать
Евгений Никтовенко
Аргументы и Факты
Москва уступает Сибири. Авиакомпании переносят полётную активность за Урал
Юрий Гень,Михаил Сухарев,Тимур Алиев (СКФО)
Российская газета
На Северном Кавказе построят еще один международный аэропорт

Российская газета
Росавиация установит приаэродромные территории в небольших аэропортах
Анастасия Львова
РБК
«Аэрофлот» и ОАК договорились о том, каким будет салон самолета Ту-214
Андрей Коршунов
Известия
Пошли с прахом: лунная миссия американского Peregrine близка к провалу

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer