Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Минпромторг актуализировал объем поставок дронов в госорганы


5 декабря 2023 года Анастасия Львова, РБК


Минпромторг скорректировал параметры госзаказа на закупку беспилотных систем для органов власти до 2030 года — текущие расчеты министерства «приблизились к возможностям промышленности»

Минпромторг скорректировал параметры государственного гражданского заказа на беспилотные авиационные системы (БАС) для госорганов, подведомственных учреждений и госкомпаний, следует из документа от середины ноября, с которым ознакомился РБК (приведенные параметры подтвердили два источника, участвовавших в обсуждении).

Сколько беспилотников закупят

Весной 2023-го Минпромторг в рамках формирования параметров гражданского госзаказа на беспилотную технику впервые анонсировал, что до 2030 года госсектору потребуется примерно 480 тыс. единиц техники, а объем гражданского госзаказа оценивался (с учетом стоимости аппаратов и закупки услуг) в 200 млрд руб.

Как следует из обновленных данных Минпромторга, на текущий момент речь пока идет лишь о 12,9 тыс. единиц техники. При этом в денежном выражении программа сократилась не так сильно — поставка дронов обойдется в 187,7 млрд руб.: 93,1 млрд руб. — в 2024–2026 годах, 94,7 млрд руб. — в 2027–2030 годах. Без учета закупок госкомпаний затраты (только для ведомств) составят 69,6 млрд руб. в ближайшие три года и 56,8 млрд руб. — в 2027–2030 годах (итого 126 млрд руб.).

Как пояснил источник РБК, знакомый с обсуждением параметров закупки, апрельская редакция была написана с учетом пожеланий участников отрасли, текущая — «приблизилась к возможностям промышленности». Кроме того, в отдельное направление выделена закупка так называемых образовательных дронов. Разделение программ подтвердил и представитель Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК; планируется, что она будет базовым заказчиком на дроны для госорганов): «В предыдущих версиях госзаказа в расчет принималась потребность Минпросвещения, которая теперь выделена в отдельный трек. Объем же заказа на БАС других типов (кроме образовательных) немного сократился, но не критически. В большей степени это связано с лучшим по отношению к весне пониманием реальных потребностей в применении БАС и возможностей производства на ближайшие годы». Также в расчете уже не учитывается 2023 год — с этим также отчасти связано сокращение объема, добавили в ГТЛК.

В ближайшую трехлетку планируется поставлять ФОИВам и компаниям с госучастием ежегодно около 3 тыс. дронов в год (в 2024-м, например, — 2620 штук), в 2027–2030 годах темпы сократятся — всего за этот период органы закупят 4585 БАС, следует из письма Минпромторга.

Объем средств на закупку БАС в рамках госзаказа в следующем году составит 20,7 млрд руб., из них 16,4 млрд потратят ведомства, оставшуюся сумму — госкомпании. Наибольший запрос на БАС зафиксирован со стороны Рослесхоза, Минстроя и Минприроды. Из числа компаний, предполагающих закупать беспилотники, — «Транснефть», «Газпром», «Почта России», уточнил представитель Минпромторга.

Как рассказали РБК в министерстве, в госбюджете на федеральный проект «Стимулирование спроса на отечественные беспилотные авиационные системы» (в который «зашиты» и параметры госзаказа) заложено только 1,7 млрд: 493,3 млн руб. — в 2024 году, 986 млн — в 2025-м, 184,6 млн — в 2026-м. Там не ответили на вопрос, за счет каких других источников будет финансироваться закупка.

При этом в секретариате первого вице-премьера Андрея Белоусова (курирует весь национальный проект по беспилотникам) уточняют, что на госзакупки (включая закупку образовательных дронов) в 2024 году предусмотрено свыше 15 млрд руб. «План госзаказа с весны 2023-го существенно не изменился. 480 тыс. дронов — это была предварительная цифра с учетом образовательных дронов. Сейчас с учетом образовательных дронов эта цифра даже больше. Так, только в 2024 году предполагается по ГГЗ закупка в объеме 153 тыс. дронов, из которых 151 тыс. — образовательные», — сообщили в его пресс-службе.

Госзаказ будет актуализироваться каждые полгода, поэтому возможны технические отличия с паспортом связанного с ним по теме федпроекта «Стимулирование», пояснили в Минпромторге. Сейчас в подготовленном паспорте не отражены потребности субъектов и госкомпаний.

Почему финансируют беспилотники

Активизировать развитие беспилотной авиации в России начали на фоне СВО на Украине в 2022 году. В конце прошлого года президент поручил написать стратегию развития беспилотной авиации до 2030 года, а также подготовить план госзакупок российских беспилотников. Стратегия была утверждена в июне, она предполагает постепенный рост российского рынка дронов до 1 млн единиц в год к 2035-му и постепенное увеличение рыночной доли российских производителей до 80%. Сейчас Минпромторг оценивает долю российских дронов на рынке в 23,7%, долю отечественных БАС в объеме госзакупок — в 25%, согласно паспорту проекта по стимулированию спроса. Ожидается, что в следующем году показатели вырастут до 41,5 и 44% соответственно. В 2022 году объем российского рынка беспилотных авиасистем и услуг с их применением составил около 50 млрд руб., что составляет менее 1% мирового рынка, говорится в стратегии.

Какие беспилотники планируют закупать

Все беспилотники власти поделили на восемь типов: легкие и средние вертолеты, средние и тяжелые вертолеты, легкие, средние и тяжелые мультироторы и образовательные дроны. Больше всего в следующем году под госзаказ будет произведено легких мультироторов — 2,3 тыс. штук.

Поставщиками беспилотников для госорганов будут, в частности, компании «Альбатрос» (создана в 2017 году инженерным центром «Геомир»), «НЦВ Миль и Камов» («Вертолеты России», «Ростех») «Транспорт будущего» (группа компаний «Эфко»), «Аэромакс» (АФК «Система»), частные компании «Аэродин», «Геоскан», «ГлориЭйр» (вместе с ОАК «Ростеха» создадут совместное предприятие), «Радар ммс», «Т1-Аэро» (входит в холдинг «Т1», до ребрендинга в 2021 году группа называлась «Техносерв») и другие, рассказал источник РБК. Например, «Альбатрос» будет поставлять дроны для мониторинга и аэрофотосъемки, «Транспорт будущего» — для доставки грузов и обработки полей, «Геоскан» — дроны для авиаработ и образовательные дроны, «Радар ммс» — БПЛА для авиахимработ и геофизических исследований.

В федпроекте по стимулированию спроса Минпромторг оценил и общую рыночную потребность в дронах. До 2030 года она составит более чем 200 тыс. новых БАС, из них порядка 150 тыс. ожидается от российских изготовителей, пояснили РБК в министерстве. Из этих дронов в следующем году должно быть продано около 28 тыс. единиц (без учета образовательных). В эти 28 тыс. входят и БАС из госзаказа, уточнили в министерстве: «Ожидается, что эта часть спроса будет обеспечена российскими изготовителями практически полностью». Другую часть спроса покроют коммерческие заказы и импорт.

Выполнят ли план производители

«Прогноз по спросу на следующий год формировался в достаточно короткие сроки. Количество беспилотников действительно было сильно уменьшено, потому что начался сбор потребностей от ФОИВов. Я думаю, что многие регионы, реально получившие такие запросы, пересмотрели свои планы и прислали в ответ гораздо меньшие цифры, которые были до этого», — поясняет Николай Ряшин, эксперт НТИ «Аэронет» и гендиректор «Русдронопорта».

При этом в денежном выражении стоимость закупки почти не снизилась, «потому что отечественное производство сейчас преимущественно более дорогое, чем условное китайское», отмечает эксперт.

В начале года прогнозы были более оптимистичные, но когда дело дошло до расчетов необходимого числа беспилотников, исходя из потребностей регионов, мест, где их можно применять с учетом действующего законодательства, появилась более реальная цифра в 13 тыс., говорит другой эксперт рынка «Аэронет» — Виталий Муниров. Но даже этот объем, признает Муниров, будет для российских компаний существенным вызовом. Что касается поисков новых источников финансирования, то, вероятно, часть закупок будет профинансирована из бюджетов регионов, отметил он.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Валерия Лобко
Российская газета
В России создадут единую систему контроля за беспилотниками
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья Поднебесной: Китай растит конкурента Boeing и Airbus
Алексей Михайлов, Юлия Леонова, Андрей Федоров
Известия
Цели отделены: вертолеты ВМФ научат бороться с надводными дронами
Сергей Гурьянов
Известия
Истина в винте: насколько безопасен вертолетный туризм
Роман Крецул, Алексей Михайлов, Андрей Федоров
Известия
Отвержение ударов: военные аэродромы проверили на прочность
Роман Крецул, Алексей Михайлов, Андрей Федоров
Известия
Охраняющие виды: Севморпуть начнут патрулировать Ту-142
Наталья Башлыкова,Максим Талавринов
Известия
Полет ненормальный: авиакомпании будут штрафовать за недостоверную информацию о билетах
Анастасия Ординян
ИА Регнум
Непосадочный талон. Как овербукинг рушит планы российским авиапассажирам



Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Татарский» джет: «недобитый» Ту-324 превратят в летающий Aurus
Анастасия Львова,
РБК
Росавиация сообщила о росте числа инцидентов с самолетами из-за птиц
Станислав Федоров, Юлия Леонова
Известия
«Ми» не виноваты: в Росавиации прошли обыски из-за вывоза за рубеж 59 бортов
Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Ремонт аэропортов предложили финансировать новым сбором с авиакомпаний
Кирилл Комаров
Профиль
"Тушка" в небе: самолеты Туполева вернулись на коммерческие маршруты в России

Известия
120 лет назад родился летчик-испытатель Валерий Чкалов
Виктор Бодров 
ТАСС
Реактивная "летающая парта": каким будет учебно-тренировочный самолет МиГ-УТС
Елена Проколова
Аргументы и Факты
«Они выжили, чтобы их судили». Летчики оценили действия пилотов Falcon 10
Наталья Башлыкова, Максим Талавринов
Известия
Улетный план: пассажирам внутренних рейсов в аэропортах разрешат продажу алкоголя
Евгения Перцева
Известия
Остановили по требованию: «Аэрофлот» обязали отправить людей на Пхукет
Максим Талавринов
Известия
Летательный исход: пилотов разбившегося Falcon 10 лишили «прав»
Станислав Кучушев, Андрей Коршунов
Известия
Орбитальная инстанция: конструктору «российского Хаббла» светит два года
Анастасия Львова
РБК
Пулково попросило ускорить внедрение duty free на внутрироссийских рейсах
Анастасия Львова
РБК
Глава Пулково упрекнул «Аэрофлот» в непредсказуемости его планов
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Угрозы с неба вынудили предприятия Петербурга и Ленобласти искать защиту от БПЛА
Вадим Кузьмицкий
Деловой Петербург
К аэропорту Пулково хотят сделать новый подъезд с юго-запада Петербурга
Анна Воробьева
Forbes
Первая женщина — военный пилот: почему турецкий аэропорт назван именем Сабихи Гёкчен
Наталия Ячменникова
Российская газета
Когда и чем в России обещают заменить иностранные самолеты
Алексей Клепиков
Деловой Петербург
Покажите природу убытков: овербукинг в России могут полностью легализовать
Евгений Никтовенко
Аргументы и Факты
Москва уступает Сибири. Авиакомпании переносят полётную активность за Урал
Юрий Гень,Михаил Сухарев,Тимур Алиев (СКФО)
Российская газета
На Северном Кавказе построят еще один международный аэропорт

Российская газета
Росавиация установит приаэродромные территории в небольших аэропортах
Анастасия Львова
РБК
«Аэрофлот» и ОАК договорились о том, каким будет салон самолета Ту-214
Андрей Коршунов
Известия
Пошли с прахом: лунная миссия американского Peregrine близка к провалу
Сергей Бондаренко
Деловой Петербург
Косвенно смертоносные: как производят петербургские "Орланы"
Иван Петров, Яна Штурма
Известия
Звездный чес: в чем подозревают замглавы «Роскосмоса»

"Московские новости"
Подковы, бубен и банка с тарантулом: что чаще всего теряют россияне в общественном транспорте и как вернуть потерянные вещи

РИА Новости
Итоги года в космонавтике: станции РОС быть, подготовка к пуску "Ангары"
Питер Сучу, The National Interest
ИноСМИ
Су-35: России удался по-настоящему быстрый и опасный истребитель
Анастасия Львова
РБК
Росавиация перенесла сертификацию российских беспилотников на 2024 год
Евгения Перцева, Максим Талавринов
Известия
Залетный момент: Союз потребителей подал иск к «Аэрофлоту» за аннулирование билетов
Анастасия Львова
РБК
«Аврора» объяснила проблемы с полетами на Дальнем Востоке
Ирина Мишина
Новые Известия
Угнать навеки: отнимут ли у России 37 лизинговых самолетов?
Анастасия Платонова, Максим Талавринов
Известия
Два года не ждут: что даст туристам открытие аэропорта Краснодара
Дмитрий Струговец
Известия
Рос, да не вырос
Анастасия Львова
РБК
Против «Аэрофлота» подан коллективный иск за отмененные билеты на Пхукет
Максим Талавринов
Известия
Ми больше не будем: на производстве вертолетов в Казани нашли поддельные детали
Анастасия Львова
РБК
Минпромторг актуализировал объем поставок дронов в госорганы

Деловой Петербург
Крылья суверенитета: Пулково защитили от санкционных рисков
Илья Словесный
Деловой Петербург
Обнадёживающий партнёр: Пулково национализировали особым образом
Анастасия Львова
РБК
Red Wings получила первый восстановленный самолет от ОАК
Андрей Коршунов
Известия
Космическая быль: какой будет лунная станция России и Китая

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer