Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Минпромторг планирует заменить второго пилота на компьютер


14 августа 2022 года Арина Литова, Анастасия Курашева, Ведомости


Минпромторг рассчитывает заменить второго пилота в пассажирских и грузовых самолетах на виртуального и снизить за счет этого стоимость их эксплуатации. 9 августа ведомство разместило на портале госзакупок извещение о проведении конкурса стоимостью 2,9 млрд руб. на разработку такой технологии к концу 2024 г. В документе говорится, что анализ последних научных результатов в области использования искусственного интеллекта в авиации позволяет сделать обоснованный прогноз о том, что уже в 2030-е гг. возможно осуществить переход к одночленному экипажу на коммерческих воздушных судах (ВС).

Минпромторг рассчитывает заменить второго пилота в пассажирских и грузовых самолетах на виртуального и снизить за счет этого стоимость их эксплуатации. 9 августа ведомство разместило на портале госзакупок извещение о проведении конкурса стоимостью 2,9 млрд руб. на разработку такой технологии к концу 2024 г. В документе говорится, что анализ последних научных результатов в области использования искусственного интеллекта в авиации позволяет сделать обоснованный прогноз о том, что уже в 2030-е гг. возможно осуществить переход к одночленному экипажу на коммерческих воздушных судах (ВС).

Для перехода к одночленному экипажу потребуется провести комплекс мероприятий, которые исключат увеличение нагрузки на единственного пилота, говорится в документе. В частности, необходимо модернизировать информационно-управляющее поле кабины экипажа, разработать технический облик «виртуального второго пилота» и интегрировать самолет с такой технологией в систему управления воздушным движением за счет «внедрения перспективных средств связи, навигации и наблюдения, а также обеспечения кибербезопасности бортового оборудования».

В закупке указано, что технология должна быть разработана для коммерческих ВС. В эту категорию попадают как грузовые, так и пассажирские самолеты. Но под какие конкретно модели будет разрабатываться такая технология, в документах не обозначено.

Победитель конкурса должен будет создать демонстратор виртуального второго пилота на базе полунатурного макета универсальной кабины экипажа с имитацией окружающей обстановки. Работа над проектом должна начаться в 2022 г. Уже к середине ноября исполнитель должен будет проанализировать зарубежные и российские материалы по перспективным технологиям бортового оборудования, разработать технический облик демонстратора и начать математическое моделирование его элементов.

Представитель Минпромторга не ответил на запрос «Ведомостей».

«В составе «Ростеха» есть компании, имеющие необходимые компетенции для осуществления таких работ», – сказал представитель корпорации. Он уточнил, что знает о конкурсе, но отказался от дальнейших комментариев. Речь может идти об Объединенной авиастроительной корпорации, которая была создана в 2006 г. с целью консолидации активов отрасли. В нее входят компании и КБ, выпускающие самолеты «Су», «МиГ», «Ил», «Ту», «Як», «Бериев», а также SuperJet100 и МС-21.

Технология виртуального второго пилота в мире «обсуждается давно», говорит главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров. По его словам, готовых образцов виртуальных вторых пилотов и нормативной базы для таких полетов еще нет ни у одной компании. «Эта идея должна быть принята мировым сообществом, в отдельно взятой стране систему внедрить не получится, поскольку такой самолет могут не допустить к полету», – добавляет эксперт. Гусаров считает инициативу Минпромторга «более чем своевременной» в связи с планами по серийному производству самолетов МС-21, где виртуальный второй пилот может быть внедрен.

Ни у одной компании пока нет коммерческого образца летательного аппарата с виртуальным вторым пилотом, соглашается с ним директор отраслевого агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. «Внедрение этой технологии требует решения множества задач в сфере легализации, алгоритмов и нормативной базы», – говорит эксперт. Он объясняет необходимость внедрения технологии дефицитом кадров: «Пилотов не хватает, и это общемировая тенденция». Пока инициатива противоречит нормативной базе, добавляет он.

В мире всего 350 000 пилотов, в России – 14 600, говорил в 2021 г. руководитель Росавиации Александр Нерадько на коллегии Минтранса (его слова приводил РБК). В проекте комплексной программы развития авиатранспортной отрасли до 2030 г., который Минтранс разработал весной этого года, указано на риск оттока пилотов за рубеж, писал «Коммерсантъ». Министерство в месяц получает около 70 обращений от иностранных авиавластей с просьбой подтвердить сертификат специалиста, говорится в документе. Возможный дефицит власти планируют покрывать, в частности, за счет учебных заведений, планируя в 2025–2029 гг. выпускать по 806 человек. Из-за сокращения перевозок уже к 2025 г. около половины пилотов могут остаться без работы.

По текущим международным правилам безопасности полетов в кабине пилота должно находиться не менее двух человек, указывает руководитель практики авиации и финансирования активов BGP Litigation Владислав Риков. Положение о том, что авиакомпании должны обеспечить наличие в отсеке летного экипажа в течение полета не менее двух членов летного состава, содержится в американских федеральных авиационных правилах (FAA) и рекомендациях Европейского агентства авиационной безопасности (EASA).

Российские Федеральные авиационные правила (ФАП) в части численности и состава экипажа ссылаются на руководства, утвержденные государством разработчика воздушного судна (aircraft flight manual), объясняет Риков. Почти все эти руководства, продолжает Риков, предусматривают наличие второго пилота для безопасности полетов. Для внедрения виртуального второго пилота потребуется внести изменения в ФАП и иные документы в части обеспечения безопасности полетов ВС, зарегистрированных в России, отмечает эксперт.

Заслуженный летчик-испытатель Александр Гарнаев, напротив, считает идею внедрения этой технологии «абсурдной». Сейчас есть много типов пассажирских самолетов, которые сконструированы под управление одним пилотом, объясняет он, например, Eclipse 500 и семейство Cessna 525. «Обсуждать преимущества виртуального второго пилота для эксплуатации лайнеров, изначально скомпонованных под двухчленный летный экипаж, – это то же самое, что рассуждать о преимуществах виртуального секса в одиночку», – говорит он.

«Ведомости» направили запросы в «Аэрофлот», S7, «Уральские авиалинии», «Победу» и Utair. На момент публикации перевозчики на запросы редакции не ответили.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов



Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта
Владимир Гаврилов
Известия
Билетное па: выплаты пассажирам за овербукинг хотят сделать обязательными
Андрей Коршунов
Известия
Спрей для дела: новые российские двигатели доставят на Луну наноспутники
Михаил Захаров
Монокль
Boeing заходит на Россию
Надежда Сарапина
РИА Новости
"Расхлебывать придется годами". Китай больно щелкнул США по носу
Екатерина Хамова
Известия
Взвинченным темпом: РФ и Колумбия не договорились по ремонту Ми-17
Захар Максимов
ВГУДОК
РЖД и Аэрофлот охладеют к пассажирам
Айгуль Абдуллина, Александра Мерцалова
Коммерсант
В Сухум подлетают с вопросами
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное притяжение: космическая обсерватория займется поиском жизни во Вселенной
Андрей Коршунов
Известия
Спутник с жизнью: мыши и мухи помогут подготовить человека к полетам на Луну и Марс
Дмитрий Литвинов
Парламентская газета
В Росавиации оценили идею доставлять товары из Китая беспилотниками
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Владимир Гаврилов
Известия
Подставили на крыло: в США удерживают закупленные РФ авиазапчасти на $500 млн
Ксения Власова
ИрСити
«Вполне реально завершить эту программу». Авиаэксперт оценил, сколько МС-21 получат авиакомпании в 2026 году
Дарья Молоткова, Елена Сухорукова, при участии Анна Захарова
РБК
Немецкий оператор duty free вышел из бизнеса в Шереметьево и Домодедово
Юлия Леонова
Известия
Беспилотный урок: в России начали обучать сборке БПЛА школьников и студентов
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
Полетный проект: названы самые перспективные разработки беспилотных авиасистем
Дмитрий Плотников
Pravda.Ru
Проект Як-242: несостоявшийся конкурент самолётов Ту-204 и МС-21
Андрей Коршунов
Известия
Сдвиг по базе: в России создали универсальный двигатель для беспилотников
Александра Веснина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Взвинтит цены»: К чему приведет исправление данных в невозвратных авиабилетах
Айгуль Абдуллина
Коммерсантъ
Тяните билет. Потенциальным пассажирам предложено дать время передумать при покупке
Ксения Власова
«Ирсити.ру»
«Самолетов уже сейчас не хватает». Авиаэксперты оценили, когда перевозчики начнут летать на отечественных МС-21
Михаил Грачев
MASHNEWS
Полетят, но позже. Почему российская авиация хронически отстает от обещаний
Наталия Ячменникова
Российская газета
Водоросли или "родственник" капусты: на каком топливе будут летать самолеты в будущем?

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer