Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Рос, да не вырос


14 декабря 2023 года Дмитрий Струговец, Известия


Эксперт по космосу Дмитрий Струговец — о том, как кадровые изменения в «Роскосмосе» повлияют на эффективность госкорпорации

«Роскосмос» готовится к сокращению штата. Ожидается, что численность сотрудников государственной корпорации уменьшится с 600 человек до примерно 400 сотрудников. В основном это затронет административный персонал. Причем большинство специалистов просто переведут в дочерние компании. При этом они лишатся ряда премий и льгот, но на отечественных космических программах изменения не отразятся. Давайте разбираться почему.

Госкорпорация создавалась из Федерального космического агентства с прицелом на выход на коммерческие рынки. В ту пору Россия доминировала на рынке пусковых услуг, занимая до 50% (но даже тогда это был только 1% от всего объема мирового рынка космических услуг). Сейчас и нас, и европейскую Arianespace полностью вытеснил с рынка Илон Маск. Кроме того, российские пуски дополнительно прихлопнули американские санкции. В частности, этому способствовал вступивший в силу в 2023 году запрет на использование российских космических ракет. К слову, подобные ограничительные меры были анонсированы за много лет до февраля 2022 года. Например, закон Джона Маккейна о полномочиях национальной обороны США на 2019 финансовый год.

Также в момент становления госкорпорации существовали планы выхода на международные рынки. В том числе в сфере предоставления данных дистанционного зондирования Земли, услуг космической связи, прогноза погоды и спутниковой навигации. Тогда, в 2015 году, российские специалисты планировали, что общая доля нашей страны на мировом рынке космических сервисов составит порядка 10%.

Тем не менее «Роскосмос» постоянно обвиняли в нерентабельности. С задачей коммерциализации в госкорпорацию приходили Игорь Комаров, Дмитрий Рогозин и Юрий Борисов. Последнему принадлежит фраза «Космос сильно задолжал российской экономике».

При этом нужно отметить, что, например, перед Национальным управлением США по аэронавтике и исследованию космического пространства (NASA) такая задача не ставится. В США считают, что эта организация должна обеспечить лидерство страны в гражданском космосе. Индия тоже вряд ли заработала на высадке своего зонда на Луне. Тем не менее для нее был важен вопрос престижа и развития соответствующих компетенций.

Даже сейчас одна из приоритетных задач «Роскосмоса» — монополизировать рынок космической съемки. В частности, на днях в Госдуме прошел первое чтение законопроект о покупке данных дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ) у госкорпорации как у единственного поставщика.

Задача выйти на самоокупаемость в принципе — правильная. Но здесь важно понимать, что российского рынка не хватит для содержания целой отрасли, а выход на зарубежные для нас сначала был существенно ограничен, а теперь и полностью закрыт.

В итоге из-за отказа от использования «Союзов» для доставки американских астронавтов на МКС и, в целом, в связи с вытеснением российских ракет с рынка пусковых услуг «Роскосмос» оказался без притока иностранного финансирования. Госкорпорация и так была «планово убыточной», а оказалась в еще более плачевном состоянии. Ситуация потребовала исправления.

Учитывая, что сам «Роскосмос» ничего не производит, соответственно, все основные траты идут по линии Фонда оплаты труда. Наилучшее решение — это сокращение штата.

Однако грядущие кадровые изменения на самом деле таковыми не являются. Скорее всего, 80–90 % сотрудников, которые попадут под сокращение, будут юридически трудоустроены в дочерние предприятия «Роскосмоса», а физически –– останутся на своих рабочих местах и будут выполнять свои должностные обязанности. При этом они, вероятно, лишатся ряда премиальных выплат и льгот типа дополнительного медицинского страхования, бесплатных «пионерских» лагерей для детей работников и почти бесплатных санаториев для них самих. Вместе с тем такие реформы дадут госкорпорации возможность заявить о резком сокращении трат и повышении финансовой эффективности.

Однако важно, что кадровая чехарда затронет и топ-менеджеров компании. Предположительно, первыми «под нож» пойдут исполнительные директора. Грубо говоря, это «прослойка» или дополнительное звено между профильными заместителями гендиректора и тематическими департаментами. То есть это что-то вроде «замзама». Кстати, один из них — это Герой Советского Союза, Герой России Сергей Крикалев. Ему, по слухам, предложат должность советника, что, конечно, не соответствует его статусу и заслугам.

Другое вероятное кадровое изменение — это замена заместителя генерального директора по космическим системам и комплексам Михаила Хайлова. Он — плоть от плоти космической отрасли, начинал свою карьеру со слесаря в НПО имени Лавочкина. Вместе с ним, вероятно «оптимизируют» и многих его подчиненных.

Стали ли эти метамарфозы расплатой за неудачу миссии «Луна-25» или не самое лучшее состояние российской орбитальной группировки, пока не известно. Но обращает внимание, что уж очень вовремя пришлась реформа оргштатной структуры.

Вместе с тем проблема российской космонавтики сохраняется многие годы. Причем это происходит вне зависимости от личности руководителя. За последние 10 лет отрасль возглавляли столь разные руководители, а воз и ныне там.

В таком случае, может быть, стоит поставить вопрос, чтобы «Роскосмос» перестал заниматься бизнесом. Не исключено, что будет лучше, если госкорпорация плотнее займется ядерными реакторами, обеспечением жизнедеятельности человека в экстремальных условиях невесомости и радиации, наращиванием компетенций в производстве микроэлектроники класса Military/Space и другими прорывными проектами.

Позиция редакции может не совпадать с мнением автора




комментарии (0):













Материалы рубрики

Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов



Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта
Владимир Гаврилов
Известия
Билетное па: выплаты пассажирам за овербукинг хотят сделать обязательными
Андрей Коршунов
Известия
Спрей для дела: новые российские двигатели доставят на Луну наноспутники
Михаил Захаров
Монокль
Boeing заходит на Россию
Надежда Сарапина
РИА Новости
"Расхлебывать придется годами". Китай больно щелкнул США по носу
Екатерина Хамова
Известия
Взвинченным темпом: РФ и Колумбия не договорились по ремонту Ми-17
Захар Максимов
ВГУДОК
РЖД и Аэрофлот охладеют к пассажирам
Айгуль Абдуллина, Александра Мерцалова
Коммерсант
В Сухум подлетают с вопросами
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное притяжение: космическая обсерватория займется поиском жизни во Вселенной
Андрей Коршунов
Известия
Спутник с жизнью: мыши и мухи помогут подготовить человека к полетам на Луну и Марс
Дмитрий Литвинов
Парламентская газета
В Росавиации оценили идею доставлять товары из Китая беспилотниками
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Владимир Гаврилов
Известия
Подставили на крыло: в США удерживают закупленные РФ авиазапчасти на $500 млн
Ксения Власова
ИрСити
«Вполне реально завершить эту программу». Авиаэксперт оценил, сколько МС-21 получат авиакомпании в 2026 году
Дарья Молоткова, Елена Сухорукова, при участии Анна Захарова
РБК
Немецкий оператор duty free вышел из бизнеса в Шереметьево и Домодедово
Юлия Леонова
Известия
Беспилотный урок: в России начали обучать сборке БПЛА школьников и студентов
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
Полетный проект: названы самые перспективные разработки беспилотных авиасистем
Дмитрий Плотников
Pravda.Ru
Проект Як-242: несостоявшийся конкурент самолётов Ту-204 и МС-21
Андрей Коршунов
Известия
Сдвиг по базе: в России создали универсальный двигатель для беспилотников
Александра Веснина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Взвинтит цены»: К чему приведет исправление данных в невозвратных авиабилетах
Айгуль Абдуллина
Коммерсантъ
Тяните билет. Потенциальным пассажирам предложено дать время передумать при покупке
Ксения Власова
«Ирсити.ру»
«Самолетов уже сейчас не хватает». Авиаэксперты оценили, когда перевозчики начнут летать на отечественных МС-21
Михаил Грачев
MASHNEWS
Полетят, но позже. Почему российская авиация хронически отстает от обещаний
Наталия Ячменникова
Российская газета
Водоросли или "родственник" капусты: на каком топливе будут летать самолеты в будущем?
Андрей Коршунов
Известия
Союз композитов: тесты мини-образцов материалов ускорят создание самолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer