Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Минпромторг актуализировал объем поставок дронов в госорганы


5 декабря 2023 года Анастасия Львова, РБК


Минпромторг скорректировал параметры госзаказа на закупку беспилотных систем для органов власти до 2030 года — текущие расчеты министерства «приблизились к возможностям промышленности»

Минпромторг скорректировал параметры государственного гражданского заказа на беспилотные авиационные системы (БАС) для госорганов, подведомственных учреждений и госкомпаний, следует из документа от середины ноября, с которым ознакомился РБК (приведенные параметры подтвердили два источника, участвовавших в обсуждении).

Сколько беспилотников закупят

Весной 2023-го Минпромторг в рамках формирования параметров гражданского госзаказа на беспилотную технику впервые анонсировал, что до 2030 года госсектору потребуется примерно 480 тыс. единиц техники, а объем гражданского госзаказа оценивался (с учетом стоимости аппаратов и закупки услуг) в 200 млрд руб.

Как следует из обновленных данных Минпромторга, на текущий момент речь пока идет лишь о 12,9 тыс. единиц техники. При этом в денежном выражении программа сократилась не так сильно — поставка дронов обойдется в 187,7 млрд руб.: 93,1 млрд руб. — в 2024–2026 годах, 94,7 млрд руб. — в 2027–2030 годах. Без учета закупок госкомпаний затраты (только для ведомств) составят 69,6 млрд руб. в ближайшие три года и 56,8 млрд руб. — в 2027–2030 годах (итого 126 млрд руб.).

Как пояснил источник РБК, знакомый с обсуждением параметров закупки, апрельская редакция была написана с учетом пожеланий участников отрасли, текущая — «приблизилась к возможностям промышленности». Кроме того, в отдельное направление выделена закупка так называемых образовательных дронов. Разделение программ подтвердил и представитель Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК; планируется, что она будет базовым заказчиком на дроны для госорганов): «В предыдущих версиях госзаказа в расчет принималась потребность Минпросвещения, которая теперь выделена в отдельный трек. Объем же заказа на БАС других типов (кроме образовательных) немного сократился, но не критически. В большей степени это связано с лучшим по отношению к весне пониманием реальных потребностей в применении БАС и возможностей производства на ближайшие годы». Также в расчете уже не учитывается 2023 год — с этим также отчасти связано сокращение объема, добавили в ГТЛК.

В ближайшую трехлетку планируется поставлять ФОИВам и компаниям с госучастием ежегодно около 3 тыс. дронов в год (в 2024-м, например, — 2620 штук), в 2027–2030 годах темпы сократятся — всего за этот период органы закупят 4585 БАС, следует из письма Минпромторга.

Объем средств на закупку БАС в рамках госзаказа в следующем году составит 20,7 млрд руб., из них 16,4 млрд потратят ведомства, оставшуюся сумму — госкомпании. Наибольший запрос на БАС зафиксирован со стороны Рослесхоза, Минстроя и Минприроды. Из числа компаний, предполагающих закупать беспилотники, — «Транснефть», «Газпром», «Почта России», уточнил представитель Минпромторга.

Как рассказали РБК в министерстве, в госбюджете на федеральный проект «Стимулирование спроса на отечественные беспилотные авиационные системы» (в который «зашиты» и параметры госзаказа) заложено только 1,7 млрд: 493,3 млн руб. — в 2024 году, 986 млн — в 2025-м, 184,6 млн — в 2026-м. Там не ответили на вопрос, за счет каких других источников будет финансироваться закупка.

При этом в секретариате первого вице-премьера Андрея Белоусова (курирует весь национальный проект по беспилотникам) уточняют, что на госзакупки (включая закупку образовательных дронов) в 2024 году предусмотрено свыше 15 млрд руб. «План госзаказа с весны 2023-го существенно не изменился. 480 тыс. дронов — это была предварительная цифра с учетом образовательных дронов. Сейчас с учетом образовательных дронов эта цифра даже больше. Так, только в 2024 году предполагается по ГГЗ закупка в объеме 153 тыс. дронов, из которых 151 тыс. — образовательные», — сообщили в его пресс-службе.

Госзаказ будет актуализироваться каждые полгода, поэтому возможны технические отличия с паспортом связанного с ним по теме федпроекта «Стимулирование», пояснили в Минпромторге. Сейчас в подготовленном паспорте не отражены потребности субъектов и госкомпаний.

Почему финансируют беспилотники

Активизировать развитие беспилотной авиации в России начали на фоне СВО на Украине в 2022 году. В конце прошлого года президент поручил написать стратегию развития беспилотной авиации до 2030 года, а также подготовить план госзакупок российских беспилотников. Стратегия была утверждена в июне, она предполагает постепенный рост российского рынка дронов до 1 млн единиц в год к 2035-му и постепенное увеличение рыночной доли российских производителей до 80%. Сейчас Минпромторг оценивает долю российских дронов на рынке в 23,7%, долю отечественных БАС в объеме госзакупок — в 25%, согласно паспорту проекта по стимулированию спроса. Ожидается, что в следующем году показатели вырастут до 41,5 и 44% соответственно. В 2022 году объем российского рынка беспилотных авиасистем и услуг с их применением составил около 50 млрд руб., что составляет менее 1% мирового рынка, говорится в стратегии.

Какие беспилотники планируют закупать

Все беспилотники власти поделили на восемь типов: легкие и средние вертолеты, средние и тяжелые вертолеты, легкие, средние и тяжелые мультироторы и образовательные дроны. Больше всего в следующем году под госзаказ будет произведено легких мультироторов — 2,3 тыс. штук.

Поставщиками беспилотников для госорганов будут, в частности, компании «Альбатрос» (создана в 2017 году инженерным центром «Геомир»), «НЦВ Миль и Камов» («Вертолеты России», «Ростех») «Транспорт будущего» (группа компаний «Эфко»), «Аэромакс» (АФК «Система»), частные компании «Аэродин», «Геоскан», «ГлориЭйр» (вместе с ОАК «Ростеха» создадут совместное предприятие), «Радар ммс», «Т1-Аэро» (входит в холдинг «Т1», до ребрендинга в 2021 году группа называлась «Техносерв») и другие, рассказал источник РБК. Например, «Альбатрос» будет поставлять дроны для мониторинга и аэрофотосъемки, «Транспорт будущего» — для доставки грузов и обработки полей, «Геоскан» — дроны для авиаработ и образовательные дроны, «Радар ммс» — БПЛА для авиахимработ и геофизических исследований.

В федпроекте по стимулированию спроса Минпромторг оценил и общую рыночную потребность в дронах. До 2030 года она составит более чем 200 тыс. новых БАС, из них порядка 150 тыс. ожидается от российских изготовителей, пояснили РБК в министерстве. Из этих дронов в следующем году должно быть продано около 28 тыс. единиц (без учета образовательных). В эти 28 тыс. входят и БАС из госзаказа, уточнили в министерстве: «Ожидается, что эта часть спроса будет обеспечена российскими изготовителями практически полностью». Другую часть спроса покроют коммерческие заказы и импорт.

Выполнят ли план производители

«Прогноз по спросу на следующий год формировался в достаточно короткие сроки. Количество беспилотников действительно было сильно уменьшено, потому что начался сбор потребностей от ФОИВов. Я думаю, что многие регионы, реально получившие такие запросы, пересмотрели свои планы и прислали в ответ гораздо меньшие цифры, которые были до этого», — поясняет Николай Ряшин, эксперт НТИ «Аэронет» и гендиректор «Русдронопорта».

При этом в денежном выражении стоимость закупки почти не снизилась, «потому что отечественное производство сейчас преимущественно более дорогое, чем условное китайское», отмечает эксперт.

В начале года прогнозы были более оптимистичные, но когда дело дошло до расчетов необходимого числа беспилотников, исходя из потребностей регионов, мест, где их можно применять с учетом действующего законодательства, появилась более реальная цифра в 13 тыс., говорит другой эксперт рынка «Аэронет» — Виталий Муниров. Но даже этот объем, признает Муниров, будет для российских компаний существенным вызовом. Что касается поисков новых источников финансирования, то, вероятно, часть закупок будет профинансирована из бюджетов регионов, отметил он.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей



Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта
Владимир Гаврилов
Известия
Билетное па: выплаты пассажирам за овербукинг хотят сделать обязательными
Андрей Коршунов
Известия
Спрей для дела: новые российские двигатели доставят на Луну наноспутники
Михаил Захаров
Монокль
Boeing заходит на Россию
Надежда Сарапина
РИА Новости
"Расхлебывать придется годами". Китай больно щелкнул США по носу
Екатерина Хамова
Известия
Взвинченным темпом: РФ и Колумбия не договорились по ремонту Ми-17
Захар Максимов
ВГУДОК
РЖД и Аэрофлот охладеют к пассажирам
Айгуль Абдуллина, Александра Мерцалова
Коммерсант
В Сухум подлетают с вопросами
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное притяжение: космическая обсерватория займется поиском жизни во Вселенной
Андрей Коршунов
Известия
Спутник с жизнью: мыши и мухи помогут подготовить человека к полетам на Луну и Марс
Дмитрий Литвинов
Парламентская газета
В Росавиации оценили идею доставлять товары из Китая беспилотниками
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Владимир Гаврилов
Известия
Подставили на крыло: в США удерживают закупленные РФ авиазапчасти на $500 млн
Ксения Власова
ИрСити
«Вполне реально завершить эту программу». Авиаэксперт оценил, сколько МС-21 получат авиакомпании в 2026 году
Дарья Молоткова, Елена Сухорукова, при участии Анна Захарова
РБК
Немецкий оператор duty free вышел из бизнеса в Шереметьево и Домодедово
Юлия Леонова
Известия
Беспилотный урок: в России начали обучать сборке БПЛА школьников и студентов
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
Полетный проект: названы самые перспективные разработки беспилотных авиасистем
Дмитрий Плотников
Pravda.Ru
Проект Як-242: несостоявшийся конкурент самолётов Ту-204 и МС-21
Андрей Коршунов
Известия
Сдвиг по базе: в России создали универсальный двигатель для беспилотников

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer