Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Набор с высоты: ФАС предложила ограничить затраты на реконструкции аэропортов


30 сентября 2022 года Анастасия Львова, Известия


ФАС предложила кабмину реформировать подход к расчетам стоимости строительства и реконструкции аэропортов в России. В службе считают, что стоит разработать «эталонные расходы» для таких инвестпроектов, не включая в них затраты на избыточные площади вроде пространств для выставок и галерей и дизайнерские решения, например фонтаны и скульптуры. Это поможет снизить стоимость обслуживания в аэропортах для авиакомпаний и нивелировать риски резкого роста цен на билеты, полагают в службе. Бизнес же считает, что это приведет к излишнему регулированию и внесет неопределенность в инвестиционный процесс. Тем не менее пассажиры сегодня стремятся экономить деньги, в том числе на перелеты, добавили эксперты.

Без фонтанов

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России предложила кабмину реформировать подход к расчету стоимости инвестпроектов по строительству и реконструкции аэропортов в России. Об этом сказано в письме главы ведомства Максима Шаскольского первому вице-премьеру Андрею Белоусову от 14 сентября (копия есть у «Известий»).

«Прошу вас дать поручение заинтересованным ведомствам и организациям совместно с ФАС России <…> определить эталонную стоимость строительства/инвестиционных вложений, а также внести соответствующие изменения в действующие нормативные акты и (или) разработать новые», — говорится в тексте документа.

По мнению специалистов службы, мера поможет сократить стоимость обслуживания в аэропортах для перевозчиков, ведь тарифы утверждаются в зависимости от расходов на реконструкцию. Также это позволит снизить риски резкого роста цен на авиабилеты, следует из письма.

Дополнительные же дизайнерские решения (выставки, галереи, фонтаны, скульптуры, оригинальное оформление стен и потолков и т.д.) могут окупаться за счет неавиационной коммерческой деятельности аэропортов — сдачи площадей в аренду, рекламы, услуг парковки, пишет глава ФАС.

Кроме того, в нынешних реалиях уже при строительстве аэровокзальных комплексов логично предусмотреть многофункциональность площадей, чтобы при необходимости оперативно перераспределять зоны обслуживания внутренних и международных рейсов в зависимости от пассажиропотока, уточнили в службе.

В Минтрансе не поддержали это предложение, указал глава ФАС в письме. Тем не менее ведомство обратилось с ним к первому вице-премьеру.

«Известия» направили запрос в ФАС.

В пресс-службе Минтранса напомнили, что при согласовании инвестпроектов по реконструкции аэропортов уже и так проводится государственная экспертиза проектной документации. А положением о государственном регулировании цен на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах предусмотрено согласование предельных сумм инвестиций, учитываемых в дальнейшем в составе регулируемых тарифов на обслуживание.

В аппарате вице-премьера Андрея Белоусова «Известиям» сообщили, что профильным органам власти поручено представить позиции по обсуждаемому вопросу.

Обслуживание в копеечку

Сегодня инвесторы самостоятельно рассчитывают стоимость проектов по реконструкции или строительству аэропортов. Затем техдокументацию и смету изучает и одобряет ФАУ «Главгосэкспертиза России» (подведомственное учреждение Минстроя). Окончательно инвестпроект утверждает правительственная комиссия по транспорту под председательством Андрея Белоусова.

— Сумма строительства зачастую является предметом конкурса, где победителем становится инвестор, предложивший наибольшую стоимость. Энергоэффективность, необходимость архитектурных решений и параметры строительства при этом не оцениваются, — пояснил собеседник «Известий» в одном из профильных органов власти.

В дальнейшем инвестор окупает затраты на реконструкцию терминала за счет их эксплуатации. Часть тарифов на обслуживание в них утверждает ФАС, часть — сам оператор аэропорта. К первой группе относятся сборы на операции по взлету-посадке самолетов, на авиабезопасность, на предоставление услуг аэровокзального комплекса и обслуживание пассажиров. Нерегулируемые услуги — это, например, предоставление автобуса или телетрапа для пассажиров, доставка экипажа на борт самолета, уборка судна, доставка на борт питания и др.

Сегодня у ФАС уже есть инструмент, позволяющий исключать из расчета размеров регулируемых тарифов необоснованные затраты инвесторов при строительстве, сказал «Известиям» собеседник в отрасли.

— Но инвестор легко компенсирует это добавлением новых сборов или повышением ставок сборов на нерегулируемые услуги. В конечном итоге эти дополнительные затраты ложатся на плечи авиакомпаний, а далее — пассажиров, — добавил источник.

ФАС же предлагает определить, какой предельный размер инвестиций должен впоследствии включаться в тариф.

Спорный метр

На проблему избыточных площадей аэропортовых терминалов в декабре прошлого года обращал внимание гендиректор авиакомпании Utair Андрей Мартиросов. Он указал: с одной стороны, аэропорты стремятся внедрять современные технологии, системы распознавания лиц — для сокращения времени пребывания пассажиров в зданиях терминалов, а с другой — строят «гигантские помещения для нахождения там пассажиров». По мнению топ-менеджера, люди сегодня стремятся как можно быстрее проходить все предполетные процедуры и меньше находиться в самом аэропорту.

До конца года в России ожидается завершение строительства терминала внутренних линий аэропорта Владикавказа (инвестиции — около 2 млрд), терминала, аэродрома и посадочной полосы в Новом Уренгое (12,1 млрд, из которых 6,5 млрд — на терминал), Новосибирске (16 млрд) и терминала международных рейсов в Хабаровске (5,2 млрд). В начале 2024 года должен быть введен в эксплуатацию новый аэропортовый комплекс в Петропавловске-Камчатском (более 12 млрд).

Согласно материалам ФАС, приложенным к письму в кабмин, удельная стоимость 1 кв. м терминала в Новом Уренгое тоже составляет 201 тыс. при пассажиропотоке в 955 тыс. человек в год. Для терминалов аэропортов Новосибирска и Ростова-на-Дону (новый терминал сдан в конце 2017 года) аналогичный показатель составил 165 тыс. При этом Толмачево в год обслуживает 6,7 млн пассажиров, а Ростов — более чем вдвое меньше (2,9 млн человек). Около 3 млн путешественников пользуются аэропортом Анапы, где удельная стоимость 1 кв. м терминала внутренних линий (сдан в 2017-м) составляет 88 тыс. рублей в ценах 2021 года.

Представитель «Аэропортов регионов» (компания управляет авиагаванями в Петропавловске-Камчатском, Новом Уренгое, Ростове-на-Дону и др.) не ответили «Известиям». Редакция также направила запросы представителям «Новапорта» (Новосибирск) и «Аэродинамики» (оператор аэропортов Анапы, Краснодара и Сочи).

Аэропортовый бизнес выступил против инициативы ФАС: в деловом сообществе полагают, что разработка таких «эталонных расходов» может быть затруднительна.

— При проектировании и строительстве зданий аэровокзального комплекса и служебно-технической территории учитываются не только климатические особенности региона, сейсмическая ситуация и прочее, но и транспортная доступность, логистические схемы доставки материалов, соотношение внутренних и международных пассажирских или грузовых перевозок в том или ином аэропорту, технологические особенности и многое другое — вплоть до особенностей грунта, на котором предстоит построить фундамент аэровокзала, — объяснил исполнительный директор Международной ассоциации аэропортов Сергей Никотин.

При этом эффект от меры будет незначительным: расходы на аэропортовые сборы составляют 10–15% в стоимости выполнения рейса и снижение тарифов операторов аэропортов даже на 20% не даст экономии более чем на 3% для пассажиров, добавил он. Кроме того, непонятно, почему «эталон» должен применяться только для аэропортовой отрасли, тогда как сырьевики, строительный рынок и рынок логистики будут продолжать работать в рыночных условиях. В ассоциации считают такой подход дискриминационным.

Однако руководитель практики антимонопольного права «Инфралекс» Елена Кузнецова считает, что сегодня пассажиры действительно заинтересованы в экономии средств на перевозку и еще больше — на оплату допуслуг аэропортов. А руководитель направления экономических исследований консалтинговой компании Kulik & Partners Law.Economics Татьяна Басова отметила: метод «эталонных расходов» широко применяется различными регуляторами достаточно давно, яркий пример — ограничение затрат при строительстве энергетической инфраструктуры.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов



Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта
Владимир Гаврилов
Известия
Билетное па: выплаты пассажирам за овербукинг хотят сделать обязательными
Андрей Коршунов
Известия
Спрей для дела: новые российские двигатели доставят на Луну наноспутники
Михаил Захаров
Монокль
Boeing заходит на Россию
Надежда Сарапина
РИА Новости
"Расхлебывать придется годами". Китай больно щелкнул США по носу
Екатерина Хамова
Известия
Взвинченным темпом: РФ и Колумбия не договорились по ремонту Ми-17
Захар Максимов
ВГУДОК
РЖД и Аэрофлот охладеют к пассажирам
Айгуль Абдуллина, Александра Мерцалова
Коммерсант
В Сухум подлетают с вопросами
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное притяжение: космическая обсерватория займется поиском жизни во Вселенной
Андрей Коршунов
Известия
Спутник с жизнью: мыши и мухи помогут подготовить человека к полетам на Луну и Марс
Дмитрий Литвинов
Парламентская газета
В Росавиации оценили идею доставлять товары из Китая беспилотниками
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Владимир Гаврилов
Известия
Подставили на крыло: в США удерживают закупленные РФ авиазапчасти на $500 млн
Ксения Власова
ИрСити
«Вполне реально завершить эту программу». Авиаэксперт оценил, сколько МС-21 получат авиакомпании в 2026 году
Дарья Молоткова, Елена Сухорукова, при участии Анна Захарова
РБК
Немецкий оператор duty free вышел из бизнеса в Шереметьево и Домодедово
Юлия Леонова
Известия
Беспилотный урок: в России начали обучать сборке БПЛА школьников и студентов
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
Полетный проект: названы самые перспективные разработки беспилотных авиасистем
Дмитрий Плотников
Pravda.Ru
Проект Як-242: несостоявшийся конкурент самолётов Ту-204 и МС-21
Андрей Коршунов
Известия
Сдвиг по базе: в России создали универсальный двигатель для беспилотников
Александра Веснина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Взвинтит цены»: К чему приведет исправление данных в невозвратных авиабилетах
Айгуль Абдуллина
Коммерсантъ
Тяните билет. Потенциальным пассажирам предложено дать время передумать при покупке
Ксения Власова
«Ирсити.ру»
«Самолетов уже сейчас не хватает». Авиаэксперты оценили, когда перевозчики начнут летать на отечественных МС-21
Михаил Грачев
MASHNEWS
Полетят, но позже. Почему российская авиация хронически отстает от обещаний
Наталия Ячменникова
Российская газета
Водоросли или "родственник" капусты: на каком топливе будут летать самолеты в будущем?

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer