Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Ми-12: рекордсмен в тяжелом весе


10 июля 2022 года Ростех


54 года назад совершил первый полет Ми-12 – самый большой и грузоподъемный вертолет, когда-либо построенный в мире. Он поражает своими размерами до сих пор – размах «крыльев» составляет 37 м, а на каждой мотогондоле размером практически с истребитель размещен винт диаметром 35 м. В августе 1969 года этот вертолет Михаила Миля поставил абсолютный рекорд грузоподъемности, который не побит до сих пор. В мае 1971 года Ми-12 стал главной сенсацией авиасалона в Ле Бурже. Правда, судьба уникальной машины сложилась совсем не гладко. О том, как рождался винтокрылый гигант, и его короткая, но яркая биография – в нашем материале.

54 года назад совершил первый полет Ми-12 – самый большой и грузоподъемный вертолет, когда-либо построенный в мире. Он поражает своими размерами до сих пор – размах «крыльев» составляет 37 м, а на каждой мотогондоле размером практически с истребитель размещен винт диаметром 35 м.

В августе 1969 года этот вертолет Михаила Миля поставил абсолютный рекорд грузоподъемности, который не побит до сих пор. В мае 1971 года Ми-12 стал главной сенсацией авиасалона в Ле Бурже. Правда, судьба уникальной машины сложилась совсем не гладко. О том, как рождался винтокрылый гигант, и его короткая, но яркая биография – в нашем материале.

Вертолет-гигант Ми-12 стал для Михаила Леонтьевича Миля последней работой, своеобразным эпилогом творческого пути этого выдающегося авиаконструктора. На самом деле, вертолет так и не получил фирменного милевского названия, оставшись навсегда в истории опытным вертолетом В-12, не пошедшим в серию. Почему же такая несправедливость постигла столь необычную машину, мирового рекордсмена в тяжелом весе? Разберемся в причинах. 

В конце 1950-х – начале 1960-х годов в условиях холодной войны Ракетные войска стратегического назначения СССР наращивают свой потенциал. Согласно принятой стратегии, ракетные базы строятся секретным образом вдали от населенных пунктов и крупных магистралей. При этом неразборные баллистические ракеты нужно туда как-то доставлять, а железнодорожные пути или взлетные полосы легко демаскируют секретные объекты. Военные решают сделать ставку на транспортную связку: самолетом до ближайшего аэродрома, а дальше вертолетом до базы. Для такого дуэта нужна специальная, сверхтяжелая техника, которую еще предстояло создать.

За «самолетную» часть маршрута отвечал Ан-22 «Антей», впервые взлетевший в 1965 году. А в качестве вертолета сначала рассматривался Як-60 с интересной продольной схемой, когда два винта располагаются друг за другом и вращаются в разные стороны. Такие транспортные вертолеты, самый известный из которых Боинг CH-47 «Чинук», были популярны на Западе, а в нашей стране как-то не прижились. В итоге выбор пал на вариант ОКБ М.Л. Миля под проектным названием В-12 с не менее интересной и новаторской схемой.

Первые наброски новой машины были сделаны еще в 1959 году. В работе активно принимали участие молодые инженеры бюро, с которыми Михаил Леонтьевич всегда легко находил общий язык. В 1961 году формируется техзадание на вертолет грузоподъемностью 20-25 т. Для детального изучения продольной схемы в США приобретается модель Вертол Пясецкий V-44. Миль приходит к выводу, что схема имеет право на жизнь, но для решения поставленной задачи не годится. К тому же коллега Миля и вечный конкурент Николай Камов представил свой вариант транспортника − винтокрыл (гибрид самолета и вертолета) Ка-22, выполненный по поперечной схеме. К ней и обращается Миль, предчувствуя здесь большие перспективы.

Стоит отметить, что военные видели назначение новой машины не только в переброске баллистических ракет. Согласно заданию, В-12 должен был вмещать в себя различную крупную технику, САУ, бэтээры, танки – всего около 80 наименований. При этом параметры грузового отсека вертолета должны были максимально совпадать с его «компаньоном» – самолетом Ан-22.

В поперечной схеме были свои нюансы. Большая грузоподъемность вертолета предполагала применение сразу четырех двигателей – по два на каждое крыло – и длиннолопастных винтов. Соответственно, крылья, на которых крепятся силовые установки и винты, должны быть достаточно длинными и крепкими. Кроме того, нужно было решить проблему резонансных колебаний из-за высокой нагрузки на концы крыльев. Милевцы нашли оригинальное решение: укрепленные фермами крылья сделали обратной формы, то есть сужающимися к корпусу. Это позволило уменьшить обдув крыла потоком воздуха от винтов и увеличить подъемную силу машины.

Вертолет поражал своими характеристиками. Размах крыльев – 37 м, диаметр винтов – 35 м, суммарная мощность двигателей 26 000 л.с., общая взлетная масса – 105 т, грузовой отсек высотой и шириной 4,5 м, длиной 28 м – в такой запросто помещается пара городских автобусов. Экипаж из шести человек располагался в двухэтажной кабине.

В апреле 1965 года выходит постановление о строительстве первого опытного В-12, и сразу началась подготовка к производству первой партии на Саратовском авиазаводе. К началу лета 1967 года опытный образец был готов к испытаниям.

Однако первый отрыв от земли закончился аварией. 27 июня В-12 поднялся на высоту 10 м, и проявились ранее неизвестные автоколебания в системе управления, вынудившие пилота к аварийной посадке с разрушением одного шасси. Причину довольно быстро выявили, и примерно за год удалось устранить ошибку. Но на Михаила Леонтьевича эта история произвела сильное впечатление: впервые машина конструктора не взлетела с первого раза.

Через год, 10 июля 1968 года, В-12 совершил первый полет. А дальше вертолет ждала череда триумфов. В 1969 году на машине было поставлено семь мировых рекордов, в том числе подъем груза в 40,2 т на высоту 2250 м, который не побит до сих пор. В 1971 году, уже после смерти Михаила Миля, вертолет своим ходом летит на авиасалон в Ле Бурже, Франция, где к диковинной машине выстраиваются километровые очереди. Американское вертолетное общество награждает ОКБ Миля призом И.И. Сикорского.

Но дальнейшая судьба вертолета не сложилась. К моменту, когда В-12 блестяще прошел все испытания, он уже фактически был не нужен военным, его возможности оказались чрезмерными. В мировой политике наступило очередное «потепление», да и стратегия ракетных войск изменилась. Наступала эра высокоточных спутников, и секретность в расположении баз уже не играла прежней роли, к тому же целый ряд ракет, под которые строился В-12, не дошли до серийного производства. Часть задач удалось решить с помощью нового, более экономного Ми-26 с традиционной одновинтовой схемой. Так закончилась история русского царь-вертолета В-12, два выпущенных экземпляра которого сегодня можно увидеть в монинском музее ВВС и на территории Национального центра вертолетостроения.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Наталья Башлыкова, Максим Талавринов
Известия
Экономь-класс: ФАС попросили проверить рост стоимости авиабилетов
София Прохорчук, Яна Штурма
Известия
Раздор полетов: почему пассажиры «Аэрофлота» не попали на рейсы
Анастасия Морозова
Forbes
Bloomberg узнал о сложностях с покупкой Boeing своей бывшей «дочки» Spirit
Валерия Лобко
Российская газета
Взглянуть в небо: Регионы оценят по уровню развития беспилотников
Татьяна Серебрякова
HotLine.travel
Может ли скандал вокруг Turkish Airlines привести к ограничению рейсов в Россию
Яна Штурма, Ксения Набаткина, Валерия Мишина
Известия
Владивосточное время: куда полетят россияне этим летом
Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Первый аэропорт в Карачаево-Черкесии построят «Аэропорты регионов»
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность



Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»
Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Леса просят дронов. Авиалесоохрана ищет деньги на закупку БАС
Максим Талавринов
Известия
Рейсовая колея: самолеты между Москвой и Питером летом будут летать каждые 15 минут
Алексей Михайлов, Роман Крецул
Известия
Огнем «Прометея»: система С-500 сдала экзамен по борьбе с гиперзвуком

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer