Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Взлет и снижение: авиаперелеты подорожали максимальными за 14 лет темпами


25 января 2023 года Анастасия Львова, Известия


Стоимость полетов по России в экономклассе увеличилась за 2022 год максимальными за 14 лет темпами, выяснили «Известия». По данным источников в трех крупных агрегаторах, рост составил 8–14%. По информации Росстата, цены поднялись на 11%: в декабре 2021-го средняя стоимость авиабилетов на 1 тыс. км пути составила 5482,2 рубля, а в декабре 2022-го — 6096,9 рубля. В ФАС же, напротив, считают, что цены перелетов за год не выросли. Эксперты объяснили расхождение в данных разными методологиями подсчета у ведомств. При этом на фоне увеличения стоимости снизилось качество услуг, предоставляемых авиакомпаниями, отмечают специалисты.

Рекордный рост

Средняя стоимость авиабилетов на рейсы по России выросла в прошлом году на 8–14% по сравнению с 2021-м, рассказали «Известиям» источники в трех крупных сервисах по бронированию. По данным Росстата, стоимость полета в экономклассе на 1 тыс. км пути повысилась на 11%: в декабре 2021-го он обходился в 5482,2 рубля, а в декабре 2022-го — уже 6096,9.

Это максимальные за последние 14 лет темпы роста средних цен в течение одного года, подсчитали «Известия» на основе данных Федеральной статистической службы. В 2008-м перелеты в экономе за год подорожали на 34%. При этом в августе 2022-го цены почти достигли абсолютного значения — поднялись до 6621 рубля при максимуме в 6892,51 (был зафиксирован в августе 2010 года).

Глава Минтранса Виталий Савельев в конце ноября со ссылкой на данные Федеральной антимонопольной службы (ФАС) заявлял, что цены на авиабилеты в РФ в прошлом году сохранились на уровне 2020–2021 годов и снизились на 6,5% относительно уровня 2019 года.

В пресс-службе Минтранса отказались от комментариев. В Росстате подтвердили корректность подсчетов «Известий». Там также уточнили, что, согласно индексу потребительских цен (рассчитывается иначе, нежели динамика средних цен), авиаперелеты в 2022 году подорожали на 19,2%, и это тоже самое значительное повышение индекса по этой услуге с 2008-го.

Расхождение в методиках

По данным ФАС, цены на авиабилеты в России в 2022 году, напротив, снизились на 13–16% по сравнению с 2021-м.

— По данным за январь-ноябрь, средневзвешенная стоимость перевозки одного пассажира в 2022 году в салоне экономического класса на внутренних линиях в одном направлении протяженностью 1 тыс. км составила 4700 рублей (в 2021-м — 5600, в 2020-м — 4900), в направлении протяженностью 3 тыс. км — 8700 рублей (в 2021-м — 10000, в 2020-м — 9500), — сообщили «Известиям» в пресс-службе ФАС.

Данные за декабрь 2022 года еще не обработаны, уточнили в ведомстве.

Там пояснили, что служба проводит ежемесячный мониторинг стоимости авиабилетов — также в экономклассе и на рейсах только по России. При этом ФАС рассчитывает средневзвешенные тарифы по каждому маршруту, а не выборочно. В расчет берутся субсидированные тарифы, безбагажные, а также реализованные с различными скидками.

Как пояснил «Известиям» директор группы корпоративных рейтингов аналитического агентства АКРА Александр Гущин, определение динамики цен на авиабилеты — непростая задача, нужно учитывать много факторов.

— Во-первых, может меняться структура перевозок по маршрутам от дешевых направлений к более дорогим и наоборот. Во-вторых, может сказываться изменение глубины продаж билетов. Разный учет этих и многих других факторов и мог привести к различным результатам у разных ведомств. В условиях ограниченной информационной прозрачности сектора очень сложно оценить, чей расчет ближе к истине, — сообщил эксперт.

По его мнению, наиболее корректную картину может дать оценка динамики выручки авиакомпаний от пассажирских перевозок (и других услуг, которые так или иначе включены в стоимость билета) в расчете на 1 пассажиро-километр. При этом официальная статистика по перевозкам не публикуется Росавиацией с марта прошлого года, а некоторые авиакомпании перестали раскрывать и квартальные отчеты с данными о выручке.

Младший директор корпоративных рейтингов Национального рейтингового агентства Алла Юрова отметила, что рост цен на билеты за год на 11% соответствует уровню инфляции, то есть в реальном выражении повышение средней цены отсутствует. По данным Росстата, инфляция по итогам 2022 года составила 11,94%.

В пресс-службе «Аэрофлота» «Известиям» сообщили, что средний сложившийся тариф на перевозку экономклассом за 2022 год по внутрироссийской маршрутной сети компании «удержался на уровне всего на 1,3% выше, чем в 2021 году». Этот тариф рассчитывается уже по факту завершения контрольного периода (2022 года) как отношение полученных доходов от авиаперевозки к количеству перевезенных пассажиров и сравнивается с аналогичным показателем за аналогичный период прошлого года.

При этом по отдельным направлениям тарифы на перевозку даже снизились, добавили в компании. Например, на рейсах из Москвы в Санкт-Петербург, Самару, Саратов, Красноярск, Омск и Уфу (на 2–21,4%).

«Известия» направили запросы в другие топ-5 авиакомпаний.

В 2023 году авиабилеты продолжат дорожать, так как предпосылок для смены тренда пока не наблюдается, уточнили «Известиям» отраслевые эксперты.

— По нашим оценкам, маловероятно, что цены будут снижаться, но и стремительного удорожания АКРА не ожидает. Среднее повышение стоимости в 2023 году может быть незначительно больше общего уровня инфляции в экономике, — добавил Александр Гущин.

Среди влияющих на рост цен факторов эксперт перечислил удорожание топлива, рост процентных ставок и сложную ситуацию с флотом у авиакомпаний.

При сохранении внешних условий рост тарифов на авиабилеты в 2023 году может быть менее существенным, чем в 2022-м — на фоне высокой конкуренции на внутреннем рынке и слабой динамики доходов населения, считает Алла Юрова.

Сервис на борту

Несмотря на рост цен, качество услуг на борту самолетов российских авиакомпаний не улучшилось, отмечают эксперты. Главный редактор отраслевого портала FrequentFlyers.ru Илья Шатилин напомнил, что около месяца на борту «Аэрофлота» не работала стриминговая система развлечений. Сейчас она функционирует только в части парка перевозчика, а на рейсах авиакомпаний «Россия» и S7 не действует.

По части бортпитания все негативные изменения произошли еще до 2022 года, добавил эксперт, а замена «одной шипучки на другую», или Coca-Cola на «Байкал», носит имиджевый характер и не считается ухудшением — для кого-то это даже улучшение.

— Сервис лучше не стал, где-то удалось сохранить прежние стандарты, но в большей части произошли сокращение питания или замена на более бюджетные варианты (бутерброды на фитнес-батончик), отказ от вин для бизнес-класса, невозможность пользоваться всеми сервисами в привычном формате из-за перехода на отечественную систему бронирования, — рассказал глава Общероссийского объединения пассажиров (ООП) Илья Зотов.

По словам одного из клиентов «Аэрофлота» — держателя платиновой бонусной карты перевозчика, сейчас у компании не работает так называемый консьерж-сервис (личный ассистент привилегированных пассажиров, который должен быть на связи круглосуточно). По задумке, он должен помогать в оформлении авиабилетов, бронировании мест в отелях и ресторанах в путешествии. Кроме того, ряд клиентов «Аэрофлота» рассказал, что после перехода перевозчика на новую систему бронирования до сих пор не всегда доступна опция выбора места при онлайн-регистрации.

Илья Зотов надеется, что ситуация постепенно выправится, требуется время на отладку всех процессов в работе новых российских IT-продуктов в сфере авиации.

Недавно на снижение качества обслуживания пассажиров обратила внимание и Росавиация. Федеральное агентство направило руководителям авиакомпаний письмо с просьбой следить за культурой речи и поведением пилотов и бортпроводников, писал «Коммерсант». Ведомство стало всё чаще получать жалобы пассажиров о ненадлежащем соблюдении стандартных операционных процедур экипажами самолетов и использовании ненормативной лексики.

«Аэрофлот», конечно, не превратится в лоукостер, заключил Илья Шатилин, но общемировой тренд таков, что и полносервисные авиакомпании ради конкуренции с лоукостерами запускают дешевые тарифы без включенных услуг вроде багажа или питания.


СПРАВКА «ИЗВЕСТИЙ»
Росстат еженедельно наблюдает за динамикой стоимости авиабилетов для расчета показателя «Полет в салоне экономического класса самолета, в расчете на 1 тыс. км пути». Этот показатель учитывается при расчете индекса потребительских цен в стране. В мониторинг ведомства попадают только билеты на рейсы по России, уточнили «Известиям» в пресс-службе Росстата. Специалисты отслеживают цены как по интернету, так и приезжая в билетные кассы в аэропортах вылета.

В обзор попадают билеты как минимум на три-пять рейсов в день закупки. Среди полетов выбирают те, что пользуются наибольшей популярностью у пассажиров, и тарифы, по которым покупается большинство билетов (как правило, средней ценовой категории). При расчетах не учитываются билеты, продаваемые с индивидуальными скидками.




комментарии (0):











Материалы рубрики

Михаил Котов
ТАСС
Кладбища космических масштабов: куда направили "Прогресс"
Светлана Латынина
ТАСС
"Небо в человеке запрограммировано". Как любой желающий может попасть в глубокий космос
Василий Кучушев
ТАСС
Первый русский гидроплан. Как инженер Григорович научил лодку летать и воевать
Ольга Коленцова
Известия
Дальше — дольше: судьбу МКС решат на закрытом совете конструкторов 6 февраля
Екатерина Адамова 
ТАСС
Командиры эскадрилий. Как в Москве учат операторов беспилотников по уникальной методике
Мария Колобова
Известия
Курс на рубль: Turkish Airlines снова принимает к оплате российские карты
Кирилл Комаров
Профиль
Вот новый разворот: прекратит ли Турция принимать "российские" Boeing
Дмитрий Струговец
Известия
Путь самурая



Ольга Коленцова
Известия
Сфера интересна: в России спроектирован планетоход для изучения Венеры
Артём Кореняко, Петр Канаев, Денис Ворошилов
РБК
Турция заявила о рисках обслуживания лайнеров "Аэрофлота" и Абрамовича
Анастасия Львова
Известия
Полетный проект: учебные самолеты Минобороны планируют отдать под региональные перевозки
Софья Смирнова
Известия
Летать охота: правительство продлило программу авиаперелетов на Дальний Восток еще на три года
Мария Рубникович
РИА "Новости"
"Это будет вершиной нашего двигателестроения". Как санкции сказались на авиации
Анастасия Львова
Известия
Запчастный случай: в РФ создадут мегакомплекс по выпуску деталей для авиадвигателей
Артём Кореняко
РБК
В России сократилось число аэропортов-миллионников
Анастасия Львова
Известия
Взлет и снижение: авиаперелеты подорожали максимальными за 14 лет темпами
Яна Штурма, Катерина Медведева
Известия
Зло употребили: топ-менеджеры космической отрасли погорели на поставках в США
Яна Штурма, Анастасия Львова
Известия
Положили на крыло: дело о коррупции в S7 дошло до суда
Ольга Коленцова
Известия
Между небом и Луной: чем болели астронавты во время миссии «Аполлон-12»
Мария Васильева
Известия
Свои документы: Мексика хочет ввести безвиз для граждан России
Василий Кучушев 
ТАСС
От тарана до гиперзвука. Ко Дню российской авиации ПВО
Илья Словесный
Деловой Петербург
Почва для тревоги: санкции заставили россиян переживать за безопасность полётов
Ольга Коленцова
Известия
Взлет свысока: разработан беспилотник для запуска сверхлегких ракет
Василий Кучушев, Роман Азанов
ТАСС
Царь-вертолет Ми-26. Где пригодится новая модификация самой грузоподъемной машины в мире
Анастасия Львова, Максим Талавринов
Известия
Западные части: в России узаконили каннибализацию самолетов
Артём Кореняко, Тимофей Дзядко
РБК
Власти раскрыли цену новых самолетов Superjet и МС-21 для «Аэрофлота»
Роман Азанов 
ТАСС
"Мастер простых решений". Самые известные самолеты Ильюшина
Михаил Котов
ТАСС
NASA пугает китайской лунной экспансией: кому это выгодно
Любовь Лежнева, Анастасия Львова
Известия
Полетное бремя: Путин раскритиковал Минпромторг за отсутствие авиаконтрактов
Анастасия Львова
Известия
Ну и путь: авиабилеты за границу на 2023 год подорожали вдвое
Игорь Маринин
Роскосмос, журнал "Русский космос"
Наедине с пространством

ОАК
Технологии новой генерации
Евгений Никтовенко
Аргументы и Факты
Взлёт разрешен. 90% самолетов-иномарок получили российские сертификаты
Анастасия Львова
Известия
Винт ушами: в РФ сертифицируют первый беспилотный вертолет
Ольга Самофалова
Взгляд
Новый авиадвигатель обеспечит технологический суверенитет России
Екатерина Москвич, Екатерина Адамова, Дмитрий Петелин 
ТАСС
Санкции, рекорды, разгерметизация и взаимовыручка: 2022 год для космической отрасли
Кирилл Комаров
Профиль
Открытие дракона: как снятие ограничений в КНР может повлиять на мировой туризм
Анастасия Львова
Известия
Махнулись крылом: иностранные перевозчики стали использовать самолеты РФ
Ольга Коленцова
Известия
Сверхвысокая кухня: что может быть на столе космонавтов в новогоднюю ночь
Анастасия Львова
Известия
Подставить на поток: всё больше авиакомпаний отменяют рейсы в Египет
Валерий Кодачигов
Известия
Залог частоты: для дронов могут выделить специальный диапазон
Михаил Котов
ТАСС
Зарождение ураганов, сбор урожая и экономия энергии. Зачем еще нужны данные из космоса?
Максим Талавринов, Анастасия Платонова, Анастасия Львова
Известия
Отменное качество: авиакомпания iFly может прекратить полеты в Египет
Антон Погорельский
РБК
Выше преград: новая веха развития беспилотной воздушной доставки в России
Игорь Маринин
Роскосмос
Каким он был парнем

Ростех
Есть только «МиГ»
Анастасия Львова, Максим Талавринов, Анастасия Платонова
Известия
Вал ожидания: авиабизнес просит заселять пассажиров в отели по загранпаспорту
Мохаммад Ахмад Аль-Джабер
Интерфакс
ОАЭ выступает за использование космического пространства исключительно в мирных целях
Евгений Гайва
Российская газета
Западные авиакомпании задумались о возобновлении полетов над Россией
Ольга Коленцова
Известия
Жар не сломит: новое покрытие повысит срок службы двигателей самолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer