Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Против «Аэрофлота» подан коллективный иск за отмененные билеты на Пхукет


13 декабря 2023 года Анастасия Львова, РБК


Более 50 покупателей аннулированных билетов на Пхухет подали на «Аэрофлот» в суд. Они требуют вернуть разницу — суммарно ₽7,5 млн — между текущими ценами и ошибочно загруженными в систему. «Аэрофлот» с требованиями не согласен

В Пресненский районный суд Москвы подан коллективный иск от пассажиров, чьи билеты на рейс «Аэрофлота» Екатеринбург-Пхукет были аннулированы перевозчиком в октябре. О подаче коллективного иска РБК сообщил представитель потерпевших, управляющий партнер адвокатской группы «Ватаманюк&Партнеры» Владислав Ватаманюк. Карточка об иске также появилась на сайте суда.

19 октября у авиакомпании в продаже появились билеты, в том числе по 6,5 тыс. руб. и 20 тыс. руб. за рейсы «туда — обратно». Перевозчик сообщил о технической ошибке при продаже и аннулировал купленные билеты. В качестве компенсации пассажирам предложили приобести новые билеты со скидкой 30% от текущих цен (спецусловия распространяются на перелеты вплоть до 30 марта 2024 года), а также пообещали зачислить дополнительные мили в корпоративной бонусной программе.

По состоянию на 24 октября билеты на прямой рейс из Екатеринбурга на Пхукет на конец октября на сайте перевозчика уже продавались по цене от 49,5 тыс. руб. в одну сторону, на ноябрь - от 43 тыс. руб., на декабрь (в зависимости от даты) - в диапазоне 46–62 тыс. руб., на январь - по 60 тыс. руб., писал РБК.

Суть иска

Потерпевшими по иску заявлены 54 человека, сообщил Ватаманюк. «Еще в отношении четырех человек заявления о присоединении к иску будут поданы в течение нескольких дней. Плюс более 300 человек ранее подали в наш адрес заявки на представление их интересов, указал адвокат.

Несмотря на то, что «Аэрофлот» вернул всем пассажирам деньги за некорректно проданные авиабилеты и предложил скидку на новые, пассажиры считают, что авиакомпания не имела права в одностороннем порядке отказываться от первоначальной сделки по оплате перелета.

Иск подан с опорой на нормы закона «О защите прав потребителей» о том, что при возврате товара или услуги ненадлежащего качества потребитель вправе требовать возмещения разницы между ценой, установленной договором, и ценой того же товара/услуги на момент добровольного удовлетворения требования о возврате или, если оно добровольно не удовлетворено, на момент вынесения судом решения. То есть фактически речь идет о разнице между стоимостью перелета, действующей на момент направления досудебной претензии в «Аэрофлот» в ноябре, и изначальной «ошибочной» низкой ценой, отметил Ватаманюк. В расчете на 54 пассажира, эта сумма составляет около 7,5 млн руб.

«Требования также касаются взыскания неустойки за период просрочки этой выплаты, компенсации морального вреда, а также судебного штрафа в размере 50% от удовлетворенной суммы. То есть общая сумма иска может вырасти до 11,5-12,5 млн руб., отметил юрист.

Позиция «Аэрофлота»

В ноябре пассажиры подали коллективную претензию авиакомпании, в которой попросили досудебно компенсировать им разницу цен. Перевозчик письмом от 21 ноября в адрес адвокатов Владислава Ватаманюка и Дарьи Юровой (копия письма есть у РБК) повторил, что уже предоставил скидку в 30% и начислил 5000 миль пострадавшим.

В письме подчеркивается, что перевозчик не устанавливал тарифов, по которым билеты были приобретены 19 октября. «Данное предложение не исходило от авиакомпании, а имел место технический сбой», - говорится в письме. «Аэрофлот» указал, что опирается на нормы Гражданского кодекса, по которым «предполагаются добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий», и, напротив. не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу и любое злоупотребление правом.

В пресс-службе авиакомпании РБК сообщили, что сожалеют о доставленных неудобствах, но считают, что основания для выплаты разницы между ошибочно установленной ценой перелета и ценой, действующей на момент удовлетворения требований потребителя, отсутствуют. «Компания была вынуждена аннулировать билеты по направлению Екатеринбург — Пхукет, проданные по некорректному, необоснованно низкому тарифу. Авиаперевозчик в кратчайшие сроки осуществил полный возврат денежных средств всем клиентам, а также в качестве компенсации и возможности продолжить путешествие предоставил купоны на скидку в размере 30% на приобретение авиабилетов по маршрутам от внутренних пунктов России до Пхукета и обратно". На данным момент купонами воспользовались около 1 тыс. человек, которые оформили 2,2 тыс. авиабилетов с указанной скидкой, сообщили в авиакомпании. 

В «Аэрофлоте» также добавили, что все обоснованные в рамках суда требования будут исполнены, а с пассажирами, обратившимися для разрешения ситуации непосредственно в авиакомпанию, вопрос может быть урегулирован индивидуально в досудебном порядке. Источник РБК в авиагруппе при этом сообщил, что часть пассажиров, получивших скидку, сами ведут себя недобросовестно и продают промокоды на скидки на различных маркетплейсах.

Причина появления ошибочной цены на авиабилеты описывается в письме «Аэрофлота» от 20 ноября в Союз потребителей России (копия также есть у РБК). В компании объяснили, что все тарифы регистрируются в Центре расписания и тарифов «ТКП» (ранее — «Транспортная клиринговая палата», оператор системы взаиморасчетов на воздушном транспорте), а для направления в этот центр тарифной информации файл с тарифами в формате Excel необходимо конвертировать в базу данных ATPCO (разработчик — Airline Tariff Publishing Company).

«Работник отдела тарифной политики и дистрибуции при работе с файлированием изменений в ATPCO нарушила схемы, удалив часть информации из таблицы Excel, в связи с чем тарифная информация в ATPCO была файлирована неверно, а затем передана так в ТКП», - объяснила авиакомпания появление неверной информации о цене билета. В «Аэрофлоте» подчеркнули, что ошибку совершил конкретный (не названный) работник авиакомпании, и «в процессе служебного расследования будет исследована его вина и умысел».

Кроме того, в ответе говорится, что «Аэрофлот», занимая доминирующее положение на маршруте Екатеринбург-Пхукет, обязан соблюдать закон «О защите конкуренции» и не может установить на этой линии монопольно низкую цену перелета, поэтому «не может предоставить пассажирам услугу по цене покупки ранее приобретенных билетов».

Шансы на выигрыш в суде

Опрошенные РБК юристы отмечают, что у потребителей есть высокий шанс выиграть иск у «Аэрофлота». В данном случае применимы правила о публичной оферте, объясняет советник практики разрешения споров Tomashevskaya & Partners Денис Крауялис. «Авиакомпания предлагает всем желающим заключить договор о перевозке. Для этого она публикует на сайте условия публичной оферты. Чтобы их принять, надо купить билет. На момент покупки информация об услуге и ее стоимости должна быть своевременной и достоверной», - говорит юрист. Он вспоминает так называемое дело «ЦУМа», когда спор возник из-за ошибки интернет-магазина, неверно отобразившего цены товаров (в 846 раз ниже фактических). В этом споре суд занял позицию потребителя и поскольку дело «Аэрофлота» связано с похожей «технической» ошибкой, есть все основания полагать, что суд займет сторону истцов, отмечает Крауялис.

Позиция «Аэрофлота» не убедительна, считает юрисконсульт «Юстиком» Виктория Сухова. Пассажиры по смыслу закона о защите прав потребителей не являются лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, вследствие этого подразумевается, что они не могли знать о существенно заниженной стоимости авиабилетов, объясняет она. "Пассажиры действовали по своей воле добросовестно, и то, что воли на продажу дешевых билетов у «Аэрофлота» не было, стоит рассматривать как его предпринимательский риск», - указывает она.

Ссылки на антимонопольное законодательство также выглядят не убедительными, так как в рамках группового иска подлежит оценка действий перевозчика по отношению к пассажирам, а не соблюдение им антимонопольного законодательства, отмечает адвокат КА Pen&Paper Мария Князева.

«Если договор заключен, и внесение потребителем платы подтверждает факт его заключения, то перевозчик обязан предоставить услугу, вне зависимости от того, к каким негативным последствиям, будь то формирование недополученной прибыли или, скажем, штраф за нарушение антимонопольного законодательства, это для него приведет", - говорит председатель Московской коллегии адвокатов «Делоер» Роланд Зантарая. Если авиакомпания признает, что низкие цены появились в результате действия ее сотрудника, а не технической ошибки или взлома системы бронирования, это аргумент, скорее, в пользу истца, уточняет адвокат.

Но среди факторов, которые будут в том числе негласно учитываться судом при рассмотрении дела, будет влиятельность «Аэрофлота» и его статус компании, сильно пострадавшей от антироссийских санкций, считает партнер NOVATOR legal Group Илья Сорокин. Например, суд может не увидеть свойства «коллективности» у иска и отказаться рассматривать все требования в агрегированном виде. Тогда каждому пассажиру придется обращаться с отдельным иском, что отсечет существенную часть требований, заключает юрист.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Анастасия Львова
РБК
МАК назвал причины катастрофы с вертолетом Ми-8 «АлтайАвиа»
Валерия Лобко
Российская газета
Лидеры отрасли беспилотной авиации: тяжелые дроны - будущее аэрологистики ритейла
Андрей Коршунов
Известия
Ледные условия: микрорельеф защитит самолеты от атмосферных осадков

Интерфакс
Власти РФ ухудшили прогноз авиаперевозок в 2024-28 гг. на фоне сдвига поставок самолетов
Герман Костринский, Петр Канаев
РБК
Власти изменили сроки поставок новых российских самолетов
Герман Костринский, Ирина Парфентьева, Петр Канаев
РБК
«Аэрофлот» и «Ростех» подписали контракт на поставку самолетов Ту-214
Светлана Афонина
Деловой Петербург
Смольный перенёс сроки запуска центра развития беспилотников в ОЭЗ
Герман Костринский, Анастасия Львова, Иван Ткачёв
РБК
«Победа» в SDN-листе. Что это значит для авиакомпании и ее пассажиров



Евгения Бородина
Известия
Взлет заглушаю: что облегчит длинный перелет
Юлия Леонова, Владимир Матвеев
Известия
Первый в классе: спущен на воду учебный корабль для вертолетчиков
Наталья Башлыкова, Максим Талавринов
Известия
Экономь-класс: ФАС попросили проверить рост стоимости авиабилетов
София Прохорчук, Яна Штурма
Известия
Раздор полетов: почему пассажиры «Аэрофлота» не попали на рейсы
Анастасия Морозова
Forbes
Bloomberg узнал о сложностях с покупкой Boeing своей бывшей «дочки» Spirit
Валерия Лобко
Российская газета
Взглянуть в небо: Регионы оценят по уровню развития беспилотников
Татьяна Серебрякова
HotLine.travel
Может ли скандал вокруг Turkish Airlines привести к ограничению рейсов в Россию
Яна Штурма, Ксения Набаткина, Валерия Мишина
Известия
Владивосточное время: куда полетят россияне этим летом
Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Первый аэропорт в Карачаево-Черкесии построят «Аэропорты регионов»
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность
Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»
Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer