Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Персидский мотив: Иран может войти в состав участников МАК


4 октября 2023 года Анастасия Львова, Известия


Иран может войти в состав Межгосударственного авиационного комитета (МАК). В таком шаге заинтересованы авиавласти страны, рассказал «Известиям» председатель МАК Олег Сторчевой. Несмотря на то что организация образована еще в 1991 году, пока прецедентов вхождения новых членов в МАК не было. Основными функциями организации остаются расследование авиакатастроф, а также сертификация авиатехники. О том, что даст Ирану подключение к Комитету и нужно ли это России, — в материале «Известий».

Новый союзник

Такое предложение было выработано в ходе переговоров с авиационными властями Ирана, прошедших весной этого года, уточнил Олег Сторчевой.

— Иранские коллеги выразили заинтересованность в присоединении к соглашению. Эта возможность будет обсуждаться Советом полномочных представителей государств-участников, после чего МАК будет готовить соответствующую нормативно-правовую базу, — сообщил председатель МАК.

Соглашение открыто для присоединения и других стран, уточнил он. А подключение Ирана может стать хорошей основой для расширения регионального сотрудничества в области гражданской авиации и обеспечения безопасности полетов.

Использование единых подходов, нормативно-правовой базы в области летной годности, сертификации авиационной техники, обмена опытом в области расследования авиационных происшествий может дать синергетический эффект и позволит обеспечить более эффективное совместное использование ресурсов Ирана и других стран – участниц МАК для развития отрасли авиации, инфраструктуры, авиастроения.

В Иране авиаотрасль сегодня развивается очень интенсивно, расширяется взаимодействие этой страны и с государствами нашего региона, объяснил Олег Сторчевой.

С момента основания МАК пока не было прецедентов, когда новое государство собиралось бы вступить в организацию. Комитет как исполнительный орган Соглашения был образован в 1991 году. Тогда его подписали 12 стран из числа бывших республик СССР и МАК появился как правопреемник нескольких ведомств бывшего СССР по вопросам, связанным с гражданской авиацией.

Сейчас в МАК кроме России входят Азербайджан, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Молдова, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан. Грузия вышла из соглашения одновременно с прекращением членства в СНГ в 2009 году, Украина — в 2021 году.

«Известия» направили запрос в посольство Ирана в РФ, с также в Минтранс России.

Полномочия МАК

МАК — надгосударственная организация в области гражданской авиации. Но его полномочия каждая страна-участница определяет самостоятельно.

В России Межгосударственный авиационный комитет исторически занимался расследованием авиапроисшествий и катастроф, а его филиал — Авиарегистр МАК (АРМАК) — сертификацией авиационной техники. В 2015 году тогдашний премьер-министр Дмитрий Медведев лишил МАК функций и прав по сертификации — они были распределены между Росавиацией, Минтрансом и Минпромторгом (в зависимости от вида авиации).

Много лет Росавиации и МАК конкурировали за разработчиков и конфликтовали по этому поводу. По данным трех источников «Известий», Авиарегистр МАК и сейчас продолжает принимать и обрабатывать заявки разработчиков на те или иные виды сертификационных работ. Прежде всего, в сертификате МАК заинтересованы производители, которые планируют продавать свои суда на внешних рынках — в странах СНГ, говорит один из собеседников «Известий».

— Зарубежные коллеги понимают и признают ценность документа, который выдает АРМАК. Им важно получить сертификат именно этой организации — на его основании они готовы санкционировать эксплуатацию воздушных судов, — объяснил источник.

В январе этого года впервые с момента образования органа сменилось и его руководство — место многолетнего президента МАК Татьяны Анодиной занял бывший замруководителя Росавиации Олег Сторчевой. Со сменой руководства в МАК произошли некоторые кадровые изменения, упразднена часть руководящих должностей, рассказал источник «Известий» в этой структуре. Теперь комитет планирует расширять сотрудничество с Международной организацией гражданской авиации (ИКАО, входит в структуру ООН), членами которой числятся 193 страны мира.

В 2022 году после введения санкций против авиаотрасли РФ, спешной перерегистрации самолетов западных лизингодателей в российском реестре и сохранения их регистрации на Бермудах и в Ирландии ИКАО поставила России так называемый красный флажок по безопасности полетов. Он сигнализирует беспокойство органа по поводу способности властей должным образом контролировать воздушные суда, находящиеся под её юрисдикцией. Кроме России такую пометку от ИКАО имеет Бутан. Росавиация считает эти действия политически мотивированными, рассказывал в интервью РБК бывший глава агентства Александр Нерадько.

Дали знак

Присоединение Ирана к МАК — это, безусловно, позитивный знак, уверен исполнительный директор «Авиапорта» Олег Пантелеев. Изначально МАК создавался, чтобы представительствовать в регионе, влиять на выработку мировой политики в области авиации и сертификационных требований.

— По сути, МАК — это и инструмент защиты рынка и отстаивания своих интересов в условиях активной экспансии западных производителей. К сожалению, пока в полной мере добиться всех целей в этой части не удалось. Сейчас есть второй шанс, — говорит эксперт.

Но партнерство с Ираном будет взаимовыгодным: этой стране удалось в условиях международной изоляции научиться самостоятельно ремонтировать, обслуживать западную авиатехнику, России предстоит этому научиться. С другой стороны, Иран не обладает компетенциями в создании собственной гражданской авиатехники — с этим Россия, напротив, сможет помочь.

Вместе с тем, продолжает Олег Пантелеев, России сейчас важно сохранять взаимодействие и с глобальными авиационными организациями, органами, прежде всего ИКАО. МАК, будучи надгосударственной структурой, не попавшей в опалу ИКАО, отлично подходит для этой роли, заключил эксперт.

Вступление в МАК больше нужно самому Ирану, считает главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров. Основная роль комитета все-таки — это расследование авиапроисшествий. В некоторых странах мира нет своих специалистов, которые бы занимались расследованиями таких кейсов, как с самолетами Airbus и Boeing. Тогда они просто привлекают экспертов европейского или американского регуляторов (EASA и FAA). Аналогично к полетам в разных странах допускается техника, сертифицированная этими органами. Иран, вероятно, не хочет подпадать под политическое влияние этих органов, предположил эксперт.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Евгения Бородина
Известия
Взлет заглушаю: что облегчит длинный перелет
Юлия Леонова, Владимир Матвеев
Известия
Первый в классе: спущен на воду учебный корабль для вертолетчиков
Наталья Башлыкова, Максим Талавринов
Известия
Экономь-класс: ФАС попросили проверить рост стоимости авиабилетов
София Прохорчук, Яна Штурма
Известия
Раздор полетов: почему пассажиры «Аэрофлота» не попали на рейсы
Анастасия Морозова
Forbes
Bloomberg узнал о сложностях с покупкой Boeing своей бывшей «дочки» Spirit
Валерия Лобко
Российская газета
Взглянуть в небо: Регионы оценят по уровню развития беспилотников
Татьяна Серебрякова
HotLine.travel
Может ли скандал вокруг Turkish Airlines привести к ограничению рейсов в Россию
Яна Штурма, Ксения Набаткина, Валерия Мишина
Известия
Владивосточное время: куда полетят россияне этим летом



Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Первый аэропорт в Карачаево-Черкесии построят «Аэропорты регионов»
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность
Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»
Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Леса просят дронов. Авиалесоохрана ищет деньги на закупку БАС

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer