Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Связанные с туроператорами авиакомпании потеряли почти 40% самолетов


29 августа 2022 года Артём Кореняко, РБК


Крупнейшая российская чартерная авиакомпания Azur Air планирует в 2022 году перевезти около 2,2 млн человек, рассказал РБК ее гендиректор Евгений Королев. Это на 40% меньше, чем в 2021 году, когда авиакомпания перевезла 3,7 млн пассажиров. Суммарный пассажиропоток еще двух компаний, специализирующихся на перевозке туристов, — Nordwind и Pegas Fly — в этом году упадет на 50%, рассказали гендиректор туроператора Pegas Touristik и член совета директоров Nordwind Анна Подгорная. Таким образом, эти две компании перевезут около 3,8 млн человек. Еще один перевозчик — iFly, за восемь месяцев 2022 года перевезла 175 тыс. пассажиров, что на 22% больше чем в аналогичном периоде прошлого года. «До конца года планируем не снижать динамику», —утверждает гендиректор и совладелец iFly Кирилл Романовский.

Крупнейшая российская чартерная авиакомпания Azur Air планирует в 2022 году перевезти около 2,2 млн человек, рассказал РБК ее гендиректор Евгений Королев. Это на 40% меньше, чем в 2021 году, когда авиакомпания перевезла 3,7 млн пассажиров.

Суммарный пассажиропоток еще двух компаний, специализирующихся на перевозке туристов, — Nordwind и Pegas Fly — в этом году упадет на 50%, рассказали гендиректор туроператора Pegas Touristik и член совета директоров Nordwind Анна Подгорная. Таким образом, эти две компании перевезут около 3,8 млн человек. Еще один перевозчик — iFly, за восемь месяцев 2022 года перевезла 175 тыс. пассажиров, что на 22% больше чем в аналогичном периоде прошлого года. «До конца года планируем не снижать динамику», —утверждает гендиректор и совладелец iFly Кирилл Романовский.

Такие авиакомпании работают преимущественно в интересах туроператоров, зачастую выполняя чартерные рейсы: Azur Air была создана при участии туроператора Anex Tour, Nordwind и Pegas Fly — Pegas Touristik, iFly — Tez Tour, а Royal Flight появилась для решения задач туроператора Coral Travel.

Кому принадлежат авиакомпании

Azur Air, по данным ЕГРЮЛ, через компанию «Ван2Флай» принадлежит Анне и Людмиле Фукаловым. Авиакомпанию называют аффилированной с туроператором Anex Tour. Представитель Azur Air отказался комментировать вопросы, связанные с собственниками перевозчика.

Nordwind на 95,1% принадлежит туроператору Pegas Touristik, еще 4,9% у нового владельца этого туроператора Каринэ Букрей. До января 2022 года основным владельцем туроператора был его создатель Рамазан Акпынар, он продолжает контролировать авиакомпанию утверждают два источника РБК, близких к Nordwind и Pegas Fly. Акпынар также контролирует авиакомпанию Pegas Fly, добавляют они. Подгорная это не комментирует.

Royal Flight полностью принадлежит компании «Энтеринвест», которая на 99% принадлежит гендиректору Coral Travel Market Россия Наталии Кулинцевой, на 1% — гендиректору Royal Flight Вадиму Михайлову. В 2021 году перевезла почти 1,5 млн пассажиров. РБК направил запрос представителю Royal Flight.

Ключевой владелец iFly — сооснователь Tez Tour Александр Буртин, ему принадлежит 56% перевозчика. Еще 30% — у компании «Юнокс», связанной с совладельцами Внуково Виталием Ванцевым и Владимиром Скочем. «Их участие в капитале iFly позволяет более тесно взаимодействовать с Внуково, предлагать проекты по развитию на базе аэропорта инфраструтурных проектов», — говорит Романовский. Самому Романовскому принадлежит 5% перевозчика. Еще 9% — у компании «Шелковый путь» — это инвестиции китайских партнеров, которые не участвуют в управлении авиакомпанией, объясняет топ-менеджер.

Почему упал пассажиропоток

Существенное падение перевозок в 2022 году Подгорная объясняет сокращением парка. По ее словам, из-за введения беспрецедентных санкций против российской авиаотрасли (запрет на поставку и аренду самолетов и запчастей, на обслуживание лайнеров и др.) после начала спецоперации России на Украине авиакомпаниям Nordwind и Pegas Fly удалось «спасти» более 30 самолетов, а свыше 20 лайнеров остались за рубежом. У Azur Air в иностранных аэропортах были задержаны 11 самолетов, говорит представитель перевозчика. iFly не смогла вернуть после техобслуживания за границей два самолета, отмечает Романовский. У Royal Flight за пределами России остались 11 самолетов. То есть в сумме пять перевозчиков потеряли минимум 44 лайнеров, или 39% совокупного парка.

У этих пяти компаний остается около 70 самолетов и все они иностранного производства — Airbus, Boeing и Embraer. Azur Air сможет в перспективе минимум пяти-шести лет обслуживать свои лайнеры и любые их компоненты на 100% в России, утверждает Королев. В iFly также уверены, что смогут эксплуатировать без проблем для безопасности полетов весь парк минимум пять-шесть лет. Вопросы с запчастями перевозчик решает в том числе через компании из «дружественных» стран, включая Иран.

В Nordwind и Pegas Fly не называют конкретных сроков эксплуатации существующих самолетов. По словам Подгорной, в будущем обе авиакомпании заинтересованы в развитии за счет самолетов российского производства. Для iFly перспективны Ил-96, отмечает Романовский. В Azur Air готовы рассматривать для обновления парка отечественные Ил-96 или МС-21 при появлении конкретных предложений с технической документацией, говорит Королев.

Как правительство поддерживает авиакомпании

В 2021 году суммарная чистая прибыль пяти авиакомпаний, связанных с туроператорами, составила 1,3 млрд руб. при общей выручке 169,3 млрд руб., следует из их отчетностей. Несмотря на прогнозы резкого снижения пассажиропотока в 2022 году, в Nordwind, Pegas Fly и Azur Air рассчитывают получить прибыль и по итогам этого года.

«Мы рассчитываем на прибыль благодаря регулярной программе [полетов] по России», — говорит Подгорная. По ее словам, у Nordwind остается одна из самых широких маршрутных сетей внутренних перелетов, которая формировалась на протяжении нескольких лет. Власти выделили 100 млрд руб. на поддержку авиаперевозок внутри России, из них Nordwind рассчитывает получить 1,36 млрд руб.

Романовский также надеется, что несмотря на все сложности, iFly удастся закрыть год без убытка, опираясь на поддержку государства. Перевозчик получит субсидии почти на 245 млн руб. Этим летом компания запустила программу регулярных рейсов из Сочи в Хабаровск и Владивосток. У нее появились также рейсы в Сочи из Москвы и Санкт-Петербурга. «Эта программа хорошо себя зарекомендовала. Средняя загрузка кресел составляет 92%, при плановой — 80%. Каждое из направлений рентабельно», — утверждает гендиректор iFly.

Pegas Fly, Azur Air и Royal Flight не претендовали на господдержку в этом году, следует из протокола подведения итогов на предоставление субсидии.

Куда можно возить туристов

Все пять перевозчиков являются частью туроператорского бизнеса, поэтому перспективы каждой из них связаны прежде всего с величиной потока отдыхающих, который формирует туроператор, отмечает главный эксперт Центра экономики транспорта ВШЭ Федор Борисов.

В прошлом году суммарный пассажиропоток этих компаний составил 13,1 млн человек, которые в основном были отправлены за рубеж. Все российские авиакомпании перевезли на международных рейсах 23,5 млн человек. В 2022 году этот показатель по всей отрасли снизится до 10 млн человек, а к 2030 году должен немного увеличится, достигнув 11,6 млн пассажиров, указано в комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России, утвержденной в июне. Снижение международного трафика объясняется закрытием ключевых рынков для полетов российских авиакомпаний. Евросоюз принял такое решение в конце февраля, через несколько дней после начала военной операции на Украине, к нему присоединились США и Канада и другие западные страны.

Несмотря на существенное давление на отрасль, часть традиционных для туроператоров рынков остаются открытыми: Турция, Египет, Тунис, Таиланд, Шри-Ланка, говорит партнер Startegy Partners Сергей Жужлин. «Это рынки, где прежде всего пользуются спросом бюджетные туры, при этом спрос круглогодичный, а значит туроператоры будут нуждаться в чартерных мощностях», — уверен эксперт. Авиакомпании, связанные с туроператорами, действительно могут продолжать зарабатывать на полетах за рубеж, соглашается гендиректор Infomost Consulting Борис Рыбак. Во-первых, выросли цены на перевозку, что компенсирует снижение пассажиропотока. Во-вторых, из-за запрета на полеты в Европу сильно «повысилась устойчивость» Турции, Египта и стран Юго-Восточной Азии — теперь полеты на эти рынки сложнее закрыть по политическим причинам.

Azur Air сфокусировалась на полетах в Турцию, поскольку может выполнять рейсы за рубеж на большей части оставшегося флота, говорит ее представитель. Но возможности таких рейсов даже в «дружественные» страны ограничены, предупреждает Королев: полет может проходить над страной, присоединившейся к антироссийским санкциям, которая в случае посадки на ее территории из-за форс-мажора может задержать самолет.

Pegas Fly тоже сейчас ориентирована на выполнении рейсов в Турцию, отмечает Подгорная. iFly запустила рейсы в Египет, как в интересах туркомпаний (к примеру, Tez Tour и Fun&Sun), так и самостоятельных путешественников, рассказывает Романовский. Но iFly пришлось закрыть программы полетов в Узбекистан, Китай и Гонконг, так как ей не удалось снять самолеты с регистрации в Ирландии.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun



Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник
Иван Сало
РБК
МС-21: что это за самолет, его характеристики и роль в российской авиации
Валентина Аверьянова
Известия
На взлет: в России вводят новый авиационный сбор для пассажиров
Татьяна Копылова
Деловой Петербург
"Это очень критично": поможет ли новая станция метро аэропорту Пулково
Ирина Ионина
Известия
Летний под дых: кто компенсирует туристам расходы после транспортного коллапса
Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer