Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Обнадёживающий партнёр: Пулково национализировали особым образом


4 декабря 2023 года Илья Словесный, Деловой Петербург


Фактическая национализация оператора аэропорта Пулково затрагивает интересы не только недружественной Германии, но и партнёров России из Персидского залива.

Президент Владимир Путин своим указом от 30 ноября изъял 100% управляющей компании аэропорта Пулково ООО "Воздушные ворота Северной столицы" из собственности кипрской Thalita Trading Limited и передал их специально созданному ООО "Холдинг ВВСС".

Как отмечается в документе, имущественные права владельцев оператора аэропорта сохраняются — доли в новом отечественном холдинге распределены между инвесторами в соответствии с их пакетами в кипрской компании. Но от управления они отстраняются.

Исполнительный орган "Холдинга ВВСС" и его устав определит российское правительство. Распоряжаться голосами, приходящимися на доли иностранцев, будут непосредственно ООО "ВВСС" и "дочка" Российского фонда прямых инвестиций ООО "Перспективные промышленные и инфраструктурные технологии — 7".

Также в указе прописано, что иностранцы могут восстановить свои права в компании на основании заявлений, направленных в новый холдинг. Но при условии, что они заключат корпоративные договоры с другими участниками общества. Как на практике должен работать этот механизм — неясно. С претензиями, говорится в документе, инвесторы вправе обращаться в Арбитражный суд города Москвы.

Особая важность

Случай Пулково уже не первый кейс фактической национализации российских активов с иностранным участием, но в то же время он значительно отличается от прошлых случаев.

Инструмент введения временного управления над иностранной собственностью создан указом президента от 25 апреля 2023 года № 302. Предполагается, что в случае, если недружественные государства изымают или угрожают изъять принадлежащие России активы на их территории, то Россия в свою очередь может принимать ответные действия. Этим же указом Росимущество тогда получило во временное управление российские активы финского концерна Fortum и финско–немецкой энергокомпании Uniper.

Последующее изъятие активов (доли датского Carlsberg в пивоваренной компании "Балтика" и российского юрлица французской Danone в июле и типографий норвежского холдинга Amedia в сентябре) производилось путём дополнения списка, в который изначально были включены Fortum и Uniper.

Пулково же передаётся под контроль особым образом, и управленческие вопросы будут решаться не Росимуществом, а непосредственно Кабмином (хотя формально доли в новом холдинге российское государство не имеет).

Бей своих, чтоб чужие боялись

Примечателен и другой аспект. Хотя "специальные меры" в отношении Пулково и вводятся в соответствии с законом о мерах противодействия "США и иным недружественным государствам", под удар попадают не только они.

ВВСС управляют Пулково на основе концессионного соглашения, заключённого в 2009 году. Контрольный пакет получил государственный банк ВТБ, а пакет 35,5% передали немецкому холдингу Fraport AG.

Fraport впоследствии сократил свою долю до 25%, ВТБ — до 25,01%, а в проект пришло много денег из других стран. В 2016 году суверенный фонд Катара через F3 Holding LLC за 239 млн евро получил в концессии долю 24,99%. Также 7,99% владеет компания из ОАЭ Thirty Seventh Investment Company, принадлежащая фонду Mubadala, который возглавляет наследный принц Абу–Даби шейх Мухаммад бен Заид аль–Нахайян. Ещё 3,5% перешли в собственность саудовской Ayar International Investments Company, а пакет в размере 1,26% — суверенному фонду благосостояния Королевства Бахрейн.

При этом ещё в мае прошлого года Fraport заявлял о своём желании покинуть ВВСС, но гендиректор компании Штефан Шульте тогда объяснял, что холдинг не может продать свой пакет, оцениваемый в 111 млн евро, до 2025 года из–за условий концессионного соглашения.

Но уже в сентябре 2023–го глава ВТБ Андрей Костин рассказал журналистам, что условия сделки по выкупу доли немцев планируется согласовать до конца года.

Сами себе партнёры

Интересно, что Пулково — крупнейший и самый успешный пример в сфере государственно–частного партнёрства в Петербурге. Обычно такие соглашения заключаются с учётом гарантированного дохода, который обещается концессионеру от эксплуатации объекта. То есть если "частник" не получает с проекта расчётную прибыль, то её ему доплачивает бюджет. Так, казна Петербурга ежегодно субсидирует операторов "Западного скоростного диаметра" и трамвайной линии "Чижик".

Деятельность ВВСС по управлению Пулково технически была выгодна для Смольного. За период с 2016 по 2020 год оператор выплатил 9 млрд рублей в пользу Петербурга и ОАО "Аэропорт Пулково" по концессионному соглашению. Проблемы возникли только после пика пандемии коронавируса — платёж за 2021–2022 годы в размере 3 млрд рублей отложен до мая 2024 года.

Эксперты полагают, что национализация Пулково сделает менее привлекательным партнёрство с российским государством и для инвесторов из дружественных стран, но в общем обстановка перестала быть благоприятной уже довольно давно.

"Иностранных инвесторов в инфраструктурных проектах очень мало, ещё меньше их участвует в ГЧП (особенно после 2014 года). Так что повод для недоверия со стороны потенциальных инвесторов из дружественных стран будет, но фактически, скорее всего, ничего не изменится", — считает главный аналитик Sherpa Group Алексей Жундриков.

В самом операторе аэропорта при этом демонстрируют оптимизм (по крайней мере публично). "В этом году было подписано дополнительное соглашение к СГЧП о строительстве второй очереди, куда входит развитие терминального комплекса с учётом будущего роста пассажиропотока, а также строительство сопутствующей инфраструктуры. Рассчитываем на восстановление механизмов корпоративного управления. Полагаем, что это позволит обеспечить эффективную операционную деятельность аэропорта и продолжить реализацию стратегического инвестиционного проекта на основе ГЧП", — рассказали "ДП" в пресс–службе ВВСС.

Также, добавляют представители управляющей компании Пулково, сейчас аэропорт переживает "стадию активного развития" — воздушная гавань вышла на второе место по стране по общему пассажиропотоку. За январь–октябрь 2023 года аэропорт обслужил 17,5 млн пассажиров, по итогам года ожидается результат 20 млн человек.
 




комментарии (0):













Материалы рубрики

Валерия Лобко
Российская газета
В России создадут единую систему контроля за беспилотниками
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья Поднебесной: Китай растит конкурента Boeing и Airbus
Алексей Михайлов, Юлия Леонова, Андрей Федоров
Известия
Цели отделены: вертолеты ВМФ научат бороться с надводными дронами
Сергей Гурьянов
Известия
Истина в винте: насколько безопасен вертолетный туризм
Роман Крецул, Алексей Михайлов, Андрей Федоров
Известия
Отвержение ударов: военные аэродромы проверили на прочность
Роман Крецул, Алексей Михайлов, Андрей Федоров
Известия
Охраняющие виды: Севморпуть начнут патрулировать Ту-142
Наталья Башлыкова,Максим Талавринов
Известия
Полет ненормальный: авиакомпании будут штрафовать за недостоверную информацию о билетах
Анастасия Ординян
ИА Регнум
Непосадочный талон. Как овербукинг рушит планы российским авиапассажирам



Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Татарский» джет: «недобитый» Ту-324 превратят в летающий Aurus
Анастасия Львова,
РБК
Росавиация сообщила о росте числа инцидентов с самолетами из-за птиц
Станислав Федоров, Юлия Леонова
Известия
«Ми» не виноваты: в Росавиации прошли обыски из-за вывоза за рубеж 59 бортов
Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Ремонт аэропортов предложили финансировать новым сбором с авиакомпаний
Кирилл Комаров
Профиль
"Тушка" в небе: самолеты Туполева вернулись на коммерческие маршруты в России

Известия
120 лет назад родился летчик-испытатель Валерий Чкалов
Виктор Бодров 
ТАСС
Реактивная "летающая парта": каким будет учебно-тренировочный самолет МиГ-УТС
Елена Проколова
Аргументы и Факты
«Они выжили, чтобы их судили». Летчики оценили действия пилотов Falcon 10
Наталья Башлыкова, Максим Талавринов
Известия
Улетный план: пассажирам внутренних рейсов в аэропортах разрешат продажу алкоголя
Евгения Перцева
Известия
Остановили по требованию: «Аэрофлот» обязали отправить людей на Пхукет
Максим Талавринов
Известия
Летательный исход: пилотов разбившегося Falcon 10 лишили «прав»
Станислав Кучушев, Андрей Коршунов
Известия
Орбитальная инстанция: конструктору «российского Хаббла» светит два года
Анастасия Львова
РБК
Пулково попросило ускорить внедрение duty free на внутрироссийских рейсах
Анастасия Львова
РБК
Глава Пулково упрекнул «Аэрофлот» в непредсказуемости его планов
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Угрозы с неба вынудили предприятия Петербурга и Ленобласти искать защиту от БПЛА
Вадим Кузьмицкий
Деловой Петербург
К аэропорту Пулково хотят сделать новый подъезд с юго-запада Петербурга
Анна Воробьева
Forbes
Первая женщина — военный пилот: почему турецкий аэропорт назван именем Сабихи Гёкчен
Наталия Ячменникова
Российская газета
Когда и чем в России обещают заменить иностранные самолеты
Алексей Клепиков
Деловой Петербург
Покажите природу убытков: овербукинг в России могут полностью легализовать
Евгений Никтовенко
Аргументы и Факты
Москва уступает Сибири. Авиакомпании переносят полётную активность за Урал
Юрий Гень,Михаил Сухарев,Тимур Алиев (СКФО)
Российская газета
На Северном Кавказе построят еще один международный аэропорт

Российская газета
Росавиация установит приаэродромные территории в небольших аэропортах
Анастасия Львова
РБК
«Аэрофлот» и ОАК договорились о том, каким будет салон самолета Ту-214
Андрей Коршунов
Известия
Пошли с прахом: лунная миссия американского Peregrine близка к провалу
Сергей Бондаренко
Деловой Петербург
Косвенно смертоносные: как производят петербургские "Орланы"
Иван Петров, Яна Штурма
Известия
Звездный чес: в чем подозревают замглавы «Роскосмоса»

"Московские новости"
Подковы, бубен и банка с тарантулом: что чаще всего теряют россияне в общественном транспорте и как вернуть потерянные вещи

РИА Новости
Итоги года в космонавтике: станции РОС быть, подготовка к пуску "Ангары"
Питер Сучу, The National Interest
ИноСМИ
Су-35: России удался по-настоящему быстрый и опасный истребитель
Анастасия Львова
РБК
Росавиация перенесла сертификацию российских беспилотников на 2024 год
Евгения Перцева, Максим Талавринов
Известия
Залетный момент: Союз потребителей подал иск к «Аэрофлоту» за аннулирование билетов
Анастасия Львова
РБК
«Аврора» объяснила проблемы с полетами на Дальнем Востоке
Ирина Мишина
Новые Известия
Угнать навеки: отнимут ли у России 37 лизинговых самолетов?
Анастасия Платонова, Максим Талавринов
Известия
Два года не ждут: что даст туристам открытие аэропорта Краснодара
Дмитрий Струговец
Известия
Рос, да не вырос
Анастасия Львова
РБК
Против «Аэрофлота» подан коллективный иск за отмененные билеты на Пхукет
Максим Талавринов
Известия
Ми больше не будем: на производстве вертолетов в Казани нашли поддельные детали
Анастасия Львова
РБК
Минпромторг актуализировал объем поставок дронов в госорганы

Деловой Петербург
Крылья суверенитета: Пулково защитили от санкционных рисков
Илья Словесный
Деловой Петербург
Обнадёживающий партнёр: Пулково национализировали особым образом
Анастасия Львова
РБК
Red Wings получила первый восстановленный самолет от ОАК
Андрей Коршунов
Известия
Космическая быль: какой будет лунная станция России и Китая

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer