Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Лессоры рубят: средства за лизинг иностранных самолетов зависли на счетах в России


6 сентября 2022 года Анастасия Львова, Известия


Российские авиаперевозчики не смогли заплатить в рублях за взятые ранее в лизинг иностранные самолеты. Предоставившие суда компании из недружественных стран не согласны брать деньги со специально открытых счетов типа С, на которые компании сейчас должны перечислять эти платежи в российской валюте. Об этом сообщили несколько источников «Известий» в разных перевозчиках, а также собеседник на рынке лизинга. Авиакомпания «Ямал» предложила установить конкретный период, в который лессоры смогут забрать деньги с этих счетов, — сейчас обращаться за ними можно бессрочно, следует из письма организации в профильную ассоциацию АЭВТ. Инициатива предполагает: если средства так и останутся невостребованы в отведенное время, их автоматически вернут их перевозчикам. Многие лизингодатели уже списали стоимость флота, оставшегося в России, и зафиксировали убытки в связи с этим, отметили эксперты.

Самим нужно

Из-за отказа лизингодаталей из Ирландии принимать платежи от российских перевозчиков в рублях «Авиационная транспортная компания «Ямал» (принадлежит правительству ЯНАО) предложила скорректировать режим специальных счетов типа С. В организации считают, что стоит установить конкретный срок, в который лессоры-нерезиденты могут обратиться в российские банки за средствами с этих счетов (сейчас время не ограничено). Если же лизингодатель не заберет деньги, их стоит возвращать перевозчику, предполагает инициатива. Она изложена в письме «Ямала» в Ассоциацию эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ). «Известия» ознакомились с копией документа. Компания попросила рассмотреть предложение и направить его в ЦБ.

«Принимая во внимание отказ иностранных лизингодателей воздушных судов Республики Ирландия принимать оплату денежных средств в рублях… возможна ситуация, при которой эти средства будут бессрочно находиться на счетах типа С и не будут востребованы нерезидентами», — сказано в письме главного бухгалтера «Ямала» Линары Галиулиной президенту АЭВТ Владимиру Тасуну.

Источник в ассоциации подтвердил «Известиям» получение этого письма. По его словам, предложение направили в Минтранс, но с тех пор его активно не обсуждали. Собеседник «Известий» также предположил, что авиакомпания «Ямал» и не начисляла рубли на свой счет С. По словам другого источника, многие другие российские авиакомпании тоже еще не переводили деньги на такие счета, хотя и открыли их. До сих пор стоит вопрос в их корректном бухгалтерском отражении для налогообложения (резервы/арендная плата или иное), пояснил собеседник.

В пресс-службе Минтранса на запрос «Известий» не ответили. Получить комментарий АТК «Ямал» к моменту публикации не удалось. «Известия» также направили запрос в Банк России.

Дело в рублях

Лизингодатели других российских авиакомпаний (поммимо АТК «Ямал») также не согласились принимать оплату в рублях за поставленные в аренду перевозчикам иностранные самолеты. Об этом «Известиям» рассказали несколько источников в разных перевозчиках, а также собеседник на рынке авиализинга.

— Мы общаемся со всеми ведущими западными лизингодателями, ни от кого не слышали о планах открывать рублевые счета и тем более получать платежи за воздушные суда в рублях. Во-первых, это было бы прямое нарушение европейских и американских санкций. Во-вторых, все лизингодатели разорвали контракты, у них нет теперь даже юридических оснований получать платежи за самолеты, — объяснил сотрудник в одной из авиакомпаний.

В начале весны иностранные лессоры потребовали от российских перевозчиков вернуть им до конца марта поставленные ранее в лизинг лайнеры. Глава Минтранса Виталий Савельев в тогда сообщал, что речь о более чем 500 самолетах общей остаточной стоимостью $20 млрд.

Российские власти распорядились возвращать воздушные суда только по решению правительственной комиссии по импортозамещению. Но до сих пор большая часть импортных самолетов остаются в России. Пока правительство разрешило только S7 Airlines вернуть два самолета Boeing 737 MAX, но перевозчик и так давно их не эксплуатировал. После двух катастроф с участием MAX — в Индонезии в 2018 году и в Эфиопии в 2019-м — их эксплуатацию запретили во всем мире; после доработки модели ряд стран вернули MAX к полетам. Российский же регулятор так и не ресертифицировал этот самолет. Еще 14 из своих 16 грузовых Boeing 747 хотела вернуть лизингодателям грузовая авиакомпания AirBridgeCargo, сообщали СМИ в июле.

Согласно указу президента России Владимира Путина от 5 марта, авиакомпании могут расплачиваться за лизинг импортных самолетов в рублях, перечисляя платежи на счета типа С по курсу ЦБ на день платежа. Стандартно же такие платежи для нерезидентов проходили в валюте.

В июне глава Минтранса Виталий Савельев объяснял, что из-за действующих санкций пока российские авиакомпании не могут заплатить за самолеты в долларах или евро, а иностранцы — получить платежи в рублях, конвертировав их в валюту впоследствии. В июле же министр сказал: перевозчики начнут переводить платежи за самолеты ориентировочно в сентябре.

Представители авиакомпаний группы «Аэрофлот», а также S7 Airlines, Utair, Red Wings, «Уральских авиалиний», Smartavia не ответили на запрос «Известий».

Посчитать и списать

Скорее всего, пока что перевозчики перечислили на счета типа С незначительную сумму денег, так как до сентября суммы, положенные к уплате за лизинг, списывались с аккредитивов (специальных банковских счетов, наличие которых гарантирует выплаты), полагает авиаэксперт Елена Сахнова. Но иностранные лессоры и в будущем не обратятся за рублями в российские банки, считает она.

— В нынешних условиях [иностранные лизингодатели] не примут эти платежи, однако наличие этих счетов — это элегантное решение, которое позволит продолжить сотрудничество в будущем, если потребуется, — сказала Елена Сахнова.

Получение платежей от российских компаний сопряжено с рисками вторичных санкций, ущерб от которых для зарубежных лизингодателей может быть больше, чем от потери рынка РФ, считает младший директор корпоративных рейтингов НРА Алла Юрова.

— Часть крупных лизингодателей уже по итогам I квартала списали стоимость флота, находящегося в России, зафиксировав единовременные убытки в связи с этим. Например, ирландская Aercap признала обесценение в размере $2,7 млрд в I квартале 2022 года вследствие прекращения контрактов с российскими авиакомпаниями, американская Air Lease Corporation списала $802 млн. Проводимое техническое обслуживание самолетов по отличным от предусмотренных лизинговым договором условиям также не способствуют желанию лессоров продолжать договорные отношения с российскими клиентами, — пояснила эксперт.

Руководитель практики авиации и финансирования активов BGP Litigation Владислав Риков подчеркнул, что механизм оплаты лизинга самолетов через счета типа С для иностранных лессоров фактически не имеет юридической силы — он релевантен в рамках российского права.

— Лизингодатель может воспользоваться денежными средствами на счетах типа С только в ограниченном порядке — например, осуществить операции с ценными бумагами российских компаний, вклады в уставный капитал отечественных кредитных организаций и так далее. Лессор не имеет возможности вывести эти средства на свои иностранные счета, — объяснил эксперт.

По его словам, договоры аренды или оперлизинга с иностранными лессорами, как правило, регулируются английским правом и предусматривают, что деньги должны перечислять на счета лизингодателя либо на счета, которые он укажет.




комментарии (0):











Материалы рубрики


ТАСС
Черное крыло "Беркута": как создавали истребитель Су-47
Айгуль Абдуллина
Коммерсантъ
Авиация настраивает систему бронирования. Отрасль боится потерять важных специалистов из-за мобилизации
Айгуль Абдуллина, Александра Мерцалова
Коммерсантъ
Вылет с купюрами. Авиабилеты за рубеж в течение суток подорожали в десятки раз
Анастасия Платонова, Анастасия Львова
Известия
Небо за алмаз: как изменились цены на авиабилеты за границу
Дмитрий Хазанов
ТАСС
"Сколько в нем неуемной энергии!" Как Петр Баранов превращал СССР в авиационную державу
Григорий Колганов, Ульяна Миненкова
Коммерсантъ
Самолеты получили "красный флажок"
Артем Кореняко, Наталья Демченко, Анастасия Серова
РБК
В ООН предложили не использовать российские вертолеты для миротворцев
Айгуль Абдуллина
Коммерсантъ
Домодедово растеряло трафик. Аэропорт показал худшую динамику в МАУ



Ани Айвазян
Коммерсантъ
В деле "Прогресса" наступил прогресс
Софья Смирнова
Известия
Расправить крылья: на поддержку авиаперевозок добавят 15 млрд рублей
Евдокия Мельник
Forbes
Космический лифт и летающий поезд: пять изобретений Константина Циолковского
Александр Левинский
Forbes
Как провожают самолеты: почему S7 пытается избавиться от двух авиалайнеров
Айгуль Абдуллина
Коммерсантъ
Вылетная подготовка. Пилоты жалуются на увольнения после экзаменов в авиакомпаниях
Артём Кореняко
РБК
Росавиация попросила почти 16 млрд рублей на поддержку полетов дронов
Анастасия Львова
Известия
Договор дороже: бизнес попросил у кабмина 200 млн на модернизацию аэропортов Индии
Ольга Коленцова
Известия
Уход под лопатку: в РФ создано ПО для авиационного двигателестроения
Айгуль Абдуллина
Коммерсантъ
Самолетам предложили подъемные
Виктория Полякова, Артём Кореняко
РБК
Авиакомпании увидели риск сокращения парка легких чешских самолетов L-410
Анастасия Львова
Известия
Оборот речи: звонки в call-центры лоукостеров предложили сделать бесплатными
Илья Фурсеев
РБК
В "Аэрофлоте" пообещали "не ремонтировать двигатели в гаражах"
Анастасия Львова
Известия
Лессоры рубят: средства за лизинг иностранных самолетов зависли на счетах в России
Артем Озун
Транспорт России
Турбулентность эту мы переживем
Алексей Сивашенков
Forbes
На прежней высоте: как сегодня обеспечивается безопасность авиаперелетов
Евгений Никтовенко
Аргументы и Факты
Подрезанные крылья. Российские авиакомпании не могут вернуть самолеты
Арина Литова, Анастасия Курашева
Ведомости
Минпромторг планирует заменить второго пилота на компьютер
Анастасия Львова, Максим Талавринов
Известия
Не любые дороги дороги: авиаторы сэкономят до 600 млн в месяц на пути в Сочи
Артём Кореняко
РБК
Авиадиспетчерская корпорация предупредила о нехватке средств на зарплаты
Артём Кореняко
РБК
Связанные с туроператорами авиакомпании потеряли почти 40% самолетов
Айгуль Абдуллина
КоммерсантЪ
"Победа" дорогой ценой
Роман Крецул, Алексей Рамм
Известия
МиГ победы: сверхвысотные перехватчики научат искать гиперзвуковые цели
Анастасия Львова
Известия
Тучи разведут деньгами: авиакомпании ждет рост расходов на метеосводки

Ростех
Самолет и птицы: как избежать опасной встречи
Анастасия Львова
Известия
Ан нет: малая авиация может остаться без основного рабочего самолета

Морской и воздушный флот
На чем летать будем: 10 проектов отечественных самолетов для гражданской авиации России
Сергей Сергеев
КоммерсантЪ
Компенсации за взрыв стали ближе

Ростех
Одно небо на двоих: как авиация помогала космонавтике
Максим Ярошевский
Vgudok
ФАС отстала от поезда.
Антон Лавров, Роман Крецул
Известия
За один МиГ: "Кинжал" получил универсальный самолет-носитель
Влад Арапов
Business FM
American Airlines купит 20 сверхзвуковых самолетов у стартапа
Дмитрий Корнев
Известия
Острота "Кинжала": как развивался проект гиперзвукового комплекса
Сергей Гурьянов
Известия
Занять железный дрон: как беспилотники помогут в спасении людей

Аргументы и Факты
Почему самолёты разбирают на запчасти?

Говорит Москва
Эксперт при Госдуме оценил вероятность возвращения советских Як-42 в парк российских авиакомпаний
Ирина Мишина
Новые Известия
Первым делом самолеты: кто сегодня гарантирует безопасность авиаперелетов?

Москва FM
Авиакомпаниям предложили летать за рубеж на советских самолетах
Дарья Федотова
MK.ru
Запад стал смягчать санкции в отношении гражданской авиации РФ
Роман Тюкавкин
MK.ru
Зарплаты российских пилотов оказались в полтора раза меньше, чем на Западе
Роман Тюкавкин
MK.ru
Авиаэксперт: замена импортных самолетов на отечественные займет десять лет
Сергей Вальченко
MK.ru
Российские сервисные центры справляются с ремонтом импортной авиатехники
Дарья Федотова
MK.ru
Эксперт Гусаров объяснил причины миграции пилотов за границу

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer