Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Если на то пошлины: в РФ могут отменить льготы для авиации и авиапрома

Власти обсуждают с перевозчиками идею возвращения сборов и НДС за ввоз самолетов


28 июля 2022 года Анастасия Львова, Известия


Российская авиация и авиапром могут лишиться ряда налоговых и таможенных послаблений. Речь идет о возможном возврате к уплате пошлины при ввозе гражданских самолетов, авиадвигателей и комплектующих, а также о возобновлении сбора НДС при продаже, передаче в лизинг и производстве самолетов в стране.

Российская авиация и авиапром могут лишиться ряда налоговых и таможенных послаблений. Речь идет о возможном возврате к уплате пошлины при ввозе гражданских самолетов, авиадвигателей и комплектующих, а также о возобновлении сбора НДС при продаже, передаче в лизинг и производстве самолетов в стране. Этот вопрос планируют обсудить на совещании с представителями Минфина, следует из письма Минтранса в авиакомпании. Ведомство формирует позицию по этому вопросу и запросило мнение перевозчиков. Бизнес идею не поддержал и считает ее вредной, сказали источники «Известий» в авиакомпаниях. Ввезти новые самолеты в РФ и пополнить бюджет таможенными сборами в ближайшие годы всё равно не получится, а вот импортные запчасти будут необходимы для обслуживания действующего иностранного парка, говорят они.

Налоговый барьер

Минтранс запросил у российских авиакомпаний позицию по возможной отмене таможенных и налоговых льгот при ввозе в РФ продукции для авиации и авиапрома, а также при продаже и лизинге самолетов внутри страны. Это следует из письма директора департамента госполитики в области гражданской авиации министерства Светланы Петровой в адрес российских перевозчиков — членов Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ). С документом ознакомились «Известия».

Сейчас импортеры в страны Евразийского экономического союза (ЕАЭС; в объединение входят Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Россия) освобождены от уплаты ввозной пошлины при поставках гражданских самолетов, авиадвигателей и комплектующих (решением комиссии Таможенного союза от 2009 года). Кроме того, в России обнулен НДС при ввозе самолетов и авиадвигателей из-за границы, при их продаже или поставках в лизинг внутри страны. Нулевой НДС также применяется к производству, ремонту или модернизации авиатехники (ст. 150 и ст. 164 Налогового кодекса РФ соответственно).

В письме Светлана Петрова попросила бизнес высказаться «о целесообразности отмены этих льгот». Позиции компаний нужны ведомству для подготовки к совещанию с Минфином, следует из документа.

Нулевой НДС при ввозе иностранных самолетов и при их реализации (в том числе передаче в лизинг) действует с 2010 года, напомнила авиаэксперт Елена Сахнова.

— До этого у «Аэрофлота» и «Трансаэро» (обанкротилась в 2015 году. — «Известия») был льготный режим по ввозу самолетов с освобождением от уплаты таможенных пошлин и платежей. Это временное освобождение заменили на нулевую ставку НДС с 2020 года, по сути продлив эти послабления, — сказала эксперт.

По мнению источника «Известий» в одной из авиакомпаний, инициатором нынешних изменений мог выступить Минфин или Минпромторг: первый, вероятно, хочет пополнить бюджет новыми сборами, а второй — поддержать отечественный авиапром, установив заградительные пошлины.

С этим мнением согласна и Елена Сахнова.

— Думаю, инициатором может быть Минфин — в целях бюджетного планирования и/или Минпромторг — в целях реализации программы отечественного авиастроения, защиты внутреннего рынка, гарантий спроса на продукцию, — полагает она.

«Известия» обратились за комментариями в пресс-службы правительства, Минпромторга, Минтранса и Минфина.

Самолет не ввезти

Два собеседника «Известий» в авиакомпаниях сказали, что возврат к уплате ввозной пошлины по самолетам непринципиален, ведь ввезти их в Россию в ближайшие годы всё равно не получится — санкции западных стран запрещают поставки авиатехники в РФ. Boeing и Airbus в начале марта прекратили отправлять запчасти в нашу страну и обслуживать свои самолеты в парках отечественных перевозчиков.

— Самолет или двигатель по параллельному импорту ввезти в Россию не получится. Более мелкие комплектующие — возможно, — поделился мнением сотрудник одной из авиакомпаний.

Кроме того, решение по пошлинам нужно будет согласовать с комиссией ЕЭК, подчеркнул он.

В июне этого года совет Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) продлил до конца 2031 года действие нулевой пошлины на ввоз пассажирских самолетов на территорию стран ЕАЭС. Об этом неоднократно просили власти Казахстана. В то же время российская сторона призывала ввести пошлины для стимуляции компаний в союзных странах закупать российские самолеты — SSJ-100 и пока не окончательно сертифицированный МС-21, уточнил источник «Известий», знакомый с позицией представителя России в ЕЭК.

Замначальника отдела информационного обеспечения ЕЭК Сергей Цыпленков сказал «Известиям», что в последние месяцы тему изменения таможенных пошлин по самолетам и авиазапчастям не обсуждали на площадке комиссии.

— Такие вопросы рассматриваются в соответствии с предложениями сторон. По состоянию на 27 июля 2022-го подобных инициатив не поступало, — отметил он.

Весной Минпромторг утвердил список товаров, ввоз которых разрешен по параллельному импорту. В перечне фигурируют таможенные коды, соответствующие продукции для авиапрома — это различные изделия из металлов, пластика, стекловолокна и инструменты, используемые в производстве. Но из готовой авиационной продукции в перечне значатся только двигатели General Electric и электроустановки Siemens.

Хотя ввезти импортные самолеты в Россию не получится, перевозчикам нужны запчасти из-за границы для обслуживания действующего иностранного парка, отметил один из собеседников «Известий» в авиакомпании. А если отменить льготы, то сложности возникнут и с деталями — их стоимость, а значит, и цена перелетов в конечном счете вырастут еще сильнее, добавил собеседник.

— Более половины самолетов у российских авиакомпаний импортные (по оценке Минтранса, 67% из 1287 штук), их нужно как-то обслуживать в ближайшие годы. Ввоз запчастей осложнился из-за санкций, они подорожали, если добавить к этому еще 20-процентную пошлину и НДС, это еще плюс к цене перелета, — сказал источник.

Ведущий эксперт центра экономики транспорта ВШЭ Андрей Крамаренко отметил, что документ Минпромторга по импорту в части авиационной номенклатуры, вероятно, будут обновлять по запросам эксплуатантов авиатехники. При этом он уверен: авиакомпании смогут ввозить в Россию не только мелкоузловые детали, но и, например, двигатели.

— Ввезти двигатель вполне возможно. Больше всего на рынке есть комплектующих по типам самолетов, по которым уже сложился вторичный рынок, то есть производится их разборка. Когда он выводится из эксплуатации, с него снимают запчасти и перепродают, там учет деталей налажен слабо и санкционный контроль над путями их поставок тоже будет слаб. А вот под новейшие Airbus A350 поставить комплектующие будет сложнее. Это новые самолеты, вторичного рынка по этому типу еще нет, — объяснил эксперт.

Представители «Аэрофлота», S7 Airlines, «Победы» и Red Wings не ответили на запросы «Известий».

В «Уральских авиалиниях» предложения по отмене льгот оценивают негативно, сказала представитель авиакомпании Вера Гасникова. Она подчеркнула, что возврат к уплате пошлины приведет к значительному увеличению расходов на приобретение компонентов и запчастей, а отмена льгот по НДС — к дополнительному оттоку денежных средств из оборотного капитала авиакомпаний. Также в компании отметили, что поставить значительную долю агрегатов и запчастей для обслуживания самолетов иностранного производства сейчас можно исключительно из-за рубежа.




комментарии (0):











Материалы рубрики


Радио 1
Авиаэксперт назвал причины бешеной авиапопулярности Турции у россиян

MK.ru
Санкции встали боком: для западной авиации настали сложные времена

Моменты
Стоимость авиаперелетов достигла пика. Что будет дальше

Аргументы и Факты
Эксперт: в России летает 80% авиапарка
Иван Богатырев
ФедералПресс
Малая авиация в России: взлетит ли "Байкал" в небо?
Максим Талавринов, Анастасия Львова
Известия
Трафик работы: "Аэрофлот" и S7 вышли на рекордные перевозки в России
Артём Кореняко
РБК
Крупнейшая грузовая авиагруппа России сократит почти всех пилотов Boeing
Александр Астахов
Business FM
Reuters: российские авиакомпании разбирают борты на запчасти. Останется ли страна без самолетов?




Business FM
Nordwind недополучит 5 млрд рублей господдержки
Айгуль Абдуллина
КоммерсантЪ
NordWind налетел на деньги
Ольга Коленцова
Известия
Жар не сломит: создан материал для космических самолетов будущего

Ростех
Космический "Ил"
Анастасия Львова
Известия
Воздушная подмога: в России могут обнулить региональные налоги на самолеты
Валерий Кодачигов
Известия
По доле случая: российское госпредприятие может стать акционером OneWeb

Business FM
Санкционное смягчение: Великобритания отменила запрет на страхование и перестрахование транспорта из России

Комсомольская правда
Эксперт рассказал, чем интересна "авиасделка" Ирана и России
Михаил Котов
Известия
Если очень захотеть: какой будет российская космонавтика после выхода из проекта МКС
Айгуль Абдуллина
Коммерсантъ
Аэропорт не делится по-братски
Сергей Калашников, Айгуль Абдуллина
Коммерсантъ
Нелетная конъюнктура
Кристина Федичкина
Коммерсантъ
«Самолет Судного дня» приземлил в колонии
Анастасия Львова
Известия
Если на то пошлины: в РФ могут отменить льготы для авиации и авиапрома
Айгуль Абдуллина
Коммерсантъ
От общего к запчастному
Ольга Божьева
МК
Снятие ЕС ограничений с российской авиаотрасли стало маленькой победой
Владислав Викторов
Радио «Ъ FM»
Авиации дали немного свободы
Аглая Сидорова
Коммерсантъ
Лизинг не в пролете
Айгуль Абдуллина
Коммерсантъ
Авиакомпаниям напомнили о родине
Айгуль Абдуллина
Коммерсантъ
Boeing в облет России
Максим Талавринов, Анастасия Львова
Известия
По осени рассчитают: в РФ появится рейтинг пунктуальности авиакомпаний

Ростех
Профессии Ростеха: инженер-конструктор в вертолетостроении
Артём Кореняко
РБК
ГТЛК закупит дроны на 5,5 млрд для новой авиакомпании

Report
Эксперт о причинах глобального авиакризиса

Роскосмос
1096 дней в космосе: результаты трёх лет работы астрофизической обсерватории "Спектр-РГ"

Ростех
Су-27: пять фактов об истребителе

Business FM
"Очень конкурентоспособная машина": российский МС-21 заменит Boeing и Airbus
Илья Вайсберг
АвиаСоюз
Союз авиапроизводителей: деятельность в интересах отрасли

Ростех
Ми-12: рекордсмен в тяжелом весе
Елена Гончарова
Вести
Строить долго, содержать дорого. Почему власти не дали денег на выпуск воронежских самолётов

Ростех
"Авиалесоохрана": почти век на страже леса
Артём Кореняко, Полина Химшиашвили
РБК
Сотрудники "Аэрофлота" пожаловались на реформу техобслуживания самолетов
Роман Солдатов, Ирина Чефанова
Известия
Жесткая посадка: топ-менеджеры "Аэрофлота" могут получить до 10 лет
Александр Зосимов
Вечерняя Москва
Полеты сквозь мрачные санкционные тучи: что ждет российскую авиацию
Аврусин Роман
Обозрение
В Самаре готовятся  развернуть выпуск новых авиалайнеров
Дмитрий Мигунов
Известия
Жесткое приземление: эпоха дешевой авиации в мире заканчивается
Анастасия Платонова
Известия
Прямая зависимость: туристы ждут открытия рейсов в Азию без пересадок
Дмитрий Корнев
Известия
Неопытный образец: что стоит за неудачным испытанием ракеты CPS

Ростех
Выдающемуся конструктору двигателей Сергею Изотову – 105 лет

НТВ
Титановая зависимость: Boeing и Airbus для производства самолетов необходим металл из России
Айгуль Абдуллина
КоммерсантЪ
Приграничное расстройство
Артём Кореняко
РБК
ГТЛК заявила о риске срыва поставок самолетов для авиакомпании "Аврора"

Ростех
Профессии Ростеха: инженер-конструктор авиадвигателей

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer