Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Кто присмотрит за Россией из космоса: в Правительство РФ внесён законопроект о ДЗЗ


6 июня 2022 года Роскосмос


Процесс принятия закона о дистанционном зондировании Земли (ДЗЗ) из космоса длится уже второй год, но кажется теперь мы близки к его завершению. Pro космос узнал у Валерия Заичко, заместителя директора департамента навигационных космических систем Роскосмоса, об основных положениях будущего закона и изменениях, которые он внесёт в нашу жизнь.

Процесс принятия закона о дистанционном зондировании Земли (ДЗЗ) из космоса длится уже второй год, но кажется теперь мы близки к его завершению. Pro космос узнал у Валерия Заичко, заместителя директора департамента навигационных космических систем Роскосмоса, об основных положениях будущего закона и изменениях, которые он внесёт в нашу жизнь.

Текущая ситуация с законом о ДЗЗ

Проект федерального закона «О дистанционном зондировании Земли из космоса» внесён на рассмотрении в Правительство РФ. В соответствии с планом законодательной деятельности он пройдёт рассмотрение в Госдуме в первом полугодии 2022 года. Текущая версия согласована со всеми федеральными органами исполнительной власти (ФОИВ), с юридической и организационно-правовой точек зрения законопроект прошёл все стадии согласовании, в т.ч. общественного. Поэтому есть шанс, что процесс, растянувшийся уже на второй год, скоро завершится его принятием.

«Законопроект был заслушан на общественном совете Роскосмоса. Для обсуждения проекта Госкорпорация провела более 10 мероприятий, включая четыре конференции с экспертами, круглый стол на конференции ИКИ РАН „Современные проблемы ДЗЗ“ в ноябре 2021 года, а также круглый стол на конференции „Современные проблемы фотограмметрии и ДЗЗ“ компании „Ракурс“», — описал текущую ситуацию Валерий Заичко. Он добавил, что в июне прошлого года законопроект был размещён на сайте regulation.ru для публичного ознакомления. В итоге поступило более 50 замечаний и предложений, в т.ч. от коммерческих компаний. В течение года Роскосмос их отрабатывал: «Постарались по максимум всё учесть», — уверяет заместитель директора департамента навигационных космических систем Роскосмоса.

Основные тезисы закона о ДЗЗ

Законопроект регулирует порядок использования данных ДЗЗ, получаемых российской орбитальной группировкой, прежде всего для государственных нужд. Смысл его в том, чтобы законодательно урегулировать использование уже де-факто созданной и работающей российской космической системы ДЗЗ в составе орбитальной группировки, наземной инфраструктуры, а также способов и методов обработки данных.

«Каких-то дополнительных ограничений или дополнительной регуляторной нагрузки на коммерческий сектор он не вносит, — по этому поводу было получено подтверждение от Минюста и Минэкономразвития», — объясняет Заичко.

Основные понятия, закрепляющиеся законопроектом:

  • Российская космическая система ДЗЗ;
  • оператор Российской космической системы ДЗЗ;
  • орбитальная группировка КА ДЗЗ. Требования к ее построению;
  • наземная космическая инфраструктура ДЗЗ;
  • требования к данным ДЗЗ и критерии оценки качества данных ДЗЗ;
  • национальный центр ДЗЗ из космоса;
  • коммерциализация деятельности в области ДЗЗ из космоса.

Центральные темы в законопроекте:

  • Недискриминационный доступ к данным ДЗЗ из космоса;
  • порядок вовлечения данных ДЗЗ из космоса в коммерческий оборот;
  • свободное распространение данных ДЗЗ из космоса;
  • качество данных ДЗЗ из космоса и критерии их объективной оценки;
  • использование данных ДЗЗ в качестве доказательной базы.
     

Спорные моменты закона о ДЗЗ

По его словам, большинство вопросов к законопроекту со стороны коммерческих поставщиков сервисов и услуг на основе данных космической группировки было по лицензированию деятельности в области ДЗЗ. Частный сектор опасался, что лицензирование наложит на них дополнительные ограничения. В итоге эти положения из него убрали, оставив формулировку «в соответствии с действующим законодательством». Существующие законодательные акты лицензируют только приём и обработку первичных данных ДЗЗ. Закон нацелен, прежде всего, на упорядочивание распространения этих данных (например, проверку, являются ли они секретными или нет и т.п.). Также новый закон будет регулировать права и обязанности ФОИВ/РОИВ, муниципальных образований, физических и юридических лиц по использованию данных российской космической системы ДЗЗ.

Вторая группа вопросов к законопроекту была по сертификации данных ДЗЗ из космоса. Тут, по мнению Валерия Заичко, есть недопонимание многими игроками рынка. Во-первых, сертификация носит добровольный характер. Во-вторых, смысл её заключается в том, чтобы подтвердить достоверность космических снимков: получен такими-то средствами, точность определения координат, разрешающая способность, никаких кардинальных изменений в текущие процессы не вносилось. Сертификация позволит использовать данные ДЗЗ в контрольно-надзорной деятельности (Росреестр, Роснедра, контроль вырубки леса, подтверждения ущерба при стихийных бедствиях и пр.).

«Естественно, сертифицировать и подтвердить подлинность данных ДЗЗ мы можем только со своей орбитальной группировки. И у коммерческих компаний возник вопрос, а что же делать с данными, полученным зарубежными поставщиками. Но теперь, когда те отказались от поставок российским потребителям данных ДЗЗ, этот вопрос вообще отпал сам собой», — отмечает собеседник.
Третья спорная тема волновала в первую очередь Росатом и Росреестр (как это ни удивительно, но бизнес не возражал). Сейчас закон распространяется на зондирование Земли только из космоса. В него не входит, например, аэросъёмка. Но в итоге все согласились с причинами, по которым там действуют совершенно иные условия регулирования.

Тем не менее одно замечание ФОИВов урегулировано не было — их беспокоит регулирование законом деятельности, связанной с использованием данных ДЗЗ: продуктов, сервисов и услуг, создаваемых на их основе.

«Данные ДЗЗ — это просто снимок из космоса, проблемы их распространять нет. Но на сегодня этого уже недостаточно: нужно идентифицировать объекты, провести какой-то анализ. Поэтому данные ДЗЗ, продукты, сервисы и услуги на их основе не разделимы» — объясняет позицию Валерий Заичко.
По его словам, ФОИВы опасались монополизации этой сферы Роскосмосом. Но эти страхи не обоснованы, по мнению Заичко. Он отмечает, что данные ДЗЗ даются ФОИВ бесплатно. Если ФОИВ хотят получить услуги и сервисы на их основе — они могут обратиться как в Роскосмос, так и к коммерческим компаниям. Эту деятельность законопроект ни в коем случае не ограничивает. В качестве примера он приводит проект «Цифровая Земля», в котором реализуются 7 геосервисов и 27 информационных продуктов.

Заключение

ДЗЗ из космоса — это одна из самых быстро развивающихся сфер в коммерческой космической отрасли, поэтому очень интересно, как ее реализация сложится в России.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Анастасия Костина
Известия
Секрет Бирмы: Мьянма готова рассмотреть запуск прямых рейсов из Москвы
Владимир Гаврилов
Известия
Детальный сбор: промкомплекс для выпуска запчастей на Airbus и Boeing запустят в августе
Анна Скрипка,Татьяна Ткачева
Российская газета
Аэропорты Черноземья переживают масштабную модернизацию
Дмитрий Алексеев
Известия
Близкое далёко: программу субсидирования региональных авиарейсов расширят

Известия
Эксперты заявили о крахе Boeing из-за санкций против России
Анастасия Львова
РБК
Авиакомпания S7 выступила против создания фонда реконструкции аэродромов
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
В Петербурге представили комплекс защиты от БПЛА на базе дирижаблей
Николай Козин
Парламентская газета
Росавиация: В России не было ни одного случая каннибализации самолетов



Андрей Коршунов
Известия
Беспилотная зона: дроны помогут космонавтам на Российской орбитальной станции
Елизавета Борисенко
Известия
В ту степь: Россия увеличит число авиарейсов в Монголию
Екатерина Шокурова
РБК
Минэк протестирует доставку грузов дронами без внешнего контроля
Евгения Перцева
Известия
Главное — место: duty free с алкоголем на внутренних вылетах откроют три аэропорта
Мария Недюк, Богдан Степовой
Известия
Весомая категория: в России создан самый грузоподъемный дрон
Иван Петров
Известия
Дают добро: как пассажиры международных рейсов пытаются обмануть таможню
Анастасия Львова
РБК
Для сельхоздронов попросили упростить регистрацию в Росавиации
Денис Гриценко
Известия
Паралётные птицы: испытано крыло, на котором Конюхов отправится к Северному полюсу
Денис Давыдов
MASHNEWS
К 2030 году 50% самолетов в парках авиакомпаний должны быть российскими
Андрей Коршунов
Известия
С неба на воду: успешная посадка Starship приблизит полеты на Луну
Анна Захарова, Анастасия Львова, Виктория Елетина
РБК
Доходы duty free в аэропорту Владивостока выросли втрое благодаря Китаю
Евгения Перцева
Известия
Питьевой режим: продажи алкоголя в duty free на внутренних рейсах могут ограничить
Инесса Фотева
Парламентская газета
Спасать космонавтов будут с помощью беспилотников
Наталья Башлыкова
Известия
Красота в салоне: допустимую температуру в самолетах закрепят законодательно
Роман Гусаров
NEWS.ru
Почему хотят переименовать самолет Superjet: как он будет называться?
Анастасия Львова
РБК
Власти решили расширить функционал ЭРА-ГЛОНАСС на беспилотники и самокаты
Алексей Иванов
Эксперт
Взлет с господдержкой
Анастасия Львова
РБК
МАК назвал причины катастрофы с вертолетом Ми-8 «АлтайАвиа»
Валерия Лобко
Российская газета
Лидеры отрасли беспилотной авиации: тяжелые дроны - будущее аэрологистики ритейла
Андрей Коршунов
Известия
Ледные условия: микрорельеф защитит самолеты от атмосферных осадков

Интерфакс
Власти РФ ухудшили прогноз авиаперевозок в 2024-28 гг. на фоне сдвига поставок самолетов
Герман Костринский, Петр Канаев
РБК
Власти изменили сроки поставок новых российских самолетов
Герман Костринский, Ирина Парфентьева, Петр Канаев
РБК
«Аэрофлот» и «Ростех» подписали контракт на поставку самолетов Ту-214
Светлана Афонина
Деловой Петербург
Смольный перенёс сроки запуска центра развития беспилотников в ОЭЗ
Герман Костринский, Анастасия Львова, Иван Ткачёв
РБК
«Победа» в SDN-листе. Что это значит для авиакомпании и ее пассажиров
Евгения Бородина
Известия
Взлет заглушаю: что облегчит длинный перелет
Юлия Леонова, Владимир Матвеев
Известия
Первый в классе: спущен на воду учебный корабль для вертолетчиков
Наталья Башлыкова, Максим Талавринов
Известия
Экономь-класс: ФАС попросили проверить рост стоимости авиабилетов
София Прохорчук, Яна Штурма
Известия
Раздор полетов: почему пассажиры «Аэрофлота» не попали на рейсы
Анастасия Морозова
Forbes
Bloomberg узнал о сложностях с покупкой Boeing своей бывшей «дочки» Spirit
Валерия Лобко
Российская газета
Взглянуть в небо: Регионы оценят по уровню развития беспилотников
Татьяна Серебрякова
HotLine.travel
Может ли скандал вокруг Turkish Airlines привести к ограничению рейсов в Россию
Яна Штурма, Ксения Набаткина, Валерия Мишина
Известия
Владивосточное время: куда полетят россияне этим летом
Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Первый аэропорт в Карачаево-Черкесии построят «Аэропорты регионов»
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность
Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer