Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Между небом и Луной: чем болели астронавты во время миссии «Аполлон-12»


23 января 2023 года Ольга Коленцова, Известия


В СССР перехватывали переговоры американских астронавтов во время выполнения ими полетов на Луну. Такой вывод можно сделать из полученных «Известиями» фрагментов документов, которые предоставлены источником из ракетно-космической отрасли. По его словам, в одном из них содержится детальная расшифровка переговоров астронавтов во время выполнения миссий «Аполлон-10» и «Аполлон-12». В другом же имеется описание аппаратуры, с помощью которой осуществлялся перехват сигнала. Подлинность документа подтвердил руководитель проекта, который управлял группой специалистов и лично участвовал в перехвате радио- и телетрансляций с «Аполлонов», включая те, что шли непосредственно с Луны. Редакция знакомит читателей с наиболее интересными выдержками из этих документов.

Лунная болезнь

Перед миссией высадки на Луну в 1969 году американский пилотируемый космический корабль совершил «генеральную репетицию» — восьмидневный «Аполлон-10». В экипаж входило трое астронавтов: командир Томас Стаффорд, пилот командного модуля Джон Янг и пилот лунного модуля Юджин Сернан. Именно их переговоры с базой на Земле (Хьюстон) и содержатся во фрагментах документов, с которыми источник из ракетно-космической отрасли ознакомил «Известия».

По его словам, в основном участники полета обсуждали технические моменты, ориентирование, включение и выключение двигателей. Астронавты много работали над фотографиями Земли и Луны, уделяя время настройкам камер. Все трое довольно подробно рассказывали о видах Земли: «сильный ливень в районе Венесуэлы, Бразилии и Колумбии», «облака от Лабрадора вплоть до Европы». Особенное внимание астронавты уделяли хорошей видимости Северной и Южной Америки, но отметили и Россию, которую на тот момент покрыли облака. Снимать Луну мешало Солнце, и экипаж долго искал нужный ракурс.

Хьюстон иногда включал им музыку, чтобы снять напряжение по поводу «телевизионной передачи» (передача как можно более качественной картинки на Землю).

Астронавты иногда говорили о бытовых вещах — например, сообщали, что «отлично спали прошедшей ночью, соответственно по пять и шесть часов», восторгались космическим завтраком.

Еще из переговоров становится понятно, что у астронавтов возникали проблемы со здоровьем.

«Это чихание и кашель длятся три дня, мы должны что-нибудь сделать с этим. Прополоскать — и всё в порядке. Это какое-то раздражение и зуд», — сообщал один из участников полета.

Миссия выполнима

Похожие на простуду симптомы возникали у астронавтов и во время миссии «Аполлон-12», в ходе которой в 1969 году люди второй раз в истории совершили посадку на поверхность Луны. Миссия длилась десять дней, в экипаж входили Чарльз Конрад — командир, Ричард Гордон — пилот командного модуля, Алан Бин — пилот лунного модуля. Уже спустя четыре дня полета один из астронавтов жаловался на здоровье, указано во фрагментах документов:

«У меня довольно тяжелая голова с тех пор, как мы вышли на орбиту. Я думал, что через пару дней всё пройдет, но этого не случилось. Никаких соболезнований мне не нужно, хотя уши и нос кажутся немного распухшими. Я уже воспользовался парой ваших советов, они помогли. Но я не знаю, как ими пользоваться сейчас; мои уши не заложены и нос дышит нормально. Я принимал таблетки и использовал спрей».

В ответ на это Хьюстон советует продолжать принимать таблетки и жидкое лекарство из пульверизатора. Через некоторое время, после следования советам с Земли, всё наладилось. Один из членов экипажа также сообщил, что выпил «облегчающую таблетку».

Каким-то невероятным образом после выхода на Луну у одного из астронавтов оказалась вода в сапогах, о чем он заявил базе на Земле.

«Хорошо, а теперь дайте мне разъяснение относительно воды в моей обуви — я не шучу, у меня вода в обуви, и я хочу что-нибудь предпринять. Вода действительно поступает из моего <…> Она только что начала поступать в левый сапог, опережая правый. Я понимаю, что мне надо отсоединить мой костюм от <…> О’кей! Я только что отсоединил мой <…> и продул все отверстия, работаю как насос. Довольно мокро там. Мне придется откачать много воды, и я думаю, что это только часть проблемы».

Астронавты частенько теряли камеры, которые летали по кораблю, и за ними приходилось охотиться. При этом в целом они были в настоящем восторге от происходящего. Члены экипажа активно делились своими наблюдениями относительно лунных пород и методов их изучения. Они предлагали способы улучшения инструментов, чтобы «следующим парням привезти больше камней лучшего качества».

План и перехват

Второй документ описывает аппаратуру, с помощью которой, по мнению источника, производился перехват сигнала. Приводится описание схемы связи с указанием наземных станций и некоторых данных об их оснащении.

В поселке Школьное возле Симферополя в Крыму была построена станция НИП-10. Это был комплекс капитальных зданий и сооружений космической инфраструктуры. Одним из главных был ТНА-400 — советский высокоточный малосерийный радиотелескоп с диаметром главного рефлектора 32 м. С помощью него во время проведения миссий «Аполлон» специалисты из СССР перехватывали телеметрическую информацию с космических кораблей и слушали закрытые переговоры экипажей.

— О том, что в 1969 и 1970 годах на научно-измерительном пункте № 10 (НИП-10) под Симферополем была установлена аппаратура для перехвата трансляций с борта американских космических кораблей «Аполлон», направляющихся к Луне, историкам космонавтики было известно давно, — рассказал «Известиям» писатель, научный журналист, исследователь истории космонавтики Антон Первушин. — Представленные документы, без сомнения, подлинные. Они имеют все признаки документации, которой обменивались предприятия ракетно-космической отрасли в конце 1960-х годов, учитывая характер внесенных пометок.

Исходя из представленных в документе данных, проверка «комплекса экспериментальной аппаратуры» проводилась в мае и июне 1969 года, после чего в июле он был введен в эксплуатацию, отметил специалист.

— Затем последовали модернизации аппаратуры с испытаниями нововведений — в ноябре 1969 года, в мае, июне и октябре 1970 года, — продолжил Антон Первушин. — Напомню, что в этот период и состоялись полеты кораблей «Аполлон-10», «Аполлон-11», «Аполлон-12» и «Аполлон-13», то есть аппаратуру «Поиска» вполне можно было использовать для слежения за ними.

В первом документе, как рассказал источник, фигурирует Алексей Михайлович Горин. Его подписи есть на некоторых страницах как представителя «организации п/я А-1366» и одного из руководителей группы по теме «Поиск» на «объекте № 10». «Известия» связались с Алексеем Гориным. По его словам, он с мая 1969 года работал в НИП-10, был руководителем проекта по перехвату. Горин управлял там группой специалистов и лично участвовал в перехвате радио- и телетрансляций «Аполлонов», включая те, которые шли непосредственно с Луны.

— Я был непосредственным участником приема сигнала с помощью известного комплекса аппаратуры на НИП-10 от всех совершенных полетов, — сообщил он. — По расчетной траектории антенная система автоматически наводилась на приходящие из космоса и принятые сигналы по их максимуму, небольшие отклонения луча от расчетной траектории мною по связи с приводом антенны давались соответствующие указания по микрофону (в моих руках). Все принимаемые сигналы — телеметрии, звуковые и телевизионные — регистрировались на соответствующей аппаратуре. После обработки всех полученных материалов мне было поручено написать технический отчет.

Отчет о проведении работ был направлен директору предприятия п/я Г-4149 (ныне — НИИ приборостроения) Михаилу Рязанскому. Согласно законодательству, оттуда отчет должен был «переехать» в Российский государственный архив научно-технической документации. А уже оттуда, скорее всего, он и попал на стол к людям, которые занимались изучением подобных материалов. Однако в доступных описях архива этих документов нет.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Анастасия Морозова
Forbes
Bloomberg узнал о сложностях с покупкой Boeing своей бывшей «дочки» Spirit
Валерия Лобко
Российская газета
Взглянуть в небо: Регионы оценят по уровню развития беспилотников
Татьяна Серебрякова
HotLine.travel
Может ли скандал вокруг Turkish Airlines привести к ограничению рейсов в Россию
Яна Штурма, Ксения Набаткина, Валерия Мишина
Известия
Владивосточное время: куда полетят россияне этим летом
Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Первый аэропорт в Карачаево-Черкесии построят «Аэропорты регионов»
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность
Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники



Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»
Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Леса просят дронов. Авиалесоохрана ищет деньги на закупку БАС
Максим Талавринов
Известия
Рейсовая колея: самолеты между Москвой и Питером летом будут летать каждые 15 минут
Алексей Михайлов, Роман Крецул
Известия
Огнем «Прометея»: система С-500 сдала экзамен по борьбе с гиперзвуком
Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Роскосмос» решил продать санатории и недвижимость на ₽11 млрд
Анастасия Львова
РБК
Авиакомпании пожаловались в ФАС на рост аэропортовых тарифов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer