Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


«Аврора» объяснила проблемы с полетами на Дальнем Востоке


20 декабря 2023 года Анастасия Львова, РБК


«Аврора» считает несовершенными правила выделения субсидий на полеты на Дальний Восток и жалуется на инфраструктуру. Ранее Счетная палата выявила у перевозчика проблемы в практике продаж льготных билетов и количестве рейсов

Авиакомпания «Аврора» ответила на претензии Счетной палаты по поводу траты субсидий на выполнение рейсов в Дальневосточном округе (ДВФО). Ее аргументы изложены в письме гендиректора компании Константина Сухоребрика аудитору счетной палаты Валерию Богомолову (РБК ознакомился с копией письма; подлинность подтвердил источник, близкий к авиакомпании).

Какие были претензии у Счетной палаты к перевозчику

Счетная палата проводила аудит мер господдержки малой авиации и реализации субсидий по постановлению № 1172, которые получает только «Аврора». Проверка проводилась в январе—августе этого года, анализировалось использование субсидий в 2022-м и за истекший период 2023 года. Палата нашла ряд нарушений и замечаний, среди которых несвоевременный запуск продаж билетов на рейсы со льготой, а также регулярное невыполнение заявленного количества перелетов по отдельным маршрутам.

Какие аргументы приводит «Аврора»

Основную проблему — несвоевременный запуск продаж льготных билетов — гендиректор «Авроры» объясняет так: открыть реализацию билетов на субсидируемые рейсы вовремя невозможно, так как сам процесс отбора перевозчиков на субсидию (на каждый следующий год) завершается буквально в конце предыдущего года, а договор подписывается постфактум.

«Отбор заявок на 2022 год завершился 31 декабря 2021 года, то есть за сутки до начала выполнения полетов. А соглашение фактически было заключено позднее начала выполнения полетов», — указывает Сухоребрик в письме.

Кроме того, расписание полетов формируется в авиации не один раз в год (на календарный год заключается соглашение о выделении господдержки), а как минимум на два сезона навигации — летний и зимний. Аэропорты тоже согласуют слоты (временные интервалы для взлета/посадки воздушного судна) под каждый сезон отдельно. Наконец, некоторые рейсы попросту являются сезонными, отмечают в компании. Счетная палата ранее заключила, что «Аврора» не выполнила обязательства, не открыв продажу билетов по всем субсидируемым маршрутам в течение пяти дней с момента заключения договора с Росавиацией.

Вопрос корректировки постановления в части открытия продаж ранее поднимала и сама «Аврора». В июле авиакомпания обращалась в Минтранс и Росавиацию и предлагала прописать обязанность начинать продажи только после подтверждения слотов, рассказал Сухоребрик. В декабре, после проверки Счетной палатой, перевозчик дополнительно предложил властям заключать договор на три года вперед, а не ежегодно; Росавиации предложено начинать отбор на субсидию не в декабре, а в июле.

С претензиями о невыполнении заявленного количества рейсов по отдельным социально значимым маршрутам «Аврора» также не согласилась, но вынесла дисциплинарное взыскание своему коммерческому директору Александру Асланову (с указанием устранить причины нарушения).

Как отмечали аудиторы, по одним заявленным направлениям с субсидией дальневосточный перевозчик летает меньше, чем положено, по другим — больше. По итогам 2022 года, например, «Аврора» не выполнила 1516 рейсов от плана. Совсем не выполнялись полеты по маршруту Красноярск — Комсомольск-на-Амуре (план — 124 рейса в 2022 году), по маршруту Улан-Удэ — Агинское (план — 90 рейсов). «В 2022 году были объективные факторы, влияющие на безопасность полетов по отдельным социально значимым маршрутам», — ответил Сухоребрик. Так, в аэропорту Комсомольска-на-Амуре зимой не обеспечивается противообледенительная обработка, а персонал аэропорта не укомплектован, говорится в ответе: «Это явилось основанием для уменьшения количества выполненных рейсов в 2022 году». В поселке Агинское посадочная площадка заброшена, реконструкция не проведена, добавил он.

На инфраструктуру в этих аэропортах гендиректор «Авроры» жаловался еще в прошлом году. Как рассказывал Сухоребрик в ноябре 2022-го, правительство Забайкалья пыталось восстановить площадку в Агинском, но сделать это в прошлом году не успело.

Сухоребрик полагает, что постановлением должна быть предусмотрена возможность изменять программу полетов с учетом требований безопасности и готовности наземной инфраструктуры, а на маршрутах, где есть спрос и потребность, — увеличивать частоту полетов. Всего по программе субсидирования «Аврора» перевезла в 2022 году 355 тыс. человек, что на 42% больше плана. В 2023 году ожидается перевозка более 400 тыс. человек при том же объеме финансирования (5,9 млрд руб.), привел цифры топ-менеджер.

В Счетной палате РБК подтвердили получение ответа «Авроры»: он находится на рассмотрении. В ведомстве при этом подчеркнули, что перевозчик, подавая заявку на участие в отборе, указывал маршруты и в Агинское, и в Комсомольск-на-Амуре — этой заявкой он подтверждает готовность выполнить рейсы.

Как сейчас летает «Аврора»

В этом году «Аврора» выполняла льготные рейсы изначально по 37 маршрутам (на один больше, чем в 2022 году). В Агинское было выполнено два перелета за период январь — конец ноября (до конца года планируется еще два рейса), следует из материалов авиакомпании, с которыми ознакомился РБК. При этом в допсоглашении с Росавиацией от 1 декабря появился еще один субсидируемый маршрут — Хабаровск — Амурзет, куда полеты стартовали только 27 ноября. Также всего два рейса по состоянию на конец ноября выполнено между Красноярском и Комсомольском-на-Амуре. Плановые показатели на этот год Росавиация не публиковала. По итогам этого года «Аврора» рассчитывает выполнить 7947 рейсов с субсидией против 8061 в прошлом году.

Об отборе заявок на 2024 год Росавиация пока не сообщала. Но на сайте ведомства уже опубликован перечень маршрутов на следующий год: всего 39 направлений, среди которых Агинское — Улан-Удэ и Красноярск — Комсомольск-на-Амуре.

В Росавиации РБК сообщили, что отбор заявок в этом году (на 2024-й) был открыт ранее начала декабря, а именно 23 октября. В ведомстве получили декабрьские предложения «Авроры» по изменениям в постановление № 1172. «Росавиация не возражает против корректировки программы полетов. В 2023 году планируемый объем перевозок по субсидируемым в рамках постановления маршрутам корректировался дважды», — отметил представитель ведомства. Отвечая на вопрос о регулярном включении в перечень маршрутов заброшенной посадочной площадки в Агинском, представитель ведомства сообщил, что перечень субсидируемых маршрутов изначально составлялся на основе данных, взятых из финансовой модели единой дальневосточной авиакомпании (создающейся на базе «Авроры»), и был согласован всеми субъектами, входящими в состав ее учредителей. Росавиация не принимала участие в разработке этой финансовой модели.

В Минтрансе не ответили на запрос РБК. Запрос был также направлен в правительства Забайкальского и Хабаровского краев.

Ведущий эксперт центра экономики транспорта НИУ ВШЭ Андрей Крамаренко считает, что аргументы «Авроры» несостоятельны. «Авиакомпания принимала деятельное участие в подготовке постановления № 1172. Можно сказать, оказывала решающее влияние на постановление, в том числе по тем нормам, по которым сейчас возникли претензии Счетной палаты. Если «Аврора» подает заявку на рейсы в Агинское, то, значит, планирует туда летать. А если не планирует, то зачем этот пункт было включать в постановление?» — задается вопросом эксперт. Открыть продажи по планируемым направлениям полетов авиакомпания также может в любое время, считает собеседник РБК.

«Это ведь не коммерческие маршруты, здесь нужно принимать правила игры по субсидиям и нужно выполнять обязательства. Свои риски нужно учитывать заранее. В этом проблема нашей авиации: у нас не принято подписывать жесткие договоры с перевозчиками. Это нужно делать. А у нашего дальневосточного перевозчика пока сохраняется мышление «маршруточника»: он отправляется по наполнению. Но так нельзя», — говорит Крамаренко. Кроме того, размеры субсидий по этому постановлению не привязаны к типам самолетов, на которых планируется выполнять рейсы, — и эта проблема будет тянуться постоянно, добавляет он.

Директор по исследованиям и разработкам Infomost Consulting Алексей Синицкий, напротив, склоняется на сторону перевозчика: «Аудиторы Счетной палаты руководствуются формальными критериями при проверках. Но жизнь всегда богаче, чем формальные требования, и если авиакомпания жестко придерживается заявленной полетной программы, но несет при этом большие убытки или, хуже того, банкротится, едва ли такой результат можно считать целесообразным. Поэтому какая-то гибкость необходима, и, вероятно, ее тоже нужно прописать, чтобы Счетная палата могла это учитывать».

Замгендиректора аэропорта Комсомольска-на-Амуре Владимир Сущук опроверг обвинения «Авроры». По его словам, аэропорт обладает всем необходимым оборудованием, которое требует Росавиация, в том числе и антиобледенительной установкой. «Она, кстати, была куплена по просьбе «Авроры» в 2021 году. С 2021 года не было ни одного раза, чтобы «Аврора» запросила противообледенительную обработку воздушных судов. Что касается персонала, замечаний со стороны Росавиации в этой части к аэропорту тоже нет. Это значит, что при той обычной текучке кадров, которая есть или может быть в порту, необходимых сотрудников достаточно», — рассказал Сущук. На загрузку рейсов из Комсомольска-на-Амуре «тоже жаловаться не приходится» — она даже в пандемию составляла 85%. Нежелание «Авроры» летать в Комсомольск-на-Амуре замгендиректора аэропорта объясняет тем, что компании или не на чем летать, или она в этом не заинтересована. «Цель «Авроры» — получить субсидии и потратить их на нужные им направления, но никак не на Комсомольск-на-Амуре», — заключил собеседник.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Валерия Лобко
Российская газета
В России создадут единую систему контроля за беспилотниками
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья Поднебесной: Китай растит конкурента Boeing и Airbus
Алексей Михайлов, Юлия Леонова, Андрей Федоров
Известия
Цели отделены: вертолеты ВМФ научат бороться с надводными дронами
Сергей Гурьянов
Известия
Истина в винте: насколько безопасен вертолетный туризм
Роман Крецул, Алексей Михайлов, Андрей Федоров
Известия
Отвержение ударов: военные аэродромы проверили на прочность
Роман Крецул, Алексей Михайлов, Андрей Федоров
Известия
Охраняющие виды: Севморпуть начнут патрулировать Ту-142
Наталья Башлыкова,Максим Талавринов
Известия
Полет ненормальный: авиакомпании будут штрафовать за недостоверную информацию о билетах
Анастасия Ординян
ИА Регнум
Непосадочный талон. Как овербукинг рушит планы российским авиапассажирам



Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Татарский» джет: «недобитый» Ту-324 превратят в летающий Aurus
Анастасия Львова,
РБК
Росавиация сообщила о росте числа инцидентов с самолетами из-за птиц
Станислав Федоров, Юлия Леонова
Известия
«Ми» не виноваты: в Росавиации прошли обыски из-за вывоза за рубеж 59 бортов
Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Ремонт аэропортов предложили финансировать новым сбором с авиакомпаний
Кирилл Комаров
Профиль
"Тушка" в небе: самолеты Туполева вернулись на коммерческие маршруты в России

Известия
120 лет назад родился летчик-испытатель Валерий Чкалов
Виктор Бодров 
ТАСС
Реактивная "летающая парта": каким будет учебно-тренировочный самолет МиГ-УТС
Елена Проколова
Аргументы и Факты
«Они выжили, чтобы их судили». Летчики оценили действия пилотов Falcon 10
Наталья Башлыкова, Максим Талавринов
Известия
Улетный план: пассажирам внутренних рейсов в аэропортах разрешат продажу алкоголя
Евгения Перцева
Известия
Остановили по требованию: «Аэрофлот» обязали отправить людей на Пхукет
Максим Талавринов
Известия
Летательный исход: пилотов разбившегося Falcon 10 лишили «прав»
Станислав Кучушев, Андрей Коршунов
Известия
Орбитальная инстанция: конструктору «российского Хаббла» светит два года
Анастасия Львова
РБК
Пулково попросило ускорить внедрение duty free на внутрироссийских рейсах
Анастасия Львова
РБК
Глава Пулково упрекнул «Аэрофлот» в непредсказуемости его планов
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Угрозы с неба вынудили предприятия Петербурга и Ленобласти искать защиту от БПЛА
Вадим Кузьмицкий
Деловой Петербург
К аэропорту Пулково хотят сделать новый подъезд с юго-запада Петербурга
Анна Воробьева
Forbes
Первая женщина — военный пилот: почему турецкий аэропорт назван именем Сабихи Гёкчен
Наталия Ячменникова
Российская газета
Когда и чем в России обещают заменить иностранные самолеты
Алексей Клепиков
Деловой Петербург
Покажите природу убытков: овербукинг в России могут полностью легализовать
Евгений Никтовенко
Аргументы и Факты
Москва уступает Сибири. Авиакомпании переносят полётную активность за Урал
Юрий Гень,Михаил Сухарев,Тимур Алиев (СКФО)
Российская газета
На Северном Кавказе построят еще один международный аэропорт

Российская газета
Росавиация установит приаэродромные территории в небольших аэропортах
Анастасия Львова
РБК
«Аэрофлот» и ОАК договорились о том, каким будет салон самолета Ту-214
Андрей Коршунов
Известия
Пошли с прахом: лунная миссия американского Peregrine близка к провалу
Сергей Бондаренко
Деловой Петербург
Косвенно смертоносные: как производят петербургские "Орланы"
Иван Петров, Яна Штурма
Известия
Звездный чес: в чем подозревают замглавы «Роскосмоса»

"Московские новости"
Подковы, бубен и банка с тарантулом: что чаще всего теряют россияне в общественном транспорте и как вернуть потерянные вещи

РИА Новости
Итоги года в космонавтике: станции РОС быть, подготовка к пуску "Ангары"
Питер Сучу, The National Interest
ИноСМИ
Су-35: России удался по-настоящему быстрый и опасный истребитель
Анастасия Львова
РБК
Росавиация перенесла сертификацию российских беспилотников на 2024 год
Евгения Перцева, Максим Талавринов
Известия
Залетный момент: Союз потребителей подал иск к «Аэрофлоту» за аннулирование билетов
Анастасия Львова
РБК
«Аврора» объяснила проблемы с полетами на Дальнем Востоке
Ирина Мишина
Новые Известия
Угнать навеки: отнимут ли у России 37 лизинговых самолетов?
Анастасия Платонова, Максим Талавринов
Известия
Два года не ждут: что даст туристам открытие аэропорта Краснодара
Дмитрий Струговец
Известия
Рос, да не вырос
Анастасия Львова
РБК
Против «Аэрофлота» подан коллективный иск за отмененные билеты на Пхукет
Максим Талавринов
Известия
Ми больше не будем: на производстве вертолетов в Казани нашли поддельные детали
Анастасия Львова
РБК
Минпромторг актуализировал объем поставок дронов в госорганы

Деловой Петербург
Крылья суверенитета: Пулково защитили от санкционных рисков
Илья Словесный
Деловой Петербург
Обнадёживающий партнёр: Пулково национализировали особым образом
Анастасия Львова
РБК
Red Wings получила первый восстановленный самолет от ОАК
Андрей Коршунов
Известия
Космическая быль: какой будет лунная станция России и Китая

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer