Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Всем «Наука»: почему аварии на МКС происходят всё чаще


10 октября 2023 года Мария Недюк, Ольга Коленцова, Известия


Утечка теплоносителя из внешнего контура радиатора, которая произошла 9 октября на модуле «Наука» российского сегмента МКС, не привела к серьезным последствиям, заверили в «Роскосмосе». Температурный режим на станции комфортный, экипаж продолжает тренировки, эксперименты откладывать не пришлось. Эксперты отмечают, что причин у внештатной ситуации может быть несколько: удар микрометеора, механические повреждения и даже действия космонавтов. Что именно произошло с технической точки зрения, экспертной группе госкорпорации еще предстоит выяснить. Однако, специалисты утверждают, что в дальнейшем поломок меньше не станет из-за внушительного срока эксплуатации станции. Причем они могут происходить как на российском, так и на американском сегментах.

Еще одна авария

Утечка теплоносителя из внешнего (резервного) контура радиатора многоцелевого лабораторного модуля «Наука» российского сегмента МКС не отразилась на жизни экипажа, никакие эксперименты не откладывались, сообщил в официальном Telegram-канале «Роскосмоса» замначальника ЦПК им. Ю. А. Гагарина, командир отряда космонавтов Олег Кононенко. По его словам, сейчас на станции температурный режим комфортный, космонавтам не запретили заниматься на беговой дорожке, все упражнения выполнены в полном объеме.

«Основной контур терморегулирования модуля работает в штатном режиме и обеспечивает комфортные условия в жилой зоне модуля. Экипажу и станции ничего не угрожает. Продолжается работа главной оперативной группы управления по анализу текущей ситуации», — указано в официальном сообщении госкорпорации.

Вечером 9 октября стало известно, что на модуле «Наука» произошла утечка теплоносителя из внешнего контура радиатора, который был доставлен на станцию в 2012 году.

Первыми об аварии сообщили специалисты NASA в трансляции. «Мы видим хлопья снаружи станции, нужно, чтобы кто-то из экипажа перешел в Cupola (модуль американского сегмента МКС, — «Известия»), посмотрел в сторону хвостовой части станции, через иллюминаторы 5 или 6, и подтвердил бы, видит ли он какие-либо хлопья»,— сказал специалист NASA.

«Да, из радиатора на модуле «Наука» происходит утечка», — сообщила астронавт NASA Жасмин Могбели, которая сейчас находится на станции.

15 декабря 2022 года на корабле «Союз-22» в российском сегменте МКС произошла разгерметизация внешнего контура системы охлаждения.

Нынешняя ситуация на первый взгляд похожа на проблему с «Союзом», когда был поврежден радиатор системы терморегулирования, рассказал «Известиям» ведущий научный сотрудник Института космических исследований РАН Натан Эйсмонт. Тогда был сделан вывод, что это произошло вследствие удара метеорита (хотя это мог быть и фрагмент космического мусора).

— Напомню, что для повреждения системы терморегулирования достаточно частицы размером в миллиметр. Таких частиц в околоземном пространстве более ста тысяч. Кстати, в связи с наступлением максимума солнечной активности поток частиц, приходящих сверху в слои атмосферы, где летает МКС, возрос в разы. Может быть, мы наблюдаем последствия этого явления, — подчеркнул ученый.

По его словам, пока информация о случившемся носит сильно неполный характер. Говорится о проблемах с внешним контуром системы. Насколько удастся справиться с теплорегулированием в модуле при снижении характеристик системы, сейчас сказать трудно.

Космический холодильник

Задача дополнительного радиационного теплообменника — рассеивание избыточного тепла, выделяемого при работе научной аппаратуры, размещенной на универсальных рабочих местах (стойки для научной аппаратуры) внутри модуля «Наука». Принцип работы радиатора, как у обычного холодильника: с помощью жидкости, циркулирующей по трубкам, забирать тепло из горячих мест и отводить тепло в космическое пространство. Без работы дополнительного радиационного теплообменника количество тепла, сбрасываемого с модуля «Наука» сократится на треть, сообщил «Известиям» источник, близкий к «Роскосмосу».

— В такой ситуации можно запаниковать, потому что это показатель не обеспечивает штатный температурный режим работы модуля «Наука» в составе станции, то есть там будет жарко. Однако, это расчеты для максимальной загрузки модуля работающей научной аппаратурой, — сказал источник. — В реальности же из-за того, что модуль долго готовили к запуску, научная аппаратура, которую хотели поставить раньше, устарела, а новая, либо ждет запуска, либо еще находится в производстве.

Учитывая, что научной аппаратуры в модуле сейчас немного, дефицит отвода тепла не так страшен. А с бытовыми нуждами справляется штатная система обеспечения теплового режима, подчеркнул собеседник «Известий».

Если говорить о причинах повреждения, то надо подождать фотографий или видеосъемки, которую постараются провести с помощью рук-манипуляторов, имеющихся на станции, уверены опрошенные специалисты. Это может быть пробитие радиатора микрометеороидом или космическим мусором.

Причина может быть и в так называемой «усталости металла» (радиатор провел в космосе 13 лет), либо механическом повреждении, подчеркнул источник. По его словам, радиатор состоит из трех секций, которые соединены гибкими трубками. Что стало с ними за это время в космосе и как они пережили развертывание в мае 2023 года — неизвестно, хотя механическое повреждение, естественно, проявилось бы сразу.

Лавинообразный выход

Еще одна версия, высказанная источником, — повреждения могли вызвать действия космонавтов при монтаже (небольшой удар, который привел к образованию микротрещины, а она, в свою очередь, под внутренним давлением и циклом нагрева и охлаждения в космосе могла расшириться).

— В итоге ничего страшного не произошло, для экипажа и работы станции эта поломка не представляет опасности. Выяснят причину — будут думать над способами ремонта. Однако, напомню слова руководителя полетом Российского сегмента МКС, Героя Советского Союза Владимира Соловьёва, сказанные им несколько лет назад на заседании Совета РАН по космосу: «После 2025 года мы прогнозируем лавинообразный выход из строя многочисленных элементов на борту МКС», — подчеркнул источник.

Соответственно, с каждым годом на МКС возможно все больше и больше подобных ситуаций — это подтверждается отчетами Центра подготовки космонавтов, отметил источник.

— Количество времени, которое российский экипаж проводит за обслуживанием и ремонтом станции, становится всё больше. В свое время научный сотрудник Центра Владимир Ярополов вывел закономерность: чем больше станция, тем больше космонавты заняты ее обслуживанием, а не наукой. Накладываем размеры станции на срок ее эксплуатации и видим, что просто пришло время подумать о замене, — сказал он.

К тому же, как отметил эксперт по космосу Илья Овчинников, на американском сегменте также регулярно происходят аварии. Например, в 2016 ломался туалет на американском сегменте, в 2017 году произошла утечка аммиака с хлопьями, а в 2020 году ситуация с аммиаком повторилась.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Евгения Бородина
Известия
Взлет заглушаю: что облегчит длинный перелет
Юлия Леонова, Владимир Матвеев
Известия
Первый в классе: спущен на воду учебный корабль для вертолетчиков
Наталья Башлыкова, Максим Талавринов
Известия
Экономь-класс: ФАС попросили проверить рост стоимости авиабилетов
София Прохорчук, Яна Штурма
Известия
Раздор полетов: почему пассажиры «Аэрофлота» не попали на рейсы
Анастасия Морозова
Forbes
Bloomberg узнал о сложностях с покупкой Boeing своей бывшей «дочки» Spirit
Валерия Лобко
Российская газета
Взглянуть в небо: Регионы оценят по уровню развития беспилотников
Татьяна Серебрякова
HotLine.travel
Может ли скандал вокруг Turkish Airlines привести к ограничению рейсов в Россию
Яна Штурма, Ксения Набаткина, Валерия Мишина
Известия
Владивосточное время: куда полетят россияне этим летом



Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Первый аэропорт в Карачаево-Черкесии построят «Аэропорты регионов»
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность
Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»
Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Леса просят дронов. Авиалесоохрана ищет деньги на закупку БАС

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer