Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


По доле случая: российское госпредприятие может стать акционером OneWeb


3 августа 2022 года Валерий Кодачигов, Известия


Россия может стать акционером оператора спутникового интернета OneWeb, узнали «Известия». Это произойдет при слиянии компании с французским оператором спутниковой связи Eutelsat, отметили участники рынка космической связи. 3,4% акций Eutelsat принадлежит РФ через ФГУП «Космическая связь» (ГПКС). Таким образом, Россия может стать миноритарным акционером одной из двух существующих спутниковых группировок, планирующих покрыть быстрым интернетом весь мир. Впрочем, есть сценарий, при котором российское госпредприятие может оказаться просто аффилированным с OneWeb.

Россия может стать акционером оператора спутникового интернета OneWeb, узнали «Известия». Это произойдет при слиянии компании с французским оператором спутниковой связи Eutelsat, отметили участники рынка космической связи. 3,4% акций Eutelsat принадлежит РФ через ФГУП «Космическая связь» (ГПКС). Таким образом, Россия может стать миноритарным акционером одной из двух существующих спутниковых группировок, планирующих покрыть быстрым интернетом весь мир. Впрочем, есть сценарий, при котором российское госпредприятие может оказаться просто аффилированным с OneWeb.

Космическое слияние

Eutelsat со штаб-квартирой во Франции и британская OneWeb в конце июля объявили о готовящемся слиянии. Сроки сделки в совместном сообщении не раскрывали. Известно, что Eutelsat увеличит свою долю в OneWeb до 100%, обменяв допэмисссию своих акций на 77,1% капитала британской компании (оставшиеся 22,9% уже ей принадлежат). Таким образом, половина объединенной корпорации будет принадлежать нынешним акционерам Eutelsat, половина — совладельцам OneWeb, отмечено в совместном сообщении операторов.

При слиянии Eutelsat и OneWeb среди акционеров объединенной компании может оказаться российское ГПКС, которому принадлежит небольшой пакет акций в Eutelsat, сказал «Известиям» источник, близкий к одному из отечественных спутниковых операторов. Впрочем, возможна и такая схема слияния, при которой ГПКС не станет акционером объединенного оператора, но будет аффилировано с ним, уточнил он.

По официальным данным OneWeb, среди ее акционеров сейчас — правительства Великобритании и Руанды, один из крупнейших промышленных холдингов Индии Bharti Enterprises, японская инвесткомпания SoftBank и другие. После объединения к ним может добавиться российское государство в лице ФГУП «Космическая связь», подтвердил один из участников рынка спутниковой связи. Из отчета ГПКС за 2021 год действительно следует, что ему принадлежит чуть менее 3,4% (около 34,2 млн) акций компании Eutelsat S.A., которая владеет спутниковой группировкой Eutelsat. При схеме слияния, оговоренной в заявлении Eutelsat и OneWeb, у ГПКС может оказаться чуть менее 1,7% акций объединенного оператора, подсчитали «Известия».

Издание направило запросы в Eutelsat и OneWeb.

У ГПКС действительно есть небольшая доля в Eutelsat, однако она вряд ли позволит российскому оператору стать полноценным акционером объединенной компании, считает гендиректор ГПКС Алексей Волин.

— Мы не знаем ни детальных условий сделки, ни того, как они будут выполняться, как будут засчитываться акции Eutelsat при переводе в акции OneWeb, что будет с российскими акциями. Говорить о том, что мы однозначно автоматически станем акционерами объединенной компании, неверно, — указал он.

Тем более что у Eutelsat есть несколько юридических лиц и какое из них будет участвовать в слиянии, пока не известно, отметил Алексей Волин.

«Известия» направили запрос в Минцифры.

Ранее стало известно о непростых отношениях OneWeb с российскими властями. Как заявлял в 2018 году представитель ФСБ, заявления организаторов проекта о том, что деятельность OneWeb не носит разведывательный характер и не наносит ущерб личности и обществу, носят декларативный характер и не могут быть проверены российской стороной.

Говорилось и о том, что появление в РФ иностранного провайдера спутникового интернета может привести к возникновению неоправданной конкуренции для российских операторов. Тогда же OneWeb отказали в выделении радиочастот для работы в РФ. Также сообщалось, что представители компании вели переговоры о привлечении финансирования с крупнейшими российскими бизнес-группами, но инвестиций из нашей страны в проект, в который ранее вкладывались, в частности, Coca-Cola и британский миллиардер Ричард Бренсон, так и не последовало.

Трудности перехода

OneWeb — спутниковая группировка, состоящая из 648 космических аппаратов. Они покрывают скоростным интернетом всю Землю, включая полюсы и приполярные районы. Каждый спутник OneWeb может «с неба» дать беспроводной интернет со скоростью почти 8 Гбит/с, объяснил партнер ComNews Research Леонид Коник.

— Теоретически вхождение России в этот проект, пусть даже невольное, могло бы способствовать легализации OneWeb в РФ. Такое покрытие и скорости могут обеспечивать только две спутниковые группировки — собственно, OneWeb и Starlink Илона Маска, — объяснил эксперт.

По словам Леонида Коника, присутствие OneWeb в России, вероятно, могло бы решить проблему с покрытием интернетом с помощью портативных устройств удаленных районов нашей страны, включая Северный морской путь. Для властей РФ OneWeb с отечественным акционером, пусть и столь миноритарным, все-таки предпочтительнее, чем американская Starlink, полагает он.

— Акционерное участие России в проекте может улучшить отношение к нему российских чиновников, но пока непонятно, как скажутся на этом санкции и желание Запада ограничить РФ в доступе к технологиям, в том числе и спутниковым, — задался вопросом Леонид Коник.

Станет ли ГПКС миноритарным акционером либо аффилированным лицом через цепочку компаний, зависит от того, какое именно юридическое лицо группы Eutelsat будет участвовать в сделке, отметил руководитель направления «Разрешение IT&IP споров» юридической фирмы «Рустам Курмаев и партнеры» Ярослав Шицле. В первом случае ГПКС не сможет оказывать решающего влияния на деятельность объединенной компаний, однако в зависимости от корпоративных документов, вероятно, будет иметь право запрашивать финансовую и отчетную документацию, принимать участие в голосовании акционеров, получать дивиденды, сказал он.

— При этом комплект запрашиваемой документации, как правило, ограничивается теми документами, которые необходимы для составления бухгалтерской отчетности. То есть обычно речи о технической и иной документации, составляющей коммерческую тайну, не идет. Иными словами, ГПКС сможет запрашивать сведения о договорах, которые заключает компания, притом что она может отказать в выдаче документации и в случае инициирования спора суд будет определять, действительно ли необходимы акционеру данные документы, — объяснил юрист.

Кроме того, вопрос о владении ГПКС акциями Eutelsat пока остается спорным, напоминает Ярослав Шицле. С 2008 года корпорация находится в судебных разбирательствах с компанией Orion Satellite Communications Inc. В рамках этого спора ставился вопрос об аресте акций Eutelsat, принадлежащих ГПКС. В нынешних условиях есть риск ограничения владения этими акциями российского ФГУПа, поэтому до конца не ясно, будет ли оно иметь возможность косвенно участвовать в управлении объединенной компании, рассуждает Ярослав Шицле.

В свете сложившихся сейчас отношений между РФ и Западом ГПКС сможет претендовать только на дивиденды объединенной компании — о доступе к информации, не являющейся публичной и предназначенной для рынка, вряд ли пойдет речь, считает акционер компании «Ка-Интернет» Сергей Пехтерев.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник
Иван Сало
РБК
МС-21: что это за самолет, его характеристики и роль в российской авиации
Валентина Аверьянова
Известия
На взлет: в России вводят новый авиационный сбор для пассажиров



Татьяна Копылова
Деловой Петербург
"Это очень критично": поможет ли новая станция метро аэропорту Пулково
Ирина Ионина
Известия
Летний под дых: кто компенсирует туристам расходы после транспортного коллапса
Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer