Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Ми-12: рекордсмен в тяжелом весе


10 июля 2022 года Ростех


54 года назад совершил первый полет Ми-12 – самый большой и грузоподъемный вертолет, когда-либо построенный в мире. Он поражает своими размерами до сих пор – размах «крыльев» составляет 37 м, а на каждой мотогондоле размером практически с истребитель размещен винт диаметром 35 м. В августе 1969 года этот вертолет Михаила Миля поставил абсолютный рекорд грузоподъемности, который не побит до сих пор. В мае 1971 года Ми-12 стал главной сенсацией авиасалона в Ле Бурже. Правда, судьба уникальной машины сложилась совсем не гладко. О том, как рождался винтокрылый гигант, и его короткая, но яркая биография – в нашем материале.

54 года назад совершил первый полет Ми-12 – самый большой и грузоподъемный вертолет, когда-либо построенный в мире. Он поражает своими размерами до сих пор – размах «крыльев» составляет 37 м, а на каждой мотогондоле размером практически с истребитель размещен винт диаметром 35 м.

В августе 1969 года этот вертолет Михаила Миля поставил абсолютный рекорд грузоподъемности, который не побит до сих пор. В мае 1971 года Ми-12 стал главной сенсацией авиасалона в Ле Бурже. Правда, судьба уникальной машины сложилась совсем не гладко. О том, как рождался винтокрылый гигант, и его короткая, но яркая биография – в нашем материале.

Вертолет-гигант Ми-12 стал для Михаила Леонтьевича Миля последней работой, своеобразным эпилогом творческого пути этого выдающегося авиаконструктора. На самом деле, вертолет так и не получил фирменного милевского названия, оставшись навсегда в истории опытным вертолетом В-12, не пошедшим в серию. Почему же такая несправедливость постигла столь необычную машину, мирового рекордсмена в тяжелом весе? Разберемся в причинах. 

В конце 1950-х – начале 1960-х годов в условиях холодной войны Ракетные войска стратегического назначения СССР наращивают свой потенциал. Согласно принятой стратегии, ракетные базы строятся секретным образом вдали от населенных пунктов и крупных магистралей. При этом неразборные баллистические ракеты нужно туда как-то доставлять, а железнодорожные пути или взлетные полосы легко демаскируют секретные объекты. Военные решают сделать ставку на транспортную связку: самолетом до ближайшего аэродрома, а дальше вертолетом до базы. Для такого дуэта нужна специальная, сверхтяжелая техника, которую еще предстояло создать.

За «самолетную» часть маршрута отвечал Ан-22 «Антей», впервые взлетевший в 1965 году. А в качестве вертолета сначала рассматривался Як-60 с интересной продольной схемой, когда два винта располагаются друг за другом и вращаются в разные стороны. Такие транспортные вертолеты, самый известный из которых Боинг CH-47 «Чинук», были популярны на Западе, а в нашей стране как-то не прижились. В итоге выбор пал на вариант ОКБ М.Л. Миля под проектным названием В-12 с не менее интересной и новаторской схемой.

Первые наброски новой машины были сделаны еще в 1959 году. В работе активно принимали участие молодые инженеры бюро, с которыми Михаил Леонтьевич всегда легко находил общий язык. В 1961 году формируется техзадание на вертолет грузоподъемностью 20-25 т. Для детального изучения продольной схемы в США приобретается модель Вертол Пясецкий V-44. Миль приходит к выводу, что схема имеет право на жизнь, но для решения поставленной задачи не годится. К тому же коллега Миля и вечный конкурент Николай Камов представил свой вариант транспортника − винтокрыл (гибрид самолета и вертолета) Ка-22, выполненный по поперечной схеме. К ней и обращается Миль, предчувствуя здесь большие перспективы.

Стоит отметить, что военные видели назначение новой машины не только в переброске баллистических ракет. Согласно заданию, В-12 должен был вмещать в себя различную крупную технику, САУ, бэтээры, танки – всего около 80 наименований. При этом параметры грузового отсека вертолета должны были максимально совпадать с его «компаньоном» – самолетом Ан-22.

В поперечной схеме были свои нюансы. Большая грузоподъемность вертолета предполагала применение сразу четырех двигателей – по два на каждое крыло – и длиннолопастных винтов. Соответственно, крылья, на которых крепятся силовые установки и винты, должны быть достаточно длинными и крепкими. Кроме того, нужно было решить проблему резонансных колебаний из-за высокой нагрузки на концы крыльев. Милевцы нашли оригинальное решение: укрепленные фермами крылья сделали обратной формы, то есть сужающимися к корпусу. Это позволило уменьшить обдув крыла потоком воздуха от винтов и увеличить подъемную силу машины.

Вертолет поражал своими характеристиками. Размах крыльев – 37 м, диаметр винтов – 35 м, суммарная мощность двигателей 26 000 л.с., общая взлетная масса – 105 т, грузовой отсек высотой и шириной 4,5 м, длиной 28 м – в такой запросто помещается пара городских автобусов. Экипаж из шести человек располагался в двухэтажной кабине.

В апреле 1965 года выходит постановление о строительстве первого опытного В-12, и сразу началась подготовка к производству первой партии на Саратовском авиазаводе. К началу лета 1967 года опытный образец был готов к испытаниям.

Однако первый отрыв от земли закончился аварией. 27 июня В-12 поднялся на высоту 10 м, и проявились ранее неизвестные автоколебания в системе управления, вынудившие пилота к аварийной посадке с разрушением одного шасси. Причину довольно быстро выявили, и примерно за год удалось устранить ошибку. Но на Михаила Леонтьевича эта история произвела сильное впечатление: впервые машина конструктора не взлетела с первого раза.

Через год, 10 июля 1968 года, В-12 совершил первый полет. А дальше вертолет ждала череда триумфов. В 1969 году на машине было поставлено семь мировых рекордов, в том числе подъем груза в 40,2 т на высоту 2250 м, который не побит до сих пор. В 1971 году, уже после смерти Михаила Миля, вертолет своим ходом летит на авиасалон в Ле Бурже, Франция, где к диковинной машине выстраиваются километровые очереди. Американское вертолетное общество награждает ОКБ Миля призом И.И. Сикорского.

Но дальнейшая судьба вертолета не сложилась. К моменту, когда В-12 блестяще прошел все испытания, он уже фактически был не нужен военным, его возможности оказались чрезмерными. В мировой политике наступило очередное «потепление», да и стратегия ракетных войск изменилась. Наступала эра высокоточных спутников, и секретность в расположении баз уже не играла прежней роли, к тому же целый ряд ракет, под которые строился В-12, не дошли до серийного производства. Часть задач удалось решить с помощью нового, более экономного Ми-26 с традиционной одновинтовой схемой. Так закончилась история русского царь-вертолета В-12, два выпущенных экземпляра которого сегодня можно увидеть в монинском музее ВВС и на территории Национального центра вертолетостроения.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп



Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer