Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Самолетам предложили подъемные


14 сентября 2022 года Айгуль Абдуллина, Коммерсантъ


Как стало известно “Ъ”, российские власти предложили авиакомпаниям выкупить самолеты иностранных лизингодателей с помощью средств ФНБ. Минтранс просит компании оценить, сколько воздушных судов и на какую сумму они хотят приобрести. Для этих целей перевозчикам могут дать льготные кредиты на 15 лет под 1,5%. Собеседники “Ъ” в авиаотрасли считают, что сделки в лучшем случае будут носить единичный характер, но скорее не получат развития: условия санкций ЕС и США не позволяют иностранцам такие расчеты.

Как стало известно “Ъ”, Минтранс предложил авиакомпаниям выкупить самолеты иностранных лизингодателей за счет ФНБ. В письме, направленном 30 августа в 20 крупнейших авиакомпаний (есть у “Ъ”), министерство предлагает перевозчикам оценить, сколько оставшихся у них самолетов они готовы приобрести.

Предполагается, что для выкупа они смогут получить средства ФНБ по ставке в 1,5% в течение 15 лет.

Минтранс также попросил перевозчиков предоставить обоснование рыночной стоимости самолетов и целесообразности выкупа бортов старше 20 лет. Кроме того, министерство запросило юридическую экспертизу «рисков безопасных и бесперебойных расчетов» с лизингодателями и «возможных последующих исков» с их стороны.

В Минтрансе отказались от комментариев. В группе «Аэрофлот», S7, Utair, «Уральских авиалиниях», Red Wings, AzurAir и других авиакомпаниях их тоже не дали. “Ъ” направил запрос в Минфин.

По словам источников “Ъ” в авиаотрасли, выкуп самолетов вряд ли возможен, поскольку Еврокомиссия в пятом пакете санкций разрешила своим компаниям исполнять только контракты финансового лизинга, тогда как большинство самолетов — в операционном лизинге. После этого «Аэрофлот» выкупил у иностранных собственников восемь Airbus A330, а Utair — самолеты Boeing, в том числе у европейских структур «СберЛизинга». Всего же, по словам источников на лизинговом рынке, в финлизинге у перевозчиков из РФ находилось менее 50 самолетов из всего парка в 739 зарегистрированных на начало марта за рубежом судов.

В конце марта глава Минтранса Виталий Савельев заявил, что правительству предстоит определиться с выкупом более 500 самолетов иностранных лизингодателей общей остаточной стоимостью $20 млрд. Но, по данным близкого к Минтрансу собеседника “Ъ”, сейчас сумма выкупа не утверждена.

Собеседники “Ъ” в авиакомпаниях полагают, что сделки вряд ли возможны, поскольку подавляющее большинство самолетов даже неевропейских собственников зарегистрировано в европейских дочерних структурах.

«Ни Китай, ни ОАЭ не пойдут на подобные схемы, нарушающие санкции»,— говорит один из них.

«Инициатива Минтранса по выкупу ВС, с одной стороны, может в теории помочь нормализовать отношения с иностранными лессорами, с другой — может быть практически нереализуема»,— считает советник BGP Litigation Владислав Риков. Директор компании «Инфомост» Борис Рыбак называет предложение «движением в правильном направлении», но будет ли оно успешно реализовано, на практике «предугадать в нынешней беспрецедентной ситуации невозможно».

В ЕС не могут не понимать, что выкуп даже всех самолетов в любом случае будет только отсрочкой неминуемого кризиса на рынке авиаперевозок России из-за постепенного выхода их из строя, говорит соучредитель юрфирмы a.t.Legal Николай Титов. Поэтому, по его мнению, власти ЕС могут пойти на пересмотр санкций, дав возможность европейским компаниям получить деньги за самолеты.

Идея о выкупе Россией иностранных самолетов за счет средств ФНБ «не является невероятной», полагает юрист коллегии адвокатов Delcredere Артем Касумян. По его словам, санкционное законодательство США и ЕС предусматривает выдачу генеральных лицензий на проведение сделок, а санкционному праву ЕС также известны исключения из общих запретов на сделки с подсанкционными лицами.

Сложность в том, что вопрос в большей степени политический, чем экономический, считает старший директор по корпоративным рейтингам «Эксперт РА» Игорь Смирнов.

Любое потенциальное ослабление санкций, по его мнению, «вызовет в международном сообществе много вопросов»: «Сейчас лизингодателям проще сидеть с начисленными резервами под обесценение». Приобретение флота в собственность могло бы помочь авиакомпаниям решить вопрос с арестом самолетов за рубежом, допускает он, но в то же время, по его мнению, «большая часть географии полетов "Аэрофлота" уже в принципе закрыта». И ввиду закрытия воздушного пространства ЕС «большой операционной пользы» в выкупе бортов эксперт не видит.

Выкуп парка позволит решить российским компаниям два вопроса, первый из которых — полеты в страны, выступающие против двойной регистрации бортов, полагает глава «Авиапорта» Олег Пантелеев: например, в Китай после снятия ковидных ограничений. Кроме того, сохраняется ряд «не недружественных стран», полеты в которые не позволяет нарастить дефицит очищенного от рисков ареста широкофюзеляжного флота: ОАЭ, Израиль, Турция и вся Юго-Восточная Азия. В ближайшей перспективе, считает господин Пантелеев, выкуп бортов за счет средств ФНБ вряд ли реализуем. Кроме того, эта инициатива не решает проблему постепенного вывода парка из эксплуатации из-за отсутствия поставок запчастей и поддержки производителя.




комментарии (0):











Материалы рубрики


ТАСС
Черное крыло "Беркута": как создавали истребитель Су-47
Айгуль Абдуллина
Коммерсантъ
Авиация настраивает систему бронирования. Отрасль боится потерять важных специалистов из-за мобилизации
Айгуль Абдуллина, Александра Мерцалова
Коммерсантъ
Вылет с купюрами. Авиабилеты за рубеж в течение суток подорожали в десятки раз
Анастасия Платонова, Анастасия Львова
Известия
Небо за алмаз: как изменились цены на авиабилеты за границу
Дмитрий Хазанов
ТАСС
"Сколько в нем неуемной энергии!" Как Петр Баранов превращал СССР в авиационную державу
Григорий Колганов, Ульяна Миненкова
Коммерсантъ
Самолеты получили "красный флажок"
Артем Кореняко, Наталья Демченко, Анастасия Серова
РБК
В ООН предложили не использовать российские вертолеты для миротворцев
Айгуль Абдуллина
Коммерсантъ
Домодедово растеряло трафик. Аэропорт показал худшую динамику в МАУ



Ани Айвазян
Коммерсантъ
В деле "Прогресса" наступил прогресс
Софья Смирнова
Известия
Расправить крылья: на поддержку авиаперевозок добавят 15 млрд рублей
Евдокия Мельник
Forbes
Космический лифт и летающий поезд: пять изобретений Константина Циолковского
Александр Левинский
Forbes
Как провожают самолеты: почему S7 пытается избавиться от двух авиалайнеров
Айгуль Абдуллина
Коммерсантъ
Вылетная подготовка. Пилоты жалуются на увольнения после экзаменов в авиакомпаниях
Артём Кореняко
РБК
Росавиация попросила почти 16 млрд рублей на поддержку полетов дронов
Анастасия Львова
Известия
Договор дороже: бизнес попросил у кабмина 200 млн на модернизацию аэропортов Индии
Ольга Коленцова
Известия
Уход под лопатку: в РФ создано ПО для авиационного двигателестроения
Айгуль Абдуллина
Коммерсантъ
Самолетам предложили подъемные
Виктория Полякова, Артём Кореняко
РБК
Авиакомпании увидели риск сокращения парка легких чешских самолетов L-410
Анастасия Львова
Известия
Оборот речи: звонки в call-центры лоукостеров предложили сделать бесплатными
Илья Фурсеев
РБК
В "Аэрофлоте" пообещали "не ремонтировать двигатели в гаражах"
Анастасия Львова
Известия
Лессоры рубят: средства за лизинг иностранных самолетов зависли на счетах в России
Артем Озун
Транспорт России
Турбулентность эту мы переживем
Алексей Сивашенков
Forbes
На прежней высоте: как сегодня обеспечивается безопасность авиаперелетов
Евгений Никтовенко
Аргументы и Факты
Подрезанные крылья. Российские авиакомпании не могут вернуть самолеты
Арина Литова, Анастасия Курашева
Ведомости
Минпромторг планирует заменить второго пилота на компьютер
Анастасия Львова, Максим Талавринов
Известия
Не любые дороги дороги: авиаторы сэкономят до 600 млн в месяц на пути в Сочи
Артём Кореняко
РБК
Авиадиспетчерская корпорация предупредила о нехватке средств на зарплаты
Артём Кореняко
РБК
Связанные с туроператорами авиакомпании потеряли почти 40% самолетов
Айгуль Абдуллина
КоммерсантЪ
"Победа" дорогой ценой
Роман Крецул, Алексей Рамм
Известия
МиГ победы: сверхвысотные перехватчики научат искать гиперзвуковые цели
Анастасия Львова
Известия
Тучи разведут деньгами: авиакомпании ждет рост расходов на метеосводки

Ростех
Самолет и птицы: как избежать опасной встречи
Анастасия Львова
Известия
Ан нет: малая авиация может остаться без основного рабочего самолета

Морской и воздушный флот
На чем летать будем: 10 проектов отечественных самолетов для гражданской авиации России
Сергей Сергеев
КоммерсантЪ
Компенсации за взрыв стали ближе

Ростех
Одно небо на двоих: как авиация помогала космонавтике
Максим Ярошевский
Vgudok
ФАС отстала от поезда.
Антон Лавров, Роман Крецул
Известия
За один МиГ: "Кинжал" получил универсальный самолет-носитель
Влад Арапов
Business FM
American Airlines купит 20 сверхзвуковых самолетов у стартапа
Дмитрий Корнев
Известия
Острота "Кинжала": как развивался проект гиперзвукового комплекса
Сергей Гурьянов
Известия
Занять железный дрон: как беспилотники помогут в спасении людей

Аргументы и Факты
Почему самолёты разбирают на запчасти?

Говорит Москва
Эксперт при Госдуме оценил вероятность возвращения советских Як-42 в парк российских авиакомпаний
Ирина Мишина
Новые Известия
Первым делом самолеты: кто сегодня гарантирует безопасность авиаперелетов?

Москва FM
Авиакомпаниям предложили летать за рубеж на советских самолетах
Дарья Федотова
MK.ru
Запад стал смягчать санкции в отношении гражданской авиации РФ
Роман Тюкавкин
MK.ru
Зарплаты российских пилотов оказались в полтора раза меньше, чем на Западе
Роман Тюкавкин
MK.ru
Авиаэксперт: замена импортных самолетов на отечественные займет десять лет
Сергей Вальченко
MK.ru
Российские сервисные центры справляются с ремонтом импортной авиатехники
Дарья Федотова
MK.ru
Эксперт Гусаров объяснил причины миграции пилотов за границу

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer