Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Минпромторг планирует заменить второго пилота на компьютер


14 августа 2022 года Арина Литова, Анастасия Курашева, Ведомости


Минпромторг рассчитывает заменить второго пилота в пассажирских и грузовых самолетах на виртуального и снизить за счет этого стоимость их эксплуатации. 9 августа ведомство разместило на портале госзакупок извещение о проведении конкурса стоимостью 2,9 млрд руб. на разработку такой технологии к концу 2024 г. В документе говорится, что анализ последних научных результатов в области использования искусственного интеллекта в авиации позволяет сделать обоснованный прогноз о том, что уже в 2030-е гг. возможно осуществить переход к одночленному экипажу на коммерческих воздушных судах (ВС).

Минпромторг рассчитывает заменить второго пилота в пассажирских и грузовых самолетах на виртуального и снизить за счет этого стоимость их эксплуатации. 9 августа ведомство разместило на портале госзакупок извещение о проведении конкурса стоимостью 2,9 млрд руб. на разработку такой технологии к концу 2024 г. В документе говорится, что анализ последних научных результатов в области использования искусственного интеллекта в авиации позволяет сделать обоснованный прогноз о том, что уже в 2030-е гг. возможно осуществить переход к одночленному экипажу на коммерческих воздушных судах (ВС).

Для перехода к одночленному экипажу потребуется провести комплекс мероприятий, которые исключат увеличение нагрузки на единственного пилота, говорится в документе. В частности, необходимо модернизировать информационно-управляющее поле кабины экипажа, разработать технический облик «виртуального второго пилота» и интегрировать самолет с такой технологией в систему управления воздушным движением за счет «внедрения перспективных средств связи, навигации и наблюдения, а также обеспечения кибербезопасности бортового оборудования».

В закупке указано, что технология должна быть разработана для коммерческих ВС. В эту категорию попадают как грузовые, так и пассажирские самолеты. Но под какие конкретно модели будет разрабатываться такая технология, в документах не обозначено.

Победитель конкурса должен будет создать демонстратор виртуального второго пилота на базе полунатурного макета универсальной кабины экипажа с имитацией окружающей обстановки. Работа над проектом должна начаться в 2022 г. Уже к середине ноября исполнитель должен будет проанализировать зарубежные и российские материалы по перспективным технологиям бортового оборудования, разработать технический облик демонстратора и начать математическое моделирование его элементов.

Представитель Минпромторга не ответил на запрос «Ведомостей».

«В составе «Ростеха» есть компании, имеющие необходимые компетенции для осуществления таких работ», – сказал представитель корпорации. Он уточнил, что знает о конкурсе, но отказался от дальнейших комментариев. Речь может идти об Объединенной авиастроительной корпорации, которая была создана в 2006 г. с целью консолидации активов отрасли. В нее входят компании и КБ, выпускающие самолеты «Су», «МиГ», «Ил», «Ту», «Як», «Бериев», а также SuperJet100 и МС-21.

Технология виртуального второго пилота в мире «обсуждается давно», говорит главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров. По его словам, готовых образцов виртуальных вторых пилотов и нормативной базы для таких полетов еще нет ни у одной компании. «Эта идея должна быть принята мировым сообществом, в отдельно взятой стране систему внедрить не получится, поскольку такой самолет могут не допустить к полету», – добавляет эксперт. Гусаров считает инициативу Минпромторга «более чем своевременной» в связи с планами по серийному производству самолетов МС-21, где виртуальный второй пилот может быть внедрен.

Ни у одной компании пока нет коммерческого образца летательного аппарата с виртуальным вторым пилотом, соглашается с ним директор отраслевого агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. «Внедрение этой технологии требует решения множества задач в сфере легализации, алгоритмов и нормативной базы», – говорит эксперт. Он объясняет необходимость внедрения технологии дефицитом кадров: «Пилотов не хватает, и это общемировая тенденция». Пока инициатива противоречит нормативной базе, добавляет он.

В мире всего 350 000 пилотов, в России – 14 600, говорил в 2021 г. руководитель Росавиации Александр Нерадько на коллегии Минтранса (его слова приводил РБК). В проекте комплексной программы развития авиатранспортной отрасли до 2030 г., который Минтранс разработал весной этого года, указано на риск оттока пилотов за рубеж, писал «Коммерсантъ». Министерство в месяц получает около 70 обращений от иностранных авиавластей с просьбой подтвердить сертификат специалиста, говорится в документе. Возможный дефицит власти планируют покрывать, в частности, за счет учебных заведений, планируя в 2025–2029 гг. выпускать по 806 человек. Из-за сокращения перевозок уже к 2025 г. около половины пилотов могут остаться без работы.

По текущим международным правилам безопасности полетов в кабине пилота должно находиться не менее двух человек, указывает руководитель практики авиации и финансирования активов BGP Litigation Владислав Риков. Положение о том, что авиакомпании должны обеспечить наличие в отсеке летного экипажа в течение полета не менее двух членов летного состава, содержится в американских федеральных авиационных правилах (FAA) и рекомендациях Европейского агентства авиационной безопасности (EASA).

Российские Федеральные авиационные правила (ФАП) в части численности и состава экипажа ссылаются на руководства, утвержденные государством разработчика воздушного судна (aircraft flight manual), объясняет Риков. Почти все эти руководства, продолжает Риков, предусматривают наличие второго пилота для безопасности полетов. Для внедрения виртуального второго пилота потребуется внести изменения в ФАП и иные документы в части обеспечения безопасности полетов ВС, зарегистрированных в России, отмечает эксперт.

Заслуженный летчик-испытатель Александр Гарнаев, напротив, считает идею внедрения этой технологии «абсурдной». Сейчас есть много типов пассажирских самолетов, которые сконструированы под управление одним пилотом, объясняет он, например, Eclipse 500 и семейство Cessna 525. «Обсуждать преимущества виртуального второго пилота для эксплуатации лайнеров, изначально скомпонованных под двухчленный летный экипаж, – это то же самое, что рассуждать о преимуществах виртуального секса в одиночку», – говорит он.

«Ведомости» направили запросы в «Аэрофлот», S7, «Уральские авиалинии», «Победу» и Utair. На момент публикации перевозчики на запросы редакции не ответили.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Наталья Башлыкова, Максим Талавринов
Известия
Экономь-класс: ФАС попросили проверить рост стоимости авиабилетов
София Прохорчук, Яна Штурма
Известия
Раздор полетов: почему пассажиры «Аэрофлота» не попали на рейсы
Анастасия Морозова
Forbes
Bloomberg узнал о сложностях с покупкой Boeing своей бывшей «дочки» Spirit
Валерия Лобко
Российская газета
Взглянуть в небо: Регионы оценят по уровню развития беспилотников
Татьяна Серебрякова
HotLine.travel
Может ли скандал вокруг Turkish Airlines привести к ограничению рейсов в Россию
Яна Штурма, Ксения Набаткина, Валерия Мишина
Известия
Владивосточное время: куда полетят россияне этим летом
Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Первый аэропорт в Карачаево-Черкесии построят «Аэропорты регионов»
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность



Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»
Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Леса просят дронов. Авиалесоохрана ищет деньги на закупку БАС
Максим Талавринов
Известия
Рейсовая колея: самолеты между Москвой и Питером летом будут летать каждые 15 минут
Алексей Михайлов, Роман Крецул
Известия
Огнем «Прометея»: система С-500 сдала экзамен по борьбе с гиперзвуком

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer