Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Тучи разведут деньгами: авиакомпании ждет рост расходов на метеосводки


29 августа 2022 года Анастасия Львова, Известия


Авиакомпании со следующего года будут больше платить за метеоданные. Провайдер прогнозов погоды для отрасли «Авиаметтелеком Росгидромета» просит проиндексировать тариф для перевозчиков на уровень инфляции с 2019-го. В результате в следующем году сумма общих выплат может увеличиться почти на 1 млрд рублей, а в дальнейшем еще больше, ведь «Авиаметтелеком» предлагает ежегодно актуализировать затраты на содержание своих метеостанций и закладывать эти суммы в договоры с Госкорпорацией по ОрВД. Правда, эксперты считают, что на стоимости авиабилетов рост метеотарифа не отразится — эти расходы занимают незначительную часть в общей структуре издержек авиакомпаний.

Авиакомпании со следующего года будут больше платить за метеоданные. Провайдер прогнозов погоды для отрасли «Авиаметтелеком Росгидромета» просит проиндексировать тариф для перевозчиков на уровень инфляции с 2019-го. В результате в следующем году сумма общих выплат может увеличиться почти на 1 млрд рублей, а в дальнейшем еще больше, ведь «Авиаметтелеком» предлагает ежегодно актуализировать затраты на содержание своих метеостанций и закладывать эти суммы в договоры с Госкорпорацией по ОрВД. Правда, эксперты считают, что на стоимости авиабилетов рост метеотарифа не отразится — эти расходы занимают незначительную часть в общей структуре издержек авиакомпаний.

Погода в цене

Провайдер метеорологической информации для авиаотрасли ФГБУ «Авиаметтелеком Росгидромета» (подведомственное Росгидромету и Минприроды) считает нужным повысить размер платы за метеосводки, рассказал «Известиям» гендиректор ФГБУ Вячеслав Степанов. С такими предложениями организация в июле обращалась в Совет Федерации. Тема также обсуждалась на совещании в Минтрансе в августе, следует из его протокола (копия есть у «Известий»).

— За последние годы расходы Росгидромета по предоставлению метеоинформации выросли, при этом с 2018 года ФАС не пересчитывала нам размер этих затрат и мы ежегодно получали за свои услуги одну и ту же сумму — около 4,9 млрд рублей. В результате, по данным бухгалтерии, с 2019 года дефицит нашего бюджета ежегодно оказывался равен в среднем 440 млн рублей. То есть мы постоянно находимся в предбанкротном состоянии, — рассказал «Известиям» Вячеслав Степанов.

Почти 5 млрд рублей «Авиаметтелеком» получает от Госкорпорации по ОрВД (ГК по ОрВД, провайдер аэронавигационной информации для авиаотрасли, подведомственна Росавиации). Сама организация возмещает эту сумму, получая сборы от авиакомпаний: расходы на метеосводки с 2017 года включены в ставки сборов за аэронавигацию.

«Авиаметтелеком» предложил на будущий год рассчитать сумму договора с учетом фактических и прогнозных среднегодовых темпов инфляции начиная с 2019 года (по оценке Минэка), рост цен на услуги с 2019 по 2023 год составил 18,8%. В результате в 2023 году метеосводки могут обойтись дороже на 921 млн рублей.

— В 2023 году нужно написать новую нормативную базу — чтобы сумма оплаты по договору с ГК по ОрВД обосновывалась утвержденным порядком расчета наших затрат. Такой порядок расчета у нас уже разработан и одобрен Минфином. Но его надо легитимизировать законом. По данным на 2020 год, например, наши реальные расходы без НДС составляли 6,5 млрд рублей, с НДС — 7,8 млрд, — рассказал Вячеслав Степанов.

Соответственно, стоимость прогнозов для авиаперевозчиков может вырасти на 1,6 млрд рублей в год, подсчитали «Известия». В дальнейшем эта сумма будет увеличиваться, так как тариф предлагают индексировать ежегодно.

Представитель ГК по ОрВД, которая сейчас сама находится в тяжелом финансовом положении, на совещании 5 августа выступил против нововведений: госкорпорация не нарушала условия договора с «Авиаметтелекомом», исполняет свои обязательства, оплату в 2022 году произведет в полном объеме, поэтому менять что-либо не считает нужным, следует из протокола совещания.

Источник «Известий» в Минтрансе уточнил, что ставку сбора за метеоданные должна определять ФАС, но этого не делает. «Известия» направили запрос в антимонопольную службу.

В пресс-службе ГК по ОрВД порекомендовали «Известиям» обратиться за комментарием в Минтранс, а в министерстве — в Росгидромет. В последнем на запрос не ответили.

Техническая ошибка

Уверенности в платежеспособности ГК по ОрВД у Росгидромета нет, отмечает Вячеслав Степанов. Летом госкорпорация написала письмо в «Авиаметтелеком», предложив урезать выплату еще на 30% (минус 1,2 млрд рублей).

— Мы их предупредили, что они просто разрушат авиаметеорологическую отрасль России, а это негативно скажется на обеспечении безопасности полетов. С 12 июля нам начали приходить платежки, урезанные даже не на 30%, а на 70% — так как госкорпорация распространила новые условия на предмет договора с начала года. До 20 июля мы жили в этой тяжелейшей ситуации, я порекомендовал своим филиалам прекратить все выплаты, кроме самого необходимого — ФОТ, плата за связь и т.д., — вспоминает он.

О проблеме сообщили главам некоторых регионов, в итоге информация дошла до сведения вице-премьера, полпреда президента в Дальневосточном ФО Юрия Трутнева. На одном из очередных совещаний на его вопрос о происходящем представитель Росавиации сообщил, что это была «техническая ошибка», рассказал Вячеслав Степанов. С 20 июля госкорпорация вернулась к выплате средств в нужном объеме, добавил он.

Билеты не подорожают

Схема оплаты за метеорологическую информацию в России поменялась в марте 2017 года. Если ранее авиакомпании для подготовки экипажей к рейсу должны были перечислять средства за метеосводки организациям Росгидромета, то пять лет назад эту сумму включили в аэронавигационные сборы ГК по ОрВД.

Изменение схемы оплаты тогда обосновывалось снижением нагрузки на пассажиров и вернуться к ней сейчас вряд ли получится, полагают в «Авиаметтелекоме».

С 2014 года доля метеопрогноза в цене авиабилета составляет порядка 0,36%, то есть приравнивается к стоимости подачи трапа к самолету, говорит Вячеслав Степанов. При предлагаемом ежегодном пересмотре размера оплаты авиабилеты не подорожают, полагает он. Ведь теперь госкорпорация, через которую проходят эти платежи, будет ежеквартально получать госсубсидию в случае необходимости — в IV квартале этого года ей могут выделить 13,9 млрд рублей, следует из проекта постановления правительства, опубликованного 18 августа на regulation.gov.ru. Одновременно с этим с ноября в России повысится плата для авиаперевозчиков за саму аэронавигацию — на 30%, говорится в пояснительной записке к документу.

— Эта субсидия и будет работать как компенсация повышения ставок. Для потребителей ничего не изменится, цены на билеты не вырастут из-за нашей инициативы, — заключил Вячеслав Степанов.

«Известия» направили запросы в крупнейшие российские авиакомпании.

Ведущий эксперт центра экономики транспорта ВШЭ Андрей Крамаренко согласен, что авиакомпании в случае повышения сбора не будут поднимать цены на билеты. Более того, они получают госсубсидию в 100 млрд рублей в обмен на обещание перевезти не менее 100 млн пассажиров в этом году — эту цель поставил перед ними президент России, напомнил эксперт. Субсидия подразумевает в том числе и сдерживание роста цен на билеты.

Исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев подчеркивает, что расходы на навигацию и метеообеспечение занимают незначительную часть в общей структуре издержек авиакомпаний и масштаб «притязаний» «Авиаметтелекома» не чрезмерный.

Пассажиры у стойки регистрации билетов в международном аэропортуФото: РИА Новости/Сергей Пивоваров
— Но вопрос в другом. Сейчас авиакомпании получают беспрецедентную помощь от правительства, и масштаб ее таков, что хватит и на повышение ставок за аэронавигацию и за метеоданные. Но сколько еще времени будет проливаться на авиакомпании золотой дождь субсидий? Не окажется ли так, что они сократятся, а ставки вырастут? — задается вопросом эксперт.

Поэтому сейчас, пока субсидии велики, говорить о существенном росте цен на билеты точно не придется, но что будет потом — судить пока сложно, добавил эксперт.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Анастасия Морозова
Forbes
Bloomberg узнал о сложностях с покупкой Boeing своей бывшей «дочки» Spirit
Валерия Лобко
Российская газета
Взглянуть в небо: Регионы оценят по уровню развития беспилотников
Татьяна Серебрякова
HotLine.travel
Может ли скандал вокруг Turkish Airlines привести к ограничению рейсов в Россию
Яна Штурма, Ксения Набаткина, Валерия Мишина
Известия
Владивосточное время: куда полетят россияне этим летом
Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Первый аэропорт в Карачаево-Черкесии построят «Аэропорты регионов»
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность
Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники



Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»
Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Леса просят дронов. Авиалесоохрана ищет деньги на закупку БАС
Максим Талавринов
Известия
Рейсовая колея: самолеты между Москвой и Питером летом будут летать каждые 15 минут
Алексей Михайлов, Роман Крецул
Известия
Огнем «Прометея»: система С-500 сдала экзамен по борьбе с гиперзвуком
Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Роскосмос» решил продать санатории и недвижимость на ₽11 млрд
Анастасия Львова
РБК
Авиакомпании пожаловались в ФАС на рост аэропортовых тарифов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer