Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Остатки летной годности. Почему наши самолеты не "съедят" друг друга


18.08.22 17:21 Алексей Чеботарёв, Аргументы и Факты


Эхо сообщений о чуть ли не массовой разборке российских самолетов продолжает будоражить общество. Недавно министр Денис Мантуров заявил, что частичное снятие деталей с авиалайнеров имеет международный характер и является обычной практикой. В запчастях, самолетах и нормах aif.ru помогли разобраться эксперты.

Эхо сообщений о чуть ли не массовой разборке российских самолетов продолжает будоражить общество. Недавно министр Денис Мантуров заявил, что частичное снятие деталей с авиалайнеров имеет международный характер и является обычной практикой. В запчастях, самолетах и нормах aif.ru помогли разобраться эксперты.

Чья практика?

Министра просили прокомментировать письмо Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) в Минтранс, недавно ставшее достоянием гласности. В нем якобы содержится просьба... узаконить снятие запчастей с других самолетов.

«Это мировая практика для того, чтобы обеспечить ритмичность обслуживания и эксплуатации самолетов. Пока запчасти приходят, если есть возможность использовать — не хочу говорить слово “каннибализм” — с другого летательного аппарата для того, чтобы обеспечить выполнение оперативного рейса, то такая практика всегда имела место быть», — заявил, как передает РИА «Новости», министр промышленности и торговли.

Как сделать так, чтобы нам хватало наших самолётов?В АЭВТ не стали официально комментировать свое еще июньское письмо, но пояснили aif.ru, что речь идет не об отдельных законах, а об отраслевых нормах, причем российских, а не международных. Сейчас перестановку компонентов самолетов ограничивают федеральные авиационные правила (ФАП № 285), говорится в уже частично опубликованном письме. Европейских и американских собственников воздушных судов эта мера никак не касается.

«В авиации с учетом специфики отрасли любое действие должно быть четко регламентировано, — дополнил исполнительный директор агентства “Авиапорт” Олег Пантелеев. — Все для того, чтобы, выполняя это действие, люди не совершили ошибки и не поставили бы тем самым под угрозу безопасность экипажа и пассажиров воздушного судна. Поэтому нужно уже существующую практику описать в формате Федеральных авиационных правил. АЭВТ просто пытается ускорить этот процесс».

«Международная практика — это в первую очередь гарантийное обслуживание производителем через организации, которые сертифицированы в том числе при участии производителя, — прокомментировал ситуацию aif.ru пилот Павел Семченко, имеющий опыт работы в зарубежных авиакомпаниях. — Есть и процедуры, когда за неимением такого обслуживания технику приходится разбирать на запчасти. Но подменять одно другим нельзя, и, к примеру, Airbus вряд ли одобрит российский авиационный каннибализм».

Видимо, это хорошо понимают и в Минтрансе, и в Минпромторге. Потому что, по наблюдениям многих специалистов, по долгу службы пристально следящих за нашей гражданской авиацией, летает она сегодня отнюдь не на «разборе»...

Откуда запчасти?

«На запчастях, снятых с других самолетов, мы бы пролетали месяца два максимум, — считает руководитель портала “Авиа.ру” Роман Гусаров. — Ведь каждый лайнер может быть донором запчастей лишь для одного такого же. У нас же сейчас летает примерно 80% авиапарка — а это очень высокий показатель. То, что почти ни одного срыва из-за неисправностей нет, означает, что поток замены авиационных запчастей налажен».

Но что это за детали, которые сегодня в основном ставят на самолеты?

Американские и европейские власти уже выступили с расплывчатыми заявлениями о том, что поставки для гражданской авиации в интересах безопасности полетов под санкции не попадают. Одновременно британцы втихаря сняли ограничения на страхование воздушных судов, чтобы не потерять находящиеся у нас в операционном лизинге самолеты. Тем не менее пока не объявлено ни о поступлении запчастей от Boeing или Airbus, ни о возобновлении ими обслуживания российских иномарок.

По мнению собеседников aif.ru, сегодня запчасти поступают через некий «параллельный импорт», от производителей, которые опасаются вторичных санкций. Причем хотя используется «серая» схема поставок, сами детали — легальные; это аналоги, допущенные к установке авиационными властями или даже самим производителем оригинальных узлов и деталей. Поскольку таких производителей в мире очень много, то неудивительно, что находятся те, кто смотрит на причину конфликта России и Запада не так, как американцы и европейцы. Тем более что наш рынок авиационных запчастей — это миллиарды долларов в год.

«Санкции американцев и европейцев против гражданской авиации России, их запрет на поставки запчастей были незаконны, нарушали международные соглашения, — говорит Роман Гусаров. — Инициаторы санкций, видимо, обращались в ICAO (Международная организация гражданской авиации — Ред.), но, судя по всему, поддержки не нашли, хотя ICAO не протестовала против этих ограничений. Тогда они и были вынуждены смягчить позиции в отношении гражданской авиации. Возможно, эти выступления и стали своего рода сигналом, что никто не будет препятствовать “серому импорту” запчастей».

Где наши умельцы?

География изготовления деталей, узлов, а также точек сборки самых распространенных западных авиалайнеров в основном описана. И широка — от США до Японии, со значительными кластерами в Индии, Южной Корее и, разумеется, Китае, где есть также точки сборки. Меньше известно, что одно время запчасти для боингов и эйрбасов делали на Украине чуть ли не в гаражах оставшиеся без работы инженеры и техники советских КБ. 

И почти всеми забыто то, что у нас тоже делали запчасти для летающих иномарок. Что есть совместное предприятие, созданное корпорацией Boeing и ВСМПО «Ависма», которое делало огромное количество деталей для новых боингов. Что было ЗАО «Хамильтон Стандард-Наука», которое делало новые теплообменники для боингов и эйрбасов. И как России удалось встроиться в систему производства запчастей корпораций Boeing и Airbus. Получилось это лишь там, где представители российского авиапрома смогли доказать, что могут делать детали лучше и дешевле, чем кто бы то ни было.

«К сожалению, по некоторым важнейшим вопросам дело не пошло дальше разговоров, — говорит Олег Пантелеев. — Например, года с 2008-го обсуждалось налаживание ремонта двигателей CFM56, которые стоят на большинстве среднемагистральных самолетов, но безрезультатно».

Сможем ли на этот раз пойти дальше? Восстановить собственный авиапром и рационально воспользоваться тем, что западные авиационные власти и компании постепенно смягчают позиции, стремясь что-то сохранить или вернуть.

«Бизнес был готов к краткосрочным потерям, но долго действовать в ущерб себе не хочет никто, — говорит о западных партнерах Роман Гусаров. — А дальнейшее его соучастие в политическом конфликте ведет только к неоправданным потерям миллиардов долларов».




комментарии (0):













Материалы рубрики

Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов



Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта
Владимир Гаврилов
Известия
Билетное па: выплаты пассажирам за овербукинг хотят сделать обязательными
Андрей Коршунов
Известия
Спрей для дела: новые российские двигатели доставят на Луну наноспутники
Михаил Захаров
Монокль
Boeing заходит на Россию
Надежда Сарапина
РИА Новости
"Расхлебывать придется годами". Китай больно щелкнул США по носу
Екатерина Хамова
Известия
Взвинченным темпом: РФ и Колумбия не договорились по ремонту Ми-17
Захар Максимов
ВГУДОК
РЖД и Аэрофлот охладеют к пассажирам
Айгуль Абдуллина, Александра Мерцалова
Коммерсант
В Сухум подлетают с вопросами
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное притяжение: космическая обсерватория займется поиском жизни во Вселенной
Андрей Коршунов
Известия
Спутник с жизнью: мыши и мухи помогут подготовить человека к полетам на Луну и Марс
Дмитрий Литвинов
Парламентская газета
В Росавиации оценили идею доставлять товары из Китая беспилотниками
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Владимир Гаврилов
Известия
Подставили на крыло: в США удерживают закупленные РФ авиазапчасти на $500 млн
Ксения Власова
ИрСити
«Вполне реально завершить эту программу». Авиаэксперт оценил, сколько МС-21 получат авиакомпании в 2026 году
Дарья Молоткова, Елена Сухорукова, при участии Анна Захарова
РБК
Немецкий оператор duty free вышел из бизнеса в Шереметьево и Домодедово
Юлия Леонова
Известия
Беспилотный урок: в России начали обучать сборке БПЛА школьников и студентов
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
Полетный проект: названы самые перспективные разработки беспилотных авиасистем
Дмитрий Плотников
Pravda.Ru
Проект Як-242: несостоявшийся конкурент самолётов Ту-204 и МС-21
Андрей Коршунов
Известия
Сдвиг по базе: в России создали универсальный двигатель для беспилотников
Александра Веснина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Взвинтит цены»: К чему приведет исправление данных в невозвратных авиабилетах
Айгуль Абдуллина
Коммерсантъ
Тяните билет. Потенциальным пассажирам предложено дать время передумать при покупке
Ксения Власова
«Ирсити.ру»
«Самолетов уже сейчас не хватает». Авиаэксперты оценили, когда перевозчики начнут летать на отечественных МС-21
Михаил Грачев
MASHNEWS
Полетят, но позже. Почему российская авиация хронически отстает от обещаний
Наталия Ячменникова
Российская газета
Водоросли или "родственник" капусты: на каком топливе будут летать самолеты в будущем?

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer