Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Аудиторы нашли у «Авроры» нарушения в программе субсидируемых рейсов


30 ноября 2023 года Анастасия Львова, РБК


Счетная палата выявила нарушения и недочеты при распределении субсидий на поддержку авиарейсов на Дальнем Востоке. Авиакомпания «Аврора» не выполняет часть рейсов, получая господдержку

Счетная палата подготовила отчет по итогам аудита мер господдержки малой авиации: в нем аудиторы в том числе анализировали выделение субсидий на выполнение рейсов по социально значимым маршрутам в Дальневосточном федеральном округе (ДФО). Речь идет о госсредствах, предусмотренных постановлением № 1172. РБК ознакомился с материалами отчета. Проверка проводилась в январе—августе этого года, анализировалось использование субсидий в 2022-м и за истекший период 2023 года.

Какие нарушения нашли у «Авроры»

Палата пришла к выводу, что дальневосточная авиакомпания «Аврора» регулярно не выполняет заявленное количество рейсов по некоторым маршрутам, на которые получает субсидию: «Это не позволяет обеспечить необходимый уровень доступности льготных авиаперевозок для населения. По итогам 2021 года по отдельным маршрутам не выполнено 327 рейсов, в 2022 году — 1516 рейсов (или 32,4% от заявленной льготной программы)».

Например, «Аврора» совсем не выполняла рейсов по маршруту Красноярск — Комсомольск-на-Амуре (должна была выполнить 124 рейса), по маршруту Улан-Удэ — Агинское (план — 90 рейсов); лишь 72 рейса из запланированных 282 выполнено по маршруту Анадырь — Петропавловск-Камчатский, 90 из запланированных 300 полетов на направлении Комсомольск-на-Амуре — Южно-Сахалинск.

Вместе с тем «Аврора» в 2022 году получила от Росавиации субсидии на 1,06 млрд руб. на рейсы, не предусмотренные к выполнению соглашением с ведомством, следует из отчета палаты. Таким образом, по одним заявленным направлениям с субсидией перевозчик летает меньше, чем положено, по другим — больше.

Какие еще проблемы нашли аудиторы

Само соглашение о выделении господдержки между Росавиацией и «Авророй» составлено с нарушениями: в документе отсутствует такой показатель, как количество рейсов по конкретным маршрутам, которое необходимо выполнить для достижения результата программы. «Это не позволяет оценить достижение значения показателя, необходимого для достижения результата», — заключили в палате. Кроме того, с сентября прошлого года кабмин исключил из правил норму об ответственности перевозчиков (возврат средств в бюджет) за недостижение показателей. Поэтому ответственность не была установлена и в соглашении о выделении субсидии на 2023 год.

Проверка также показала, что «Аврора» своевременно не запускала продажу билетов по части субсидируемых рейсов. Она должна быть открыта спустя пять дней после подписания договора. «Отсутствие в продаже билетов на субсидируемые рейсы в количестве, установленном соглашением на 2023 год, оказывает негативное влияние на решение задачи по обеспечению воздушных перевозок пассажиров по социально значимым маршрутам ДФО. Указанный факт свидетельствует о ненадлежащем контроле Росавиации за соблюдением АО «Авиакомпания «Аврора» порядка предоставления субсидии», — говорится в отчете.

Отдельно Счетная палата напомнила, что по поручению первого вице-премьера Андрея Белоусова еще от 2021 года кабмин должен был согласовать финмодель объединенной «Авроры» (в состав авиакомпании вошло еще четыре региональных перевозчика округа). На дату завершения проверки согласованная концепция в правительство представлена не была.

Согласно параметрам актуальной сейчас финмодели, уровень рентабельности субсидируемых авиаперевозок должен составлять 0%. Но по итогам 2022 года чистая прибыль «Авроры» от данного вида деятельности составила 779,6 млн руб., или 13,2% суммы субсидии. Проблемным является и вопрос завышения суммы необходимой поддержки в момент ее расчета, так как он производится с учетом парка «Авроры», а фактически рейсы могут выполнять другие перевозчики по код-шеринговым соглашениям (одна авиакомпания продает билеты, другая — выполняет рейс под кодом первой).

Например, для расчета субсидии по маршруту Хабаровск — Зея (с посадкой в Благовещенске) «Аврора» использовала канадский турбовинтовой самолет DCH-8, а фактически рейсы выполняли «Сибирская легкая авиация» и авиакомпания «Ангара», которые летают на Л-410 и Ан-24. В результате завышение стоимости рейса по маршруту в 2022 году составило 0,9 млн и 0,4 млн руб. соответственно. Общее завышение субсидии за 2022 год составило 127,9 млн руб.

В Росавиации знакомы с отчетом Счетной палаты, «специалисты агентства проверяли деятельность перевозчика в рамках этого постановления», сообщили РБК в агентстве: «Доводы нашего ведомства по поводу работы «Авроры» были направлены в Счетную палату и признаны аудиторами обоснованными. Между Росавиацией и «Авророй» планируется заключить дополнительное соглашение. Оно уточнит показатели, необходимые для достижения результата предоставления субсидий в 2023 году».

На проблему механизма субсидирования рейсов в ДФО Счетная палата указывала и в прошлом году. Тогда отмечалось, что соглашения с перевозчиками заключаются лишь на один год, что сдерживает долгосрочное и синхронизированное планирования авиакомпаниями и операторами аэропортов своих программ. Кабмин прислушался к рекомендации и с 2023 года договоры можно заключать на трехлетний бюджетный период, отмечается в заключении палаты.

Что происходит с субсидированием

В Минтрансе не стали комментировать отчет Счетной палаты. В министерстве лишь напомнили, что программа поддержки полетов в ДФО стартовала в 2021 году, тогда по ней было выполнено 1932 рейса, в прошлом году — 8061 рейс. По данным Росавиации, в первый год по ней перевезены 62,1 тыс. человек, в 2022 году — 355 тыс. «Плановый показатель достижения результата субсидирования в 2023 году составляет 7486 выполненных рейсов. При этом только за январь—октябрь уже выполнено 6777 рейсов», — добавили в Минтрансе. При этом представитель ведомства сообщил, что Росавиация осуществляет проверки соблюдения порядка и условий предоставления поддержки, в том числе в части достижения результатов.

В целом состояние программ субсидирования в России носит характер «перевернутой пирамиды», в которой крупнейшая статья расходов приходится на высокомаржинальные маршруты, тогда как «планово-убыточные» местные линии с самым высоким уровнем удельных издержек остаются без федеральной поддержки при очень ограниченных и непропорциональных возможностях региональных и местных властей, отмечает главный эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов. Выявленные при проверке резервы повышения эффективности программ смогут содействовать совершенствованию механизмов субсидирования гражданской авиации страны. Это особенно важно ввиду бюджетных ограничений и сокращения объемов господдержки отрасли, отметил Борисов.

Анализ перечня субсидируемых в текущем году маршрутов (по всем программам) показал, что около 19% из них являются коммерчески привлекательными, перенаправление этих субсидии на социально значимые маршруты способствовало бы решению проблемы транспортной доступности, соглашается и Александр Давыдов, заместитель директора авиаклуба ДОСААФ. Удобным форматом стал бы ежеквартальный пересмотр перечня маршрутов, учитывающий информацию из регионов, которые формируют перечни под запросы жителей и бизнес-сообщества, отметил эксперт.

«Для того чтобы увеличить количество полетов внутри региона, необходимо увеличение кадрового состава. Решением данной проблемы может стать специфический вид лизинга — «мокрый». Его особенность состоит в том, что самолет берется в аренду вместе с экипажем. Это позволит более мобильно использовать парк самолетов, особенно в периоды сезонных взлетов и падений спроса», — отмечает Екатерина Авдеева, профессор кафедры корпоративной экономики Поволжского института управления им. П.А. Столыпина (филиал) РАНХиГС. Но такой вид лизинга пока не легализован в стране.




комментарии (0):













Материалы рубрики


РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов



Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта
Владимир Гаврилов
Известия
Билетное па: выплаты пассажирам за овербукинг хотят сделать обязательными
Андрей Коршунов
Известия
Спрей для дела: новые российские двигатели доставят на Луну наноспутники
Михаил Захаров
Монокль
Boeing заходит на Россию
Надежда Сарапина
РИА Новости
"Расхлебывать придется годами". Китай больно щелкнул США по носу
Екатерина Хамова
Известия
Взвинченным темпом: РФ и Колумбия не договорились по ремонту Ми-17
Захар Максимов
ВГУДОК
РЖД и Аэрофлот охладеют к пассажирам
Айгуль Абдуллина, Александра Мерцалова
Коммерсант
В Сухум подлетают с вопросами
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное притяжение: космическая обсерватория займется поиском жизни во Вселенной
Андрей Коршунов
Известия
Спутник с жизнью: мыши и мухи помогут подготовить человека к полетам на Луну и Марс
Дмитрий Литвинов
Парламентская газета
В Росавиации оценили идею доставлять товары из Китая беспилотниками
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Владимир Гаврилов
Известия
Подставили на крыло: в США удерживают закупленные РФ авиазапчасти на $500 млн
Ксения Власова
ИрСити
«Вполне реально завершить эту программу». Авиаэксперт оценил, сколько МС-21 получат авиакомпании в 2026 году
Дарья Молоткова, Елена Сухорукова, при участии Анна Захарова
РБК
Немецкий оператор duty free вышел из бизнеса в Шереметьево и Домодедово
Юлия Леонова
Известия
Беспилотный урок: в России начали обучать сборке БПЛА школьников и студентов
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
Полетный проект: названы самые перспективные разработки беспилотных авиасистем
Дмитрий Плотников
Pravda.Ru
Проект Як-242: несостоявшийся конкурент самолётов Ту-204 и МС-21
Андрей Коршунов
Известия
Сдвиг по базе: в России создали универсальный двигатель для беспилотников
Александра Веснина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Взвинтит цены»: К чему приведет исправление данных в невозвратных авиабилетах

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer