Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Власти раскрыли цену новых самолетов Superjet и МС-21 для «Аэрофлота»


14 января 2023 года Артём Кореняко, Тимофей Дзядко, РБК


Минимальная стоимость новых российских самолетов Superjet для «Аэрофлота» составит ₽2,256 млрд, МС-21 и Ту-214 — ₽3,144 млрд. Группа должна получить в лизинг 63 лайнера в 2023–2026 годах. Власти также перечислили риски для проекта

Минимальная стоимость новых самолетов Superjet из российских комплектующих для группы «Аэрофлот» составит 2,256 млрд руб. ($33 млн в пересчете по текущему курсу), первых МС-21 и Ту-214 — 3,144 млрд руб. ($46 млн), следует из инвестиционного проекта льготного лизинга российских воздушных судов, который 11 января утвердил премьер Михаил Мишустин.

В рамках проекта лизинговая компания «Авиакапитал-Сервис» («дочка» «Ростеха») закупит 63 лайнера (34 — Superjet New, 18 — МС-21-310, 11 — Ту-214) и передаст группе «Аэрофлот» с декабря 2023 года по январь 2026-го. В период реализации проекта стоимость Superjet вырастет на 9,2%, до 2,464 млрд руб. с учетом НДС, а МС-21 и Ту-214 — на 4,5%, до 3,285 млрд, следует из опубликованного паспорта проекта.

Стоимость всех самолетов достигнет 175,4 млрд руб. 100% этой суммы будет привлечено из Фонда национального благосостояния (ФНБ). На них Минфин купит облигации «Авиакапитал-Сервиса» со ставкой купона 1,5% годовых. Основной долг по облигационному займу должен быть погашен в течение 18 лет с даты поставки последнего самолета в «Аэрофлот», то есть до начала 2044 года.

Вице-премьер, глава Минпромторга Денис Мантуров сообщил, что проект поставки этих лайнеров в «Аэрофлот» «полностью согласован» на совещании президента Владимира Путина с правительством, которое состоялось также 11 января. Тогда чиновник рассказал, что для поставки самолетов другим авиакомпаниям планируется принятие отдельных паспортов в обеспечение комплексной программы развития авиационной отрасли. По его словам, авиапром готов выполнить эту задачу, «мощности все сверстаны и по текущему, и по следующему году». Но на некоторых предприятиях заказов на воздушные суда «до сих пор нет, даже на 2023 год», заметил Путин. «Что вы, в самом деле, дурака-то валяете? Когда контракты будут? <...> Мне директора предприятий говорят: нет контрактов. А у вас «все сверстано», — сказал Путин. Мантуров пообещал решить вопрос в течение месяца.

Сколько самолеты стоили раньше

В 2020 году самолеты Superjet первого поколения (c импортными комплектующими) продавались по $32 млн. Летом 2021 года сообщалось, что их цена с поставкой в 2024 году выросла до $36 млн, рассказывали РБК два источника в крупнейших российских лизинговых компаниях и подтверждал представитель Промсвязьбанка (его «дочка» «ПСБ Лизинг» поставила авиакомпаниям 59 лайнеров Superjet). Тогда за $30 млн на рынке можно было приобрести новые самолеты Airbus A220 и Embraer E-Jet E2.

Какие есть риски для реализации проекта

До сих пор крупнейшая в России авиагруппа «Аэрофлот», как и большинство других авиакомпаний, заказывала самолеты преимущественно за рубежом. После начала военной спецоперации на Украине страны Запада ввели беспрецедентные антироссийские санкции. Они запрещают поставку в Россию новых самолетов и комплектующих к ним, а также их техническую поддержку.

В сентябре 2022 года «Аэрофлот» подписал c Объединенной авиастроительной корпорацией (ОАК) соглашение «о намерениях в отношении приобретения» 339 самолетов российского производства. Оно предусматривает передачу на условиях аренды 210 самолетов МС-21, 89 самолетов Superjet New и 40 Ту-214 в период с 2023 по 2030 год. 63 лайнера, которые будут поставлены в рамках нового инвестпроекта, входят в этот список.

Но у проекта поставок первых новых самолетов российского производства в рамках этой программы есть слабые стороны, говорится в постановлении. Среди них:

  • высокие эксплуатационные затраты российских самолетов;
  • недостаточно высокий проектный ресурс российской авиатехники по сравнению с иностранными аналогами;
  • ограниченное количество квалифицированного персонала для создания, эксплуатации и обслуживания авиатехники.

К угрозам для реализации проекта власти относят также длительные сроки производства лайнеров, ограничения поставок иностранных компонентов, задержки при сертификации воздушных судов. Так, первый Superjet New планируется передать «Аэрофлоту» в декабре 2023 года. Но к этому времени планируется только сертифицировать этот самолет, а его поставки начнутся с 2024 года, говорил в конце декабря 2022 года глава ОАК Юрий Слюсарь. Самолет Ту-214 нужен «Аэрофлоту» с экипажем из двух человек, а не из трех, как сейчас предлагает его производитель, отмечал тогда же в интервью РБК глава перевозчика Сергей Александровский. При этом «каких-то существенных инвестиций», необходимых для ввода в эксплуатацию новых типов самолетов, он не увидел. «Очевидно, что, как первый заказчик с колоссальным по объему контрактом, мы должны были получить привилегированные условия. Переговоры были сложными, напряженными, но стороны достигли согласия», — заявил он.

Вывод на рынок самолетов новых типов в любой стране мира сопряжен с рисками и сложностями, но они носят временный характер и преодолимы, сообщили РБК в пресс-службе госкорпорации «Ростех» (в ее состав входят ОАК и «Авиакапитал-Сервис»). Указание «слабых сторон» и «рисков» является обязательной частью любого инвестпроекта. Если инвестпроект поддержан, значит, его позитивные эффекты сильнее, указывают там.

В «Ростехе» пообещали, что проблема зависимости от импортных систем и агрегатов, существующая на данный момент, будет решена. «МС-21 и Superjet, поставляемые «Аэрофлоту», будут русифицированы полностью», — заявили в госкорпорации.

Насколько уникально финансирование проекта

Правила инвестирования средств ФНБ до последнего времени предполагали, что они могут составлять не более 25% совокупного объема проекта, говорил министр финансов Антон Силуанов весной 2021 года. Но затем эта планка была повышена до 40%. Инвестпроект льготного лизинга российских воздушных судов предусматривает, что деньги из фонда покроют 100% всех затрат. «Учитывая стратегическое значение проекта, принято решение финансировать его из ФНБ по льготной ставке 1,5% и без избыточных требований к окупаемости», — заявил Мантуров на совещании Путина с правительством.

Решение о доле ФНБ в финансировании проектов принимается в каждом случае индивидуально, отмечает пресс-служба Минэкономразвития. Базовый показатель — не более 40% средств фонда, но в исключительных случаях он может быть пересмотрен. Правила выделения средства из ФНБ действительно допускают подобные исключения, при которых на них приходится 100% финансирования: «Размещение средств Фонда национального благосостояния в разрешенные финансовые активы, связанные с реализацией инфраструктурных проектов, с превышением ограничений, установленных абзацем первым настоящего пункта, допускается на основании отдельных решений президента Российской Федерации или председателя правительства Российской Федерации».

Решение о 100%-ном финансировании строительства и закупки 63 самолетов из ФНБ позволит не откладывать реализацию проекта из-за сложностей привлечения в данный момент внебюджетного финансирования на приемлемых для финансовой модели условиях, указывает представитель Минэкономразвития. Это решение также позволит вывести новый тип машин на рынок по коммерчески привлекательной цене в текущей экономической ситуации, добавляет представитель Минпромторга. Поставка отечественной авиатехники для авиакомпаний на фоне ухода западных производителей является проектом государственного значения, говорят в пресс-службе «Ростеха». «Чтобы запустить процессы производства и поставок современных воздушных судов, стратегически важно выстроить соответствующую модель финансирования и взаимодействия между государством, промышленностью и авиакомпаниями. Такие инвестпроекты помогут стране вернуть позиции на рынке гражданского авиастроения», — указала пресс-служба госкорпорации.

Средства ФНБ направляются на реализацию проектов как на принципах проектного, так и корпоративного финансирования. В проектном финансировании обычно используется комбинация источников, напоминает директор группы по привлечению финансирования Kept Сергей Игнатущенко: акционерное финансирование, банковские кредиты и средства ФНБ. Использование средств фонда позволяет сделать более мягкой долговую нагрузку проекта за счет льготной ставки и долгосрочного характера финансирования, при этом акционерное финансирование обеспечивает необходимые коэффициенты покрытия выплат по заемным средствам (своеобразная подушка), чтобы снизить риски невозврата, отмечает эксперт.

В случае финансирования проекта исключительно из средств ФНБ, которые являются, по сути, заемными, необходимо обратить внимание на риск обслуживания займов из ФНБ, если поступления по лизинговым платежам со стороны авиакомпании в какой-то период времени окажутся недостаточными, предупреждает Игнатущенко. Такая ситуация может сложиться в случае реализации коммерческого риска по каким-либо причинам. Важно обеспечить устойчивость финансовой модели, которая должна учитывать как текущую долговую нагрузку инициатора проекта («Авиакапитал-Сервис»), так и прогнозное превышение лизинговых платежей над обязательными выплатами по возврату средств ФНБ, заключает он.

Финансирование проекта на 100% из Фонда национального благосостояния — нетипичная ситуация, замечает гендиректор исследовательской компании Sherpa Group Александра Галактионова. Среди исключений из этого правила она вспоминает участок трассы Казань — Екатеринбург (Дюртюли — Ачит) стоимостью 260,5 млрд руб., который почти на 100% финансируется из фонда. При 100-процентном финансировании из ФНБ проект становится условно «менее рыночным», а финансовые риски полностью несет фонд, продолжает Галактионова. Но в большинстве случаев суммы вложений средств из ФНБ сопоставимы, на многие проекты выделяется 150 млрд руб. и более, заключает она.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник
Иван Сало
РБК
МС-21: что это за самолет, его характеристики и роль в российской авиации



Валентина Аверьянова
Известия
На взлет: в России вводят новый авиационный сбор для пассажиров
Татьяна Копылова
Деловой Петербург
"Это очень критично": поможет ли новая станция метро аэропорту Пулково
Ирина Ионина
Известия
Летний под дых: кто компенсирует туристам расходы после транспортного коллапса
Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer