Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Росавиация перенесла сертификацию российских беспилотников на 2024 год


21 декабря 2023 года Анастасия Львова, РБК


Росавиация перенесла основную сертификацию российских беспилотников на 2024 год. Ранее планировалось, что уже к осени 2023-го необходимые документы получат десять типов дронов, задействованных в гражданском госзаказе

Росавиация утвердила новый график сертификации российских беспилотных авиационных систем (БАС), включенных в гражданский госзаказ. Большая часть дронов теперь должна быть сертифицирована в 2024–2025 годах, следует из плана, с которым ознакомился РБК. Подлинность документа РБК подтвердили источник, близкий к разработчикам, и собеседник в правительстве.

Почему перенесли

В декабре 2022 года президент Владимир Путин поручил Росавиации сертифицировать не менее десяти типов БАС до сентября 2023-го. Такие сроки, в частности, озвучивала начальник управления сертификации агентства Наталья Кириллова. Но в сентябре, как рассказывают источники РБК, сроки были скорректированы — до конца года.

«Проблема заключается в неготовности разработчиков предоставлять документацию», — объяснил новый график источник РБК в аппарате правительства. Глава Росавиации Дмитрий Ядров, выступая на одной из сессий форума «Цифровая транспортация» во вторник, 19 декабря, подтвердил проблему: «На сегодня у нас имеются 14 заявок на получение сертификата типа от десяти производителей. Основным барьером мы видим высокую стоимость и сроки реализации сертификации». Деньги (около 100 млн руб.), заложенные в нацпроект и предусмотренные на снижение стоимости сертификации, будут доведены до разработчиков только в следующем году — во втором или третьем квартале, добавил он.

При этом Росавиация совместно с госкорпорацией «Росатом» сейчас пересматривает сам подход к сертификации, чтобы исключить «задвоение некоторых процедур». «Это позволит сократить сроки до шести месяцев, тогда как [первый сертифицированный в России в конце 2022 года беспилотник] БАС-200 сертифицировался полтора года», — отметил Ядров. Этот процесс обошелся разработчику как минимум в 280 млн руб., если не считать его собственных расходов, рассказывал Владимир Маркин, разработчик дрона, директор программы «Беспилотные вертолеты» Национального центра вертолетостроения им. М.Л. Миля и Н.И. Камова (входят в состав «Вертолетов России»).

Теперь Росавиация решила изменить подход. «Мы дадим возможность тем десяти производителям БАС [которые подали заявки] получить необходимое количество сертификатов летной годности на основании акта оценки. У нас на 2024 год Минпром заявлял цифры порядка 11,5 тыс. беспилотников (должно быть произведено. — РБК). Безусловно, в рамках сертификации типа это будет просто недостижимый показатель. Поэтому мы даем дополнительную возможность на основании акта оценки реализовывать этот подход», — заявил Ядров.

«К сожалению, первоначальные планы организаций, заявивших о желании заниматься производством БАС, нашедшие отражение в поручении президента от декабря 2022 года, сдвинулись по срокам из-за причин, не зависящих от Росавиации. Эти причины обусловлены скорее задачами по необходимому импортозамещению компонентов БАС, совершенствованию летно-технических характеристик или коммерческими планами заявителей», — сообщил РБК замглавы Росавиации Андрей Добряков. Например, некоторые заявители пока не определились или отложили запуск серийного производства своих изделий, ограничившись единичным производством, для которого сертификат типа не требуется.

Какие дроны нужны по госзаказу

Согласно графику всего в госзаказе будет участвовать 24 модели российских БАС. Из них только по 14 моделям от шести компаний-изготовителей расписан график сертификации. В декабре этого года все же планируется выдать сертификат «Ориону» (разработчик «Кронштадт»). Изначально это ударный беспилотник, который изготавливается в том числе для российской армии (под маркой «Иноходец»). Источник РБК, близкий ко многим российским разработчикам, отмечает, что есть и гражданская модификация «Орион-ГН».

В 2024 году планируется завершить сертификацию еще по десяти моделям беспилотников компаний «Транспорт будущего» (группа «Эфко»), «Аэромакс» (АФК «Система»), КБ «Русь», «Индустриальные дроны» и «Эколибри». В 2025 году документы получат еще три модели.

«Радар ММС» (чьи тяжелые вертолеты летают на Восточно-Мессояхском месторождении «Газпромнефти» на Ямале) и «Агримакс Аэро» (разработчик систем для сельхозугодий) не планируют получать сертификат типа, говорится в материалах Росавиации. Еще ряд разработчиков не предоставили данных в ведомство — это компании «Ирбис Скай Тех», «ВР-Технологии» (СП «Вертолетов России» и фонда развития обороны и безопасности ОАЭ Tawazun, разрабатывает беспилотник VRT300), «Летающие машины Тюринга» (разрабатывают беспилотник самолетно-мультироторного вида с вертикальным взлетом и посадкой для грузоперевозок) и «Т1.Аэро» (входит в многопрофильный холдинг Т1).

РБК направил запросы всем разработчикам. В пресс-службе Минпромторга на вопрос, взаимодействовало ли ведомство с разработчиками и почему они не предоставили данные в Росавиацию, ответили, что министерство «на постоянной основе взаимодействует с отечественными производителями и разработчиками БАС».

Гендиректор «Агримакс Аэро» Максим Чижов объяснил отсутствие планов по сертификации высокими затратами: «Это более 100 млн руб. по текущей процедуре». Поэтому на первом этапе разработчик объединился с «Транспортом будущего», который сертифицирует свой агродрон, и он же будет использоваться в составе комплекса «Агримакс» в версии 2024 года, рассказал Чижов. Работы над новой моделью собственного агродрона компания продолжит, добавил он.

«Ключевая проблема сертификации БАС заключается в абсолютно не приспособленных под беспилотники требованиях Росавиации. В Федеральные авиационные требования по сертификации авиатехники добавили после запятой аббревиатуру БАС и на этом успокоились», — говорит эксперт НТИ «Аэронет» Павел Камнев. Часть разработчиков теперь пойдут по процедуре декларативного метода подтверждения соответствия требованиям — это вряд ли ускорит процесс, но снизит затраты, освободив разработчиков от выпуска нескольких бортов или их отдельных систем для проведения испытаний, объясняет Камнев. Такой метод предполагает отказ от летных и иных испытаний и их замену на подтверждение характеристик дронов бумажной экспертизой.

Но такой подход подойдет не всем. Например, «Эколибри» создает конвертоплан для доставки грузов массой 20–25 кг. «Мы не планируем применять декларативный метод доказательств, предназначенный прежде всего для агродронов. Наши беспилотники создаются инженерами-конструкторами из большой авиации, и в целом мы идем по классическому пути сертификации, хотя приветствуем любые инициативы, связанные со снижением административных барьеров», — отметил главный конструктор компании Леонид Фирсов.

Сергей Гусев, гендиректор еще одного разработчика БАС, компании «Клеверкоптер», отмечает, что изготовители на стартовом этапе развития рынка дронов хотят оставаться гибкими. Сертификация типа же предполагает законченность конструкции БАС, и любые изменения в дальнейшем было бы внести сложно. Вторая причина промедлений в том, что кабмин начнет выделять деньги на компенсацию расходов только с 2024 года, говорит Гусев. Подтвердить безопасность дронов на основании акта оценки действительно будет проще, так как в этом случае сертифицируется конкретная единица БАС, а не тип, но серию типовых БАС нельзя будет потом сертифицировать по акту. «Поэтому при заказе на пять—десять и более типовых БАС изготовителю придется получить сертификат типа», — отмечает эксперт.

Практика выдачи акта оценки на беспилотники пока отсутствует в России, ведь не разработаны нормы летной годности к БАС, говорит авиаэксперт, основатель сервиса по обеспечению безопасности полетов RunAvia Андрей Патраков. Но использование декларативного метода эксперт приветствует: «Это один из элементов риск-ориентированного подхода, который уже несколько лет используется в Европе. Его суть сводится к установлению жестких эксплуатационных ограничений для БАС (например, максимальной высоты полета не выше 10 м для агродронов). Доказательством соответствия при сертификации же является эксплуатационная документация».




комментарии (0):













Материалы рубрики

Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке



Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник
Иван Сало
РБК
МС-21: что это за самолет, его характеристики и роль в российской авиации
Валентина Аверьянова
Известия
На взлет: в России вводят новый авиационный сбор для пассажиров
Татьяна Копылова
Деловой Петербург
"Это очень критично": поможет ли новая станция метро аэропорту Пулково
Ирина Ионина
Известия
Летний под дых: кто компенсирует туристам расходы после транспортного коллапса
Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer