Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Звездный чес: в чем подозревают замглавы «Роскосмоса»


28 декабря 2023 года Иван Петров, Яна Штурма, Известия


Стали известны новые подробности коррупционного скандала в «Роскосмосе». Фигуранту уголовного дела о мошенничестве, заместителю директора госагентства Олегу Фролову инкриминируют хищение средств при реконструкции 13-го корпуса ВНИИЭМ. Как уходили не по назначению средства Федеральной космической программы России на 2016–2025 годы, разбирались «Известия».

Без лишних деталей

Контракт, заключенный в 2019 году АО «Научно-производственная корпорация «Космические системы мониторинга, информационно-управляющие и электромеханические комплексы» имени А.Г. Иосифьяна» с компанией «Компьюлинк» стоимостью 1,1 млрд рублей, мог стать причиной расследования в отношении топ-менеджера «Роскосмоса» Олега Фролова, сообщил «Известиям» источник в правоохранительных органах.

Напомним, о возбуждении дела в отношении Фролова Следственный комитет (СК) сообщил 22 декабря.

«ГСУ СК РФ расследуется уголовное дело в отношении заместителя генерального директора государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос» Олега Фролова, индивидуального предпринимателя, а также представителя коммерческой организации. Каждому из трех фигурантов предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 159 УК РФ («Мошенничество в особо крупном размере»)», — говорится в сообщении СКР. Все трое находятся под стражей. В ведомстве также рассказали, что предполагаемые сообщники похитили 435 млн рублей при закупке оборудования «в ходе исполнения контракта», не уточнив, о каком конкретно госзаказе идет речь.

Всесоюзный научно-исследовательский институт электромеханики (ВНИИЭМ) был основан осенью 1941 года как завод для разработки и выпуска электротехнических средств для обороны столицы. Сегодня он имеет статус НИИ и носит имя первого директора предприятия талантливого инженера Андроника Иосифьяна. ВНИИЭМ участвовал в разработке электротехнического оборудования ракет-носителей, здесь создавались первый пилотируемый космический корабль «Восток», метеорологические спутники, а также несколько поколений автоматических космических аппаратов для нужд гидрометеорологии, исследований природных ресурсов Земли и экологического мониторинга.

Корпус с несчастливым номером

По данным «Известий», речь идет о контракте на выполнение комплекса работ по реконструкции и техническому перевооружению объекта капстроительства — корпуса №13 на Вольной улице. Цена контракта, о заключении которого на сайте госзакупок сообщалось 21 января 2020 года, составила более 1,1 млрд рублей. Победителем и единственным участником аукциона стало ООО «УСП Компьюлинк» (актуальное наименование «Инфралинк», связана с «УК Компьюлинк Групп»). Согласно сметным документам, подрядчику предстояло сначала демонтировать старый корпус, а затем построить новое здание, провести кабельные сети, канализацию, водопровод, отопление, вентиляцию, монтажные работы, возвести временные постройки, благоустроить, озеленить площадку, сделать дорогу и тротуар. Обращают на себя внимание траты на оборудование: они составили большую часть стоимости заказа — более 645 млн рублей. Напомним, что следствие указало, что именно при закупке оборудования и было совершено хищение.

Задачи по реконструкции необходимо было выполнить до конца года. Но по сей день строительство не закончено. Корреспондент «Известий» побывал на проходной ВНИИЭМ и своими глазами в этом убедился — даже местные работники с трудом понимают, где должен находиться корпус с несчастливым номером 13.

Между тем судебные тяжбы по поводу работ над 13-м корпусом не прекращаются до сих пор: на сегодняшний день предприятие «Инфралинк» официально банкрот. В отношении фирмы введено внешнее управление, поэтому она фигурирует в судебных картотеках то как истец, то как ответчик в исках на десятки и сотни миллионов рублей.

Тендер для своих

Изначально на заказ претендовали две компании, одна из них «Компьюлинк», наименование второй в протоколе рассмотрения заявки не указано, есть лишь ее идентификационный номер — 185. Однако «Известия» выяснили, что спустя несколько дней с жалобой (есть в распоряжении редакции) на процедуру проведения аукциона в Федеральную антимонопольную службу обратилась компания ООО «Атлантикпро», которую отсеяла комиссия.

В обращении к регулятору участник ссылался на необоснованные и незаконные, с его точки зрения, дополнительные условия допуска к проекту. А именно: в заявке помимо прочих документов заказчик потребовал копию исполненного контракта и копию акта выполненных работ с подтверждением стоимости исполненного контракта, а также копию разрешения на ввод объекта капстроительства в эксплуатацию (речь об аналогичном опыте участника тендера). Упомянутые документы должны были быть подписаны не ранее чем за три года до срока подачи заявки.

«Считаем, что действия заказчика, нарушившего ч. 6 ст. 66 закона о контрактной системе, а именно предоставление документов во второй части заявки, подтверждающих соответствие участника закупки дополнительным требованиям, предоставляют возможность заказчику незаконно отклонять заявки потенциальных участников закупки», — говорится в жалобе «Атлантикпро» за подписью директора компании Фидата Кутусова.

Компания «Атлантикпро» была создана 25 сентября 2019 года, ее учредителем, согласно данным Rusprofile, является Фидат Кутусов. Среди видов деятельности компании — штукатурные, малярные работы, розничная торговля продуктами и кирпичом, а также услуги перевозки и рекламного агентства. Средняя выручка за 2022 год составила 76 млн рублей. «Атлантикпро» — участник более 18 судебных дел, где компания в основном выступала в качестве третьего лица. Среди ответчиков по судебным делам — управления ФАС по разным регионам. Компания была ликвидирована в июне 2023 года, в 2020 году активно подавала жалобы в Федеральную антимонопольную службу на различные нарушения при проведении госзакупок — всего 71 дело, следует из данных сайта ФАС.

По сути, участник конкурса упрекает заказчика в создании так называемой закладки, то есть специального условия, которому соответствует лишь «нужный» подрядчик. Дело в том, что у «Компьюлинка» уже были выполненные контракты, в том числе с ВНИИЭМ, впрочем, связаны они были не со строительством. Так или иначе, через несколько дней стало известно о победе «Компьюлинка» в борьбе за госзаказ с десятизначной суммой.

Из арестанта в подрядчики

Де-факто конечным бенефициаром компании «УСП Компьюлинк», которая, если верить комиссии, соответствовала самым строгим критериям отбора на аукционе, на момент победы в тендере был бизнесмен Михаил Лящ. Его компания подала заявку на участие в конкурсе спустя несколько месяцев после того, как сам он вышел из следственного изолятора: его обвиняли в мошенничестве с причинением ущерба в особо крупном размере.

Расследование, стартовавшее еще в 2018 году, якобы было связано с инвестициями в проект Ляща по разработке программно-аппаратного комплекса конференц-звонков EZTalk. Сама инициатива была заморожена еще в 2010 году. Уголовное дело было прекращено лишь в 2020 году, уже после победы «Компьюлинка» в тендере. Сотрудники «Компьюлинка» выдвигали альтернативную версию преследования своего шефа — якобы чтобы склонить Ляща к продаже здания офиса компании на Мичуринском проспекте (бывший универмаг рядом со станцией «Мичуринский проспект» в элитном столичном районе Раменки).

Набрал заказов

Подряд на реконструкцию 13-го корпуса ВНИИЭМ был не первым в портфеле компаний Ляща. Особенно успешно ему удавалось выигрывать контракты от ФНС. Но с 2019 года налоговики прекратили сотрудничество с фирмами, аффилированными с Лящем. С этим событием специалисты связывали снижение экономических показателей «Компьюлинка». Но работа по госзаказам продолжилась сразу после решения Лящем проблем с законом.

По данным «СПАРК-Интерфакс», почти одновременно с контрактом на реконструкцию 13-го корпуса компания «Инфралинк» (ныне банкрот) получила контракт от АО «НПО Энергомаш им. академика В.П. Глушко» на сумму 4,2 млрд рублей (реконструкция и техническое перевооружение испытательной базы двигателя РД-191). Плановый срок его исполнения был заявлен на 1 марта 2023 года, информация о его исполнении отсутствует в открытых источниках. В тот же период времени (конец 2019 года) «Компьюлинк» стал подрядчиком РКК «Энергия» на постройку зданий для испытательного комплекса (пилотируемая тематика), стоимость госзаказа почти 1 млрд рублей. Дата его планового исполнения — 30 ноября 2025 года. Чуть позже, в 2020-м, фирма Ляща получила контракт на реконструкцию зданий КБ «Арсенал» (почти 200 млн), который пока не завершен. Впрочем, время еще есть: плановый срок исполнения — декабрь 2024 года. Не исключено, что работа по этим проектам в ближайшее время также вызовет вопросы со стороны контролирующих органов.

«Роскосмос» изнутри

Следствие считает, что без использования должностных полномочий курирующего подобные проекты замдиректора «Роскосмоса» Олега Фролова хищение средств было бы невозможным. Между тем в самой корпорации Фролов снискал репутацию дисциплинированного и осторожного чиновника.

— Человек он был всегда осторожный с точки зрения круга общения, я с ним в жизни раза два только общался, — рассказал «Известиям» человек из отрасли. — Но он всегда вел себя как образцовый офицер. Четко выполнял поставленные задачи и не высказывал своего мнения. Но у меня много вопросов к работе службы внутреннего аудита, службе экономической безопасности. Есть определенные градации сумм, когда контракт проходит процедуры закупки, согласования со стороны [сотрудников] безопасности, экономистов, юристов и т.д. То есть просто взять и заключать с компанией «Рога и копыта» вы ничего не можете, размахивая корочкой замгендиректора. Ну и сами документы готовят десятки человек. А должностное лицо только подписывает.

Олег Фролов в разные годы возглавлял Военно-космическую академию имени Можайского, Главное управление вооружения армии, с 2010 года по 2012 год был замруководителя Рособоронпоставок. В 2012 году стал первым заместителем главы «Роскосмоса», а в 2018-м — исполнительным директором «Роскосмоса» по реализации оборонных программ. Доктор военных наук, профессор, генерал-лейтенант запаса. Заслуженный военный специалист РФ. Награжден орденом «За военные заслуги» и медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.

По мнению собеседника «Известий», хищение оборудования могло протекать по стандартной схеме, которая давно обкатана в других отраслях.

— Компания на тендере выбирает самое дешевое предложение. Подрядчик, перебив номера и предоставив подложные документы, поставляет оборудование. Принимающая сторона принимает оборудование, а потом выясняется, что оно поддельное или не соответствует требованиям закупки. Такое сплошь и рядом. А вот почему именно Фролов оказался под ударом — вопрос. Не знаю на него ответа, — говорит человек из отрасли.

В «Роскосмосе» «Известиям» подтвердили факт задержания Фролова.

«Детали, касающиеся обвинения и следственных мероприятий в рамках уголовного дела, находятся в ведении Следственного комитета РФ», — указано в ответе на запрос «Известий».




комментарии (0):













Материалы рубрики

Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос



Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник
Иван Сало
РБК
МС-21: что это за самолет, его характеристики и роль в российской авиации
Валентина Аверьянова
Известия
На взлет: в России вводят новый авиационный сбор для пассажиров
Татьяна Копылова
Деловой Петербург
"Это очень критично": поможет ли новая станция метро аэропорту Пулково
Ирина Ионина
Известия
Летний под дых: кто компенсирует туристам расходы после транспортного коллапса
Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer