Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


"Авиалесоохрана": почти век на страже леса


8 июля 2022 года Ростех


Сегодня свой профессиональный праздник отмечают работники ФБУ «Авиалесоохрана» России – именно 7 июля считается днем рождения службы. В эти жаркие летние дни пожарные и летчики продолжают вести борьбу с огненной стихией. Такая нелегкая работа требует не только профессиональной подготовки и мужества – необходимо надежное и эффективное оборудование.

Сегодня свой профессиональный праздник отмечают работники ФБУ «Авиалесоохрана» России – именно 7 июля считается днем рождения службы.
В эти жаркие летние дни пожарные и летчики продолжают вести борьбу с огненной стихией. Такая нелегкая работа требует не только профессиональной подготовки и мужества – необходимо надежное и эффективное оборудование.

Холдинги Ростеха долгие годы сотрудничают с «Авиалесоохраной», создают для нее современную, безопасную технику. О некоторых противопожарных разработках Корпорации – в нашем материале.

История легендарных огнеборцев

Еще в начале прошлого столетия отечественной лесной наукой был сформулирован главный принцип борьбы с пожарами – ранее обнаружение и ликвидация способны уменьшить затраты на тушение, избежать разрушительных последствий. Помочь реализовать это на деле в нашей стране с ее огромными лесными просторами помогла авиация, становление которой как раз и пришлось на тот период.

Днем рождения «Авиалесоохраны» принято считать 7 июля 1931 года, когда с аэродрома городка Урень Нижегородской области впервые специально для авиапатрулирования лесных угодий поднялся самолет По-2. Различные модификации этого легендарного биплана успели послужить «защитниками» лесов, позже к ним присоединились и самолеты-амфибии Ш-2. Так появилась необходимость образования новой профессии – лесной летчик-наблюдатель. Следует отметить, что многие летчики «Авиалесоохраны» в годы Великой Отечественной войны пополнили состав ВВС Красной Армии. При этом в военное время авиационная охрана лесов не прекращалась, а к 1944 году даже удалось увеличить охраняемую площадь и парк воздушных судов.

Авиационный парк «Авиалесоохраны» пополнялся с появлением новых самолетов, позже к ним добавились и вертолеты. Особенно мощное развитие службы пришлось на 1970-1980-е годы – отечественная система охраны лесов стала одной из самых эффективных в мире. Многие технологии в стране были испробованы впервые специалистами «Авиалесоохраны», такие как искусственное вызывание осадков, десантирование людей на спусковых устройствах с вертолетов, использование взрывчатки для тушения пожаров.

«Авиалесоохрана» продолжает стоять на страже российских лесов. Напомним, что в зоне активной охраны находится более половины площади лесного фонда страны, а это почти 500 млн гектаров.

Дожди по заказу: как стреляют в облака пиропатронами

Ежегодно Ростех поставляет «Авиалесоохране» несколько тысяч пиропатронов для вызова осадков. Эта разработка НИИ прикладной химии (НИИПХ) очень помогает в борьбе с огненной стихией, особенно в отдаленных регионах, куда сложно добраться наземной технике.

Облака обстреливаются из самолета специальными патронами с зарядом из йодистого серебра. Каждый пиропатрон весит примерно 80 граммов и сгорает за секунды. Примерно через полчаса продукты горения йодистого серебра вызывают образование дождевого фронта. Стоит отметить, что без такого «обстрела» облака могут спокойно перемещаться по небу, так и не пролившись дождем.

«Клин клином вышибают»: взрыв против пожара

Детонирующий шнур – это устройство для передачи на расстояние инициирующего импульса для возбуждения детонации в зарядах взрывчатых веществ. Взрывание детонирующего шнура производится от капсюля-детонатора или электродетонатора. Взрывной метод прокладки опорных полос с применением детонирующих шнуров уже давно зарекомендовал себя как эффективное средство борьбы с лесными пожарами.

Ежегодно для тушения лесных пожаров в России требуется около 200 км такого шнура. Различные модели детонирующих шнуров производятся на новосибирском предприятии Ростеха – заводе «Искра». По запросу «Авиалесоохраны» недавно здесь был разработан детонирующий шнур ДШН-М160. Как понятно из самого названия, масса взрывчатого вещества в этом шнуре составляет 160 г/м, его применение вдвое эффективнее предшественника ДШН-80.

Пожарный десант: новый парашют для авиапожарных

Первый прыжок с парашютом в целях организации тушения лесного пожара был совершен еще в середине 30-х годов прошлого столетия. Так появилась новая удивительная профессия – парашютист-пожарный.

На протяжении многих лет в авиационной охране лесов эксплуатировались различные типы десантных и спортивно-тренировочных парашютов. Прыжки выполняются с высоты около километра. В случае отсутствия полян и других открытых площадок, приземление осуществляется прямо на деревья в специальном защитном костюме – снаряжении парашютиста-пожарного (СПП).

Парашютные системы продолжают эволюционировать, появляются отечественные разработки нового поколения. Так, в прошлом году Ивановский парашютный завод «Полет» Ростеха презентовал новую модель для «Авиалесоохраны».

«Поиск», так называется новинка, создана с учетом особенностей применения в лесных массивах. В отличие от других парашютов, с которыми работают пожарные, «Поиск» имеет классическую прямоугольную форму из семи секций и им легче управлять. Как отмечают специалисты, именно потеря устойчивости парашюта – одна из серьезных опасностей в лесах. Дело в том, что деревья задерживают воздух, купол недостаточно наполняется и поэтому может стать неуправляемым.

Винтокрылый помощник: Ми-8 лесопожарной специализации

С появлением вертолетной техники к лесным парашютистам добавились десантники-пожарные, которые с помощью спусковых устройств могут высадиться практически в любом месте.

Первыми винтокрылыми «работниками», поступившими в 1950-е годы на службу в авиалесоохрану, стали Ми-4, а позже их сменил самый массовый в мире вертолет Ми-8. Модификации этой многоцелевой машины всегда составляли значительную часть авиапарка службы. И сегодня холдинг «Вертолеты России» Госкорпорации Ростех поставляет «Авиалесоохране» современного преемника легендарной «восьмерки» – вертолет Ми-8МТВ-1. Многоцелевые вертолеты семейства Ми-8МТВ-1 могут работать практически в любых климатических условиях.

Каждый Ми-8МТВ-1 способен перевозить до 22 десантников-пожарных и хорошо «вооружен» для борьбы с пожарами – внешняя подвеска грузоподъемностью до 4 тонн, водосливное устройство для доставки и сброса огнегасящей смеси, спусковые устройства для десантирования мобильных групп и  бортовая лебедка для подъема или спускания одного-двух человек к месту локализации пожара.

Сверху видней: дроны для мониторинга лесов

Сотни самолетов ежегодно следят за пожароопасной ситуацией в наших лесах. В последние годы к ним присоединились беспилотники. Дроны составили отличную альтернативу пилотируемой авиатехнике и оказались незаменимы в некоторых ситуациях. В первую очередь способны взять на себя наиболее опасные вылеты, и таким образом снизить риски для пилотов.

К примеру, в настоящий момент беспилотные летательные аппараты компании ZALA AERO мониторят территорию национального парка «Земля леопарда» в Приморье. Здесь проживают редкие крупные кошки – дальневосточный леопард и амурский тигр. Сегодня не браконьеры, а лесные пожары являются главными врагами этих животных, как и всех остальных обитателей «Земли леопарда». В этом году пожароопасный период в нацпарке был объявлен с начала марта. Противопожарное оборудование приведено в «боевую» готовность, в том числе и беспилотники.

Дроны ZALA пролетают на «Землей леопарда» на высоте до трех километров. Они никак не тревожат животных – аппарат с земли не увидеть и не услышать. При этом сам беспилотник ничего не упустит из виду – помогают камеры с многократным увеличением изображения, а ночью и в условиях плохой видимости используются тепловизоры. В мобильном штабе за ситуацией наблюдают в режиме реального времени.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность
Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»



Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Леса просят дронов. Авиалесоохрана ищет деньги на закупку БАС
Максим Талавринов
Известия
Рейсовая колея: самолеты между Москвой и Питером летом будут летать каждые 15 минут
Алексей Михайлов, Роман Крецул
Известия
Огнем «Прометея»: система С-500 сдала экзамен по борьбе с гиперзвуком
Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Роскосмос» решил продать санатории и недвижимость на ₽11 млрд
Анастасия Львова
РБК
Авиакомпании пожаловались в ФАС на рост аэропортовых тарифов
Елена Балаян
Известия
Вылета нет: россиян не выпустили за границу из-за ошибок в паспорте
Валерия Лобко
Российская газета
В России создадут единую систему контроля за беспилотниками
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья Поднебесной: Китай растит конкурента Boeing и Airbus
Алексей Михайлов, Юлия Леонова, Андрей Федоров
Известия
Цели отделены: вертолеты ВМФ научат бороться с надводными дронами
Сергей Гурьянов
Известия
Истина в винте: насколько безопасен вертолетный туризм

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer