Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Крупнейшие российские аэропорты увеличили прибыль в 5,5 раза


8 июня 2022 года Артём Кореняко, РБК


Совокупная выручка операторов крупнейших российских аэропортов по итогам 2021 года составила 148 млрд руб., чистая прибыль — 45 млрд руб., следует из отчетностей компаний по РСБУ, которые проанализировал РБК.

Совокупная выручка операторов крупнейших российских аэропортов по итогам 2021 года составила 148 млрд руб., чистая прибыль — 45 млрд руб., следует из отчетностей компаний по РСБУ, которые проанализировал РБК.

По сравнению с 2020 годом выручка компаний выросла на 48,5%, чистая прибыль — в 5,5 раз. Однако показатели допандемийного 2019 года не достигнуты — они оказались на 5 и 11% ниже соответственно.

Для сравнения: выручка 15 крупнейших пассажирских авиакомпаний в 2021 году выросла на 71%, до 1,11 трлн руб., но они закончили год с 19 млрд руб. чистого убытка. А совокупная выручка семи крупнейших по объемам перевозок грузовых авиакомпаний увеличилась на 31%, до 233 млрд руб., чистая прибыль — на 26%, до 62 млрд руб.

Как мы считали

В число крупнейших входит 32 аэропорта. Каждый из них в 2021-м обслужил более 1 млн пассажиров; суммарно — 178 млн пассажиров (87% от всего трафика российских аэропортов). По каждому аэропорту бралась отчетность по РСБУ компании — оператора аэродрома (данные Росавиации на март 2022 года).

Как аэропорты увеличили доходы

По данным Росавиации, в 2021-м пассажиропоток всех аэропортов составил 205 млн человек. Это на 58% больше, чем в 2020-м (130 млн). Но на 7% меньше, чем в 2019-м (221 млн). На долю международных перевозок в прошлом году пришлось 14%, в 2020-м — 13%, в 2019-м — 34%.

По словам исполнительного директора агентства «АвиаПорт» Олега Пантелеева, у крупнейших аэропортов России велика доля неавиационной выручки. Но при сокращении международного трафика падают доходы, к примеру, от магазинов беспошлинной торговли duty free. Повышение внутрироссийского трафика (на 20% к 2019 году) произошло в том числе из-за субсидируемых рейсов. Но покупательная способность пассажиров таких рейсов ниже, отмечает эксперт. Поэтому даже с учетом роста тарифов на внутренних линиях в 2020–2021 годах аэропортам не удалось вернуться к уровню прибыльности до пандемии, говорит он.

В 2021 году оставались достаточно жесткие ограничения для полетов за пределы России, отмечает гендиректор консалтинговой компании Friendly Avia Support Олександр Ланецкий. Запрет на полеты в Турцию сняли в середине лета, а Китай и Евросоюз (кроме ряда стран) были закрыты, напоминает он. Поэтому аэропортам, к примеру Шереметьево, чей бизнес был завязан на внешний рынок, не удалось достичь показателей 2019 года. Чистая прибыль АО «Международный аэропорт Шереметьево» по итогам 2021 года составила 5,4 млрд руб., в четыре раза меньше, чем в 2019-м.

Какой прогноз на 2022 год

Сразу после начала спецоперации на Украине российские власти закрыли для полетов 11 аэропортов в Центральной и Южной России, по крайне мере, до 12 июня. Пять крупнейших из них — Симферополь, Краснодар, Анапа, Ростов-на-Дону и Геленджик — в 2021 году суммарно обслужили почти 19 млн пассажиров и получили чистую прибыль 8,5 млрд руб.

В летний сезон до 40% внутренних рейсов у московских аэропортов приходилось как раз на эти южные направления, говорил совладелец Внуково Виталий Ванцев в интервью РБК, которое было опубликовано 1 июня. По его словам, с закрытием международных направлений (к примеру, запрещены полеты в ЕС) Москва перестала быть крупным хабом. «Теперь Москва является не транзитным узлом, а конечным пунктом назначения. Отсюда уже некуда летать», — посетовал бизнесмен.

В 2021-м Шереметьево, Домодедово и Внуково обслужили почти 74 млн пассажиров и суммарно заработали более 40 млрд руб. выручки, получив чистую прибыль свыше 8 млрд руб. «Исходя из нынешней ситуации, мы рассчитываем на перевозку от 12 млн до 13 млн пассажиров (первоначальный план на 2022 год был 18–18,5 млн)», — говорит Ванцев. Он прогнозирует, что пассажиропоток российских авиакомпаний в этом году упадет до 70 млн человек, то есть на 37% к 2021 году. В 2022-м авиакомпании могут перевести 85–95 млн пассажиров, не соглашается директор практики «Транспорт и логистика» консалтинговой компании Strategy Partners Роман Тиняев. Ранее в марте президент Владимир Путин поручил создать условия, чтобы в 2022-м пассажиропоток перевозчиков составил не менее 100 млн человек.

По прогнозу совладельца Внуково, аэропорт закончит год с убытком на уровне 2020 года — около 300 млн руб. Но если не будет помощи аэропортам от правительства, то убыток будет в разы больше, предупредил он. В пресс-службах Шереметьево, Домодедово и холдинга «Аэродинамика» (аэропорты Краснодар, Сочи, Анапа) отказались от комментариев.

Как власти поддерживают аэропорты

Пока власти выделили средства только закрытым 11 аэропортам юга России. В апреле—мае правительство направило на компенсацию их операционных расходов более 3 млрд руб. При этом пассажирским авиакомпаниям выделено 100 млрд руб. для частичной компенсации расходов на организацию внутренних рейсов, на грузовые перевозки — почти 3 млрд. Еще 17 млрд руб. планируется выделить из Фонда национального благосостояния на выкуп облигаций авиакомпаний S7, «Уральские авиалинии» и «Аврора».

Аэропорты еще в марте направили предложения в правительство по мерам поддержки. Среди них — компенсация недополученных доходов, нулевая ставка НДС для аэропортов Москвы на внутренние рейсы, введение режима беспошлинной торговли для пассажиров внутрироссийских авиалиний, рассказывал РБК Ванцев. Аэропорты также намерены попросить власти перераспределить в свою пользу часть 100 млрд руб. субсидий авиакомпаний, писал 27 мая «Коммерсантъ».

«Конечно, аэропорты хотели бы иметь механизм компенсации за недополученного пассажира относительно 2019 года», — говорит Пантелеев. Но в целом они зарабатывают на трафике, поэтому до них должны дойти деньги, если выделяется поддержка авиакомпаниям, замечает он. Господдержка перевозчиков позволяет сохранить рабочие места и бизнес на перспективу, в том числе в аэропортах и во всем обслуживающем секторе, соглашается Ланецкий. «Но нужно четкое понимание, что и ради чего поддерживать — ведь все же цель не сами авиакомпании и аэропорты, а мобильность людей в целом», — добавляет он.

РБК направил запросы в пресс-службы правительства и Минтранса.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Евгения Бородина
Известия
Взлет заглушаю: что облегчит длинный перелет
Юлия Леонова, Владимир Матвеев
Известия
Первый в классе: спущен на воду учебный корабль для вертолетчиков
Наталья Башлыкова, Максим Талавринов
Известия
Экономь-класс: ФАС попросили проверить рост стоимости авиабилетов
София Прохорчук, Яна Штурма
Известия
Раздор полетов: почему пассажиры «Аэрофлота» не попали на рейсы
Анастасия Морозова
Forbes
Bloomberg узнал о сложностях с покупкой Boeing своей бывшей «дочки» Spirit
Валерия Лобко
Российская газета
Взглянуть в небо: Регионы оценят по уровню развития беспилотников
Татьяна Серебрякова
HotLine.travel
Может ли скандал вокруг Turkish Airlines привести к ограничению рейсов в Россию
Яна Штурма, Ксения Набаткина, Валерия Мишина
Известия
Владивосточное время: куда полетят россияне этим летом



Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Первый аэропорт в Карачаево-Черкесии построят «Аэропорты регионов»
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность
Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»
Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Леса просят дронов. Авиалесоохрана ищет деньги на закупку БАС

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer