Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Одно небо на двоих: как авиация помогала космонавтике


22 августа 2022 года Ростех


Космическая отрасль, возникшая на стыке ракетостроения и авиации, исторически тесно связана с авиастроительной промышленностью. Гений теоретической космонавтики Константин Циолковский параллельно с созданием теории ракетного полета, опубликованной в 1903 году, разрабатывал воздухоплавательные аппараты. А «отцы» первых ракет Сергей Королев и Николай Тихонравов начинали как конструкторы аэропланов, да и сами первые ракеты были крылатыми, самолетного типа. О других примерах партнерства авиации и космонавтики – в нашем материале.

Космическая отрасль, возникшая на стыке ракетостроения и авиации, исторически тесно связана с авиастроительной промышленностью. Гений теоретической космонавтики Константин Циолковский параллельно с созданием теории ракетного полета, опубликованной в 1903 году, разрабатывал воздухоплавательные аппараты. А «отцы» первых ракет Сергей Королев и Николай Тихонравов начинали как конструкторы аэропланов, да и сами первые ракеты были крылатыми, самолетного типа. О других примерах партнерства авиации и космонавтики – в нашем материале.

Из летчиков – в космонавты

Космонавтика выросла из авиации, питаясь от нее знаниями, практикой и, безусловно, кадрами. Долгое время космонавтами могли стать только военные пилоты, таковым был и Юрий Гагарин. Сегодня это ограничение потеряло актуальность, но до сих пор в покорителях космоса сравнительно много летчиков, прошедших подготовку в ВКС РФ.

Само обучение космонавтов не обходится без авиационных технологий. В лаборатории №47 Летно-исследовательского института им. М.М. Громова, где разрабатывалось оборудование для кабины корабля «Восток», был создан и тренажер этой кабины. С его помощью в стенах института первые космонавты обучались и сдавали экзамены. Лаборатория №47 со временем выросла в Научно-исследовательский институт авиационного оборудования (сегодня НИИАО в составе «Концерна Радиоэлектронные технологии»), где было разработано более 20 тренажеров для всех пилотируемых аппаратов СССР и России, а также для международных космических станций. Кстати, знаменитые центрифуги, на которых испытываются на перегрузки не только космонавты, но и авиапилоты, сделаны тоже в НИИАО.

В процессе подготовки космонавты проходят множество этапов, но, пожалуй, самым эффектным является работа в невесомости. Для ее имитации создан самолет-лаборатория Ил-76МДК, в котором можно примерно на полминуты за один «сеанс» нарушить законы гравитации.

Как полететь на самолете в космос

Идея создания космических самолетов – космопланов – возникла практически одновременно с первыми полетами в космос. Мысль запускать на орбиту многоразовые космические корабли казалась очень привлекательной и перспективной. На волне гонки вооружений между США и СССР шла и гонка космопланов. По воспоминаниям, Сергей Павлович Королев поддерживал создание спускаемых крылатых аппаратов, но считал, что «таскать крылья в космос дорого». Тем не менее нашей стране нельзя было отставать от американцев, которые первыми успешно реализовали свою программу космического челнока.

Создать машину на стыке авиации и космонавтики пробовали разные группы конструкторов, в том числе и авиационные КБ. Так, группа Глеба Евгеньевича Лозино-Лозинского в составе бюро Микояна разрабатывала в 1960-е годы авиакосмическую систему «Спираль». В нее входили орбитальный самолет с ракетной ступенью и гиперзвуковой самолет-разгонщик. В рамках этой программы было создано несколько опытных моделей космопланов, проводились пробные запуски, разработано большое количество новаторских материалов и технологий.

В конце 1970-х годов «Спираль» была окончательно свернута ради другого, еще более масштабного проекта – многоразового корабля «Буран». Практически все специалисты ОКБ Микояна, занимавшиеся «Спиралью», были переведены в специально созданное НПО «Молния» (сегодня входит в группу компаний «Калашников» и продолжает работы по авиакосмической тематике).

Работу над «Бураном» принято считать самой масштабной космической стройкой в истории СССР, ведь в ней участвовало около тысячи организаций, многие из которых, кстати, сегодня входят в состав Ростеха. Например, в уже упомянутом ЛИИ им. Громова (сегодня находится в структуре Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Ростеха) проводились испытания автоматической системы управления, позволившей «Бурану» выполнять миссию без экипажа. При участии института создавались летно-моделирующие стенды, пункт управления летным экспериментом и летающие лаборатории, а пилотируемые испытания космоплана проводились летчиками ЛИИ.

В разработке космического челнока принял участие и коллектив Экспериментального машиностроительного завода (ЭМЗ) им. В.М. Мясищева. Конструкторы предприятия разработали герметичный модуль кабины «Бурана» с системами жизнеобеспечения, терморегулирования и аварийного спасения. Сегодня завод также входит в состав ОАК.

Для испытаний элементов «Бурана» применялись крылатые лаборатории – МиГ-25 и Ту-154. А чтобы отработать посадку корабля, построили его полноразмерную копию БТС-002. Первый полет самолета-аналога прошел в 1985 году на базе ЛИИ в Жуковском под управлением летчиков-испытателей института Игоря Волка и Римантаса Станкявичюса.

Проект орбитального корабля «Буран» оказался под вопросом, когда в 1988 году от него отказался основной заказчик − Министерство обороны СССР,  и его первый полет стал одновременно и последним, хотя и вошел в списки мировых рекордов. Но тема космопланов не закрыта окончательно, и на новом витке истории мы еще обязательно увидим крылатые космические корабли.

С космическим грузом на спине

Транспортировка элементов космической техники – целое отдельное направление в логистике космических ракетных стартов. Когда это возможно, применяются железные дороги или автотранспорт, но для некоторых частей ракет и кораблей подходит только доставка по воздуху. И здесь на помощь приходят специальные самолеты.

Для доставки на космодром Байконур элементов сверхтяжелой ракеты-носителя «Энергия» и планера корабля «Буран», а также другой космической техники был разработан самолет-гигант Ан-225 «Мрия». В дополнение к построенному в Киеве в 1988 году первому экземпляру его планировалось выпустить серией в пять самолетов на Ульяновском авиационно-промышленном комплексе.

Однако постройка и испытания задерживались, и Ан-225 не успел принять участие в программе. Его роль выполнил транспортник ВМ-Т «Атлант», созданный силами ЭМЗ им. В.М. Мясищева на основе бомбардировщика ЗМ. Всего было выпущено три «Атланта», один из которых остался сугубо испытательным. В течение нескольких лет уникальные транспортники совершили более 150 полетов, перенося на своей спине грузы для программы «Энергия» − «Буран».

Сегодня для доставки различных элементов ракет чаще всего применяется военно-транспортная авиатехника. В 2019 году авиационный комплекс им. Ильюшина предложил проект транспортного самолета Ил-96-500Т с надстройкой на фюзеляже для перевозки негабаритных грузов, например для деталей тяжелых ракет типа «Ангара». 




комментарии (0):













Материалы рубрики

Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?



Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer