Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Власти раскрыли цену новых самолетов Superjet и МС-21 для «Аэрофлота»


14 января 2023 года Артём Кореняко, Тимофей Дзядко, РБК


Минимальная стоимость новых российских самолетов Superjet для «Аэрофлота» составит ₽2,256 млрд, МС-21 и Ту-214 — ₽3,144 млрд. Группа должна получить в лизинг 63 лайнера в 2023–2026 годах. Власти также перечислили риски для проекта

Минимальная стоимость новых самолетов Superjet из российских комплектующих для группы «Аэрофлот» составит 2,256 млрд руб. ($33 млн в пересчете по текущему курсу), первых МС-21 и Ту-214 — 3,144 млрд руб. ($46 млн), следует из инвестиционного проекта льготного лизинга российских воздушных судов, который 11 января утвердил премьер Михаил Мишустин.

В рамках проекта лизинговая компания «Авиакапитал-Сервис» («дочка» «Ростеха») закупит 63 лайнера (34 — Superjet New, 18 — МС-21-310, 11 — Ту-214) и передаст группе «Аэрофлот» с декабря 2023 года по январь 2026-го. В период реализации проекта стоимость Superjet вырастет на 9,2%, до 2,464 млрд руб. с учетом НДС, а МС-21 и Ту-214 — на 4,5%, до 3,285 млрд, следует из опубликованного паспорта проекта.

Стоимость всех самолетов достигнет 175,4 млрд руб. 100% этой суммы будет привлечено из Фонда национального благосостояния (ФНБ). На них Минфин купит облигации «Авиакапитал-Сервиса» со ставкой купона 1,5% годовых. Основной долг по облигационному займу должен быть погашен в течение 18 лет с даты поставки последнего самолета в «Аэрофлот», то есть до начала 2044 года.

Вице-премьер, глава Минпромторга Денис Мантуров сообщил, что проект поставки этих лайнеров в «Аэрофлот» «полностью согласован» на совещании президента Владимира Путина с правительством, которое состоялось также 11 января. Тогда чиновник рассказал, что для поставки самолетов другим авиакомпаниям планируется принятие отдельных паспортов в обеспечение комплексной программы развития авиационной отрасли. По его словам, авиапром готов выполнить эту задачу, «мощности все сверстаны и по текущему, и по следующему году». Но на некоторых предприятиях заказов на воздушные суда «до сих пор нет, даже на 2023 год», заметил Путин. «Что вы, в самом деле, дурака-то валяете? Когда контракты будут? <...> Мне директора предприятий говорят: нет контрактов. А у вас «все сверстано», — сказал Путин. Мантуров пообещал решить вопрос в течение месяца.

Сколько самолеты стоили раньше

В 2020 году самолеты Superjet первого поколения (c импортными комплектующими) продавались по $32 млн. Летом 2021 года сообщалось, что их цена с поставкой в 2024 году выросла до $36 млн, рассказывали РБК два источника в крупнейших российских лизинговых компаниях и подтверждал представитель Промсвязьбанка (его «дочка» «ПСБ Лизинг» поставила авиакомпаниям 59 лайнеров Superjet). Тогда за $30 млн на рынке можно было приобрести новые самолеты Airbus A220 и Embraer E-Jet E2.

Какие есть риски для реализации проекта

До сих пор крупнейшая в России авиагруппа «Аэрофлот», как и большинство других авиакомпаний, заказывала самолеты преимущественно за рубежом. После начала военной спецоперации на Украине страны Запада ввели беспрецедентные антироссийские санкции. Они запрещают поставку в Россию новых самолетов и комплектующих к ним, а также их техническую поддержку.

В сентябре 2022 года «Аэрофлот» подписал c Объединенной авиастроительной корпорацией (ОАК) соглашение «о намерениях в отношении приобретения» 339 самолетов российского производства. Оно предусматривает передачу на условиях аренды 210 самолетов МС-21, 89 самолетов Superjet New и 40 Ту-214 в период с 2023 по 2030 год. 63 лайнера, которые будут поставлены в рамках нового инвестпроекта, входят в этот список.

Но у проекта поставок первых новых самолетов российского производства в рамках этой программы есть слабые стороны, говорится в постановлении. Среди них:

  • высокие эксплуатационные затраты российских самолетов;
  • недостаточно высокий проектный ресурс российской авиатехники по сравнению с иностранными аналогами;
  • ограниченное количество квалифицированного персонала для создания, эксплуатации и обслуживания авиатехники.

К угрозам для реализации проекта власти относят также длительные сроки производства лайнеров, ограничения поставок иностранных компонентов, задержки при сертификации воздушных судов. Так, первый Superjet New планируется передать «Аэрофлоту» в декабре 2023 года. Но к этому времени планируется только сертифицировать этот самолет, а его поставки начнутся с 2024 года, говорил в конце декабря 2022 года глава ОАК Юрий Слюсарь. Самолет Ту-214 нужен «Аэрофлоту» с экипажем из двух человек, а не из трех, как сейчас предлагает его производитель, отмечал тогда же в интервью РБК глава перевозчика Сергей Александровский. При этом «каких-то существенных инвестиций», необходимых для ввода в эксплуатацию новых типов самолетов, он не увидел. «Очевидно, что, как первый заказчик с колоссальным по объему контрактом, мы должны были получить привилегированные условия. Переговоры были сложными, напряженными, но стороны достигли согласия», — заявил он.

Вывод на рынок самолетов новых типов в любой стране мира сопряжен с рисками и сложностями, но они носят временный характер и преодолимы, сообщили РБК в пресс-службе госкорпорации «Ростех» (в ее состав входят ОАК и «Авиакапитал-Сервис»). Указание «слабых сторон» и «рисков» является обязательной частью любого инвестпроекта. Если инвестпроект поддержан, значит, его позитивные эффекты сильнее, указывают там.

В «Ростехе» пообещали, что проблема зависимости от импортных систем и агрегатов, существующая на данный момент, будет решена. «МС-21 и Superjet, поставляемые «Аэрофлоту», будут русифицированы полностью», — заявили в госкорпорации.

Насколько уникально финансирование проекта

Правила инвестирования средств ФНБ до последнего времени предполагали, что они могут составлять не более 25% совокупного объема проекта, говорил министр финансов Антон Силуанов весной 2021 года. Но затем эта планка была повышена до 40%. Инвестпроект льготного лизинга российских воздушных судов предусматривает, что деньги из фонда покроют 100% всех затрат. «Учитывая стратегическое значение проекта, принято решение финансировать его из ФНБ по льготной ставке 1,5% и без избыточных требований к окупаемости», — заявил Мантуров на совещании Путина с правительством.

Решение о доле ФНБ в финансировании проектов принимается в каждом случае индивидуально, отмечает пресс-служба Минэкономразвития. Базовый показатель — не более 40% средств фонда, но в исключительных случаях он может быть пересмотрен. Правила выделения средства из ФНБ действительно допускают подобные исключения, при которых на них приходится 100% финансирования: «Размещение средств Фонда национального благосостояния в разрешенные финансовые активы, связанные с реализацией инфраструктурных проектов, с превышением ограничений, установленных абзацем первым настоящего пункта, допускается на основании отдельных решений президента Российской Федерации или председателя правительства Российской Федерации».

Решение о 100%-ном финансировании строительства и закупки 63 самолетов из ФНБ позволит не откладывать реализацию проекта из-за сложностей привлечения в данный момент внебюджетного финансирования на приемлемых для финансовой модели условиях, указывает представитель Минэкономразвития. Это решение также позволит вывести новый тип машин на рынок по коммерчески привлекательной цене в текущей экономической ситуации, добавляет представитель Минпромторга. Поставка отечественной авиатехники для авиакомпаний на фоне ухода западных производителей является проектом государственного значения, говорят в пресс-службе «Ростеха». «Чтобы запустить процессы производства и поставок современных воздушных судов, стратегически важно выстроить соответствующую модель финансирования и взаимодействия между государством, промышленностью и авиакомпаниями. Такие инвестпроекты помогут стране вернуть позиции на рынке гражданского авиастроения», — указала пресс-служба госкорпорации.

Средства ФНБ направляются на реализацию проектов как на принципах проектного, так и корпоративного финансирования. В проектном финансировании обычно используется комбинация источников, напоминает директор группы по привлечению финансирования Kept Сергей Игнатущенко: акционерное финансирование, банковские кредиты и средства ФНБ. Использование средств фонда позволяет сделать более мягкой долговую нагрузку проекта за счет льготной ставки и долгосрочного характера финансирования, при этом акционерное финансирование обеспечивает необходимые коэффициенты покрытия выплат по заемным средствам (своеобразная подушка), чтобы снизить риски невозврата, отмечает эксперт.

В случае финансирования проекта исключительно из средств ФНБ, которые являются, по сути, заемными, необходимо обратить внимание на риск обслуживания займов из ФНБ, если поступления по лизинговым платежам со стороны авиакомпании в какой-то период времени окажутся недостаточными, предупреждает Игнатущенко. Такая ситуация может сложиться в случае реализации коммерческого риска по каким-либо причинам. Важно обеспечить устойчивость финансовой модели, которая должна учитывать как текущую долговую нагрузку инициатора проекта («Авиакапитал-Сервис»), так и прогнозное превышение лизинговых платежей над обязательными выплатами по возврату средств ФНБ, заключает он.

Финансирование проекта на 100% из Фонда национального благосостояния — нетипичная ситуация, замечает гендиректор исследовательской компании Sherpa Group Александра Галактионова. Среди исключений из этого правила она вспоминает участок трассы Казань — Екатеринбург (Дюртюли — Ачит) стоимостью 260,5 млрд руб., который почти на 100% финансируется из фонда. При 100-процентном финансировании из ФНБ проект становится условно «менее рыночным», а финансовые риски полностью несет фонд, продолжает Галактионова. Но в большинстве случаев суммы вложений средств из ФНБ сопоставимы, на многие проекты выделяется 150 млрд руб. и более, заключает она.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож



Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта
Владимир Гаврилов
Известия
Билетное па: выплаты пассажирам за овербукинг хотят сделать обязательными
Андрей Коршунов
Известия
Спрей для дела: новые российские двигатели доставят на Луну наноспутники
Михаил Захаров
Монокль
Boeing заходит на Россию
Надежда Сарапина
РИА Новости
"Расхлебывать придется годами". Китай больно щелкнул США по носу
Екатерина Хамова
Известия
Взвинченным темпом: РФ и Колумбия не договорились по ремонту Ми-17
Захар Максимов
ВГУДОК
РЖД и Аэрофлот охладеют к пассажирам
Айгуль Абдуллина, Александра Мерцалова
Коммерсант
В Сухум подлетают с вопросами
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное притяжение: космическая обсерватория займется поиском жизни во Вселенной
Андрей Коршунов
Известия
Спутник с жизнью: мыши и мухи помогут подготовить человека к полетам на Луну и Марс
Дмитрий Литвинов
Парламентская газета
В Росавиации оценили идею доставлять товары из Китая беспилотниками
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Владимир Гаврилов
Известия
Подставили на крыло: в США удерживают закупленные РФ авиазапчасти на $500 млн
Ксения Власова
ИрСити
«Вполне реально завершить эту программу». Авиаэксперт оценил, сколько МС-21 получат авиакомпании в 2026 году
Дарья Молоткова, Елена Сухорукова, при участии Анна Захарова
РБК
Немецкий оператор duty free вышел из бизнеса в Шереметьево и Домодедово
Юлия Леонова
Известия
Беспилотный урок: в России начали обучать сборке БПЛА школьников и студентов
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
Полетный проект: названы самые перспективные разработки беспилотных авиасистем
Дмитрий Плотников
Pravda.Ru
Проект Як-242: несостоявшийся конкурент самолётов Ту-204 и МС-21
Андрей Коршунов
Известия
Сдвиг по базе: в России создали универсальный двигатель для беспилотников
Александра Веснина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Взвинтит цены»: К чему приведет исправление данных в невозвратных авиабилетах
Айгуль Абдуллина
Коммерсантъ
Тяните билет. Потенциальным пассажирам предложено дать время передумать при покупке
Ксения Власова
«Ирсити.ру»
«Самолетов уже сейчас не хватает». Авиаэксперты оценили, когда перевозчики начнут летать на отечественных МС-21
Михаил Грачев
MASHNEWS
Полетят, но позже. Почему российская авиация хронически отстает от обещаний
Наталия Ячменникова
Российская газета
Водоросли или "родственник" капусты: на каком топливе будут летать самолеты в будущем?
Андрей Коршунов
Известия
Союз композитов: тесты мини-образцов материалов ускорят создание самолетов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летают в облаках: Минтранс хочет увеличить нормы налета для авиаэкипажей

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer