Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Росавиация попросила почти 16 млрд рублей на поддержку полетов дронов


15 сентября 2022 года Артём Кореняко, РБК


Для развития коммерческой эксплуатации дронов в России нужна господдержка в размере ₽15,7 млрд, подсчитали в Росавиации. Но кроме финансирования также нужно решить проблемы регулирования сферы беспилотного транспорта

Росавиация оценила затраты на развитие инфраструктуры для обеспечения полетов грузовых беспилотников (дронов) в России в 15,7 млрд руб. до 2030 года, из них 5,5 млрд руб. потребуется в 2023–2025 годах. Об этом говорится в протоколе по итогам совещания у вице-премьера и главы Минпромторга Дениса Мантурова, которое состоялось 26 августа. РБК ознакомился с документом; его подлинность подтвердили два источника, близких к участникам совещания.

На совещании обсуждались первоочередные задачи для обеспечения развития беспилотных авиационных систем. В озвученную Росавиацией сумму 15,7 млрд руб. включена, в частности, программа научно-исследовательских работ, следует из протокола. Эти же разработки предусмотрены Концепцией интеграции беспилотников в единое воздушное пространство России, которую премьер Михаил Мишустин утвердил в октябре 2021 года.

По итогам совещания Мантуров поручил министру транспорта Виталию Савельеву и руководителю Росавиации Александру Нерадько дополнительно проанализировать «достаточность указанных заявленных средств» и проработать источники финансирования. Глава Минстроя Ирек Файзуллин при участии госкорпорации ВЭБ.РФ должен представить предложения по увеличению числа вводимых в эксплуатацию зданий и придомовых территорий, где предусмотрены возможности по размещению «терминальной инфраструктуры» для беспилотной аэродоставки грузов. Для этого в зданиях необходимо прежде всего оборудовать специальные площадки, на которые смогут приземляться дроны, говорит региональный директор департамента городской недвижимости Knight Frank Russia Андрей Соловьев. «Это фактически вертолетная площадка. Имеет смысл размещать ее на крыше, поскольку если приземляться будет серьезный грузовой дрон, то он будет создавать вихревые потоки, которые могут повредить что-то на земле», — поясняет эксперт. По его словам, для этого, вероятно, нужно будет внедрить изменения в строительные нормы.

Беспилотная авиационная техника является перспективным направлением развития авиационной отрасли, на площадке правительства и профильных ведомств регулярно проводятся совещания о реализации проектов в этой области, отметили в пресс-службе Минпромторга. На этих совещаниях в том числе обсуждается создание требуемой инфраструктуры, подготовка персонала, а также финансовое обеспечение, добавили там.

В пресс-службах Минтранса и ВЭБа отказались от комментариев. РБК направил запросы представителям Минстроя и Росавиации.

Почему беспилотникам понадобилась господдержка

В России начинается работа по развитию сегмента беспилотной авиации, сообщала в октябре 2021 года пресс-служба правительства. В планах — усовершенствовать законодательство, а также разработать новые технологии управления такими полетами, чтобы сделать их максимально безопасными.

«В России уже официально зарегистрированы десятки тысяч дронов, которые активно используются для проведения аэрофотосъемок, в аграрном секторе и для других работ», — отмечал тогда же Мишустин. По его словам, начато тестирование беспилотников и для выполнения коммерческих грузоперевозок. При этом дронов будет становиться все больше по мере развития технологий.

Премьер отмечал, что для развития беспилотной авиации надо упростить процедуры, которые позволяют владельцам таких аппаратов оформлять документы и разрешения на полет. Кроме того, требуется обновить программы подготовки авиаперсонала, модернизировать авиационную инфраструктуру — связь, навигацию, системы наблюдения и т.д.

В России сейчас отсутствует необходимое правовое регулирование в вопросах, связанных с обеспечением безопасности полетов дронов, сертификацией беспилотников, профессиональным обучением их операторов, а мер господдержки этой сферы недостаточно, сказано в протоколе по итогам совещания у Мантурова. Он поручил Савельеву и Нерадько подготовить предложения по решению этих вопросов.

Правовые рамки для удобной организации и развития беспилотной авиации пока только формируются, отмечает Антон Никифоров, руководитель отдела беспилотных авиационных систем «Почты России». По его словам, отрасль регулируется «очень жестко», нужна адаптация законов и норм к современным летательным аппаратам и их возможному полезному применению — например, для доставки грузов.

Россия уже как минимум на пять лет отстает от среднемирового уровня по развитию индустрии коммерческих беспилотников и с каждым годом этот отрыв только растет, считает основатель сервиса по обеспечению безопасности полетов RunAvia Андрей Патраков. Вопрос регулирования беспилотников не решается и ситуация только усугубляется, добавляет он. «Пример Казахстана еще в 2021 году показал, что можно ввести регулирование отрасли беспилотников менее чем за два года и без существенных бюджетных затрат», — говорит Патраков. Поэтому проблема именно в деятельности регуляторов в лице Минтранса и Росавиации, которые непосредственно отвечают за это, сказал эксперт.

Однако большим шагом в выработке актуального регулирования для дронов стал экспериментальный правовой режим (ЭПР), который стартовал в 2022 году в четырех регионах: Камчатском крае, Чукотском, Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах, говорит Никифоров. «Благодаря ЭПР «Почта России» совместно с партнерами сможет формировать будущие «правила игры» для целой отрасли гражданской беспилотной авиации», — отметил он.

Нормативно-правовая база в области применения беспилотников как в России, так и во всем мире находится в стадии становления, напоминают в пресс-службе Минпромторга. При ее разработке все страны ориентируются на стандарты и рекомендуемую практику Международной организации гражданской авиации (ИКАО).

На что нужны средства

По словам директора по развитию воздушного транспорта Центра экономики инфраструктуры (ЦЭИ) Александра Терентьева, 15,7 млрд руб. «при разумном использовании» вполне достаточно для создания посадочных площадок и организации воздушного движения дронов.

Но в части господдержки есть большой запрос со стороны разработчиков беспилотников на помощь с выводом аппаратов в промышленную эксплуатацию и расширением производства, добавляет Никифоров. «Проектов много, но зачастую это несколько аппаратов, серийный выпуск которых только предстоит наладить», — сказал он.

Реализация Концепции интеграции беспилотных воздушных судов в единое воздушное пространство позволит расширить применение беспилотников и создавать коммерчески успешные проекты, уверяют в Минпромторге. По данным ГТЛК, в 2021 году объем рынка беспилотных услуг в России составил около 11 млрд руб., к 2025 году прогнозируется его увеличение до 50 млрд руб., к 2030-му — до 120 млрд руб.

Потенциальный размер рынка коммерческого использования беспилотных авиационных систем при условии снятия регуляторных барьеров составляет 60 млрд руб. в год, указано в исследовании Центра экономики инфраструктуры. У этого рынка есть перспектива вырасти в три-четыре раза за десять лет, то есть до 180–240 млрд руб., считают эксперты.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Наталья Башлыкова, Максим Талавринов
Известия
Экономь-класс: ФАС попросили проверить рост стоимости авиабилетов
София Прохорчук, Яна Штурма
Известия
Раздор полетов: почему пассажиры «Аэрофлота» не попали на рейсы
Анастасия Морозова
Forbes
Bloomberg узнал о сложностях с покупкой Boeing своей бывшей «дочки» Spirit
Валерия Лобко
Российская газета
Взглянуть в небо: Регионы оценят по уровню развития беспилотников
Татьяна Серебрякова
HotLine.travel
Может ли скандал вокруг Turkish Airlines привести к ограничению рейсов в Россию
Яна Штурма, Ксения Набаткина, Валерия Мишина
Известия
Владивосточное время: куда полетят россияне этим летом
Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Первый аэропорт в Карачаево-Черкесии построят «Аэропорты регионов»
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность



Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»
Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Леса просят дронов. Авиалесоохрана ищет деньги на закупку БАС
Максим Талавринов
Известия
Рейсовая колея: самолеты между Москвой и Питером летом будут летать каждые 15 минут
Алексей Михайлов, Роман Крецул
Известия
Огнем «Прометея»: система С-500 сдала экзамен по борьбе с гиперзвуком

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer