Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Набор с высоты: ФАС предложила ограничить затраты на реконструкции аэропортов


30 сентября 2022 года Анастасия Львова, Известия


ФАС предложила кабмину реформировать подход к расчетам стоимости строительства и реконструкции аэропортов в России. В службе считают, что стоит разработать «эталонные расходы» для таких инвестпроектов, не включая в них затраты на избыточные площади вроде пространств для выставок и галерей и дизайнерские решения, например фонтаны и скульптуры. Это поможет снизить стоимость обслуживания в аэропортах для авиакомпаний и нивелировать риски резкого роста цен на билеты, полагают в службе. Бизнес же считает, что это приведет к излишнему регулированию и внесет неопределенность в инвестиционный процесс. Тем не менее пассажиры сегодня стремятся экономить деньги, в том числе на перелеты, добавили эксперты.

Без фонтанов

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России предложила кабмину реформировать подход к расчету стоимости инвестпроектов по строительству и реконструкции аэропортов в России. Об этом сказано в письме главы ведомства Максима Шаскольского первому вице-премьеру Андрею Белоусову от 14 сентября (копия есть у «Известий»).

«Прошу вас дать поручение заинтересованным ведомствам и организациям совместно с ФАС России <…> определить эталонную стоимость строительства/инвестиционных вложений, а также внести соответствующие изменения в действующие нормативные акты и (или) разработать новые», — говорится в тексте документа.

По мнению специалистов службы, мера поможет сократить стоимость обслуживания в аэропортах для перевозчиков, ведь тарифы утверждаются в зависимости от расходов на реконструкцию. Также это позволит снизить риски резкого роста цен на авиабилеты, следует из письма.

Дополнительные же дизайнерские решения (выставки, галереи, фонтаны, скульптуры, оригинальное оформление стен и потолков и т.д.) могут окупаться за счет неавиационной коммерческой деятельности аэропортов — сдачи площадей в аренду, рекламы, услуг парковки, пишет глава ФАС.

Кроме того, в нынешних реалиях уже при строительстве аэровокзальных комплексов логично предусмотреть многофункциональность площадей, чтобы при необходимости оперативно перераспределять зоны обслуживания внутренних и международных рейсов в зависимости от пассажиропотока, уточнили в службе.

В Минтрансе не поддержали это предложение, указал глава ФАС в письме. Тем не менее ведомство обратилось с ним к первому вице-премьеру.

«Известия» направили запрос в ФАС.

В пресс-службе Минтранса напомнили, что при согласовании инвестпроектов по реконструкции аэропортов уже и так проводится государственная экспертиза проектной документации. А положением о государственном регулировании цен на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах предусмотрено согласование предельных сумм инвестиций, учитываемых в дальнейшем в составе регулируемых тарифов на обслуживание.

В аппарате вице-премьера Андрея Белоусова «Известиям» сообщили, что профильным органам власти поручено представить позиции по обсуждаемому вопросу.

Обслуживание в копеечку

Сегодня инвесторы самостоятельно рассчитывают стоимость проектов по реконструкции или строительству аэропортов. Затем техдокументацию и смету изучает и одобряет ФАУ «Главгосэкспертиза России» (подведомственное учреждение Минстроя). Окончательно инвестпроект утверждает правительственная комиссия по транспорту под председательством Андрея Белоусова.

— Сумма строительства зачастую является предметом конкурса, где победителем становится инвестор, предложивший наибольшую стоимость. Энергоэффективность, необходимость архитектурных решений и параметры строительства при этом не оцениваются, — пояснил собеседник «Известий» в одном из профильных органов власти.

В дальнейшем инвестор окупает затраты на реконструкцию терминала за счет их эксплуатации. Часть тарифов на обслуживание в них утверждает ФАС, часть — сам оператор аэропорта. К первой группе относятся сборы на операции по взлету-посадке самолетов, на авиабезопасность, на предоставление услуг аэровокзального комплекса и обслуживание пассажиров. Нерегулируемые услуги — это, например, предоставление автобуса или телетрапа для пассажиров, доставка экипажа на борт самолета, уборка судна, доставка на борт питания и др.

Сегодня у ФАС уже есть инструмент, позволяющий исключать из расчета размеров регулируемых тарифов необоснованные затраты инвесторов при строительстве, сказал «Известиям» собеседник в отрасли.

— Но инвестор легко компенсирует это добавлением новых сборов или повышением ставок сборов на нерегулируемые услуги. В конечном итоге эти дополнительные затраты ложатся на плечи авиакомпаний, а далее — пассажиров, — добавил источник.

ФАС же предлагает определить, какой предельный размер инвестиций должен впоследствии включаться в тариф.

Спорный метр

На проблему избыточных площадей аэропортовых терминалов в декабре прошлого года обращал внимание гендиректор авиакомпании Utair Андрей Мартиросов. Он указал: с одной стороны, аэропорты стремятся внедрять современные технологии, системы распознавания лиц — для сокращения времени пребывания пассажиров в зданиях терминалов, а с другой — строят «гигантские помещения для нахождения там пассажиров». По мнению топ-менеджера, люди сегодня стремятся как можно быстрее проходить все предполетные процедуры и меньше находиться в самом аэропорту.

До конца года в России ожидается завершение строительства терминала внутренних линий аэропорта Владикавказа (инвестиции — около 2 млрд), терминала, аэродрома и посадочной полосы в Новом Уренгое (12,1 млрд, из которых 6,5 млрд — на терминал), Новосибирске (16 млрд) и терминала международных рейсов в Хабаровске (5,2 млрд). В начале 2024 года должен быть введен в эксплуатацию новый аэропортовый комплекс в Петропавловске-Камчатском (более 12 млрд).

Согласно материалам ФАС, приложенным к письму в кабмин, удельная стоимость 1 кв. м терминала в Новом Уренгое тоже составляет 201 тыс. при пассажиропотоке в 955 тыс. человек в год. Для терминалов аэропортов Новосибирска и Ростова-на-Дону (новый терминал сдан в конце 2017 года) аналогичный показатель составил 165 тыс. При этом Толмачево в год обслуживает 6,7 млн пассажиров, а Ростов — более чем вдвое меньше (2,9 млн человек). Около 3 млн путешественников пользуются аэропортом Анапы, где удельная стоимость 1 кв. м терминала внутренних линий (сдан в 2017-м) составляет 88 тыс. рублей в ценах 2021 года.

Представитель «Аэропортов регионов» (компания управляет авиагаванями в Петропавловске-Камчатском, Новом Уренгое, Ростове-на-Дону и др.) не ответили «Известиям». Редакция также направила запросы представителям «Новапорта» (Новосибирск) и «Аэродинамики» (оператор аэропортов Анапы, Краснодара и Сочи).

Аэропортовый бизнес выступил против инициативы ФАС: в деловом сообществе полагают, что разработка таких «эталонных расходов» может быть затруднительна.

— При проектировании и строительстве зданий аэровокзального комплекса и служебно-технической территории учитываются не только климатические особенности региона, сейсмическая ситуация и прочее, но и транспортная доступность, логистические схемы доставки материалов, соотношение внутренних и международных пассажирских или грузовых перевозок в том или ином аэропорту, технологические особенности и многое другое — вплоть до особенностей грунта, на котором предстоит построить фундамент аэровокзала, — объяснил исполнительный директор Международной ассоциации аэропортов Сергей Никотин.

При этом эффект от меры будет незначительным: расходы на аэропортовые сборы составляют 10–15% в стоимости выполнения рейса и снижение тарифов операторов аэропортов даже на 20% не даст экономии более чем на 3% для пассажиров, добавил он. Кроме того, непонятно, почему «эталон» должен применяться только для аэропортовой отрасли, тогда как сырьевики, строительный рынок и рынок логистики будут продолжать работать в рыночных условиях. В ассоциации считают такой подход дискриминационным.

Однако руководитель практики антимонопольного права «Инфралекс» Елена Кузнецова считает, что сегодня пассажиры действительно заинтересованы в экономии средств на перевозку и еще больше — на оплату допуслуг аэропортов. А руководитель направления экономических исследований консалтинговой компании Kulik & Partners Law.Economics Татьяна Басова отметила: метод «эталонных расходов» широко применяется различными регуляторами достаточно давно, яркий пример — ограничение затрат при строительстве энергетической инфраструктуры.




комментарии (0):













Материалы рубрики


Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году




Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer