Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Положили на крыло: дело о коррупции в S7 дошло до суда


24 января 2023 года Яна Штурма, Анастасия Львова, Известия


Бывших топ-менеджеров авиакомпании подозревают в получении взяток от пилотов за фиктивное прохождение медкомиссии

Предварительные слушания по делу бывшего топ-менеджмента авиакомпании S7 прошли 23 января в Домодедовском городском суде. По версии следствия, заместитель гендиректора компании Борис Камышев, летный директор Мансур Бадраков и пилот-инструктор Михаил Гусев получили 1,85 млн рублей от кандидатов на место пилотов, которые хотели управлять лайнерами нового поколения Airbus A320neo. Вместе с представителями компании будут судить и мать одного из кандидатов, которая заплатила 350 тыс. рублей за прохождение ее сыном медкомиссии. Юристы прогнозируют фигурантам высокие сроки и штрафы, а эксперт по безопасности полетов предупредил, что формальный подход к отбору на должности пилотов может приводить к непоправимым последствиям.

Деньги за справку

В Домодедовском городском суде прошли предварительные слушания по делу о коррупции со стороны топ-менеджмента частной авиакомпании S7, сообщили «Известиям» в пресс-службе суда. На скамье подсудимых оказались заместитель гендиректора Борис Камышев, летный директор Мансур Бадраков и ведущий пилот-инструктор Михаил Гусев. По версии следствия, трое фигурантов получили 1,85 млн рублей от двух неизвестных кандидатов на должности пилотов, желающих управлять лайнером нового поколения Airbus A320neo. Борт пополнил парк S7 Airlines 21 июля 2017 года.

По делу также проходит и Галина Карнаухова — мать одного из кандидатов на должность пилота. Согласно материалам дела, она перевела Мансуру Бадракову 350 тыс. рублей из общей суммы взятки. Деньги якобы должны были уйти должностным лицам Центральной врачебно-летной экспертной комиссии за положительное медицинское заключение. Однако средства до медиков не дошли — их присвоил сотрудник авиакомпании S7, полагает следствие.

В итоге Камышеву и Гусеву предъявлены обвинения в «коммерческом подкупе и посредничестве в нем» (ст. 204 УК РФ), Бадракову в дополнение к этому также вменяют «мошенничество» (ст. 159 УК РФ). Галину Карнаухову обвинили в «покушении на преступление и даче взятки» (ст. 30 УК РФ и ст. 291 УК РФ).

Двое фигурантов — Мансур Бадраков и Михаил Гусев были задержаны в июне 2021 года в аэропорту Домодедово сотрудниками управления «Т» службы экономической безопасности ФСБ. Авиакомпания сразу оказала полное содействие следствию. О Борисе Камышеве тогда речи не шло, тем не менее, он был снят с должности, как только началось расследование. А в июле 2022 года его заключили под домашний арест.

Мансур Бадраков также был снят с должности летного директора и отстранен от работы, с июня 2022 года находится под домашним арестом. Михаил Гусев уволен в 2021 году по собственному желанию.

Стадия предварительного слушания служит подготовкой к судебному заседанию, суд устанавливает, может ли он начать рассматривать дело в том виде, в котором оно поступило от прокурора, пояснил «Известиям» руководитель юридической коллегии «Белая сова» Денис Хузиахметов.

— Предварительное слушание может проводиться в связи с ходатайством участников процесса об исключении доказательств по делу, о возвращении уголовного дела прокурору, о направлении дела по подсудности или о приостановлении, либо о прекращении уголовного преследования, — уточнил эксперт.

В авиакомпании S7 комментировать «Известиям» стартовавший процесс отказались, сославшись на то, что в деле фигурируют их бывшие, а не действующие сотрудники.

Риск катастрофы

Вместе с тем подобного рода случаи коррупции нередки в авиаотрасли, отметил Денис Хузиахметов. Наибольший резонанс получило аннулирование в 2018 году Росавиацией свидетельств 60 пилотов, прошедших обучение в одном из авиационных учебных центров. Причиной такой масштабной проверки послужило крушение Ан-148 в Подмосковье.

— Формальное обучение пилота за денежное вознаграждение приводит к непоправимым последствиям, отвечать за которые должны соответствующие центры в лице их преподавателей и руководства, замешанных в коррупционных схемах, — подчеркнул эксперт.

В период, когда уровень зарплат был достаточно высоким, как и конкуренция между соискателями, подобного рода случаи вполне могли происходить, и не только в раскрытых СК масштабах, пояснил «Известиям» исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев.

— Еще в советские времена трудоустройство «по блату» в гражданской авиации было явлением довольно распространенным, — отметил эксперт.

Желание топ-менеджмента S7 обеспечить незаконное получение медицинских заключений летному составу создавало риски авиационных катастроф. Поэтому суд может назначить им максимальные сроки, добавил управляющий партнер юридической группы «Атлант» Сергей Квашенинников.

В итоге по статье «Мошенничество» Мансуру Бадракову, с учетом использования служебного положения, может грозить до 10 лет лишения свободы, пояснил управляющий партнер AVG Legal Алексей Гавришев.

— Особо крупным размером коммерческого подкупа считается сумма, которая превышает один миллион рублей, — сказал он «Известиям».

По совокупности преступлений Камышеву и Бадракову грозит вплоть до 15 лет лишения свободы со штрафом в пределах 130 млн рублей. Гусев может быть осужден на семь лет лишения свободы, Карнаухова — на девять лет колонии общего режима, уточнил Сергей Квашенинников.

Подарки за упрощение

Получить должность пилота в обход врачебно-летной экспертной комиссии в современных реалиях невозможно. Медицинский сертификат должен быть получен в любом случае, пояснил в беседе с «Известиями» бывший командир воздушного судна, специалист по безопасности полетов Александр Романов.

— Иногда пилоты при помощи подарков или иных мелких взяток проходят врачей по ускоренной процедуре — их оценивают не так строго, но всё же проверяют. Это делается только для ускорения прохождения проверки, но не вместо нее. Нельзя сказать, что такое происходит на регулярной основе — это скорее частные случаи, — добавил эксперт.

По его словам, система проверки пилотов для допуска к полетам в России крайне жесткая.

— Чтобы просто выписали заключение и допустили к полетам, такого быть не может. Пилотов отбирают, как космонавтов. Если имеются какие-то небольшие проблемы со здоровьем, то медкомиссию такой сотрудник будет проходить гораздо чаще — не раз в год, а, например, каждые три месяца, — сказал Александр Романов.

Кроме того, кандидат на должность командира или второго пилота проходят и сложные тесты. Например, уточнил эксперт, их выводят на экстремальные режимы проверки и дают запредельные нагрузки.

— Следствие, конечно, должно разобраться, каким образом они должны были получить должности пилотов. Если полностью в обход медицинской комиссии, то это вопиющий случай. Такое нужно сразу искоренять, — посетовал эксперт.

По его словам, вряд ли кандидатам на должности пилотов в S7 удалось бы просто «пропустить» такой пункт при приеме, как медицинская комиссия. Врачи не рискнули бы взять на себя ответственность и допустить непроверенного человека за штурвал самолета. Поскольку именно врачи в случае авиакатастрофы будут привлечены к уголовной ответственности и отвечать по всей строгости закона.




комментарии (0):











Материалы рубрики

Мария Рубникович
РИА "Новости"
"Это будет вершиной нашего двигателестроения". Как санкции сказались на авиации
Анастасия Львова
Известия
Запчастный случай: в РФ создадут мегакомплекс по выпуску деталей для авиадвигателей
Артём Кореняко
РБК
В России сократилось число аэропортов-миллионников
Анастасия Львова
Известия
Взлет и снижение: авиаперелеты подорожали максимальными за 14 лет темпами
Яна Штурма, Катерина Медведева
Известия
Зло употребили: топ-менеджеры космической отрасли погорели на поставках в США
Яна Штурма, Анастасия Львова
Известия
Положили на крыло: дело о коррупции в S7 дошло до суда
Ольга Коленцова
Известия
Между небом и Луной: чем болели астронавты во время миссии «Аполлон-12»
Мария Васильева
Известия
Свои документы: Мексика хочет ввести безвиз для граждан России



Василий Кучушев 
ТАСС
От тарана до гиперзвука. Ко Дню российской авиации ПВО
Илья Словесный
Деловой Петербург
Почва для тревоги: санкции заставили россиян переживать за безопасность полётов
Ольга Коленцова
Известия
Взлет свысока: разработан беспилотник для запуска сверхлегких ракет
Василий Кучушев, Роман Азанов
ТАСС
Царь-вертолет Ми-26. Где пригодится новая модификация самой грузоподъемной машины в мире
Анастасия Львова, Максим Талавринов
Известия
Западные части: в России узаконили каннибализацию самолетов
Артём Кореняко, Тимофей Дзядко
РБК
Власти раскрыли цену новых самолетов Superjet и МС-21 для «Аэрофлота»
Роман Азанов 
ТАСС
"Мастер простых решений". Самые известные самолеты Ильюшина
Михаил Котов
ТАСС
NASA пугает китайской лунной экспансией: кому это выгодно
Любовь Лежнева, Анастасия Львова
Известия
Полетное бремя: Путин раскритиковал Минпромторг за отсутствие авиаконтрактов
Анастасия Львова
Известия
Ну и путь: авиабилеты за границу на 2023 год подорожали вдвое
Игорь Маринин
Роскосмос, журнал "Русский космос"
Наедине с пространством

ОАК
Технологии новой генерации
Евгений Никтовенко
Аргументы и Факты
Взлёт разрешен. 90% самолетов-иномарок получили российские сертификаты
Анастасия Львова
Известия
Винт ушами: в РФ сертифицируют первый беспилотный вертолет
Ольга Самофалова
Взгляд
Новый авиадвигатель обеспечит технологический суверенитет России
Екатерина Москвич, Екатерина Адамова, Дмитрий Петелин 
ТАСС
Санкции, рекорды, разгерметизация и взаимовыручка: 2022 год для космической отрасли
Кирилл Комаров
Профиль
Открытие дракона: как снятие ограничений в КНР может повлиять на мировой туризм
Анастасия Львова
Известия
Махнулись крылом: иностранные перевозчики стали использовать самолеты РФ
Ольга Коленцова
Известия
Сверхвысокая кухня: что может быть на столе космонавтов в новогоднюю ночь
Анастасия Львова
Известия
Подставить на поток: всё больше авиакомпаний отменяют рейсы в Египет
Валерий Кодачигов
Известия
Залог частоты: для дронов могут выделить специальный диапазон
Михаил Котов
ТАСС
Зарождение ураганов, сбор урожая и экономия энергии. Зачем еще нужны данные из космоса?
Максим Талавринов, Анастасия Платонова, Анастасия Львова
Известия
Отменное качество: авиакомпания iFly может прекратить полеты в Египет
Антон Погорельский
РБК
Выше преград: новая веха развития беспилотной воздушной доставки в России
Игорь Маринин
Роскосмос
Каким он был парнем

Ростех
Есть только «МиГ»
Анастасия Львова, Максим Талавринов, Анастасия Платонова
Известия
Вал ожидания: авиабизнес просит заселять пассажиров в отели по загранпаспорту
Мохаммад Ахмад Аль-Джабер
Интерфакс
ОАЭ выступает за использование космического пространства исключительно в мирных целях
Евгений Гайва
Российская газета
Западные авиакомпании задумались о возобновлении полетов над Россией
Ольга Коленцова
Известия
Жар не сломит: новое покрытие повысит срок службы двигателей самолетов
Дмитрий Корнев
Известия
Призрак поколений: в США представили стратегический бомбардировщик B-21 Raider
Дмитрий Хазанов
ТАСС
Французский полк в советском небе: как воевали летчики “Нормандии-Неман”
Максим Талавринов, Ксения Набаткина
Известия
Вирусная инспекция: Роспотребнадзор готовит авиакомпании к лихорадке Эбола
Анастасия Львова
Известия
Дронный номер: в РФ разрешат управлять беспилотниками без спецобучения
Кирилл Коротеев
Forbes
Незаконченная история: какими будут правовые последствия приговора по делу рейса MH17
Андрей Злобин
Forbes
Авиакомпании попросили разрешить полеты с одним пилотом для снижения расходов
Мария Перевощикова, Анастасия Львова
Известия
Задронировать место: в РФ хотят строить дома с площадками для беспилотников
Ольга Коленцова
Известия
Полная безударность: в РФ делают систему упреждения столкновения дронов
Вера Костамо 
ТАСС
Крыло с белой звездой. Как бомбардировщики Второй мировой снова оказались в небе
Дмитрий Хазанов
ТАСС
Советская авиация над Сталинградом: как люфтваффе утратило господство в воздухе
Михаил Котов
ТАСС
Самые засекреченные космопланы: от советских истоков к американскому Boeing X-37B

Ростех
Летать по-русски: Ростех развивает систему бронирования авиабилетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer