Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Уход под лопатку: в РФ создано ПО для авиационного двигателестроения


14 сентября 2022 года Ольга Коленцова, Известия


Ученые МАИ совместно с коллегами из ОКБ им. А.М. Люльки разработали программное обеспечение для проектирования компрессоров — важнейших деталей авиационных двигателей. Этот софт может заменить аналогичные западные комплексы. Как утверждают разработчики, ПО будет совместимо с другими программами, используемыми для проектирования деталей. Выход коммерческой версии нового продукта запланирован на 2024 год. Предполагается, что он будет в несколько раз дешевле западных аналогов. Эксперты считают, что новое ПО окажется востребовано на российском рынке и поможет обеспечить стране технологический сувенинитет в авиастроении.

Командная работа

В МАИ создали программное обеспечение для проектирования компрессоров. Эта деталь — одна из основных частей газотурбинного двигателя, который широко применяют в авиации, судостроении, энергетике и других отраслях. Проектирование этой детали требует учета большого количества параметров и применения специализированных программ. Наиболее используемые среди них сейчас — иностранные разработки.

Создаваемое ПО задумано как аналог популярных комплексов AxSTREAM и Concepts NREC, рассказал один из участников команды разработчиков, аспирант института № 2 «Авиационные, ракетные двигатели и энергетические установки» Арсений Минин.

— Компрессор — одна из самых сложных деталей газотурбинного двигателя, и ее качество определяет характеристики всего изделия, поэтому его проектирование так важно, — пояснил старший преподаватель МАИ Дмитрий Боровиков. — Инженер должен хорошо представлять себе будущее изделие, его параметры, требования к нему. На входе в программу вносят эти параметры (расход воздуха, давление на входе, скорость). Затем программа в диалоговом режиме, когда специалист может вносить коррективы и правки в процесс, рассчитывает геометрию изделия — так называемой проточной части и его лопаток.

Ученые предусмотрели инструменты для экспорта данных в сторонние программные комплексы, включая CAD-системы.

— Основное преимущество нашей разработки — возможность интеграции с другими российскими программными комплексами, — сообщил Арсений Минин.

Под интеграцией разработчики понимают возможность обмена данными между программами, инструменты, автоматизирующие этот процесс, и проведение расчетов. Прежде всего новое ПО будет совместимо с комплексом thermoGTE для проектировочных расчетов авиационных двигателей, под который и создавалась новая программа. Он широко используется на авиационных предприятиях. Помимо этого, в планах расширять функционал ПО за счет интеграции с «Компасом 3D», программами для анализа, имитационного моделирования сложных систем.

Проектировочные расчеты делятся на несколько типов. Сейчас разработана предрелизная версия базового модуля ПО, которая позволяет выполнить одномерный расчет многоступенчатого осевого компрессора, то есть в одной плоскости. Это базовый этап проектирования.

Сегодня широкое распространение получили программы, позволяющие проводить трехмерные расчеты, однако они требуют много ресурсов, и для их применения уже необходимо знать геометрию двигателя, которую как раз и подготавливают на этапе 1D и 2D моделирования. Стоимость базового модуля одномерного расчета предполагается на несколько порядков дешевле, и разработчики рассчитывают на его использование в вузах в ходе учебного процесса.

Свое всегда лучше

Эффективность создаваемого ПО тестируют специалисты ОКБ им. А.М. Люльки. Сейчас по этим результатам в МАИ перерабатывают пользовательский интерфейс для повышения эргономических характеристик программы. Авторы также обещают привлекательную цену для своего продукта.

— Стоимость подобного ПО крайне высокая, это происходит из-за малого количества предприятий, которым оно необходимо. Цена западных программ достигает десятков миллионов рублей за одно рабочее место. Мы рассчитываем, что наше ПО будет иметь стоимость в несколько раз меньше после достижения аналогичного функционала, — заявил Дмитрий Боровиков.

По словам заведующего кафедрой самолетостроения и эксплуатации авиационной техники Иркутского национального исследовательского технического университета Игоря Бобарики, востребованность ПО не определяется только его ценой и совместимостью с другими программами. Она в значительной степени зависит от функционала, от корректности решений.

Заместитель руководителя рабочей группы рынка AeroNet НТИ Павел Булат считает, что на российском рынке новое ПО будет востребованным.

— Зарубежные комплексы AxSTREAM и Concepts NREC — это специфичное программное обеспечение, и даже не очень удобное в плане интеграции с другим отечественным ПО, которое используется разработчиками, — добавил эксперт.

Как пояснил ведущий инженер центра компетенций НТИ на базе СПбПУ «Новые производственные технологии» Александр Себелев, AxSTREAM и Concepts NREC позволяют решать сложные задачи на этапе концептуального проектирования, однако степень их внедрения в российском двигателестроении невелика.

— Поэтому появление отечественных программных комплексов такого уровня можно только приветствовать, — заявил специалист.

Руководитель центра компетенций НТИ по новым функциональным материалам на базе Новосибирского государственного университета Антон Рязанцев заключил, что разрабатываемое в МАИ ПО — это продукция стратегического назначения, которая позволит России иметь технологический суверенитет и называться промышленной державой.

В ближайшее время предполагается использовать ПО в ОКБ им. А.М. Люльки и учебном процессе в МАИ. К 2024 году запланирован релиз коммерческой версии программного комплекса.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность
Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»



Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Леса просят дронов. Авиалесоохрана ищет деньги на закупку БАС
Максим Талавринов
Известия
Рейсовая колея: самолеты между Москвой и Питером летом будут летать каждые 15 минут
Алексей Михайлов, Роман Крецул
Известия
Огнем «Прометея»: система С-500 сдала экзамен по борьбе с гиперзвуком
Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Роскосмос» решил продать санатории и недвижимость на ₽11 млрд
Анастасия Львова
РБК
Авиакомпании пожаловались в ФАС на рост аэропортовых тарифов
Елена Балаян
Известия
Вылета нет: россиян не выпустили за границу из-за ошибок в паспорте
Валерия Лобко
Российская газета
В России создадут единую систему контроля за беспилотниками
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья Поднебесной: Китай растит конкурента Boeing и Airbus
Алексей Михайлов, Юлия Леонова, Андрей Федоров
Известия
Цели отделены: вертолеты ВМФ научат бороться с надводными дронами
Сергей Гурьянов
Известия
Истина в винте: насколько безопасен вертолетный туризм

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer