Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Тучи разведут деньгами: авиакомпании ждет рост расходов на метеосводки


29 августа 2022 года Анастасия Львова, Известия


Авиакомпании со следующего года будут больше платить за метеоданные. Провайдер прогнозов погоды для отрасли «Авиаметтелеком Росгидромета» просит проиндексировать тариф для перевозчиков на уровень инфляции с 2019-го. В результате в следующем году сумма общих выплат может увеличиться почти на 1 млрд рублей, а в дальнейшем еще больше, ведь «Авиаметтелеком» предлагает ежегодно актуализировать затраты на содержание своих метеостанций и закладывать эти суммы в договоры с Госкорпорацией по ОрВД. Правда, эксперты считают, что на стоимости авиабилетов рост метеотарифа не отразится — эти расходы занимают незначительную часть в общей структуре издержек авиакомпаний.

Авиакомпании со следующего года будут больше платить за метеоданные. Провайдер прогнозов погоды для отрасли «Авиаметтелеком Росгидромета» просит проиндексировать тариф для перевозчиков на уровень инфляции с 2019-го. В результате в следующем году сумма общих выплат может увеличиться почти на 1 млрд рублей, а в дальнейшем еще больше, ведь «Авиаметтелеком» предлагает ежегодно актуализировать затраты на содержание своих метеостанций и закладывать эти суммы в договоры с Госкорпорацией по ОрВД. Правда, эксперты считают, что на стоимости авиабилетов рост метеотарифа не отразится — эти расходы занимают незначительную часть в общей структуре издержек авиакомпаний.

Погода в цене

Провайдер метеорологической информации для авиаотрасли ФГБУ «Авиаметтелеком Росгидромета» (подведомственное Росгидромету и Минприроды) считает нужным повысить размер платы за метеосводки, рассказал «Известиям» гендиректор ФГБУ Вячеслав Степанов. С такими предложениями организация в июле обращалась в Совет Федерации. Тема также обсуждалась на совещании в Минтрансе в августе, следует из его протокола (копия есть у «Известий»).

— За последние годы расходы Росгидромета по предоставлению метеоинформации выросли, при этом с 2018 года ФАС не пересчитывала нам размер этих затрат и мы ежегодно получали за свои услуги одну и ту же сумму — около 4,9 млрд рублей. В результате, по данным бухгалтерии, с 2019 года дефицит нашего бюджета ежегодно оказывался равен в среднем 440 млн рублей. То есть мы постоянно находимся в предбанкротном состоянии, — рассказал «Известиям» Вячеслав Степанов.

Почти 5 млрд рублей «Авиаметтелеком» получает от Госкорпорации по ОрВД (ГК по ОрВД, провайдер аэронавигационной информации для авиаотрасли, подведомственна Росавиации). Сама организация возмещает эту сумму, получая сборы от авиакомпаний: расходы на метеосводки с 2017 года включены в ставки сборов за аэронавигацию.

«Авиаметтелеком» предложил на будущий год рассчитать сумму договора с учетом фактических и прогнозных среднегодовых темпов инфляции начиная с 2019 года (по оценке Минэка), рост цен на услуги с 2019 по 2023 год составил 18,8%. В результате в 2023 году метеосводки могут обойтись дороже на 921 млн рублей.

— В 2023 году нужно написать новую нормативную базу — чтобы сумма оплаты по договору с ГК по ОрВД обосновывалась утвержденным порядком расчета наших затрат. Такой порядок расчета у нас уже разработан и одобрен Минфином. Но его надо легитимизировать законом. По данным на 2020 год, например, наши реальные расходы без НДС составляли 6,5 млрд рублей, с НДС — 7,8 млрд, — рассказал Вячеслав Степанов.

Соответственно, стоимость прогнозов для авиаперевозчиков может вырасти на 1,6 млрд рублей в год, подсчитали «Известия». В дальнейшем эта сумма будет увеличиваться, так как тариф предлагают индексировать ежегодно.

Представитель ГК по ОрВД, которая сейчас сама находится в тяжелом финансовом положении, на совещании 5 августа выступил против нововведений: госкорпорация не нарушала условия договора с «Авиаметтелекомом», исполняет свои обязательства, оплату в 2022 году произведет в полном объеме, поэтому менять что-либо не считает нужным, следует из протокола совещания.

Источник «Известий» в Минтрансе уточнил, что ставку сбора за метеоданные должна определять ФАС, но этого не делает. «Известия» направили запрос в антимонопольную службу.

В пресс-службе ГК по ОрВД порекомендовали «Известиям» обратиться за комментарием в Минтранс, а в министерстве — в Росгидромет. В последнем на запрос не ответили.

Техническая ошибка

Уверенности в платежеспособности ГК по ОрВД у Росгидромета нет, отмечает Вячеслав Степанов. Летом госкорпорация написала письмо в «Авиаметтелеком», предложив урезать выплату еще на 30% (минус 1,2 млрд рублей).

— Мы их предупредили, что они просто разрушат авиаметеорологическую отрасль России, а это негативно скажется на обеспечении безопасности полетов. С 12 июля нам начали приходить платежки, урезанные даже не на 30%, а на 70% — так как госкорпорация распространила новые условия на предмет договора с начала года. До 20 июля мы жили в этой тяжелейшей ситуации, я порекомендовал своим филиалам прекратить все выплаты, кроме самого необходимого — ФОТ, плата за связь и т.д., — вспоминает он.

О проблеме сообщили главам некоторых регионов, в итоге информация дошла до сведения вице-премьера, полпреда президента в Дальневосточном ФО Юрия Трутнева. На одном из очередных совещаний на его вопрос о происходящем представитель Росавиации сообщил, что это была «техническая ошибка», рассказал Вячеслав Степанов. С 20 июля госкорпорация вернулась к выплате средств в нужном объеме, добавил он.

Билеты не подорожают

Схема оплаты за метеорологическую информацию в России поменялась в марте 2017 года. Если ранее авиакомпании для подготовки экипажей к рейсу должны были перечислять средства за метеосводки организациям Росгидромета, то пять лет назад эту сумму включили в аэронавигационные сборы ГК по ОрВД.

Изменение схемы оплаты тогда обосновывалось снижением нагрузки на пассажиров и вернуться к ней сейчас вряд ли получится, полагают в «Авиаметтелекоме».

С 2014 года доля метеопрогноза в цене авиабилета составляет порядка 0,36%, то есть приравнивается к стоимости подачи трапа к самолету, говорит Вячеслав Степанов. При предлагаемом ежегодном пересмотре размера оплаты авиабилеты не подорожают, полагает он. Ведь теперь госкорпорация, через которую проходят эти платежи, будет ежеквартально получать госсубсидию в случае необходимости — в IV квартале этого года ей могут выделить 13,9 млрд рублей, следует из проекта постановления правительства, опубликованного 18 августа на regulation.gov.ru. Одновременно с этим с ноября в России повысится плата для авиаперевозчиков за саму аэронавигацию — на 30%, говорится в пояснительной записке к документу.

— Эта субсидия и будет работать как компенсация повышения ставок. Для потребителей ничего не изменится, цены на билеты не вырастут из-за нашей инициативы, — заключил Вячеслав Степанов.

«Известия» направили запросы в крупнейшие российские авиакомпании.

Ведущий эксперт центра экономики транспорта ВШЭ Андрей Крамаренко согласен, что авиакомпании в случае повышения сбора не будут поднимать цены на билеты. Более того, они получают госсубсидию в 100 млрд рублей в обмен на обещание перевезти не менее 100 млн пассажиров в этом году — эту цель поставил перед ними президент России, напомнил эксперт. Субсидия подразумевает в том числе и сдерживание роста цен на билеты.

Исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев подчеркивает, что расходы на навигацию и метеообеспечение занимают незначительную часть в общей структуре издержек авиакомпаний и масштаб «притязаний» «Авиаметтелекома» не чрезмерный.

Пассажиры у стойки регистрации билетов в международном аэропортуФото: РИА Новости/Сергей Пивоваров
— Но вопрос в другом. Сейчас авиакомпании получают беспрецедентную помощь от правительства, и масштаб ее таков, что хватит и на повышение ставок за аэронавигацию и за метеоданные. Но сколько еще времени будет проливаться на авиакомпании золотой дождь субсидий? Не окажется ли так, что они сократятся, а ставки вырастут? — задается вопросом эксперт.

Поэтому сейчас, пока субсидии велики, говорить о существенном росте цен на билеты точно не придется, но что будет потом — судить пока сложно, добавил эксперт.




комментарии (0):











Материалы рубрики


ТАСС
Черное крыло "Беркута": как создавали истребитель Су-47
Айгуль Абдуллина
Коммерсантъ
Авиация настраивает систему бронирования. Отрасль боится потерять важных специалистов из-за мобилизации
Айгуль Абдуллина, Александра Мерцалова
Коммерсантъ
Вылет с купюрами. Авиабилеты за рубеж в течение суток подорожали в десятки раз
Анастасия Платонова, Анастасия Львова
Известия
Небо за алмаз: как изменились цены на авиабилеты за границу
Дмитрий Хазанов
ТАСС
"Сколько в нем неуемной энергии!" Как Петр Баранов превращал СССР в авиационную державу
Григорий Колганов, Ульяна Миненкова
Коммерсантъ
Самолеты получили "красный флажок"
Артем Кореняко, Наталья Демченко, Анастасия Серова
РБК
В ООН предложили не использовать российские вертолеты для миротворцев
Айгуль Абдуллина
Коммерсантъ
Домодедово растеряло трафик. Аэропорт показал худшую динамику в МАУ



Ани Айвазян
Коммерсантъ
В деле "Прогресса" наступил прогресс
Софья Смирнова
Известия
Расправить крылья: на поддержку авиаперевозок добавят 15 млрд рублей
Евдокия Мельник
Forbes
Космический лифт и летающий поезд: пять изобретений Константина Циолковского
Александр Левинский
Forbes
Как провожают самолеты: почему S7 пытается избавиться от двух авиалайнеров
Айгуль Абдуллина
Коммерсантъ
Вылетная подготовка. Пилоты жалуются на увольнения после экзаменов в авиакомпаниях
Артём Кореняко
РБК
Росавиация попросила почти 16 млрд рублей на поддержку полетов дронов
Анастасия Львова
Известия
Договор дороже: бизнес попросил у кабмина 200 млн на модернизацию аэропортов Индии
Ольга Коленцова
Известия
Уход под лопатку: в РФ создано ПО для авиационного двигателестроения
Айгуль Абдуллина
Коммерсантъ
Самолетам предложили подъемные
Виктория Полякова, Артём Кореняко
РБК
Авиакомпании увидели риск сокращения парка легких чешских самолетов L-410
Анастасия Львова
Известия
Оборот речи: звонки в call-центры лоукостеров предложили сделать бесплатными
Илья Фурсеев
РБК
В "Аэрофлоте" пообещали "не ремонтировать двигатели в гаражах"
Анастасия Львова
Известия
Лессоры рубят: средства за лизинг иностранных самолетов зависли на счетах в России
Артем Озун
Транспорт России
Турбулентность эту мы переживем
Алексей Сивашенков
Forbes
На прежней высоте: как сегодня обеспечивается безопасность авиаперелетов
Евгений Никтовенко
Аргументы и Факты
Подрезанные крылья. Российские авиакомпании не могут вернуть самолеты
Арина Литова, Анастасия Курашева
Ведомости
Минпромторг планирует заменить второго пилота на компьютер
Анастасия Львова, Максим Талавринов
Известия
Не любые дороги дороги: авиаторы сэкономят до 600 млн в месяц на пути в Сочи
Артём Кореняко
РБК
Авиадиспетчерская корпорация предупредила о нехватке средств на зарплаты
Артём Кореняко
РБК
Связанные с туроператорами авиакомпании потеряли почти 40% самолетов
Айгуль Абдуллина
КоммерсантЪ
"Победа" дорогой ценой
Роман Крецул, Алексей Рамм
Известия
МиГ победы: сверхвысотные перехватчики научат искать гиперзвуковые цели
Анастасия Львова
Известия
Тучи разведут деньгами: авиакомпании ждет рост расходов на метеосводки

Ростех
Самолет и птицы: как избежать опасной встречи
Анастасия Львова
Известия
Ан нет: малая авиация может остаться без основного рабочего самолета

Морской и воздушный флот
На чем летать будем: 10 проектов отечественных самолетов для гражданской авиации России
Сергей Сергеев
КоммерсантЪ
Компенсации за взрыв стали ближе

Ростех
Одно небо на двоих: как авиация помогала космонавтике
Максим Ярошевский
Vgudok
ФАС отстала от поезда.
Антон Лавров, Роман Крецул
Известия
За один МиГ: "Кинжал" получил универсальный самолет-носитель
Влад Арапов
Business FM
American Airlines купит 20 сверхзвуковых самолетов у стартапа
Дмитрий Корнев
Известия
Острота "Кинжала": как развивался проект гиперзвукового комплекса
Сергей Гурьянов
Известия
Занять железный дрон: как беспилотники помогут в спасении людей

Аргументы и Факты
Почему самолёты разбирают на запчасти?

Говорит Москва
Эксперт при Госдуме оценил вероятность возвращения советских Як-42 в парк российских авиакомпаний
Ирина Мишина
Новые Известия
Первым делом самолеты: кто сегодня гарантирует безопасность авиаперелетов?

Москва FM
Авиакомпаниям предложили летать за рубеж на советских самолетах
Дарья Федотова
MK.ru
Запад стал смягчать санкции в отношении гражданской авиации РФ
Роман Тюкавкин
MK.ru
Зарплаты российских пилотов оказались в полтора раза меньше, чем на Западе
Роман Тюкавкин
MK.ru
Авиаэксперт: замена импортных самолетов на отечественные займет десять лет
Сергей Вальченко
MK.ru
Российские сервисные центры справляются с ремонтом импортной авиатехники
Дарья Федотова
MK.ru
Эксперт Гусаров объяснил причины миграции пилотов за границу

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer