Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Кто присмотрит за Россией из космоса: в Правительство РФ внесён законопроект о ДЗЗ


6 июня 2022 года Роскосмос


Процесс принятия закона о дистанционном зондировании Земли (ДЗЗ) из космоса длится уже второй год, но кажется теперь мы близки к его завершению. Pro космос узнал у Валерия Заичко, заместителя директора департамента навигационных космических систем Роскосмоса, об основных положениях будущего закона и изменениях, которые он внесёт в нашу жизнь.

Процесс принятия закона о дистанционном зондировании Земли (ДЗЗ) из космоса длится уже второй год, но кажется теперь мы близки к его завершению. Pro космос узнал у Валерия Заичко, заместителя директора департамента навигационных космических систем Роскосмоса, об основных положениях будущего закона и изменениях, которые он внесёт в нашу жизнь.

Текущая ситуация с законом о ДЗЗ

Проект федерального закона «О дистанционном зондировании Земли из космоса» внесён на рассмотрении в Правительство РФ. В соответствии с планом законодательной деятельности он пройдёт рассмотрение в Госдуме в первом полугодии 2022 года. Текущая версия согласована со всеми федеральными органами исполнительной власти (ФОИВ), с юридической и организационно-правовой точек зрения законопроект прошёл все стадии согласовании, в т.ч. общественного. Поэтому есть шанс, что процесс, растянувшийся уже на второй год, скоро завершится его принятием.

«Законопроект был заслушан на общественном совете Роскосмоса. Для обсуждения проекта Госкорпорация провела более 10 мероприятий, включая четыре конференции с экспертами, круглый стол на конференции ИКИ РАН „Современные проблемы ДЗЗ“ в ноябре 2021 года, а также круглый стол на конференции „Современные проблемы фотограмметрии и ДЗЗ“ компании „Ракурс“», — описал текущую ситуацию Валерий Заичко. Он добавил, что в июне прошлого года законопроект был размещён на сайте regulation.ru для публичного ознакомления. В итоге поступило более 50 замечаний и предложений, в т.ч. от коммерческих компаний. В течение года Роскосмос их отрабатывал: «Постарались по максимум всё учесть», — уверяет заместитель директора департамента навигационных космических систем Роскосмоса.

Основные тезисы закона о ДЗЗ

Законопроект регулирует порядок использования данных ДЗЗ, получаемых российской орбитальной группировкой, прежде всего для государственных нужд. Смысл его в том, чтобы законодательно урегулировать использование уже де-факто созданной и работающей российской космической системы ДЗЗ в составе орбитальной группировки, наземной инфраструктуры, а также способов и методов обработки данных.

«Каких-то дополнительных ограничений или дополнительной регуляторной нагрузки на коммерческий сектор он не вносит, — по этому поводу было получено подтверждение от Минюста и Минэкономразвития», — объясняет Заичко.

Основные понятия, закрепляющиеся законопроектом:

  • Российская космическая система ДЗЗ;
  • оператор Российской космической системы ДЗЗ;
  • орбитальная группировка КА ДЗЗ. Требования к ее построению;
  • наземная космическая инфраструктура ДЗЗ;
  • требования к данным ДЗЗ и критерии оценки качества данных ДЗЗ;
  • национальный центр ДЗЗ из космоса;
  • коммерциализация деятельности в области ДЗЗ из космоса.

Центральные темы в законопроекте:

  • Недискриминационный доступ к данным ДЗЗ из космоса;
  • порядок вовлечения данных ДЗЗ из космоса в коммерческий оборот;
  • свободное распространение данных ДЗЗ из космоса;
  • качество данных ДЗЗ из космоса и критерии их объективной оценки;
  • использование данных ДЗЗ в качестве доказательной базы.
     

Спорные моменты закона о ДЗЗ

По его словам, большинство вопросов к законопроекту со стороны коммерческих поставщиков сервисов и услуг на основе данных космической группировки было по лицензированию деятельности в области ДЗЗ. Частный сектор опасался, что лицензирование наложит на них дополнительные ограничения. В итоге эти положения из него убрали, оставив формулировку «в соответствии с действующим законодательством». Существующие законодательные акты лицензируют только приём и обработку первичных данных ДЗЗ. Закон нацелен, прежде всего, на упорядочивание распространения этих данных (например, проверку, являются ли они секретными или нет и т.п.). Также новый закон будет регулировать права и обязанности ФОИВ/РОИВ, муниципальных образований, физических и юридических лиц по использованию данных российской космической системы ДЗЗ.

Вторая группа вопросов к законопроекту была по сертификации данных ДЗЗ из космоса. Тут, по мнению Валерия Заичко, есть недопонимание многими игроками рынка. Во-первых, сертификация носит добровольный характер. Во-вторых, смысл её заключается в том, чтобы подтвердить достоверность космических снимков: получен такими-то средствами, точность определения координат, разрешающая способность, никаких кардинальных изменений в текущие процессы не вносилось. Сертификация позволит использовать данные ДЗЗ в контрольно-надзорной деятельности (Росреестр, Роснедра, контроль вырубки леса, подтверждения ущерба при стихийных бедствиях и пр.).

«Естественно, сертифицировать и подтвердить подлинность данных ДЗЗ мы можем только со своей орбитальной группировки. И у коммерческих компаний возник вопрос, а что же делать с данными, полученным зарубежными поставщиками. Но теперь, когда те отказались от поставок российским потребителям данных ДЗЗ, этот вопрос вообще отпал сам собой», — отмечает собеседник.
Третья спорная тема волновала в первую очередь Росатом и Росреестр (как это ни удивительно, но бизнес не возражал). Сейчас закон распространяется на зондирование Земли только из космоса. В него не входит, например, аэросъёмка. Но в итоге все согласились с причинами, по которым там действуют совершенно иные условия регулирования.

Тем не менее одно замечание ФОИВов урегулировано не было — их беспокоит регулирование законом деятельности, связанной с использованием данных ДЗЗ: продуктов, сервисов и услуг, создаваемых на их основе.

«Данные ДЗЗ — это просто снимок из космоса, проблемы их распространять нет. Но на сегодня этого уже недостаточно: нужно идентифицировать объекты, провести какой-то анализ. Поэтому данные ДЗЗ, продукты, сервисы и услуги на их основе не разделимы» — объясняет позицию Валерий Заичко.
По его словам, ФОИВы опасались монополизации этой сферы Роскосмосом. Но эти страхи не обоснованы, по мнению Заичко. Он отмечает, что данные ДЗЗ даются ФОИВ бесплатно. Если ФОИВ хотят получить услуги и сервисы на их основе — они могут обратиться как в Роскосмос, так и к коммерческим компаниям. Эту деятельность законопроект ни в коем случае не ограничивает. В качестве примера он приводит проект «Цифровая Земля», в котором реализуются 7 геосервисов и 27 информационных продуктов.

Заключение

ДЗЗ из космоса — это одна из самых быстро развивающихся сфер в коммерческой космической отрасли, поэтому очень интересно, как ее реализация сложится в России.




комментарии (0):











Материалы рубрики

Александр Зосимов
Вечерняя Москва
Полеты сквозь мрачные санкционные тучи: что ждет российскую авиацию
Аврусин Роман
Обозрение
В Самаре готовятся  развернуть выпуск новых авиалайнеров
Дмитрий Мигунов
Известия
Жесткое приземление: эпоха дешевой авиации в мире заканчивается
Анастасия Платонова
Известия
Прямая зависимость: туристы ждут открытия рейсов в Азию без пересадок
Дмитрий Корнев
Известия
Неопытный образец: что стоит за неудачным испытанием ракеты CPS

Ростех
Выдающемуся конструктору двигателей Сергею Изотову – 105 лет

НТВ
Титановая зависимость: Boeing и Airbus для производства самолетов необходим металл из России
Айгуль Абдуллина
КоммерсантЪ
Приграничное расстройство



Артём Кореняко
РБК
ГТЛК заявила о риске срыва поставок самолетов для авиакомпании "Аврора"

Ростех
Профессии Ростеха: инженер-конструктор авиадвигателей
Артём Кореняко
РБК
На спутники по контролю за погодой в Арктике потребуется почти 45 млрд
Александр Тимохин
Взгляд
Какие беспилотники нужны ВМФ России
Даниил Бабкин
КоммерсантЪ
Duty free открывает двери

Известия
Авиаэксперт сравнил характеристики МС-21 с Boeing и Airbus
Александр Рассохин
КоммерсантЪ
Авиабезопасность вызвала вопросы
Анастасия Львова, Евгения Перцева
Известия
Дело пошлин: магазины duty free откроются для вылетающих в ЕАЭС к августу
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейсы могут задержаться: санкции подкосили российскую авиацию

Известия
Авиаэксперт оценил преимущества самолета SSJ100 в условиях импортозамещения
настасия Львова
Известия
Арабская "дочь": российская авиакомпания хочет создать СП с Etihad
Артём Кореняко
РБК
ICAO заявила о "существенных опасениях" в сфере авиабезопасности России
Алексей Чеботарёв
Аргументы и Факты
Возвращение "тушки". Когда взлетит и куда долетит "новый старый" Ту-214?
Яна Загоровская
КоммерсантЪ
Авиация делает замену
Евдокия Мельник
Forbes
Санкции и закрытые аэропорты: как изменятся цены на поездки по России этим летом

Известия
Авиаэксперты сравнили характеристики Ту-214 и Boeing
Анастасия Львова
Известия
Грузная ситуация: Шереметьево проверяют из-за возможного нарушения конкуренции

Business FM
СМИ: авиакомпания Royal Flight находится на грани закрытия
Максим Талавринов, Анастасия Львова
Известия
"Дочка" - к матери: лоукостер "Победа" может полностью уйти из Внуково
Ульяна Миненкова, Станислав Корягин
КоммерсантЪ
Багаж приказал долго лететь
Игорь Афанасьев,
Роскосмос
Санкциям вопреки. Импортозамещение в отрасли

Роскосмос
Хищные космические птицы: особенности названий русских скафандров
Александр Братерский
Finam.ru
Иранский сценарий. Первым делом самолеты

Ростех
Во все лопатки: новые технологии изготовления лопаток авиадвигателей
Анастасия Львова
Известия
Нотный проезд: музыканты попросили скидку на авиаперевозку инструментов

РЕН ТВ
Авиаэксперт Гусаров заявил о колоссальном преимуществе "сети" из Су-57

Известия
Эксперт назвал возможные причины приостановки Boeing выпуска самолетов 737 MAX
Дарья Савенкова, Арина Литова
Ведомости
S7 решил заморозить проект лоукостера Citrus
Никита Тихонов
АвиаСоюз
О роли сертификационных центров в обеспечении безопасности авиационной техники
Артём Кореняко
РБК
Крупнейшие российские аэропорты увеличили прибыль в 5,5 раза
Елена Сухорукова
РБК
Аэропорт Шереметьево назвал стоимость туроператора "Библио-Глобус"

Радио 1
Без шокера и дубинки. Названы оптимальные способы противостоять авиадебоширам
Анастасия Львова
Известия
Судов на вас нет: в России предложили ограничить число Airbus и Boeing

Роскосмос
Кто присмотрит за Россией из космоса: в Правительство РФ внесён законопроект о ДЗЗ
Николай Ивашов, Екатерина Кобиц
Эксперт
ОАК сосредотачивается
Софья Смирнова
Известия
Поддуть клапаны: на спасение трех авиакомпаний потратят 17 млрд рублей

Москва FM
Стюардессы получат спецсредства для борьбы с авиадебоширами

Business FM
Самолет "Аэрофлота" арестован на Шри-Ланке по требованию лизингодателя
Наталья Крапивина
Ammiac
Россияне через несколько лет пересядут на российские авиалайнеры нового поколения
Алина Чупанова, Мария Алексеева
КО
Авиация ждет большого передела
Софья Смирнова
Известия
Летная механика: как авиакомпании будут оплачивать лизинг
Владимир Мазенко
Комсомольская правда
Самолет, как у президента: что известно про Ил-96, который способен заменить Boeing и Airbus

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer