Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Если очень захотеть: какой будет российская космонавтика после выхода из проекта МКС


30 июля 2022 года Михаил Котов, Известия


Глава «Роскосмоса» Юрий Борисов на встрече с президентом России Владимиром Путиным заявил о принятом решении прекратить сотрудничество по проекту Международной космической станции с 2024 года. Предполагается, что к этому времени начнется формирование национальной орбитальной станции РОСС и все силы будут перенесены на этот проект. В подробностях разбирались «Известия».

Глава «Роскосмоса» Юрий Борисов на встрече с президентом России Владимиром Путиным заявил о принятом решении прекратить сотрудничество по проекту Международной космической станции с 2024 года. Предполагается, что к этому времени начнется формирование национальной орбитальной станции РОСС и все силы будут перенесены на этот проект. В подробностях разбирались «Известия».

Эпоха прагматичного космоса

В принципе всю космонавтику можно условно поделить на военную, прикладную и научную. Естественно, есть много проектов, в которых такое деление невозможно, а термин «двойное назначение» сильнее всего прижился именно в космической сфере. Более того, если мы начнем разбираться, какой цели служат те или иные спутники, то получится, что военная и прикладная сфера во многом используют одни и те же космические аппараты, а научная часть стоит особняком. Космическая связь, аппараты дистанционного зондирования Земли, геолокация — всё это нужно как гражданским, так и военным специалистам, а самое главное, польза от такой космической деятельности очевидна, измерима и всегда может быть обоснована в деньгах.

Коммерческая составляющая космонавтики была практически монополизирована действиями США. Компания Илона Маска грамотной ценовой политикой забрала себе львиную часть мировых коммерческих контрактов. Финальным гвоздем в крышку гроба «открытого и конкурентного коммерческого космического рынка» стали отложенные санкции Пентагона, введенные в 2019 году и запрещающие с начала 2023 года запуск на российских ракетах любых космических аппаратов с американскими комплектующими.

В результате связка военной и прикладной космонавтики выглядит логичной и понятной, имеет своих лоббистов и, скорее всего, станет основополагающей для российской космонавтики на ближайшие годы.

Беспокойное хозяйство

Но для начала требуется решить инфраструктурный вопрос и завершить переход с «Протона» на «Ангару». Стране нужна тяжелая ракета как минимум с двумя космодромами для запуска (Плесецк и Восточный). Под «Ангару» уже есть достаточное количество военных космических аппаратов, ждущих запуска, и некоторые из них нужны на орбите «уже вчера».

Отдельный важный пункт — финализация импортозамещения по космическим аппаратам группировки ГЛОНАСС и начало постепенного обновления группировки аппаратами «ГЛОНАСС-К2» (ранее «ГЛОНАСС-К модернизированный»), созданными полностью на российской компонентной базе. Пока группировка работает нормально, но в ближайшее время нужно выйти на запуск хотя бы 2–3 аппаратов в год. Это позволит своевременно обновить аппараты и даже увеличить точность определения координат благодаря новому типу сигналов с кодовым разделением.

Кроме того, «Роскосмосу» нужно начинать реализовывать проект «Сфера» и увеличивать количество космических аппаратов связи и ДЗЗ. Спутников дистанционного зондирования Земли России не хватает, причем как в оптическом спектре, так и радиолокационных. Нужны как большие, способные обеспечивать многоспектральную съемку, космические аппараты («Ресурс-П», «Метеор», «Канопус»), так и малые, похожие на Dove-2 компании Planet Labs. Это наноспутники, четырехюнитовые кубсаты (их размер всего 40х10х10 см), способные вести съемку с разрешением 3–5 м/п.

Проблема создания большого количества новых космических аппаратов по проекту «Сфера» лежит в отсутствии доступа к зарубежной компонентной базе. И решать эту задачу придется системно: должна появиться программа, включающая в себя как систематизацию необходимого, так и варианты решения по каждому наименованию. Причем от успешности ее решения напрямую будет зависеть вся космическая программа России.

Вещь в себе

Остается научная космонавтика — без преувеличения, гордость нашей страны вот уже более 60 лет. В современном мире космонавты в основном работают в главной мировой орбитальной лаборатории — на Международной космической станции. Не будет МКС — придется создавать какую-то новую программу работы для всей российской пилотируемой космонавтики, а это сложно, дорого и не всегда эффективно.

Но пилотируемая космонавтика — это не только сам отряд космонавтов, это еще и серьезнейшая инфраструктура Звездного городка, Институт медико-биологических проблем (ИМБП РАН), НПП «Звезда», занимающаяся созданием скафандров, Центр управления полетами в ЦНИИМАШ и еще множество специалистов, отвечающих как за наземную инфраструктуру, так и за обеспечение безопасности полета. И если прекратятся полеты, то уже буквально через несколько месяцев начнут уходить специалисты, теряться знания, и в итоге это приведет к деградации всей отрасли.

Чтобы этого не произошло, следует, насколько это возможно, долго пользоваться проектом МКС. Требуется уже на этапах проектирования и создания национальной орбитальной станции четко понимать причины ее реализации и место науки и пилотируемой космонавтики в этом проекте. Это сложный процесс, требующий взаимодействия самых разных структур, итогом которого должна стать такая модель российской космонавтики, в которой наука и собственно сами космонавты будут важной и нужной частью всего процесса. Важно не допустить повторения ситуации с МКС, в которой все стороны, кроме России, имели свои лабораторные модули (американский, европейский, японский), а наша «Наука» стартовала лишь год назад.

И вот эта задача интегрирования научной космонавтики во все остальные процессы может оказаться более чем сложной. Пока же главной задачей остается не допустить прекращения пилотируемых запусков, как бы это ни казалось «перспективно» с точки зрения оптимизации расходной части.

Именно научная космонавтика отвечает за отработку самых разных решений, которые потом идут в производство. Именно здесь ставятся самые разные опыты, позволяя развивать и прикладной и научный сектора. Не будет научной космонавтики — резко уменьшится и общее развитие.

Именно поэтому желательно как торопиться с созданием собственной станции, так и продолжать сотрудничать по проекту МКС. Не отвергать эту возможность, а использовать по максимуму, получая необходимый опыт и результаты экспериментов. Остается надеяться, что и в новом руководстве «Роскосмоса» это понимают, а выход из международного проекта состоится не раньше, чем будет готова к запуску российская станция.




комментарии (0):











Материалы рубрики


Радио 1
Авиаэксперт назвал причины бешеной авиапопулярности Турции у россиян

MK.ru
Санкции встали боком: для западной авиации настали сложные времена

Моменты
Стоимость авиаперелетов достигла пика. Что будет дальше

Аргументы и Факты
Эксперт: в России летает 80% авиапарка
Иван Богатырев
ФедералПресс
Малая авиация в России: взлетит ли "Байкал" в небо?
Максим Талавринов, Анастасия Львова
Известия
Трафик работы: "Аэрофлот" и S7 вышли на рекордные перевозки в России
Артём Кореняко
РБК
Крупнейшая грузовая авиагруппа России сократит почти всех пилотов Boeing
Александр Астахов
Business FM
Reuters: российские авиакомпании разбирают борты на запчасти. Останется ли страна без самолетов?




Business FM
Nordwind недополучит 5 млрд рублей господдержки
Айгуль Абдуллина
КоммерсантЪ
NordWind налетел на деньги
Ольга Коленцова
Известия
Жар не сломит: создан материал для космических самолетов будущего

Ростех
Космический "Ил"
Анастасия Львова
Известия
Воздушная подмога: в России могут обнулить региональные налоги на самолеты
Валерий Кодачигов
Известия
По доле случая: российское госпредприятие может стать акционером OneWeb

Business FM
Санкционное смягчение: Великобритания отменила запрет на страхование и перестрахование транспорта из России

Комсомольская правда
Эксперт рассказал, чем интересна "авиасделка" Ирана и России
Михаил Котов
Известия
Если очень захотеть: какой будет российская космонавтика после выхода из проекта МКС
Айгуль Абдуллина
Коммерсантъ
Аэропорт не делится по-братски
Сергей Калашников, Айгуль Абдуллина
Коммерсантъ
Нелетная конъюнктура
Кристина Федичкина
Коммерсантъ
«Самолет Судного дня» приземлил в колонии
Анастасия Львова
Известия
Если на то пошлины: в РФ могут отменить льготы для авиации и авиапрома
Айгуль Абдуллина
Коммерсантъ
От общего к запчастному
Ольга Божьева
МК
Снятие ЕС ограничений с российской авиаотрасли стало маленькой победой
Владислав Викторов
Радио «Ъ FM»
Авиации дали немного свободы
Аглая Сидорова
Коммерсантъ
Лизинг не в пролете
Айгуль Абдуллина
Коммерсантъ
Авиакомпаниям напомнили о родине
Айгуль Абдуллина
Коммерсантъ
Boeing в облет России
Максим Талавринов, Анастасия Львова
Известия
По осени рассчитают: в РФ появится рейтинг пунктуальности авиакомпаний

Ростех
Профессии Ростеха: инженер-конструктор в вертолетостроении
Артём Кореняко
РБК
ГТЛК закупит дроны на 5,5 млрд для новой авиакомпании

Report
Эксперт о причинах глобального авиакризиса

Роскосмос
1096 дней в космосе: результаты трёх лет работы астрофизической обсерватории "Спектр-РГ"

Ростех
Су-27: пять фактов об истребителе

Business FM
"Очень конкурентоспособная машина": российский МС-21 заменит Boeing и Airbus
Илья Вайсберг
АвиаСоюз
Союз авиапроизводителей: деятельность в интересах отрасли

Ростех
Ми-12: рекордсмен в тяжелом весе
Елена Гончарова
Вести
Строить долго, содержать дорого. Почему власти не дали денег на выпуск воронежских самолётов

Ростех
"Авиалесоохрана": почти век на страже леса
Артём Кореняко, Полина Химшиашвили
РБК
Сотрудники "Аэрофлота" пожаловались на реформу техобслуживания самолетов
Роман Солдатов, Ирина Чефанова
Известия
Жесткая посадка: топ-менеджеры "Аэрофлота" могут получить до 10 лет
Александр Зосимов
Вечерняя Москва
Полеты сквозь мрачные санкционные тучи: что ждет российскую авиацию
Аврусин Роман
Обозрение
В Самаре готовятся  развернуть выпуск новых авиалайнеров
Дмитрий Мигунов
Известия
Жесткое приземление: эпоха дешевой авиации в мире заканчивается
Анастасия Платонова
Известия
Прямая зависимость: туристы ждут открытия рейсов в Азию без пересадок
Дмитрий Корнев
Известия
Неопытный образец: что стоит за неудачным испытанием ракеты CPS

Ростех
Выдающемуся конструктору двигателей Сергею Изотову – 105 лет

НТВ
Титановая зависимость: Boeing и Airbus для производства самолетов необходим металл из России
Айгуль Абдуллина
КоммерсантЪ
Приграничное расстройство
Артём Кореняко
РБК
ГТЛК заявила о риске срыва поставок самолетов для авиакомпании "Аврора"

Ростех
Профессии Ростеха: инженер-конструктор авиадвигателей

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer