Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Лизинг не в пролете


21 июля 2022 года Аглая Сидорова, Коммерсантъ


Рынок авиализинга в РФ ждет глобальная перестройка. Несколько десятилетий подряд его ключевым драйвером в стране была поставка иностранных самолетов отечественным перевозчикам. В изменившихся реалиях это оказалось фактически невозможно, и фокус отрасли смещается в сторону поставок отечественной авиатехники. Для части игроков это будет означать уход из сегмента авиализинга и концентрацию на других направлениях бизнеса. Но эксперты считают, что резервирование платежей в рублях за оставшиеся после ввода санкций в России борта было как минимум элегантным решением, и полагают, что в отношениях с западными компаниями еще могут произойти неожиданные повороты.

Рынок авиализинга в РФ ждет глобальная перестройка. Несколько десятилетий подряд его ключевым драйвером в стране была поставка иностранных самолетов отечественным перевозчикам. В изменившихся реалиях это оказалось фактически невозможно, и фокус отрасли смещается в сторону поставок отечественной авиатехники. Для части игроков это будет означать уход из сегмента авиализинга и концентрацию на других направлениях бизнеса. Но эксперты считают, что резервирование платежей в рублях за оставшиеся после ввода санкций в России борта было как минимум элегантным решением, и полагают, что в отношениях с западными компаниями еще могут произойти неожиданные повороты.

Воздух закрыт

Наиболее пострадавший от пандемии авиасегмент в 2021 году продемонстрировал рост объема лизинга благодаря низкой базе 2020 года и возобновлению контрактов, замороженных в первый ковидный год. В результате годовой прирост авиасегмента в новом бизнесе превысил 37%, а его доля в общем объеме российского лизинга, по данным «Эксперт РА», составила 14%.

В конце февраля Евросоюз, США и ряд других стран начали поэтапно закрывать свое воздушное пространство и объявлять санкции против России из-за спецоперации на Украине. Власти ЕС запретили компаниям своей юрисдикции поставлять России самолеты и комплектующие, страховать и обслуживать любую авиатехнику. В итоге за неделю до даты официального окончания срока действия всех лизинговых контрактов — 28 марта — западные собственники потребовали вернуть более 500 бортов. Их общую остаточную стоимость министр транспорта Валерий Савельев оценивал на тот момент в $20 млрд. При этом международные агентства Cirium и Scope Ratings оценивали совокупную стоимость арендованного у иностранцев авиапарка в России в $10 млрд. К 1 июля глава Минтранса заявил, что за рубежом с начала действия санкций задержано 77 самолетов российских авиакомпаний.

В иностранном лизинге, как указано в комплексной программе развития авиаотрасли, при этом находилось 700 бортов. Большая их часть принадлежит лессорам из Ирландии, а также (в меньшей степени) из Китая, Сингапура и ОАЭ. По сведениям консалтинговой компании IBA, еще около 360 самолетов, в их числе и отечественные SSJ100, взяты перевозчиками в лизинг у российских компаний: ГТЛК, «ВЭБ-лизинга», «Сберлизинга», «ВТБ Лизинга» и у входящей в «Ростех» ИФК.

Проблемы российских коммерческих авиакомпаний в отношениях с лизингодателями проявились и в деловой авиации По данным экспертов, реальное число аффилированных с собственниками из РФ бортов составляет примерно 600–800, из них в финансовом лизинге, согласно опросам, находилось не более 10–20%. Все кредитные организации потребовали от россиян вернуть бизнес-джеты, говорит основатель компании BJET Алексей Бутримов, и большинство, по его данным, вернули свои борта, поскольку кредиты на них в основном выдавались под большие залоги. Договориться о переводе платежей в рублях иностранным кредиторам, по имеющимся у него данным, никто не смог.

Элегантность спецсчетов

Все авиакомпании, по сведениям аналитика по транспорту Елены Сахновой, продолжают платить за лизинг российским компаниям. Информации о готовящихся реструктуризациях на рынке на данный момент нет. Более того, по последним данным, примерно полтора десятка перевозчиков, среди которых группа «Аэрофлот» и S7 Airlines, открыли спецсчета, чтобы переводить иностранным лизингодателям платежи в рублях. Часть опрошенных “Ъ” юристов полагает, что этот инструмент не позволит обойти санкции, поскольку изменение реквизитов счета считается существенным, требующим заключения допсоглашений, и невозможным в одностороннем порядке. Но Елена Сахнова считает, что такой механизм позволяет восстановить отношения при желании всех сторон: «Я пока не вижу более элегантного решения, чем резервирование на спецсчетах».

Введение такого механизма в условиях санкций призвано продемонстрировать добросовестность участников лизинговых отношений, что позволяет лизингополучателям декларировать исполнение своих обязательств, соглашается партнер NOVATOR Legal Group Сергей Струнков. В перспективе такой механизм поможет доказать, что лизингополучатели принимали все возможные меры, чтобы исполнить обязательства по лизинговым платежам. А иностранные собственники воздушных судов в дальнейшем, возможно, по мере ослабления санкционного давления смогут признать такое существенное изменение лизинговых контрактов и оформить соответствующие документы, хотя пока они трактуют ситуацию как аннулирование контракта. «По крайней мере виден посыл со стороны нашего государства и участников делового оборота, что есть готовность продолжать выполнение контрактов»,— говорит юрист.

Начнутся ли эти переводы, станет известно только ближе к осени, когда исчерпается весь объем обеспечительных депозитов на техобслуживание, изначально предусмотренных в лизинговых контрактах. Это значительные суммы, которые трактуются отечественными эксплуатантами как предоплаченные лизинговые платежи, но сами лизингодатели сейчас склонны оценивать это как незначительную компенсацию своих потерь. В любом случае средства иностранных компаний на этих спецсчетах де-факто будут заблокированы, отмечает заместитель директора группы рейтингов финансовых институтов АКРА Сурен Асатуров. Получить переводы в рублях на Западе смогут, скорее всего, либо после снятия санкционного режима, предполагает он, либо в рамках единичных акций взаиморасчетов между РФ и недружественными юрисдикциями.

Впрочем, Сергей Струнков полагает, что те авиакомпании, которые пока считают контракты нерасторгнутыми из-за отсутствия подписанных документов о расторжении, «могут оказаться правы» именно при условии соблюдения платежей на спецсчета и российской юрисдикции рассмотрения споров по исполнению лизинговых контрактов. Ни одна из сторон таких контрактов не заинтересована в их расторжении, отмечает юрист, добавляя, что выполнить возврат воздушных судов в текущих обстоятельствах не представляется возможным.

Достать новый самолет

Перспективы и дальнейшее переформатирование лизингового рынка в авиации также вызывают противоположные оценки. В качестве позитивного фактора для стабилизации отношений, «когда и если» санкции будут сняты, остается коммерческая привлекательность российского авиационного рынка, который, как считает Сурен Асатуров, до февральских событий был интересен подавляющему большинству международных лизинговых игроков.

На Россию в среднем приходится 6% от поставок Boeing и Airbus, в некоторые годы — до 10%. Таким образом, пролонгация санкционных запретов приведет к замедлению производства, предполагает аналитик Елена Сахнова. По ее мнению, опосредованно это может привести к росту ставок для всех лизингополучателей во всем международном авиасекторе.

Сейчас в РФ новые самолеты просто не нужны, поскольку отечественным перевозчикам доступно всего 11 международных направлений. Но рано или поздно вопрос их получения может стать актуальным. Тогда, по мнению господина Асатурова, лизингодатели даже из дружественных стран «с большой тревогой пойдут навстречу» и вряд ли предоставят в РФ свои самолеты, опасаясь вторичных санкций и срыва контрактов с Boеing и Airbus. Даже если предположить «нечто подобное параллельному импорту самолетов», то, вероятно, такие борта смогут быть задействованы преимущественно на внутренних рейсах во избежание дополнительных регуляторных рисков. «Естественно, что условия таких лизинговых сделок будут учитывать всевозможные премии за указанные риски»,— указывает он. Осложнить подобную инициативу может и нежелание международных крупных перестраховщиков покрывать российские сделки.

Некоторые аналитики скорее надеются на начало серийного производства МС-21 до 2025 года. В будущем, если самолеты будут эффективными и качественными, говорит Елена Сахнова, российские лизингодатели смогут начать продажи на зарубежные дружественные рынки, «особенно если те на нашем примере выучили урок, насколько может быть опасным зависеть от одного поставщика или группы одинаково политически мотивированных поставщиков».

Только отечественное

В целом фокус всех лизинговых компаний сейчас вынужденно смещен в сторону поставок исключительно отечественной авиатехники. И для части игроков это будет означать уход из сегмента авиализинга и концентрацию на других направлениях бизнеса, прогнозируют в «ПСБ Лизинге». Там надеются, что другие участники смогут нарастить объем бизнеса и портфель клиентов. Компания реализует проект по поставке 59 самолетов SSJ100 отечественным авиакомпаниям, на начало июля заказчики получили уже 39 отечественных воздушных судов. Клиенты группы стабильно осуществляют платежи в рамках подписанных графиков и не обращаются за их реструктуризацией, подчеркнули в «ПСБ Лизинге», «поэтому мы не проводили и не планируем проводить реструктуризацию платежей за авиализинг».

В свою очередь, в ГТЛК “Ъ” сообщили, что готовы проводить переговоры по этому поводу с рядом авиакомпаний, на деятельность которых негативно повлияли закрытие южных аэропортов и дефицит региональных бюджетов по программе санитарной авиации. До конца текущего года ГТЛК рассчитывает заключить примерно семь договоров лизинга на вертолеты типа Ми-8 с поставкой в 2022 году, а также подписать договоры на 45 бортов для «Авроры» (в рамках формирования флота Единой дальневосточной авиакомпании).

Зарубежные лизингодатели

По экспертным оценкам, у большинства иностранных лизингодателей объемы портфелей, завязанных на Россию, варьируются в переделах 5–10%. «Сгладить» их убытки помогут страховые полисы, но сроки разбирательств и размеры компенсаций будут во многом зависеть от позиций страховых компаний. Кроме того, они будут стараться доказать, что удержание самолетов в другой стране не является страховым случаем, поэтому объем таких издержек сегодня трудно определить. Есть риск, что соответствующие судебные издержки могут быть предъявлены российским авиакомпаниям, добавляет Сурен Асатуров.

Прекращение лизинговой деятельности с российскими авиакомпаниями болезненно отражается на зарубежных лизингодателях, отмечает младший директор корпоративных рейтингов Национального рейтингового агентства Алла Юрова. Из-за списания парка, оставшегося в РФ, ирландская AerCap признала обесценение в $2,7 млрд в первом квартале, при этом ее чистая прибыль за весь 2021 год составила $1 млрд. По той же причине Air Lease Corporation (США) списала $802 млн в первом квартале, что привело к квартальному убытку в $469 млн (чистая прибыль компании составила $437 млн в 2021 году). Списание китайской BOC Aviation оценивается в $581 млн, что приведет к чистому убытку свыше $300 млн за первое полугодие 2022 года (чистая прибыль компании за 2021 год составила $561 млн).

При этом российский портфель у AerCap составлял порядка 5% общей стоимости (135 самолетов и 14 двигателей, было изъято 22 судна и 3 двигателя), у BOC Aviation — 2,5% (18 самолетов, был изъят один лайнер). У Avolon в РФ остаются десять воздушных судов, менее 1% стоимости портфеля. У Air Lease Corporation в РФ остался 21 самолет, при этом в собственности компании 370 лайнеров.




комментарии (0):











Материалы рубрики


Радио 1
Авиаэксперт назвал причины бешеной авиапопулярности Турции у россиян

MK.ru
Санкции встали боком: для западной авиации настали сложные времена

Моменты
Стоимость авиаперелетов достигла пика. Что будет дальше

Аргументы и Факты
Эксперт: в России летает 80% авиапарка
Иван Богатырев
ФедералПресс
Малая авиация в России: взлетит ли "Байкал" в небо?
Максим Талавринов, Анастасия Львова
Известия
Трафик работы: "Аэрофлот" и S7 вышли на рекордные перевозки в России
Артём Кореняко
РБК
Крупнейшая грузовая авиагруппа России сократит почти всех пилотов Boeing
Александр Астахов
Business FM
Reuters: российские авиакомпании разбирают борты на запчасти. Останется ли страна без самолетов?




Business FM
Nordwind недополучит 5 млрд рублей господдержки
Айгуль Абдуллина
КоммерсантЪ
NordWind налетел на деньги
Ольга Коленцова
Известия
Жар не сломит: создан материал для космических самолетов будущего

Ростех
Космический "Ил"
Анастасия Львова
Известия
Воздушная подмога: в России могут обнулить региональные налоги на самолеты
Валерий Кодачигов
Известия
По доле случая: российское госпредприятие может стать акционером OneWeb

Business FM
Санкционное смягчение: Великобритания отменила запрет на страхование и перестрахование транспорта из России

Комсомольская правда
Эксперт рассказал, чем интересна "авиасделка" Ирана и России
Михаил Котов
Известия
Если очень захотеть: какой будет российская космонавтика после выхода из проекта МКС
Айгуль Абдуллина
Коммерсантъ
Аэропорт не делится по-братски
Сергей Калашников, Айгуль Абдуллина
Коммерсантъ
Нелетная конъюнктура
Кристина Федичкина
Коммерсантъ
«Самолет Судного дня» приземлил в колонии
Анастасия Львова
Известия
Если на то пошлины: в РФ могут отменить льготы для авиации и авиапрома
Айгуль Абдуллина
Коммерсантъ
От общего к запчастному
Ольга Божьева
МК
Снятие ЕС ограничений с российской авиаотрасли стало маленькой победой
Владислав Викторов
Радио «Ъ FM»
Авиации дали немного свободы
Аглая Сидорова
Коммерсантъ
Лизинг не в пролете
Айгуль Абдуллина
Коммерсантъ
Авиакомпаниям напомнили о родине
Айгуль Абдуллина
Коммерсантъ
Boeing в облет России
Максим Талавринов, Анастасия Львова
Известия
По осени рассчитают: в РФ появится рейтинг пунктуальности авиакомпаний

Ростех
Профессии Ростеха: инженер-конструктор в вертолетостроении
Артём Кореняко
РБК
ГТЛК закупит дроны на 5,5 млрд для новой авиакомпании

Report
Эксперт о причинах глобального авиакризиса

Роскосмос
1096 дней в космосе: результаты трёх лет работы астрофизической обсерватории "Спектр-РГ"

Ростех
Су-27: пять фактов об истребителе

Business FM
"Очень конкурентоспособная машина": российский МС-21 заменит Boeing и Airbus
Илья Вайсберг
АвиаСоюз
Союз авиапроизводителей: деятельность в интересах отрасли

Ростех
Ми-12: рекордсмен в тяжелом весе
Елена Гончарова
Вести
Строить долго, содержать дорого. Почему власти не дали денег на выпуск воронежских самолётов

Ростех
"Авиалесоохрана": почти век на страже леса
Артём Кореняко, Полина Химшиашвили
РБК
Сотрудники "Аэрофлота" пожаловались на реформу техобслуживания самолетов
Роман Солдатов, Ирина Чефанова
Известия
Жесткая посадка: топ-менеджеры "Аэрофлота" могут получить до 10 лет
Александр Зосимов
Вечерняя Москва
Полеты сквозь мрачные санкционные тучи: что ждет российскую авиацию
Аврусин Роман
Обозрение
В Самаре готовятся  развернуть выпуск новых авиалайнеров
Дмитрий Мигунов
Известия
Жесткое приземление: эпоха дешевой авиации в мире заканчивается
Анастасия Платонова
Известия
Прямая зависимость: туристы ждут открытия рейсов в Азию без пересадок
Дмитрий Корнев
Известия
Неопытный образец: что стоит за неудачным испытанием ракеты CPS

Ростех
Выдающемуся конструктору двигателей Сергею Изотову – 105 лет

НТВ
Титановая зависимость: Boeing и Airbus для производства самолетов необходим металл из России
Айгуль Абдуллина
КоммерсантЪ
Приграничное расстройство
Артём Кореняко
РБК
ГТЛК заявила о риске срыва поставок самолетов для авиакомпании "Аврора"

Ростех
Профессии Ростеха: инженер-конструктор авиадвигателей

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer