Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Обнадёживающий партнёр: Пулково национализировали особым образом


4 декабря 2023 года Илья Словесный, Деловой Петербург


Фактическая национализация оператора аэропорта Пулково затрагивает интересы не только недружественной Германии, но и партнёров России из Персидского залива.

Президент Владимир Путин своим указом от 30 ноября изъял 100% управляющей компании аэропорта Пулково ООО "Воздушные ворота Северной столицы" из собственности кипрской Thalita Trading Limited и передал их специально созданному ООО "Холдинг ВВСС".

Как отмечается в документе, имущественные права владельцев оператора аэропорта сохраняются — доли в новом отечественном холдинге распределены между инвесторами в соответствии с их пакетами в кипрской компании. Но от управления они отстраняются.

Исполнительный орган "Холдинга ВВСС" и его устав определит российское правительство. Распоряжаться голосами, приходящимися на доли иностранцев, будут непосредственно ООО "ВВСС" и "дочка" Российского фонда прямых инвестиций ООО "Перспективные промышленные и инфраструктурные технологии — 7".

Также в указе прописано, что иностранцы могут восстановить свои права в компании на основании заявлений, направленных в новый холдинг. Но при условии, что они заключат корпоративные договоры с другими участниками общества. Как на практике должен работать этот механизм — неясно. С претензиями, говорится в документе, инвесторы вправе обращаться в Арбитражный суд города Москвы.

Особая важность

Случай Пулково уже не первый кейс фактической национализации российских активов с иностранным участием, но в то же время он значительно отличается от прошлых случаев.

Инструмент введения временного управления над иностранной собственностью создан указом президента от 25 апреля 2023 года № 302. Предполагается, что в случае, если недружественные государства изымают или угрожают изъять принадлежащие России активы на их территории, то Россия в свою очередь может принимать ответные действия. Этим же указом Росимущество тогда получило во временное управление российские активы финского концерна Fortum и финско–немецкой энергокомпании Uniper.

Последующее изъятие активов (доли датского Carlsberg в пивоваренной компании "Балтика" и российского юрлица французской Danone в июле и типографий норвежского холдинга Amedia в сентябре) производилось путём дополнения списка, в который изначально были включены Fortum и Uniper.

Пулково же передаётся под контроль особым образом, и управленческие вопросы будут решаться не Росимуществом, а непосредственно Кабмином (хотя формально доли в новом холдинге российское государство не имеет).

Бей своих, чтоб чужие боялись

Примечателен и другой аспект. Хотя "специальные меры" в отношении Пулково и вводятся в соответствии с законом о мерах противодействия "США и иным недружественным государствам", под удар попадают не только они.

ВВСС управляют Пулково на основе концессионного соглашения, заключённого в 2009 году. Контрольный пакет получил государственный банк ВТБ, а пакет 35,5% передали немецкому холдингу Fraport AG.

Fraport впоследствии сократил свою долю до 25%, ВТБ — до 25,01%, а в проект пришло много денег из других стран. В 2016 году суверенный фонд Катара через F3 Holding LLC за 239 млн евро получил в концессии долю 24,99%. Также 7,99% владеет компания из ОАЭ Thirty Seventh Investment Company, принадлежащая фонду Mubadala, который возглавляет наследный принц Абу–Даби шейх Мухаммад бен Заид аль–Нахайян. Ещё 3,5% перешли в собственность саудовской Ayar International Investments Company, а пакет в размере 1,26% — суверенному фонду благосостояния Королевства Бахрейн.

При этом ещё в мае прошлого года Fraport заявлял о своём желании покинуть ВВСС, но гендиректор компании Штефан Шульте тогда объяснял, что холдинг не может продать свой пакет, оцениваемый в 111 млн евро, до 2025 года из–за условий концессионного соглашения.

Но уже в сентябре 2023–го глава ВТБ Андрей Костин рассказал журналистам, что условия сделки по выкупу доли немцев планируется согласовать до конца года.

Сами себе партнёры

Интересно, что Пулково — крупнейший и самый успешный пример в сфере государственно–частного партнёрства в Петербурге. Обычно такие соглашения заключаются с учётом гарантированного дохода, который обещается концессионеру от эксплуатации объекта. То есть если "частник" не получает с проекта расчётную прибыль, то её ему доплачивает бюджет. Так, казна Петербурга ежегодно субсидирует операторов "Западного скоростного диаметра" и трамвайной линии "Чижик".

Деятельность ВВСС по управлению Пулково технически была выгодна для Смольного. За период с 2016 по 2020 год оператор выплатил 9 млрд рублей в пользу Петербурга и ОАО "Аэропорт Пулково" по концессионному соглашению. Проблемы возникли только после пика пандемии коронавируса — платёж за 2021–2022 годы в размере 3 млрд рублей отложен до мая 2024 года.

Эксперты полагают, что национализация Пулково сделает менее привлекательным партнёрство с российским государством и для инвесторов из дружественных стран, но в общем обстановка перестала быть благоприятной уже довольно давно.

"Иностранных инвесторов в инфраструктурных проектах очень мало, ещё меньше их участвует в ГЧП (особенно после 2014 года). Так что повод для недоверия со стороны потенциальных инвесторов из дружественных стран будет, но фактически, скорее всего, ничего не изменится", — считает главный аналитик Sherpa Group Алексей Жундриков.

В самом операторе аэропорта при этом демонстрируют оптимизм (по крайней мере публично). "В этом году было подписано дополнительное соглашение к СГЧП о строительстве второй очереди, куда входит развитие терминального комплекса с учётом будущего роста пассажиропотока, а также строительство сопутствующей инфраструктуры. Рассчитываем на восстановление механизмов корпоративного управления. Полагаем, что это позволит обеспечить эффективную операционную деятельность аэропорта и продолжить реализацию стратегического инвестиционного проекта на основе ГЧП", — рассказали "ДП" в пресс–службе ВВСС.

Также, добавляют представители управляющей компании Пулково, сейчас аэропорт переживает "стадию активного развития" — воздушная гавань вышла на второе место по стране по общему пассажиропотоку. За январь–октябрь 2023 года аэропорт обслужил 17,5 млн пассажиров, по итогам года ожидается результат 20 млн человек.
 




комментарии (0):













Материалы рубрики

Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник
Иван Сало
РБК
МС-21: что это за самолет, его характеристики и роль в российской авиации



Валентина Аверьянова
Известия
На взлет: в России вводят новый авиационный сбор для пассажиров
Татьяна Копылова
Деловой Петербург
"Это очень критично": поможет ли новая станция метро аэропорту Пулково
Ирина Ионина
Известия
Летний под дых: кто компенсирует туристам расходы после транспортного коллапса
Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer