Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Между небом и Луной: чем болели астронавты во время миссии «Аполлон-12»


23 января 2023 года Ольга Коленцова, Известия


В СССР перехватывали переговоры американских астронавтов во время выполнения ими полетов на Луну. Такой вывод можно сделать из полученных «Известиями» фрагментов документов, которые предоставлены источником из ракетно-космической отрасли. По его словам, в одном из них содержится детальная расшифровка переговоров астронавтов во время выполнения миссий «Аполлон-10» и «Аполлон-12». В другом же имеется описание аппаратуры, с помощью которой осуществлялся перехват сигнала. Подлинность документа подтвердил руководитель проекта, который управлял группой специалистов и лично участвовал в перехвате радио- и телетрансляций с «Аполлонов», включая те, что шли непосредственно с Луны. Редакция знакомит читателей с наиболее интересными выдержками из этих документов.

Лунная болезнь

Перед миссией высадки на Луну в 1969 году американский пилотируемый космический корабль совершил «генеральную репетицию» — восьмидневный «Аполлон-10». В экипаж входило трое астронавтов: командир Томас Стаффорд, пилот командного модуля Джон Янг и пилот лунного модуля Юджин Сернан. Именно их переговоры с базой на Земле (Хьюстон) и содержатся во фрагментах документов, с которыми источник из ракетно-космической отрасли ознакомил «Известия».

По его словам, в основном участники полета обсуждали технические моменты, ориентирование, включение и выключение двигателей. Астронавты много работали над фотографиями Земли и Луны, уделяя время настройкам камер. Все трое довольно подробно рассказывали о видах Земли: «сильный ливень в районе Венесуэлы, Бразилии и Колумбии», «облака от Лабрадора вплоть до Европы». Особенное внимание астронавты уделяли хорошей видимости Северной и Южной Америки, но отметили и Россию, которую на тот момент покрыли облака. Снимать Луну мешало Солнце, и экипаж долго искал нужный ракурс.

Хьюстон иногда включал им музыку, чтобы снять напряжение по поводу «телевизионной передачи» (передача как можно более качественной картинки на Землю).

Астронавты иногда говорили о бытовых вещах — например, сообщали, что «отлично спали прошедшей ночью, соответственно по пять и шесть часов», восторгались космическим завтраком.

Еще из переговоров становится понятно, что у астронавтов возникали проблемы со здоровьем.

«Это чихание и кашель длятся три дня, мы должны что-нибудь сделать с этим. Прополоскать — и всё в порядке. Это какое-то раздражение и зуд», — сообщал один из участников полета.

Миссия выполнима

Похожие на простуду симптомы возникали у астронавтов и во время миссии «Аполлон-12», в ходе которой в 1969 году люди второй раз в истории совершили посадку на поверхность Луны. Миссия длилась десять дней, в экипаж входили Чарльз Конрад — командир, Ричард Гордон — пилот командного модуля, Алан Бин — пилот лунного модуля. Уже спустя четыре дня полета один из астронавтов жаловался на здоровье, указано во фрагментах документов:

«У меня довольно тяжелая голова с тех пор, как мы вышли на орбиту. Я думал, что через пару дней всё пройдет, но этого не случилось. Никаких соболезнований мне не нужно, хотя уши и нос кажутся немного распухшими. Я уже воспользовался парой ваших советов, они помогли. Но я не знаю, как ими пользоваться сейчас; мои уши не заложены и нос дышит нормально. Я принимал таблетки и использовал спрей».

В ответ на это Хьюстон советует продолжать принимать таблетки и жидкое лекарство из пульверизатора. Через некоторое время, после следования советам с Земли, всё наладилось. Один из членов экипажа также сообщил, что выпил «облегчающую таблетку».

Каким-то невероятным образом после выхода на Луну у одного из астронавтов оказалась вода в сапогах, о чем он заявил базе на Земле.

«Хорошо, а теперь дайте мне разъяснение относительно воды в моей обуви — я не шучу, у меня вода в обуви, и я хочу что-нибудь предпринять. Вода действительно поступает из моего <…> Она только что начала поступать в левый сапог, опережая правый. Я понимаю, что мне надо отсоединить мой костюм от <…> О’кей! Я только что отсоединил мой <…> и продул все отверстия, работаю как насос. Довольно мокро там. Мне придется откачать много воды, и я думаю, что это только часть проблемы».

Астронавты частенько теряли камеры, которые летали по кораблю, и за ними приходилось охотиться. При этом в целом они были в настоящем восторге от происходящего. Члены экипажа активно делились своими наблюдениями относительно лунных пород и методов их изучения. Они предлагали способы улучшения инструментов, чтобы «следующим парням привезти больше камней лучшего качества».

План и перехват

Второй документ описывает аппаратуру, с помощью которой, по мнению источника, производился перехват сигнала. Приводится описание схемы связи с указанием наземных станций и некоторых данных об их оснащении.

В поселке Школьное возле Симферополя в Крыму была построена станция НИП-10. Это был комплекс капитальных зданий и сооружений космической инфраструктуры. Одним из главных был ТНА-400 — советский высокоточный малосерийный радиотелескоп с диаметром главного рефлектора 32 м. С помощью него во время проведения миссий «Аполлон» специалисты из СССР перехватывали телеметрическую информацию с космических кораблей и слушали закрытые переговоры экипажей.

— О том, что в 1969 и 1970 годах на научно-измерительном пункте № 10 (НИП-10) под Симферополем была установлена аппаратура для перехвата трансляций с борта американских космических кораблей «Аполлон», направляющихся к Луне, историкам космонавтики было известно давно, — рассказал «Известиям» писатель, научный журналист, исследователь истории космонавтики Антон Первушин. — Представленные документы, без сомнения, подлинные. Они имеют все признаки документации, которой обменивались предприятия ракетно-космической отрасли в конце 1960-х годов, учитывая характер внесенных пометок.

Исходя из представленных в документе данных, проверка «комплекса экспериментальной аппаратуры» проводилась в мае и июне 1969 года, после чего в июле он был введен в эксплуатацию, отметил специалист.

— Затем последовали модернизации аппаратуры с испытаниями нововведений — в ноябре 1969 года, в мае, июне и октябре 1970 года, — продолжил Антон Первушин. — Напомню, что в этот период и состоялись полеты кораблей «Аполлон-10», «Аполлон-11», «Аполлон-12» и «Аполлон-13», то есть аппаратуру «Поиска» вполне можно было использовать для слежения за ними.

В первом документе, как рассказал источник, фигурирует Алексей Михайлович Горин. Его подписи есть на некоторых страницах как представителя «организации п/я А-1366» и одного из руководителей группы по теме «Поиск» на «объекте № 10». «Известия» связались с Алексеем Гориным. По его словам, он с мая 1969 года работал в НИП-10, был руководителем проекта по перехвату. Горин управлял там группой специалистов и лично участвовал в перехвате радио- и телетрансляций «Аполлонов», включая те, которые шли непосредственно с Луны.

— Я был непосредственным участником приема сигнала с помощью известного комплекса аппаратуры на НИП-10 от всех совершенных полетов, — сообщил он. — По расчетной траектории антенная система автоматически наводилась на приходящие из космоса и принятые сигналы по их максимуму, небольшие отклонения луча от расчетной траектории мною по связи с приводом антенны давались соответствующие указания по микрофону (в моих руках). Все принимаемые сигналы — телеметрии, звуковые и телевизионные — регистрировались на соответствующей аппаратуре. После обработки всех полученных материалов мне было поручено написать технический отчет.

Отчет о проведении работ был направлен директору предприятия п/я Г-4149 (ныне — НИИ приборостроения) Михаилу Рязанскому. Согласно законодательству, оттуда отчет должен был «переехать» в Российский государственный архив научно-технической документации. А уже оттуда, скорее всего, он и попал на стол к людям, которые занимались изучением подобных материалов. Однако в доступных описях архива этих документов нет.




комментарии (0):











Материалы рубрики

Мария Рубникович
РИА "Новости"
"Это будет вершиной нашего двигателестроения". Как санкции сказались на авиации
Анастасия Львова
Известия
Запчастный случай: в РФ создадут мегакомплекс по выпуску деталей для авиадвигателей
Артём Кореняко
РБК
В России сократилось число аэропортов-миллионников
Анастасия Львова
Известия
Взлет и снижение: авиаперелеты подорожали максимальными за 14 лет темпами
Яна Штурма, Катерина Медведева
Известия
Зло употребили: топ-менеджеры космической отрасли погорели на поставках в США
Яна Штурма, Анастасия Львова
Известия
Положили на крыло: дело о коррупции в S7 дошло до суда
Ольга Коленцова
Известия
Между небом и Луной: чем болели астронавты во время миссии «Аполлон-12»
Мария Васильева
Известия
Свои документы: Мексика хочет ввести безвиз для граждан России



Василий Кучушев 
ТАСС
От тарана до гиперзвука. Ко Дню российской авиации ПВО
Илья Словесный
Деловой Петербург
Почва для тревоги: санкции заставили россиян переживать за безопасность полётов
Ольга Коленцова
Известия
Взлет свысока: разработан беспилотник для запуска сверхлегких ракет
Василий Кучушев, Роман Азанов
ТАСС
Царь-вертолет Ми-26. Где пригодится новая модификация самой грузоподъемной машины в мире
Анастасия Львова, Максим Талавринов
Известия
Западные части: в России узаконили каннибализацию самолетов
Артём Кореняко, Тимофей Дзядко
РБК
Власти раскрыли цену новых самолетов Superjet и МС-21 для «Аэрофлота»
Роман Азанов 
ТАСС
"Мастер простых решений". Самые известные самолеты Ильюшина
Михаил Котов
ТАСС
NASA пугает китайской лунной экспансией: кому это выгодно
Любовь Лежнева, Анастасия Львова
Известия
Полетное бремя: Путин раскритиковал Минпромторг за отсутствие авиаконтрактов
Анастасия Львова
Известия
Ну и путь: авиабилеты за границу на 2023 год подорожали вдвое
Игорь Маринин
Роскосмос, журнал "Русский космос"
Наедине с пространством

ОАК
Технологии новой генерации
Евгений Никтовенко
Аргументы и Факты
Взлёт разрешен. 90% самолетов-иномарок получили российские сертификаты
Анастасия Львова
Известия
Винт ушами: в РФ сертифицируют первый беспилотный вертолет
Ольга Самофалова
Взгляд
Новый авиадвигатель обеспечит технологический суверенитет России
Екатерина Москвич, Екатерина Адамова, Дмитрий Петелин 
ТАСС
Санкции, рекорды, разгерметизация и взаимовыручка: 2022 год для космической отрасли
Кирилл Комаров
Профиль
Открытие дракона: как снятие ограничений в КНР может повлиять на мировой туризм
Анастасия Львова
Известия
Махнулись крылом: иностранные перевозчики стали использовать самолеты РФ
Ольга Коленцова
Известия
Сверхвысокая кухня: что может быть на столе космонавтов в новогоднюю ночь
Анастасия Львова
Известия
Подставить на поток: всё больше авиакомпаний отменяют рейсы в Египет
Валерий Кодачигов
Известия
Залог частоты: для дронов могут выделить специальный диапазон
Михаил Котов
ТАСС
Зарождение ураганов, сбор урожая и экономия энергии. Зачем еще нужны данные из космоса?
Максим Талавринов, Анастасия Платонова, Анастасия Львова
Известия
Отменное качество: авиакомпания iFly может прекратить полеты в Египет
Антон Погорельский
РБК
Выше преград: новая веха развития беспилотной воздушной доставки в России
Игорь Маринин
Роскосмос
Каким он был парнем

Ростех
Есть только «МиГ»
Анастасия Львова, Максим Талавринов, Анастасия Платонова
Известия
Вал ожидания: авиабизнес просит заселять пассажиров в отели по загранпаспорту
Мохаммад Ахмад Аль-Джабер
Интерфакс
ОАЭ выступает за использование космического пространства исключительно в мирных целях
Евгений Гайва
Российская газета
Западные авиакомпании задумались о возобновлении полетов над Россией
Ольга Коленцова
Известия
Жар не сломит: новое покрытие повысит срок службы двигателей самолетов
Дмитрий Корнев
Известия
Призрак поколений: в США представили стратегический бомбардировщик B-21 Raider
Дмитрий Хазанов
ТАСС
Французский полк в советском небе: как воевали летчики “Нормандии-Неман”
Максим Талавринов, Ксения Набаткина
Известия
Вирусная инспекция: Роспотребнадзор готовит авиакомпании к лихорадке Эбола
Анастасия Львова
Известия
Дронный номер: в РФ разрешат управлять беспилотниками без спецобучения
Кирилл Коротеев
Forbes
Незаконченная история: какими будут правовые последствия приговора по делу рейса MH17
Андрей Злобин
Forbes
Авиакомпании попросили разрешить полеты с одним пилотом для снижения расходов
Мария Перевощикова, Анастасия Львова
Известия
Задронировать место: в РФ хотят строить дома с площадками для беспилотников
Ольга Коленцова
Известия
Полная безударность: в РФ делают систему упреждения столкновения дронов
Вера Костамо 
ТАСС
Крыло с белой звездой. Как бомбардировщики Второй мировой снова оказались в небе
Дмитрий Хазанов
ТАСС
Советская авиация над Сталинградом: как люфтваффе утратило господство в воздухе
Михаил Котов
ТАСС
Самые засекреченные космопланы: от советских истоков к американскому Boeing X-37B

Ростех
Летать по-русски: Ростех развивает систему бронирования авиабилетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer