Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Звездный чес: в чем подозревают замглавы «Роскосмоса»


28 декабря 2023 года Иван Петров, Яна Штурма, Известия


Стали известны новые подробности коррупционного скандала в «Роскосмосе». Фигуранту уголовного дела о мошенничестве, заместителю директора госагентства Олегу Фролову инкриминируют хищение средств при реконструкции 13-го корпуса ВНИИЭМ. Как уходили не по назначению средства Федеральной космической программы России на 2016–2025 годы, разбирались «Известия».

Без лишних деталей

Контракт, заключенный в 2019 году АО «Научно-производственная корпорация «Космические системы мониторинга, информационно-управляющие и электромеханические комплексы» имени А.Г. Иосифьяна» с компанией «Компьюлинк» стоимостью 1,1 млрд рублей, мог стать причиной расследования в отношении топ-менеджера «Роскосмоса» Олега Фролова, сообщил «Известиям» источник в правоохранительных органах.

Напомним, о возбуждении дела в отношении Фролова Следственный комитет (СК) сообщил 22 декабря.

«ГСУ СК РФ расследуется уголовное дело в отношении заместителя генерального директора государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос» Олега Фролова, индивидуального предпринимателя, а также представителя коммерческой организации. Каждому из трех фигурантов предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 159 УК РФ («Мошенничество в особо крупном размере»)», — говорится в сообщении СКР. Все трое находятся под стражей. В ведомстве также рассказали, что предполагаемые сообщники похитили 435 млн рублей при закупке оборудования «в ходе исполнения контракта», не уточнив, о каком конкретно госзаказе идет речь.

Всесоюзный научно-исследовательский институт электромеханики (ВНИИЭМ) был основан осенью 1941 года как завод для разработки и выпуска электротехнических средств для обороны столицы. Сегодня он имеет статус НИИ и носит имя первого директора предприятия талантливого инженера Андроника Иосифьяна. ВНИИЭМ участвовал в разработке электротехнического оборудования ракет-носителей, здесь создавались первый пилотируемый космический корабль «Восток», метеорологические спутники, а также несколько поколений автоматических космических аппаратов для нужд гидрометеорологии, исследований природных ресурсов Земли и экологического мониторинга.

Корпус с несчастливым номером

По данным «Известий», речь идет о контракте на выполнение комплекса работ по реконструкции и техническому перевооружению объекта капстроительства — корпуса №13 на Вольной улице. Цена контракта, о заключении которого на сайте госзакупок сообщалось 21 января 2020 года, составила более 1,1 млрд рублей. Победителем и единственным участником аукциона стало ООО «УСП Компьюлинк» (актуальное наименование «Инфралинк», связана с «УК Компьюлинк Групп»). Согласно сметным документам, подрядчику предстояло сначала демонтировать старый корпус, а затем построить новое здание, провести кабельные сети, канализацию, водопровод, отопление, вентиляцию, монтажные работы, возвести временные постройки, благоустроить, озеленить площадку, сделать дорогу и тротуар. Обращают на себя внимание траты на оборудование: они составили большую часть стоимости заказа — более 645 млн рублей. Напомним, что следствие указало, что именно при закупке оборудования и было совершено хищение.

Задачи по реконструкции необходимо было выполнить до конца года. Но по сей день строительство не закончено. Корреспондент «Известий» побывал на проходной ВНИИЭМ и своими глазами в этом убедился — даже местные работники с трудом понимают, где должен находиться корпус с несчастливым номером 13.

Между тем судебные тяжбы по поводу работ над 13-м корпусом не прекращаются до сих пор: на сегодняшний день предприятие «Инфралинк» официально банкрот. В отношении фирмы введено внешнее управление, поэтому она фигурирует в судебных картотеках то как истец, то как ответчик в исках на десятки и сотни миллионов рублей.

Тендер для своих

Изначально на заказ претендовали две компании, одна из них «Компьюлинк», наименование второй в протоколе рассмотрения заявки не указано, есть лишь ее идентификационный номер — 185. Однако «Известия» выяснили, что спустя несколько дней с жалобой (есть в распоряжении редакции) на процедуру проведения аукциона в Федеральную антимонопольную службу обратилась компания ООО «Атлантикпро», которую отсеяла комиссия.

В обращении к регулятору участник ссылался на необоснованные и незаконные, с его точки зрения, дополнительные условия допуска к проекту. А именно: в заявке помимо прочих документов заказчик потребовал копию исполненного контракта и копию акта выполненных работ с подтверждением стоимости исполненного контракта, а также копию разрешения на ввод объекта капстроительства в эксплуатацию (речь об аналогичном опыте участника тендера). Упомянутые документы должны были быть подписаны не ранее чем за три года до срока подачи заявки.

«Считаем, что действия заказчика, нарушившего ч. 6 ст. 66 закона о контрактной системе, а именно предоставление документов во второй части заявки, подтверждающих соответствие участника закупки дополнительным требованиям, предоставляют возможность заказчику незаконно отклонять заявки потенциальных участников закупки», — говорится в жалобе «Атлантикпро» за подписью директора компании Фидата Кутусова.

Компания «Атлантикпро» была создана 25 сентября 2019 года, ее учредителем, согласно данным Rusprofile, является Фидат Кутусов. Среди видов деятельности компании — штукатурные, малярные работы, розничная торговля продуктами и кирпичом, а также услуги перевозки и рекламного агентства. Средняя выручка за 2022 год составила 76 млн рублей. «Атлантикпро» — участник более 18 судебных дел, где компания в основном выступала в качестве третьего лица. Среди ответчиков по судебным делам — управления ФАС по разным регионам. Компания была ликвидирована в июне 2023 года, в 2020 году активно подавала жалобы в Федеральную антимонопольную службу на различные нарушения при проведении госзакупок — всего 71 дело, следует из данных сайта ФАС.

По сути, участник конкурса упрекает заказчика в создании так называемой закладки, то есть специального условия, которому соответствует лишь «нужный» подрядчик. Дело в том, что у «Компьюлинка» уже были выполненные контракты, в том числе с ВНИИЭМ, впрочем, связаны они были не со строительством. Так или иначе, через несколько дней стало известно о победе «Компьюлинка» в борьбе за госзаказ с десятизначной суммой.

Из арестанта в подрядчики

Де-факто конечным бенефициаром компании «УСП Компьюлинк», которая, если верить комиссии, соответствовала самым строгим критериям отбора на аукционе, на момент победы в тендере был бизнесмен Михаил Лящ. Его компания подала заявку на участие в конкурсе спустя несколько месяцев после того, как сам он вышел из следственного изолятора: его обвиняли в мошенничестве с причинением ущерба в особо крупном размере.

Расследование, стартовавшее еще в 2018 году, якобы было связано с инвестициями в проект Ляща по разработке программно-аппаратного комплекса конференц-звонков EZTalk. Сама инициатива была заморожена еще в 2010 году. Уголовное дело было прекращено лишь в 2020 году, уже после победы «Компьюлинка» в тендере. Сотрудники «Компьюлинка» выдвигали альтернативную версию преследования своего шефа — якобы чтобы склонить Ляща к продаже здания офиса компании на Мичуринском проспекте (бывший универмаг рядом со станцией «Мичуринский проспект» в элитном столичном районе Раменки).

Набрал заказов

Подряд на реконструкцию 13-го корпуса ВНИИЭМ был не первым в портфеле компаний Ляща. Особенно успешно ему удавалось выигрывать контракты от ФНС. Но с 2019 года налоговики прекратили сотрудничество с фирмами, аффилированными с Лящем. С этим событием специалисты связывали снижение экономических показателей «Компьюлинка». Но работа по госзаказам продолжилась сразу после решения Лящем проблем с законом.

По данным «СПАРК-Интерфакс», почти одновременно с контрактом на реконструкцию 13-го корпуса компания «Инфралинк» (ныне банкрот) получила контракт от АО «НПО Энергомаш им. академика В.П. Глушко» на сумму 4,2 млрд рублей (реконструкция и техническое перевооружение испытательной базы двигателя РД-191). Плановый срок его исполнения был заявлен на 1 марта 2023 года, информация о его исполнении отсутствует в открытых источниках. В тот же период времени (конец 2019 года) «Компьюлинк» стал подрядчиком РКК «Энергия» на постройку зданий для испытательного комплекса (пилотируемая тематика), стоимость госзаказа почти 1 млрд рублей. Дата его планового исполнения — 30 ноября 2025 года. Чуть позже, в 2020-м, фирма Ляща получила контракт на реконструкцию зданий КБ «Арсенал» (почти 200 млн), который пока не завершен. Впрочем, время еще есть: плановый срок исполнения — декабрь 2024 года. Не исключено, что работа по этим проектам в ближайшее время также вызовет вопросы со стороны контролирующих органов.

«Роскосмос» изнутри

Следствие считает, что без использования должностных полномочий курирующего подобные проекты замдиректора «Роскосмоса» Олега Фролова хищение средств было бы невозможным. Между тем в самой корпорации Фролов снискал репутацию дисциплинированного и осторожного чиновника.

— Человек он был всегда осторожный с точки зрения круга общения, я с ним в жизни раза два только общался, — рассказал «Известиям» человек из отрасли. — Но он всегда вел себя как образцовый офицер. Четко выполнял поставленные задачи и не высказывал своего мнения. Но у меня много вопросов к работе службы внутреннего аудита, службе экономической безопасности. Есть определенные градации сумм, когда контракт проходит процедуры закупки, согласования со стороны [сотрудников] безопасности, экономистов, юристов и т.д. То есть просто взять и заключать с компанией «Рога и копыта» вы ничего не можете, размахивая корочкой замгендиректора. Ну и сами документы готовят десятки человек. А должностное лицо только подписывает.

Олег Фролов в разные годы возглавлял Военно-космическую академию имени Можайского, Главное управление вооружения армии, с 2010 года по 2012 год был замруководителя Рособоронпоставок. В 2012 году стал первым заместителем главы «Роскосмоса», а в 2018-м — исполнительным директором «Роскосмоса» по реализации оборонных программ. Доктор военных наук, профессор, генерал-лейтенант запаса. Заслуженный военный специалист РФ. Награжден орденом «За военные заслуги» и медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.

По мнению собеседника «Известий», хищение оборудования могло протекать по стандартной схеме, которая давно обкатана в других отраслях.

— Компания на тендере выбирает самое дешевое предложение. Подрядчик, перебив номера и предоставив подложные документы, поставляет оборудование. Принимающая сторона принимает оборудование, а потом выясняется, что оно поддельное или не соответствует требованиям закупки. Такое сплошь и рядом. А вот почему именно Фролов оказался под ударом — вопрос. Не знаю на него ответа, — говорит человек из отрасли.

В «Роскосмосе» «Известиям» подтвердили факт задержания Фролова.

«Детали, касающиеся обвинения и следственных мероприятий в рамках уголовного дела, находятся в ведении Следственного комитета РФ», — указано в ответе на запрос «Известий».




комментарии (0):













Материалы рубрики

Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов



Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта
Владимир Гаврилов
Известия
Билетное па: выплаты пассажирам за овербукинг хотят сделать обязательными
Андрей Коршунов
Известия
Спрей для дела: новые российские двигатели доставят на Луну наноспутники
Михаил Захаров
Монокль
Boeing заходит на Россию
Надежда Сарапина
РИА Новости
"Расхлебывать придется годами". Китай больно щелкнул США по носу
Екатерина Хамова
Известия
Взвинченным темпом: РФ и Колумбия не договорились по ремонту Ми-17
Захар Максимов
ВГУДОК
РЖД и Аэрофлот охладеют к пассажирам
Айгуль Абдуллина, Александра Мерцалова
Коммерсант
В Сухум подлетают с вопросами
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное притяжение: космическая обсерватория займется поиском жизни во Вселенной
Андрей Коршунов
Известия
Спутник с жизнью: мыши и мухи помогут подготовить человека к полетам на Луну и Марс
Дмитрий Литвинов
Парламентская газета
В Росавиации оценили идею доставлять товары из Китая беспилотниками
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Владимир Гаврилов
Известия
Подставили на крыло: в США удерживают закупленные РФ авиазапчасти на $500 млн
Ксения Власова
ИрСити
«Вполне реально завершить эту программу». Авиаэксперт оценил, сколько МС-21 получат авиакомпании в 2026 году
Дарья Молоткова, Елена Сухорукова, при участии Анна Захарова
РБК
Немецкий оператор duty free вышел из бизнеса в Шереметьево и Домодедово
Юлия Леонова
Известия
Беспилотный урок: в России начали обучать сборке БПЛА школьников и студентов
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
Полетный проект: названы самые перспективные разработки беспилотных авиасистем
Дмитрий Плотников
Pravda.Ru
Проект Як-242: несостоявшийся конкурент самолётов Ту-204 и МС-21
Андрей Коршунов
Известия
Сдвиг по базе: в России создали универсальный двигатель для беспилотников
Александра Веснина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Взвинтит цены»: К чему приведет исправление данных в невозвратных авиабилетах
Айгуль Абдуллина
Коммерсантъ
Тяните билет. Потенциальным пассажирам предложено дать время передумать при покупке
Ксения Власова
«Ирсити.ру»
«Самолетов уже сейчас не хватает». Авиаэксперты оценили, когда перевозчики начнут летать на отечественных МС-21
Михаил Грачев
MASHNEWS
Полетят, но позже. Почему российская авиация хронически отстает от обещаний
Наталия Ячменникова
Российская газета
Водоросли или "родственник" капусты: на каком топливе будут летать самолеты в будущем?
Андрей Коршунов
Известия
Союз композитов: тесты мини-образцов материалов ускорят создание самолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer