Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Кто присмотрит за Россией из космоса: в Правительство РФ внесён законопроект о ДЗЗ


6 июня 2022 года Роскосмос


Процесс принятия закона о дистанционном зондировании Земли (ДЗЗ) из космоса длится уже второй год, но кажется теперь мы близки к его завершению. Pro космос узнал у Валерия Заичко, заместителя директора департамента навигационных космических систем Роскосмоса, об основных положениях будущего закона и изменениях, которые он внесёт в нашу жизнь.

Процесс принятия закона о дистанционном зондировании Земли (ДЗЗ) из космоса длится уже второй год, но кажется теперь мы близки к его завершению. Pro космос узнал у Валерия Заичко, заместителя директора департамента навигационных космических систем Роскосмоса, об основных положениях будущего закона и изменениях, которые он внесёт в нашу жизнь.

Текущая ситуация с законом о ДЗЗ

Проект федерального закона «О дистанционном зондировании Земли из космоса» внесён на рассмотрении в Правительство РФ. В соответствии с планом законодательной деятельности он пройдёт рассмотрение в Госдуме в первом полугодии 2022 года. Текущая версия согласована со всеми федеральными органами исполнительной власти (ФОИВ), с юридической и организационно-правовой точек зрения законопроект прошёл все стадии согласовании, в т.ч. общественного. Поэтому есть шанс, что процесс, растянувшийся уже на второй год, скоро завершится его принятием.

«Законопроект был заслушан на общественном совете Роскосмоса. Для обсуждения проекта Госкорпорация провела более 10 мероприятий, включая четыре конференции с экспертами, круглый стол на конференции ИКИ РАН „Современные проблемы ДЗЗ“ в ноябре 2021 года, а также круглый стол на конференции „Современные проблемы фотограмметрии и ДЗЗ“ компании „Ракурс“», — описал текущую ситуацию Валерий Заичко. Он добавил, что в июне прошлого года законопроект был размещён на сайте regulation.ru для публичного ознакомления. В итоге поступило более 50 замечаний и предложений, в т.ч. от коммерческих компаний. В течение года Роскосмос их отрабатывал: «Постарались по максимум всё учесть», — уверяет заместитель директора департамента навигационных космических систем Роскосмоса.

Основные тезисы закона о ДЗЗ

Законопроект регулирует порядок использования данных ДЗЗ, получаемых российской орбитальной группировкой, прежде всего для государственных нужд. Смысл его в том, чтобы законодательно урегулировать использование уже де-факто созданной и работающей российской космической системы ДЗЗ в составе орбитальной группировки, наземной инфраструктуры, а также способов и методов обработки данных.

«Каких-то дополнительных ограничений или дополнительной регуляторной нагрузки на коммерческий сектор он не вносит, — по этому поводу было получено подтверждение от Минюста и Минэкономразвития», — объясняет Заичко.

Основные понятия, закрепляющиеся законопроектом:

  • Российская космическая система ДЗЗ;
  • оператор Российской космической системы ДЗЗ;
  • орбитальная группировка КА ДЗЗ. Требования к ее построению;
  • наземная космическая инфраструктура ДЗЗ;
  • требования к данным ДЗЗ и критерии оценки качества данных ДЗЗ;
  • национальный центр ДЗЗ из космоса;
  • коммерциализация деятельности в области ДЗЗ из космоса.

Центральные темы в законопроекте:

  • Недискриминационный доступ к данным ДЗЗ из космоса;
  • порядок вовлечения данных ДЗЗ из космоса в коммерческий оборот;
  • свободное распространение данных ДЗЗ из космоса;
  • качество данных ДЗЗ из космоса и критерии их объективной оценки;
  • использование данных ДЗЗ в качестве доказательной базы.
     

Спорные моменты закона о ДЗЗ

По его словам, большинство вопросов к законопроекту со стороны коммерческих поставщиков сервисов и услуг на основе данных космической группировки было по лицензированию деятельности в области ДЗЗ. Частный сектор опасался, что лицензирование наложит на них дополнительные ограничения. В итоге эти положения из него убрали, оставив формулировку «в соответствии с действующим законодательством». Существующие законодательные акты лицензируют только приём и обработку первичных данных ДЗЗ. Закон нацелен, прежде всего, на упорядочивание распространения этих данных (например, проверку, являются ли они секретными или нет и т.п.). Также новый закон будет регулировать права и обязанности ФОИВ/РОИВ, муниципальных образований, физических и юридических лиц по использованию данных российской космической системы ДЗЗ.

Вторая группа вопросов к законопроекту была по сертификации данных ДЗЗ из космоса. Тут, по мнению Валерия Заичко, есть недопонимание многими игроками рынка. Во-первых, сертификация носит добровольный характер. Во-вторых, смысл её заключается в том, чтобы подтвердить достоверность космических снимков: получен такими-то средствами, точность определения координат, разрешающая способность, никаких кардинальных изменений в текущие процессы не вносилось. Сертификация позволит использовать данные ДЗЗ в контрольно-надзорной деятельности (Росреестр, Роснедра, контроль вырубки леса, подтверждения ущерба при стихийных бедствиях и пр.).

«Естественно, сертифицировать и подтвердить подлинность данных ДЗЗ мы можем только со своей орбитальной группировки. И у коммерческих компаний возник вопрос, а что же делать с данными, полученным зарубежными поставщиками. Но теперь, когда те отказались от поставок российским потребителям данных ДЗЗ, этот вопрос вообще отпал сам собой», — отмечает собеседник.
Третья спорная тема волновала в первую очередь Росатом и Росреестр (как это ни удивительно, но бизнес не возражал). Сейчас закон распространяется на зондирование Земли только из космоса. В него не входит, например, аэросъёмка. Но в итоге все согласились с причинами, по которым там действуют совершенно иные условия регулирования.

Тем не менее одно замечание ФОИВов урегулировано не было — их беспокоит регулирование законом деятельности, связанной с использованием данных ДЗЗ: продуктов, сервисов и услуг, создаваемых на их основе.

«Данные ДЗЗ — это просто снимок из космоса, проблемы их распространять нет. Но на сегодня этого уже недостаточно: нужно идентифицировать объекты, провести какой-то анализ. Поэтому данные ДЗЗ, продукты, сервисы и услуги на их основе не разделимы» — объясняет позицию Валерий Заичко.
По его словам, ФОИВы опасались монополизации этой сферы Роскосмосом. Но эти страхи не обоснованы, по мнению Заичко. Он отмечает, что данные ДЗЗ даются ФОИВ бесплатно. Если ФОИВ хотят получить услуги и сервисы на их основе — они могут обратиться как в Роскосмос, так и к коммерческим компаниям. Эту деятельность законопроект ни в коем случае не ограничивает. В качестве примера он приводит проект «Цифровая Земля», в котором реализуются 7 геосервисов и 27 информационных продуктов.

Заключение

ДЗЗ из космоса — это одна из самых быстро развивающихся сфер в коммерческой космической отрасли, поэтому очень интересно, как ее реализация сложится в России.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?



Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Леса просят дронов. Авиалесоохрана ищет деньги на закупку БАС
Максим Талавринов
Известия
Рейсовая колея: самолеты между Москвой и Питером летом будут летать каждые 15 минут
Алексей Михайлов, Роман Крецул
Известия
Огнем «Прометея»: система С-500 сдала экзамен по борьбе с гиперзвуком
Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Роскосмос» решил продать санатории и недвижимость на ₽11 млрд
Анастасия Львова
РБК
Авиакомпании пожаловались в ФАС на рост аэропортовых тарифов
Елена Балаян
Известия
Вылета нет: россиян не выпустили за границу из-за ошибок в паспорте
Валерия Лобко
Российская газета
В России создадут единую систему контроля за беспилотниками
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья Поднебесной: Китай растит конкурента Boeing и Airbus
Алексей Михайлов, Юлия Леонова, Андрей Федоров
Известия
Цели отделены: вертолеты ВМФ научат бороться с надводными дронами
Сергей Гурьянов
Известия
Истина в винте: насколько безопасен вертолетный туризм
Роман Крецул, Алексей Михайлов, Андрей Федоров
Известия
Отвержение ударов: военные аэродромы проверили на прочность
Роман Крецул, Алексей Михайлов, Андрей Федоров
Известия
Охраняющие виды: Севморпуть начнут патрулировать Ту-142
Наталья Башлыкова,Максим Талавринов
Известия
Полет ненормальный: авиакомпании будут штрафовать за недостоверную информацию о билетах
Анастасия Ординян
ИА Регнум
Непосадочный талон. Как овербукинг рушит планы российским авиапассажирам
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Татарский» джет: «недобитый» Ту-324 превратят в летающий Aurus
Анастасия Львова,
РБК
Росавиация сообщила о росте числа инцидентов с самолетами из-за птиц
Станислав Федоров, Юлия Леонова
Известия
«Ми» не виноваты: в Росавиации прошли обыски из-за вывоза за рубеж 59 бортов
Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Ремонт аэропортов предложили финансировать новым сбором с авиакомпаний
Кирилл Комаров
Профиль
"Тушка" в небе: самолеты Туполева вернулись на коммерческие маршруты в России

Известия
120 лет назад родился летчик-испытатель Валерий Чкалов
Виктор Бодров 
ТАСС
Реактивная "летающая парта": каким будет учебно-тренировочный самолет МиГ-УТС
Елена Проколова
Аргументы и Факты
«Они выжили, чтобы их судили». Летчики оценили действия пилотов Falcon 10
Наталья Башлыкова, Максим Талавринов
Известия
Улетный план: пассажирам внутренних рейсов в аэропортах разрешат продажу алкоголя
Евгения Перцева
Известия
Остановили по требованию: «Аэрофлот» обязали отправить людей на Пхукет
Максим Талавринов
Известия
Летательный исход: пилотов разбившегося Falcon 10 лишили «прав»
Станислав Кучушев, Андрей Коршунов
Известия
Орбитальная инстанция: конструктору «российского Хаббла» светит два года
Анастасия Львова
РБК
Пулково попросило ускорить внедрение duty free на внутрироссийских рейсах
Анастасия Львова
РБК
Глава Пулково упрекнул «Аэрофлот» в непредсказуемости его планов
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Угрозы с неба вынудили предприятия Петербурга и Ленобласти искать защиту от БПЛА
Вадим Кузьмицкий
Деловой Петербург
К аэропорту Пулково хотят сделать новый подъезд с юго-запада Петербурга
Анна Воробьева
Forbes
Первая женщина — военный пилот: почему турецкий аэропорт назван именем Сабихи Гёкчен
Наталия Ячменникова
Российская газета
Когда и чем в России обещают заменить иностранные самолеты
Алексей Клепиков
Деловой Петербург
Покажите природу убытков: овербукинг в России могут полностью легализовать
Евгений Никтовенко
Аргументы и Факты
Москва уступает Сибири. Авиакомпании переносят полётную активность за Урал
Юрий Гень,Михаил Сухарев,Тимур Алиев (СКФО)
Российская газета
На Северном Кавказе построят еще один международный аэропорт

Российская газета
Росавиация установит приаэродромные территории в небольших аэропортах
Анастасия Львова
РБК
«Аэрофлот» и ОАК договорились о том, каким будет салон самолета Ту-214
Андрей Коршунов
Известия
Пошли с прахом: лунная миссия американского Peregrine близка к провалу

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer