Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Высокоширотная автономия: какой будет российская орбитальная станция


19 августа 2022 года Михаил Котов, Известия


В павильоне «Роскосмоса» в рамках форума «Армия-2022» показали макет перспективной российской орбитальной станции РОС. Предполагается, что в будущем она заменит российский сегмент Международной космической станции после окончания ее использования. Чем РОС будет удобнее для российской космонавтики, а также какие проблемы могут возникнуть при попытке ее создания — в материале «Известий».

В павильоне «Роскосмоса» в рамках форума «Армия-2022» показали макет перспективной российской орбитальной станции РОС. Предполагается, что в будущем она заменит российский сегмент Международной космической станции после окончания ее использования. Чем РОС будет удобнее для российской космонавтики, а также какие проблемы могут возникнуть при попытке ее создания — в материале «Известий».

Время для самостоятельных решений

Международная космическая станция стала возможна только благодаря совместной работе пятнадцати государств, среди которых мировые космические лидеры, такие как США, Россия, Япония. Сейчас уже не так важно, чьих усилий и опыта было вложено больше, ясно одно — без общего сотрудничества станция в нынешнем состоянии никогда бы не была создана. В настоящее время Международная космическая станция — это самый дорогой научный проект в истории, а ее совокупный бюджет превысил $200 млрд.

При всех плюсах такой международной кооперации Международная космическая станция — это дитя компромиссов, которые делают ее гораздо менее эффективной для каждой из сторон, участвующих в проекте. У каждого участника найдется пара камней за пазухой. Европейцы и японцы считают, что США недостаточно включают их космонавтов в летную программу. США постоянно упирают на то, что они больше всех платят за содержание станции. Свои претензии есть и у России, и у Канады.

Пока МКС находится на орбите и может функционировать, каждая из сторон готова закрывать глаза на эти минусы и продолжать пользоваться — возможности, которые дает орбитальная лаборатория, важнее, чем обиды и неудобства. Лишь Китаю, который США не допустили к проекту МКС, пришлось раньше других пойти по пути создания национальной станции.

И получилось это очень удачно, уже более 450 дней на орбите работает китайская космическая станция «Тяньгун» — многомодульная и с возможностью последующего расширения. Более того, китайцы собираются запустить еще и орбитальный телескоп, который будет находиться на одной орбите со станцией и в случае необходимости сможет пристыковываться к ней.

Но и для других стран нынешняя ситуация не вечна, и вот уже всё больше разговоров о перспективах создания нескольких национальных станций вместо одной международной. Есть несколько проектов у США, вот уже несколько лет подряд Россия продолжает развивать проект РОС (Российская орбитальная станция). Но чем такой проект будет удобнее нынешней МКС?

Что нам стоит РОС построить

Впервые о национальной орбитальной космической станции (также — РОСС, Российская орбитальная служебная станция, а теперь РОС, Российская орбитальная станция) заговорили еще в 2014 году. Именно тогда были сделаны первые заявления о возможном создании собственной космической станции на фоне международной конфронтации и после заявлений политиков о возможном выходе России из программы МКС после 2020 года.

Концепция постепенно менялась и выкристаллизовывалась. Понятно, что в такой ситуации чрезвычайно важно в первую очередь было ответить на вопрос: зачем именно нужна своя национальная станция и чем она будет удобнее по сравнению с международным проектом. Во многом именно поэтому, когда говорят о РОС, в первую очередь обращают внимание на ее отличия.

Предполагается, что РОС будет многомодульной станцией с возможностью дальнейшего расширения и смены модулей. Такая схема была выработана еще в Советском Союзе и ее использование до сих пор является наиболее логичным и простым способом построения орбитальной станции. Основой будущей станции станет НЭМ — научно-энергетический модуль станции.

Изначально он планировался для работы на МКС, но впоследствии был перенесен как базовый модуль будущей станции. Он предназначен для проведения научных экспериментов, обеспечения национальной станции электроэнергией и дополнительными средствами управления. Такой выбор хорош тем, что даже в самом урезанном первоначальном состоянии станция сможет выполнять работу как научная лаборатория.

Кроме НЭМ в первый этап создания станции войдут базовый модуль, шлюзовой модуль и модифицированный узловой модуль, аналог уже отправленного на МКС «Причала». Даже в такой конфигурации станция будет работоспособна и сможет выполнять задачи по постановке самых разных экспериментов.

Отдельно стоит сказать о будущей орбите станции. В настоящее время всё чаще говорят о том, что она будет полярной с наклонением, близким к 90 градусам, у МКС же наклонение орбиты 51,63 градуса. Что это такое? Представьте вращающийся земной шар, если спутник вращается на орбите в плоскости экватора, то у этой орбиты нулевое наклонение. Космическая станция, работающая на такой орбите, будет всё время проходить над одними и теми же экваториальными местами.

У МКС орбита наклонена под 51 градус к плоскости экватора, соответственно и станция, работающая на этой орбите, может постепенно обозревать все участки земной поверхности примерно до 55–57 градусов широты. Москву с МКС еще видно нормально, а вот Санкт-Петербург уже под большим углом, поэтому и его фотографий со станции так мало. Норильск с его 69 градусами северной широты и Мурманск (68,69) вообще увидеть нельзя, как и многие другие города. Если же запустить МКС на полярную орбиту, движущуюся поперек движения планеты, то можно будет постепенно наблюдать всю Землю. Именно поэтому полярные орбиты так удобны для спутников-разведчиков разных стран.

В какой-то момент в прессу попало в качестве названия такой орбиты слово «высокоширотная». Примечательно, что ранее 2013 года этот термин вообще никогда не встречался, а сейчас уже стал нормой для обозначения будущей орбиты РОС. Хотя более корректным всё же будет классическое название — полярная орбита.

Есть у такой орбиты и минусы. Во-первых, это прохождение через радиационные пояса, окружающие нашу планету. Если МКС всё время находится под ними, то РОС будет их пересекать. Впрочем, специалисты посчитали возможный уровень радиации и определили, что без рисков космонавты смогут находиться там 10–11 месяцев.

Затем предполагается второй этап создания станции. В него могут войти и «туристический», и «медицинский» модули. Но пока нет точного проработанного проекта, говорить об этом рано. Вообще лучшим аргументом в пользу создания РОС станет выделенное финансирование на реализацию станции. Тогда станет понятнее и возможный состав орбитальной станции и ее перспективы.

Не только станция

В целом проект РОС понятен — национальная станция пусть на первом этапе и гораздо меньше, чем российский сегмент на МКС, зато своя. Скорее всего, для экономии средств станция будет посещаемой, как в свое время советские «Салюты», а теперь и китайская «Тяньгун». В периоды между посещениями, которые будут длиться 6–8 месяцев в году, станция будет консервироваться. Тут нет тоже особо ничего нового для нашей космонавтики.

Но вот чтобы построить РОС, российской космической отрасли придется напрячь все свои силы. Обратная сторона национального проекта в том, что полагаться тут можно только на себя и серьезных партнеров пока не предвидится. И в этот момент главное помнить, что сама по себе станция — это лишь инструмент, причем требующий для своей работы множество дополнительных условий.

Для того чтобы станция полноценно работала, недостаточно ее просто запустить и собрать на орбите. Требуется обеспечить возможность доставки и возвращения космонавтов. Нужно наладить отправку грузов и продуктов на станцию и их возвращение. Предусмотреть серьезный набор экспериментов на борту, их быстрого пополнения и — в случае необходимости — изменения. Это полноценная связь со станцией, с возможностью двусторонней передачи большого объема интернет-данных.

И далеко не с каждым из этих пунктов у нас всё благополучно. Да, мы отлично готовим космонавтов и без проблем запускаем пилотируемые и грузовые космические корабли. Но у России нет грузового корабля, способного возвращать на Землю результаты экспериментов. Можно, конечно, понадеяться на «Орел» и его большую грузоподъемность. А если нет, если, как и сейчас, придется обходиться «Союзами»?

Также нужна четкая работа по сбору заявок на проведение экспериментов и претворение их в жизнь в кратчайшие сроки. Сейчас же бывает, что от задумки эксперимента до его реализации на станции проходят годы. Для коммерческой организации, следуя установленному порядку, вообще нереально прорваться в очередь.

Станция не самодостаточна сама по себе. Это огромный космический комплекс, требующий слаженной работы и предварительной подготовки множества самых разных наземных служб. Нет сомнений в возможностях российской космонавтики создать многомодульную станцию и запустить ее в космос, а также наладить безопасную доставку космонавтов и туристов на орбиту. А вот сделать весь этот комплекс максимально эффективным, добиться полной научной и популяризаторской отдачи многократно сложнее. И стремиться к этому надо прямо сейчас, пока еще РОС на бумаге, а в космосе летает привычная, пусть и не идеальная Международная космическая станция. Решать эти проблемы потом будет уже поздно.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов



Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта
Владимир Гаврилов
Известия
Билетное па: выплаты пассажирам за овербукинг хотят сделать обязательными
Андрей Коршунов
Известия
Спрей для дела: новые российские двигатели доставят на Луну наноспутники
Михаил Захаров
Монокль
Boeing заходит на Россию
Надежда Сарапина
РИА Новости
"Расхлебывать придется годами". Китай больно щелкнул США по носу
Екатерина Хамова
Известия
Взвинченным темпом: РФ и Колумбия не договорились по ремонту Ми-17
Захар Максимов
ВГУДОК
РЖД и Аэрофлот охладеют к пассажирам
Айгуль Абдуллина, Александра Мерцалова
Коммерсант
В Сухум подлетают с вопросами
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное притяжение: космическая обсерватория займется поиском жизни во Вселенной
Андрей Коршунов
Известия
Спутник с жизнью: мыши и мухи помогут подготовить человека к полетам на Луну и Марс
Дмитрий Литвинов
Парламентская газета
В Росавиации оценили идею доставлять товары из Китая беспилотниками
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Владимир Гаврилов
Известия
Подставили на крыло: в США удерживают закупленные РФ авиазапчасти на $500 млн
Ксения Власова
ИрСити
«Вполне реально завершить эту программу». Авиаэксперт оценил, сколько МС-21 получат авиакомпании в 2026 году
Дарья Молоткова, Елена Сухорукова, при участии Анна Захарова
РБК
Немецкий оператор duty free вышел из бизнеса в Шереметьево и Домодедово
Юлия Леонова
Известия
Беспилотный урок: в России начали обучать сборке БПЛА школьников и студентов
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
Полетный проект: названы самые перспективные разработки беспилотных авиасистем
Дмитрий Плотников
Pravda.Ru
Проект Як-242: несостоявшийся конкурент самолётов Ту-204 и МС-21
Андрей Коршунов
Известия
Сдвиг по базе: в России создали универсальный двигатель для беспилотников
Александра Веснина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Взвинтит цены»: К чему приведет исправление данных в невозвратных авиабилетах
Айгуль Абдуллина
Коммерсантъ
Тяните билет. Потенциальным пассажирам предложено дать время передумать при покупке
Ксения Власова
«Ирсити.ру»
«Самолетов уже сейчас не хватает». Авиаэксперты оценили, когда перевозчики начнут летать на отечественных МС-21
Михаил Грачев
MASHNEWS
Полетят, но позже. Почему российская авиация хронически отстает от обещаний
Наталия Ячменникова
Российская газета
Водоросли или "родственник" капусты: на каком топливе будут летать самолеты в будущем?

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer