Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Остатки летной годности. Почему наши самолеты не "съедят" друг друга


18.08.22 17:21 Алексей Чеботарёв, Аргументы и Факты


Эхо сообщений о чуть ли не массовой разборке российских самолетов продолжает будоражить общество. Недавно министр Денис Мантуров заявил, что частичное снятие деталей с авиалайнеров имеет международный характер и является обычной практикой. В запчастях, самолетах и нормах aif.ru помогли разобраться эксперты.

Эхо сообщений о чуть ли не массовой разборке российских самолетов продолжает будоражить общество. Недавно министр Денис Мантуров заявил, что частичное снятие деталей с авиалайнеров имеет международный характер и является обычной практикой. В запчастях, самолетах и нормах aif.ru помогли разобраться эксперты.

Чья практика?

Министра просили прокомментировать письмо Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) в Минтранс, недавно ставшее достоянием гласности. В нем якобы содержится просьба... узаконить снятие запчастей с других самолетов.

«Это мировая практика для того, чтобы обеспечить ритмичность обслуживания и эксплуатации самолетов. Пока запчасти приходят, если есть возможность использовать — не хочу говорить слово “каннибализм” — с другого летательного аппарата для того, чтобы обеспечить выполнение оперативного рейса, то такая практика всегда имела место быть», — заявил, как передает РИА «Новости», министр промышленности и торговли.

Как сделать так, чтобы нам хватало наших самолётов?В АЭВТ не стали официально комментировать свое еще июньское письмо, но пояснили aif.ru, что речь идет не об отдельных законах, а об отраслевых нормах, причем российских, а не международных. Сейчас перестановку компонентов самолетов ограничивают федеральные авиационные правила (ФАП № 285), говорится в уже частично опубликованном письме. Европейских и американских собственников воздушных судов эта мера никак не касается.

«В авиации с учетом специфики отрасли любое действие должно быть четко регламентировано, — дополнил исполнительный директор агентства “Авиапорт” Олег Пантелеев. — Все для того, чтобы, выполняя это действие, люди не совершили ошибки и не поставили бы тем самым под угрозу безопасность экипажа и пассажиров воздушного судна. Поэтому нужно уже существующую практику описать в формате Федеральных авиационных правил. АЭВТ просто пытается ускорить этот процесс».

«Международная практика — это в первую очередь гарантийное обслуживание производителем через организации, которые сертифицированы в том числе при участии производителя, — прокомментировал ситуацию aif.ru пилот Павел Семченко, имеющий опыт работы в зарубежных авиакомпаниях. — Есть и процедуры, когда за неимением такого обслуживания технику приходится разбирать на запчасти. Но подменять одно другим нельзя, и, к примеру, Airbus вряд ли одобрит российский авиационный каннибализм».

Видимо, это хорошо понимают и в Минтрансе, и в Минпромторге. Потому что, по наблюдениям многих специалистов, по долгу службы пристально следящих за нашей гражданской авиацией, летает она сегодня отнюдь не на «разборе»...

Откуда запчасти?

«На запчастях, снятых с других самолетов, мы бы пролетали месяца два максимум, — считает руководитель портала “Авиа.ру” Роман Гусаров. — Ведь каждый лайнер может быть донором запчастей лишь для одного такого же. У нас же сейчас летает примерно 80% авиапарка — а это очень высокий показатель. То, что почти ни одного срыва из-за неисправностей нет, означает, что поток замены авиационных запчастей налажен».

Но что это за детали, которые сегодня в основном ставят на самолеты?

Американские и европейские власти уже выступили с расплывчатыми заявлениями о том, что поставки для гражданской авиации в интересах безопасности полетов под санкции не попадают. Одновременно британцы втихаря сняли ограничения на страхование воздушных судов, чтобы не потерять находящиеся у нас в операционном лизинге самолеты. Тем не менее пока не объявлено ни о поступлении запчастей от Boeing или Airbus, ни о возобновлении ими обслуживания российских иномарок.

По мнению собеседников aif.ru, сегодня запчасти поступают через некий «параллельный импорт», от производителей, которые опасаются вторичных санкций. Причем хотя используется «серая» схема поставок, сами детали — легальные; это аналоги, допущенные к установке авиационными властями или даже самим производителем оригинальных узлов и деталей. Поскольку таких производителей в мире очень много, то неудивительно, что находятся те, кто смотрит на причину конфликта России и Запада не так, как американцы и европейцы. Тем более что наш рынок авиационных запчастей — это миллиарды долларов в год.

«Санкции американцев и европейцев против гражданской авиации России, их запрет на поставки запчастей были незаконны, нарушали международные соглашения, — говорит Роман Гусаров. — Инициаторы санкций, видимо, обращались в ICAO (Международная организация гражданской авиации — Ред.), но, судя по всему, поддержки не нашли, хотя ICAO не протестовала против этих ограничений. Тогда они и были вынуждены смягчить позиции в отношении гражданской авиации. Возможно, эти выступления и стали своего рода сигналом, что никто не будет препятствовать “серому импорту” запчастей».

Где наши умельцы?

География изготовления деталей, узлов, а также точек сборки самых распространенных западных авиалайнеров в основном описана. И широка — от США до Японии, со значительными кластерами в Индии, Южной Корее и, разумеется, Китае, где есть также точки сборки. Меньше известно, что одно время запчасти для боингов и эйрбасов делали на Украине чуть ли не в гаражах оставшиеся без работы инженеры и техники советских КБ. 

И почти всеми забыто то, что у нас тоже делали запчасти для летающих иномарок. Что есть совместное предприятие, созданное корпорацией Boeing и ВСМПО «Ависма», которое делало огромное количество деталей для новых боингов. Что было ЗАО «Хамильтон Стандард-Наука», которое делало новые теплообменники для боингов и эйрбасов. И как России удалось встроиться в систему производства запчастей корпораций Boeing и Airbus. Получилось это лишь там, где представители российского авиапрома смогли доказать, что могут делать детали лучше и дешевле, чем кто бы то ни было.

«К сожалению, по некоторым важнейшим вопросам дело не пошло дальше разговоров, — говорит Олег Пантелеев. — Например, года с 2008-го обсуждалось налаживание ремонта двигателей CFM56, которые стоят на большинстве среднемагистральных самолетов, но безрезультатно».

Сможем ли на этот раз пойти дальше? Восстановить собственный авиапром и рационально воспользоваться тем, что западные авиационные власти и компании постепенно смягчают позиции, стремясь что-то сохранить или вернуть.

«Бизнес был готов к краткосрочным потерям, но долго действовать в ущерб себе не хочет никто, — говорит о западных партнерах Роман Гусаров. — А дальнейшее его соучастие в политическом конфликте ведет только к неоправданным потерям миллиардов долларов».




комментарии (0):













Материалы рубрики

Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник
Иван Сало
РБК
МС-21: что это за самолет, его характеристики и роль в российской авиации



Валентина Аверьянова
Известия
На взлет: в России вводят новый авиационный сбор для пассажиров
Татьяна Копылова
Деловой Петербург
"Это очень критично": поможет ли новая станция метро аэропорту Пулково
Ирина Ионина
Известия
Летний под дых: кто компенсирует туристам расходы после транспортного коллапса
Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer