Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Александр Микулин: пионер двигателестроения и ЗОЖа


14 февраля 2023 года Ростех


14 февраля − день памяти конструктора авиадвигателей Александра Микулина. Ученик великого Жуковского, он разработал прорывные для отечественного авиастроения двигатели, поднимавшие в небо самолеты-гиганты и штурмовики времен Великой Отечественной войны. Прожив долгую жизнь, конструктор создал уникальную систему активного долголетия, которая пользуется популярностью до сих пор. Вспоминаем важные вехи жизни и творчества Александра Микулина.

Под крылом Жуковского

Имена выдающихся авиаконструкторов советской эпохи, увековеченные в моделях их самолетов – Туполева, Сухого, Яковлева и других, у всех на слуху. А вот имена двигателистов, в честь которых тоже назывались их двигатели, мы знаем меньше, хотя двигатель – самая важная часть самолета. Александру Александровичу Микулину, признанному мастеру отечественного двигателестроения, в этом плане повезло чуть больше. Яркая личность, он стал прообразом главного героя романа и фильма, а еще в 1970-е написал книгу о долголетии и стал одним из пионеров движения ЗОЖ в нашей стране. Но обо всем по порядку.

Александр Микулин родился 14 февраля 1895 года во Владимире. Судьба распорядилась так, что его дядей был отец русской авиации Николай Жуковский, в имении которого Шура проводил много времени. Рано проявив инженерные наклонности, юноша оканчивает реальное училище в Киеве, затем там же поступает в политехнический институт. Недоучившись, уходит на завод, где постигает на практике азы двигателестроения. И наконец с 1914 года Микулин – студент Московского высшего технического училища, где читает лекции его дядя. «Я сразу попал в самый центр зарождающейся тогда семьи первых русских авиационных работников», − так вспоминал конструктор учебу в Москве.

В 1918 году 23-летний Микулин организует Авиационное расчетно-испытательное бюро, куда входят воспитанники Жуковского, первые авиастроители СССР. В их числе и Борис Стечкин, троюродный брат Александра, с которым они создают многолетний успешный тандем двигателистов. Среди их первых разработок – двигатель для грандиозного «царь-танка» инженера Лебеденко, глиссер, аэросани.

В 1920-е годы Микулин связывает жизнь с Научным автомоторным институтом, где он был сначала конструктором, затем главным конструктором. Там началась работа над авиационными двигателями, но не хватало полноценной научно-технической базы. Этот пробел был восполнен с созданием в 1930 году Института авиационного моторостроения, будущего ЦИАМа, где Александр Александрович до 1936 года руководил отделом бензиновых двигателей. С 1936 года – главный конструктор московского авиамоторного завода №24 имени М.В. Фрунзе.

Академик без высшего образования

1937 год, легендарный беспосадочный перелет Москва − Северный полюс – Соединенные Штаты Америки на самолете АНТ-25 под управлением Валерия Чкалова. Затем в том же году повторение рекорда командой Михаила Громова. Американцы были удивлены качеством двигателя АМ-34, не обнаружив под капотом ни капли масла – двигатель отработал трудный полет без единой поломки. Создателем двигателя был Александр Микулин.

12-цилиндровый V-образный двигатель АМ-34 стал прорывом для советского двигателестроения. Он заложил основу для ряда модификаций и целого направления двигателей, которые устанавливались на массе моделей советских самолетов: самолет-гигант АНТ-20 «Максим Горький», бомбардировщики ТБ-3 и ТБ-7 и другие. Двигатели выпускались на моторном заводе №24 им. М.В. Фрунзе (сегодня производственный комплекс «Салют» Объединенной двигателестроительной корпорации Ростеха).

В годы Великой Отечественной войны Микулин руководил работами по созданию мощных двигателей АМ-38, АМ-38Ф и АМ-42 для штурмовиков Ил-2 и Ил-10, двигателей ГАМ-35Ф для торпедных катеров и речных бронекатеров. В разгар войны конструктор смог убедить руководство страны в необходимости создания опытного авиационного завода со специализацией на авиадвигателях. Такой завод под номером 300 был создан в Москве, и Микулин возглавил его. Под его руководством разрабатывается ряд двигателей, уже не поршневых, а реактивных, в том числе АМ-3 с рекордной тягой 8750 кг для самолетов Ту-16 и Ту-104.

В 1943 году Александр Александрович за совокупные заслуги получает третью по счету Сталинскую премию, звание генерал-майора инженерно-технической службы и избирается академиком Академии наук СССР, хотя законченного высшего образования у него не было – первый символический диплом он получит только в 1950 году.

Инженерия здоровья Александра Микулина

Отдавая всего себя любимому делу, Александр Александрович подорвал здоровье. Знаток авиадвигателей упустил состояние собственного «пламенного мотора» и к 50 годам уже имел в анамнезе инфаркт. В больнице у конструктора появляется время и желание разобраться в устройстве собственного организма. Причем Микулин, пытаясь понять причины старения, использует для анализа именно инженерный подход.

Надо сказать, что в 1955 году деятельный, успешный, часто категоричный Микулин попадает в опалу и под мнимыми предлогами отстраняется от руководства ОКБ-300. Новое место работы находится для него в лаборатории двигателей Академии наук СССР, возглавляемой уже знакомым нам давним другом конструктора Борисом Стечкиным. А в 1959 году Микулин совсем оставляет конструкторскую деятельность, чтобы с новой страстью окунуться в медицину. «Мне это хотелось сделать не ради того, чтобы «скрипеть» как можно дольше и, выйдя на заслуженный отдых, наблюдать со стороны, как бурлит жизнь, а чтобы как можно дольше быть ее активным участником и полноценно работать», − напишет он в своей книге «Активное долголетие», изданной в 1977 году.

Основу книги составил материал кандидатской диссертации, которую Александр Микулин защитил в 1976 году, после окончания медицинского института. В книге, ставшей очень популярной в Советском Союзе и до сих пор переиздающейся и цитируемой, Александр Александрович изложил свой многолетний опыт сохранения здоровья и продления творческой активности, предложил оригинальный подход к оздоровлению организма. 

В жизни Микулина была и еще одна важная книга, теперь уже рассказывающая о нем. Это роман писателя Александра Бека «Талант (Жизнь Бережкова)» 1956 года, прототипом главного героя которого стал конструктор. В книге достоверно показан труд двигателистов довоенной поры. В 1977 году по роману выходит одноименный многосерийный фильм.  

До последних дней, а ушел конструктор на 91-м году жизни, Микулин оставался в отличной спортивной форме. В некрологе Александр Александрович был справедливо назван «основоположником советского авиадвигателестроения».




комментарии (0):













Материалы рубрики

Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов



Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта
Владимир Гаврилов
Известия
Билетное па: выплаты пассажирам за овербукинг хотят сделать обязательными
Андрей Коршунов
Известия
Спрей для дела: новые российские двигатели доставят на Луну наноспутники
Михаил Захаров
Монокль
Boeing заходит на Россию
Надежда Сарапина
РИА Новости
"Расхлебывать придется годами". Китай больно щелкнул США по носу
Екатерина Хамова
Известия
Взвинченным темпом: РФ и Колумбия не договорились по ремонту Ми-17
Захар Максимов
ВГУДОК
РЖД и Аэрофлот охладеют к пассажирам
Айгуль Абдуллина, Александра Мерцалова
Коммерсант
В Сухум подлетают с вопросами
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное притяжение: космическая обсерватория займется поиском жизни во Вселенной
Андрей Коршунов
Известия
Спутник с жизнью: мыши и мухи помогут подготовить человека к полетам на Луну и Марс
Дмитрий Литвинов
Парламентская газета
В Росавиации оценили идею доставлять товары из Китая беспилотниками
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Владимир Гаврилов
Известия
Подставили на крыло: в США удерживают закупленные РФ авиазапчасти на $500 млн
Ксения Власова
ИрСити
«Вполне реально завершить эту программу». Авиаэксперт оценил, сколько МС-21 получат авиакомпании в 2026 году
Дарья Молоткова, Елена Сухорукова, при участии Анна Захарова
РБК
Немецкий оператор duty free вышел из бизнеса в Шереметьево и Домодедово
Юлия Леонова
Известия
Беспилотный урок: в России начали обучать сборке БПЛА школьников и студентов
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
Полетный проект: названы самые перспективные разработки беспилотных авиасистем
Дмитрий Плотников
Pravda.Ru
Проект Як-242: несостоявшийся конкурент самолётов Ту-204 и МС-21
Андрей Коршунов
Известия
Сдвиг по базе: в России создали универсальный двигатель для беспилотников
Александра Веснина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Взвинтит цены»: К чему приведет исправление данных в невозвратных авиабилетах
Айгуль Абдуллина
Коммерсантъ
Тяните билет. Потенциальным пассажирам предложено дать время передумать при покупке
Ксения Власова
«Ирсити.ру»
«Самолетов уже сейчас не хватает». Авиаэксперты оценили, когда перевозчики начнут летать на отечественных МС-21
Михаил Грачев
MASHNEWS
Полетят, но позже. Почему российская авиация хронически отстает от обещаний
Наталия Ячменникова
Российская газета
Водоросли или "родственник" капусты: на каком топливе будут летать самолеты в будущем?
Андрей Коршунов
Известия
Союз композитов: тесты мини-образцов материалов ускорят создание самолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer