Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Если очень захотеть: какой будет российская космонавтика после выхода из проекта МКС


30 июля 2022 года Михаил Котов, Известия


Глава «Роскосмоса» Юрий Борисов на встрече с президентом России Владимиром Путиным заявил о принятом решении прекратить сотрудничество по проекту Международной космической станции с 2024 года. Предполагается, что к этому времени начнется формирование национальной орбитальной станции РОСС и все силы будут перенесены на этот проект. В подробностях разбирались «Известия».

Глава «Роскосмоса» Юрий Борисов на встрече с президентом России Владимиром Путиным заявил о принятом решении прекратить сотрудничество по проекту Международной космической станции с 2024 года. Предполагается, что к этому времени начнется формирование национальной орбитальной станции РОСС и все силы будут перенесены на этот проект. В подробностях разбирались «Известия».

Эпоха прагматичного космоса

В принципе всю космонавтику можно условно поделить на военную, прикладную и научную. Естественно, есть много проектов, в которых такое деление невозможно, а термин «двойное назначение» сильнее всего прижился именно в космической сфере. Более того, если мы начнем разбираться, какой цели служат те или иные спутники, то получится, что военная и прикладная сфера во многом используют одни и те же космические аппараты, а научная часть стоит особняком. Космическая связь, аппараты дистанционного зондирования Земли, геолокация — всё это нужно как гражданским, так и военным специалистам, а самое главное, польза от такой космической деятельности очевидна, измерима и всегда может быть обоснована в деньгах.

Коммерческая составляющая космонавтики была практически монополизирована действиями США. Компания Илона Маска грамотной ценовой политикой забрала себе львиную часть мировых коммерческих контрактов. Финальным гвоздем в крышку гроба «открытого и конкурентного коммерческого космического рынка» стали отложенные санкции Пентагона, введенные в 2019 году и запрещающие с начала 2023 года запуск на российских ракетах любых космических аппаратов с американскими комплектующими.

В результате связка военной и прикладной космонавтики выглядит логичной и понятной, имеет своих лоббистов и, скорее всего, станет основополагающей для российской космонавтики на ближайшие годы.

Беспокойное хозяйство

Но для начала требуется решить инфраструктурный вопрос и завершить переход с «Протона» на «Ангару». Стране нужна тяжелая ракета как минимум с двумя космодромами для запуска (Плесецк и Восточный). Под «Ангару» уже есть достаточное количество военных космических аппаратов, ждущих запуска, и некоторые из них нужны на орбите «уже вчера».

Отдельный важный пункт — финализация импортозамещения по космическим аппаратам группировки ГЛОНАСС и начало постепенного обновления группировки аппаратами «ГЛОНАСС-К2» (ранее «ГЛОНАСС-К модернизированный»), созданными полностью на российской компонентной базе. Пока группировка работает нормально, но в ближайшее время нужно выйти на запуск хотя бы 2–3 аппаратов в год. Это позволит своевременно обновить аппараты и даже увеличить точность определения координат благодаря новому типу сигналов с кодовым разделением.

Кроме того, «Роскосмосу» нужно начинать реализовывать проект «Сфера» и увеличивать количество космических аппаратов связи и ДЗЗ. Спутников дистанционного зондирования Земли России не хватает, причем как в оптическом спектре, так и радиолокационных. Нужны как большие, способные обеспечивать многоспектральную съемку, космические аппараты («Ресурс-П», «Метеор», «Канопус»), так и малые, похожие на Dove-2 компании Planet Labs. Это наноспутники, четырехюнитовые кубсаты (их размер всего 40х10х10 см), способные вести съемку с разрешением 3–5 м/п.

Проблема создания большого количества новых космических аппаратов по проекту «Сфера» лежит в отсутствии доступа к зарубежной компонентной базе. И решать эту задачу придется системно: должна появиться программа, включающая в себя как систематизацию необходимого, так и варианты решения по каждому наименованию. Причем от успешности ее решения напрямую будет зависеть вся космическая программа России.

Вещь в себе

Остается научная космонавтика — без преувеличения, гордость нашей страны вот уже более 60 лет. В современном мире космонавты в основном работают в главной мировой орбитальной лаборатории — на Международной космической станции. Не будет МКС — придется создавать какую-то новую программу работы для всей российской пилотируемой космонавтики, а это сложно, дорого и не всегда эффективно.

Но пилотируемая космонавтика — это не только сам отряд космонавтов, это еще и серьезнейшая инфраструктура Звездного городка, Институт медико-биологических проблем (ИМБП РАН), НПП «Звезда», занимающаяся созданием скафандров, Центр управления полетами в ЦНИИМАШ и еще множество специалистов, отвечающих как за наземную инфраструктуру, так и за обеспечение безопасности полета. И если прекратятся полеты, то уже буквально через несколько месяцев начнут уходить специалисты, теряться знания, и в итоге это приведет к деградации всей отрасли.

Чтобы этого не произошло, следует, насколько это возможно, долго пользоваться проектом МКС. Требуется уже на этапах проектирования и создания национальной орбитальной станции четко понимать причины ее реализации и место науки и пилотируемой космонавтики в этом проекте. Это сложный процесс, требующий взаимодействия самых разных структур, итогом которого должна стать такая модель российской космонавтики, в которой наука и собственно сами космонавты будут важной и нужной частью всего процесса. Важно не допустить повторения ситуации с МКС, в которой все стороны, кроме России, имели свои лабораторные модули (американский, европейский, японский), а наша «Наука» стартовала лишь год назад.

И вот эта задача интегрирования научной космонавтики во все остальные процессы может оказаться более чем сложной. Пока же главной задачей остается не допустить прекращения пилотируемых запусков, как бы это ни казалось «перспективно» с точки зрения оптимизации расходной части.

Именно научная космонавтика отвечает за отработку самых разных решений, которые потом идут в производство. Именно здесь ставятся самые разные опыты, позволяя развивать и прикладной и научный сектора. Не будет научной космонавтики — резко уменьшится и общее развитие.

Именно поэтому желательно как торопиться с созданием собственной станции, так и продолжать сотрудничать по проекту МКС. Не отвергать эту возможность, а использовать по максимуму, получая необходимый опыт и результаты экспериментов. Остается надеяться, что и в новом руководстве «Роскосмоса» это понимают, а выход из международного проекта состоится не раньше, чем будет готова к запуску российская станция.




комментарии (0):













Материалы рубрики

София Прохорчук, Яна Штурма
Известия
Раздор полетов: почему пассажиры «Аэрофлота» не попали на рейсы
Анастасия Морозова
Forbes
Bloomberg узнал о сложностях с покупкой Boeing своей бывшей «дочки» Spirit
Валерия Лобко
Российская газета
Взглянуть в небо: Регионы оценят по уровню развития беспилотников
Татьяна Серебрякова
HotLine.travel
Может ли скандал вокруг Turkish Airlines привести к ограничению рейсов в Россию
Яна Штурма, Ксения Набаткина, Валерия Мишина
Известия
Владивосточное время: куда полетят россияне этим летом
Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Первый аэропорт в Карачаево-Черкесии построят «Аэропорты регионов»
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность
Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе



Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»
Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Леса просят дронов. Авиалесоохрана ищет деньги на закупку БАС
Максим Талавринов
Известия
Рейсовая колея: самолеты между Москвой и Питером летом будут летать каждые 15 минут
Алексей Михайлов, Роман Крецул
Известия
Огнем «Прометея»: система С-500 сдала экзамен по борьбе с гиперзвуком
Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Роскосмос» решил продать санатории и недвижимость на ₽11 млрд

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer