Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Звездный чес: в чем подозревают замглавы «Роскосмоса»


28 декабря 2023 года Иван Петров, Яна Штурма, Известия


Стали известны новые подробности коррупционного скандала в «Роскосмосе». Фигуранту уголовного дела о мошенничестве, заместителю директора госагентства Олегу Фролову инкриминируют хищение средств при реконструкции 13-го корпуса ВНИИЭМ. Как уходили не по назначению средства Федеральной космической программы России на 2016–2025 годы, разбирались «Известия».

Без лишних деталей

Контракт, заключенный в 2019 году АО «Научно-производственная корпорация «Космические системы мониторинга, информационно-управляющие и электромеханические комплексы» имени А.Г. Иосифьяна» с компанией «Компьюлинк» стоимостью 1,1 млрд рублей, мог стать причиной расследования в отношении топ-менеджера «Роскосмоса» Олега Фролова, сообщил «Известиям» источник в правоохранительных органах.

Напомним, о возбуждении дела в отношении Фролова Следственный комитет (СК) сообщил 22 декабря.

«ГСУ СК РФ расследуется уголовное дело в отношении заместителя генерального директора государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос» Олега Фролова, индивидуального предпринимателя, а также представителя коммерческой организации. Каждому из трех фигурантов предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 159 УК РФ («Мошенничество в особо крупном размере»)», — говорится в сообщении СКР. Все трое находятся под стражей. В ведомстве также рассказали, что предполагаемые сообщники похитили 435 млн рублей при закупке оборудования «в ходе исполнения контракта», не уточнив, о каком конкретно госзаказе идет речь.

Всесоюзный научно-исследовательский институт электромеханики (ВНИИЭМ) был основан осенью 1941 года как завод для разработки и выпуска электротехнических средств для обороны столицы. Сегодня он имеет статус НИИ и носит имя первого директора предприятия талантливого инженера Андроника Иосифьяна. ВНИИЭМ участвовал в разработке электротехнического оборудования ракет-носителей, здесь создавались первый пилотируемый космический корабль «Восток», метеорологические спутники, а также несколько поколений автоматических космических аппаратов для нужд гидрометеорологии, исследований природных ресурсов Земли и экологического мониторинга.

Корпус с несчастливым номером

По данным «Известий», речь идет о контракте на выполнение комплекса работ по реконструкции и техническому перевооружению объекта капстроительства — корпуса №13 на Вольной улице. Цена контракта, о заключении которого на сайте госзакупок сообщалось 21 января 2020 года, составила более 1,1 млрд рублей. Победителем и единственным участником аукциона стало ООО «УСП Компьюлинк» (актуальное наименование «Инфралинк», связана с «УК Компьюлинк Групп»). Согласно сметным документам, подрядчику предстояло сначала демонтировать старый корпус, а затем построить новое здание, провести кабельные сети, канализацию, водопровод, отопление, вентиляцию, монтажные работы, возвести временные постройки, благоустроить, озеленить площадку, сделать дорогу и тротуар. Обращают на себя внимание траты на оборудование: они составили большую часть стоимости заказа — более 645 млн рублей. Напомним, что следствие указало, что именно при закупке оборудования и было совершено хищение.

Задачи по реконструкции необходимо было выполнить до конца года. Но по сей день строительство не закончено. Корреспондент «Известий» побывал на проходной ВНИИЭМ и своими глазами в этом убедился — даже местные работники с трудом понимают, где должен находиться корпус с несчастливым номером 13.

Между тем судебные тяжбы по поводу работ над 13-м корпусом не прекращаются до сих пор: на сегодняшний день предприятие «Инфралинк» официально банкрот. В отношении фирмы введено внешнее управление, поэтому она фигурирует в судебных картотеках то как истец, то как ответчик в исках на десятки и сотни миллионов рублей.

Тендер для своих

Изначально на заказ претендовали две компании, одна из них «Компьюлинк», наименование второй в протоколе рассмотрения заявки не указано, есть лишь ее идентификационный номер — 185. Однако «Известия» выяснили, что спустя несколько дней с жалобой (есть в распоряжении редакции) на процедуру проведения аукциона в Федеральную антимонопольную службу обратилась компания ООО «Атлантикпро», которую отсеяла комиссия.

В обращении к регулятору участник ссылался на необоснованные и незаконные, с его точки зрения, дополнительные условия допуска к проекту. А именно: в заявке помимо прочих документов заказчик потребовал копию исполненного контракта и копию акта выполненных работ с подтверждением стоимости исполненного контракта, а также копию разрешения на ввод объекта капстроительства в эксплуатацию (речь об аналогичном опыте участника тендера). Упомянутые документы должны были быть подписаны не ранее чем за три года до срока подачи заявки.

«Считаем, что действия заказчика, нарушившего ч. 6 ст. 66 закона о контрактной системе, а именно предоставление документов во второй части заявки, подтверждающих соответствие участника закупки дополнительным требованиям, предоставляют возможность заказчику незаконно отклонять заявки потенциальных участников закупки», — говорится в жалобе «Атлантикпро» за подписью директора компании Фидата Кутусова.

Компания «Атлантикпро» была создана 25 сентября 2019 года, ее учредителем, согласно данным Rusprofile, является Фидат Кутусов. Среди видов деятельности компании — штукатурные, малярные работы, розничная торговля продуктами и кирпичом, а также услуги перевозки и рекламного агентства. Средняя выручка за 2022 год составила 76 млн рублей. «Атлантикпро» — участник более 18 судебных дел, где компания в основном выступала в качестве третьего лица. Среди ответчиков по судебным делам — управления ФАС по разным регионам. Компания была ликвидирована в июне 2023 года, в 2020 году активно подавала жалобы в Федеральную антимонопольную службу на различные нарушения при проведении госзакупок — всего 71 дело, следует из данных сайта ФАС.

По сути, участник конкурса упрекает заказчика в создании так называемой закладки, то есть специального условия, которому соответствует лишь «нужный» подрядчик. Дело в том, что у «Компьюлинка» уже были выполненные контракты, в том числе с ВНИИЭМ, впрочем, связаны они были не со строительством. Так или иначе, через несколько дней стало известно о победе «Компьюлинка» в борьбе за госзаказ с десятизначной суммой.

Из арестанта в подрядчики

Де-факто конечным бенефициаром компании «УСП Компьюлинк», которая, если верить комиссии, соответствовала самым строгим критериям отбора на аукционе, на момент победы в тендере был бизнесмен Михаил Лящ. Его компания подала заявку на участие в конкурсе спустя несколько месяцев после того, как сам он вышел из следственного изолятора: его обвиняли в мошенничестве с причинением ущерба в особо крупном размере.

Расследование, стартовавшее еще в 2018 году, якобы было связано с инвестициями в проект Ляща по разработке программно-аппаратного комплекса конференц-звонков EZTalk. Сама инициатива была заморожена еще в 2010 году. Уголовное дело было прекращено лишь в 2020 году, уже после победы «Компьюлинка» в тендере. Сотрудники «Компьюлинка» выдвигали альтернативную версию преследования своего шефа — якобы чтобы склонить Ляща к продаже здания офиса компании на Мичуринском проспекте (бывший универмаг рядом со станцией «Мичуринский проспект» в элитном столичном районе Раменки).

Набрал заказов

Подряд на реконструкцию 13-го корпуса ВНИИЭМ был не первым в портфеле компаний Ляща. Особенно успешно ему удавалось выигрывать контракты от ФНС. Но с 2019 года налоговики прекратили сотрудничество с фирмами, аффилированными с Лящем. С этим событием специалисты связывали снижение экономических показателей «Компьюлинка». Но работа по госзаказам продолжилась сразу после решения Лящем проблем с законом.

По данным «СПАРК-Интерфакс», почти одновременно с контрактом на реконструкцию 13-го корпуса компания «Инфралинк» (ныне банкрот) получила контракт от АО «НПО Энергомаш им. академика В.П. Глушко» на сумму 4,2 млрд рублей (реконструкция и техническое перевооружение испытательной базы двигателя РД-191). Плановый срок его исполнения был заявлен на 1 марта 2023 года, информация о его исполнении отсутствует в открытых источниках. В тот же период времени (конец 2019 года) «Компьюлинк» стал подрядчиком РКК «Энергия» на постройку зданий для испытательного комплекса (пилотируемая тематика), стоимость госзаказа почти 1 млрд рублей. Дата его планового исполнения — 30 ноября 2025 года. Чуть позже, в 2020-м, фирма Ляща получила контракт на реконструкцию зданий КБ «Арсенал» (почти 200 млн), который пока не завершен. Впрочем, время еще есть: плановый срок исполнения — декабрь 2024 года. Не исключено, что работа по этим проектам в ближайшее время также вызовет вопросы со стороны контролирующих органов.

«Роскосмос» изнутри

Следствие считает, что без использования должностных полномочий курирующего подобные проекты замдиректора «Роскосмоса» Олега Фролова хищение средств было бы невозможным. Между тем в самой корпорации Фролов снискал репутацию дисциплинированного и осторожного чиновника.

— Человек он был всегда осторожный с точки зрения круга общения, я с ним в жизни раза два только общался, — рассказал «Известиям» человек из отрасли. — Но он всегда вел себя как образцовый офицер. Четко выполнял поставленные задачи и не высказывал своего мнения. Но у меня много вопросов к работе службы внутреннего аудита, службе экономической безопасности. Есть определенные градации сумм, когда контракт проходит процедуры закупки, согласования со стороны [сотрудников] безопасности, экономистов, юристов и т.д. То есть просто взять и заключать с компанией «Рога и копыта» вы ничего не можете, размахивая корочкой замгендиректора. Ну и сами документы готовят десятки человек. А должностное лицо только подписывает.

Олег Фролов в разные годы возглавлял Военно-космическую академию имени Можайского, Главное управление вооружения армии, с 2010 года по 2012 год был замруководителя Рособоронпоставок. В 2012 году стал первым заместителем главы «Роскосмоса», а в 2018-м — исполнительным директором «Роскосмоса» по реализации оборонных программ. Доктор военных наук, профессор, генерал-лейтенант запаса. Заслуженный военный специалист РФ. Награжден орденом «За военные заслуги» и медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.

По мнению собеседника «Известий», хищение оборудования могло протекать по стандартной схеме, которая давно обкатана в других отраслях.

— Компания на тендере выбирает самое дешевое предложение. Подрядчик, перебив номера и предоставив подложные документы, поставляет оборудование. Принимающая сторона принимает оборудование, а потом выясняется, что оно поддельное или не соответствует требованиям закупки. Такое сплошь и рядом. А вот почему именно Фролов оказался под ударом — вопрос. Не знаю на него ответа, — говорит человек из отрасли.

В «Роскосмосе» «Известиям» подтвердили факт задержания Фролова.

«Детали, касающиеся обвинения и следственных мероприятий в рамках уголовного дела, находятся в ведении Следственного комитета РФ», — указано в ответе на запрос «Известий».




комментарии (0):













Материалы рубрики

Валерия Лобко
Российская газета
В России создадут единую систему контроля за беспилотниками
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья Поднебесной: Китай растит конкурента Boeing и Airbus
Алексей Михайлов, Юлия Леонова, Андрей Федоров
Известия
Цели отделены: вертолеты ВМФ научат бороться с надводными дронами
Сергей Гурьянов
Известия
Истина в винте: насколько безопасен вертолетный туризм
Роман Крецул, Алексей Михайлов, Андрей Федоров
Известия
Отвержение ударов: военные аэродромы проверили на прочность
Роман Крецул, Алексей Михайлов, Андрей Федоров
Известия
Охраняющие виды: Севморпуть начнут патрулировать Ту-142
Наталья Башлыкова,Максим Талавринов
Известия
Полет ненормальный: авиакомпании будут штрафовать за недостоверную информацию о билетах
Анастасия Ординян
ИА Регнум
Непосадочный талон. Как овербукинг рушит планы российским авиапассажирам



Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Татарский» джет: «недобитый» Ту-324 превратят в летающий Aurus
Анастасия Львова,
РБК
Росавиация сообщила о росте числа инцидентов с самолетами из-за птиц
Станислав Федоров, Юлия Леонова
Известия
«Ми» не виноваты: в Росавиации прошли обыски из-за вывоза за рубеж 59 бортов
Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Ремонт аэропортов предложили финансировать новым сбором с авиакомпаний
Кирилл Комаров
Профиль
"Тушка" в небе: самолеты Туполева вернулись на коммерческие маршруты в России

Известия
120 лет назад родился летчик-испытатель Валерий Чкалов
Виктор Бодров 
ТАСС
Реактивная "летающая парта": каким будет учебно-тренировочный самолет МиГ-УТС
Елена Проколова
Аргументы и Факты
«Они выжили, чтобы их судили». Летчики оценили действия пилотов Falcon 10
Наталья Башлыкова, Максим Талавринов
Известия
Улетный план: пассажирам внутренних рейсов в аэропортах разрешат продажу алкоголя
Евгения Перцева
Известия
Остановили по требованию: «Аэрофлот» обязали отправить людей на Пхукет
Максим Талавринов
Известия
Летательный исход: пилотов разбившегося Falcon 10 лишили «прав»
Станислав Кучушев, Андрей Коршунов
Известия
Орбитальная инстанция: конструктору «российского Хаббла» светит два года
Анастасия Львова
РБК
Пулково попросило ускорить внедрение duty free на внутрироссийских рейсах
Анастасия Львова
РБК
Глава Пулково упрекнул «Аэрофлот» в непредсказуемости его планов
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Угрозы с неба вынудили предприятия Петербурга и Ленобласти искать защиту от БПЛА
Вадим Кузьмицкий
Деловой Петербург
К аэропорту Пулково хотят сделать новый подъезд с юго-запада Петербурга
Анна Воробьева
Forbes
Первая женщина — военный пилот: почему турецкий аэропорт назван именем Сабихи Гёкчен
Наталия Ячменникова
Российская газета
Когда и чем в России обещают заменить иностранные самолеты
Алексей Клепиков
Деловой Петербург
Покажите природу убытков: овербукинг в России могут полностью легализовать
Евгений Никтовенко
Аргументы и Факты
Москва уступает Сибири. Авиакомпании переносят полётную активность за Урал
Юрий Гень,Михаил Сухарев,Тимур Алиев (СКФО)
Российская газета
На Северном Кавказе построят еще один международный аэропорт

Российская газета
Росавиация установит приаэродромные территории в небольших аэропортах
Анастасия Львова
РБК
«Аэрофлот» и ОАК договорились о том, каким будет салон самолета Ту-214
Андрей Коршунов
Известия
Пошли с прахом: лунная миссия американского Peregrine близка к провалу
Сергей Бондаренко
Деловой Петербург
Косвенно смертоносные: как производят петербургские "Орланы"
Иван Петров, Яна Штурма
Известия
Звездный чес: в чем подозревают замглавы «Роскосмоса»

"Московские новости"
Подковы, бубен и банка с тарантулом: что чаще всего теряют россияне в общественном транспорте и как вернуть потерянные вещи

РИА Новости
Итоги года в космонавтике: станции РОС быть, подготовка к пуску "Ангары"
Питер Сучу, The National Interest
ИноСМИ
Су-35: России удался по-настоящему быстрый и опасный истребитель
Анастасия Львова
РБК
Росавиация перенесла сертификацию российских беспилотников на 2024 год
Евгения Перцева, Максим Талавринов
Известия
Залетный момент: Союз потребителей подал иск к «Аэрофлоту» за аннулирование билетов
Анастасия Львова
РБК
«Аврора» объяснила проблемы с полетами на Дальнем Востоке
Ирина Мишина
Новые Известия
Угнать навеки: отнимут ли у России 37 лизинговых самолетов?
Анастасия Платонова, Максим Талавринов
Известия
Два года не ждут: что даст туристам открытие аэропорта Краснодара
Дмитрий Струговец
Известия
Рос, да не вырос
Анастасия Львова
РБК
Против «Аэрофлота» подан коллективный иск за отмененные билеты на Пхукет
Максим Талавринов
Известия
Ми больше не будем: на производстве вертолетов в Казани нашли поддельные детали
Анастасия Львова
РБК
Минпромторг актуализировал объем поставок дронов в госорганы

Деловой Петербург
Крылья суверенитета: Пулково защитили от санкционных рисков
Илья Словесный
Деловой Петербург
Обнадёживающий партнёр: Пулково национализировали особым образом
Анастасия Львова
РБК
Red Wings получила первый восстановленный самолет от ОАК
Андрей Коршунов
Известия
Космическая быль: какой будет лунная станция России и Китая

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer