Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Брак и расчеты: с чем связаны два подряд инцидента на МКС


13 февраля 2023 года Ольга Коленцова, Известия


Разгерметизация грузового корабля «Прогресс МС-21», случившаяся 11 февраля, с большой долей вероятности произошла из-за нарушения технологии производства российских сегментов МКС. Об этом «Известиям» заявил источник в «Роскосмосе», знакомый с ситуацией. Еще один собеседник редакции не исключил наличия проблем в самой конструкции системы терморегулировки. Глава «Роскосмоса» Юрий Борисов 13 февраля сообщил, что аварийная комиссия «рассматривает все варианты». А пока идет расследование, отложен старт к МКС корабля «Союз МС-23», который должен забрать с орбиты трех космонавтов. Разгерметизация «Прогресса» — второй за неполные два месяца подобный инцидент. 15 декабря аналогичный случился с «Союзом МС-22». Тогда причиной официально назвали удар метеороида в корпус корабля. Однако источник редакции в отрасли поставил эту версию под сомнение. Что же произошло на орбите и как на Земле идет разбор этого ЧП, выясняли «Известия».

Слабое звено

Глава «Роскосмоса» Юрий Борисов 13 февраля сообщил о переносе старта к Международной космической станции «Союза МС-23». На этом корабле должны вернуться на Землю Сергей Прокопьев и Дмитрий Петелин, а также астронавт Фрэнк Рубио. Полет был намечен на 20 февраля, однако за неделю его отложили до первой декады марта.

Отмена старта связана с расследованием второго за неполные два месяца инцидента с российским космическим кораблем. В прошлом декабре была зафиксирована разгерметизация системы терморегулирования корабля «Союз МС-22». А уже 11 февраля 2023-го то же самое случилось с грузовым кораблем «Прогресс МС-21».

На данный момент корабль изолирован, экипажу МКС ничего не угрожает, а аварийная комиссия начала расследование инцидента.

— Хотя результат у обоих нештатных ситуаций одинаков, причины могут быть разные, — заявил по этому поводу Юрий Борисов.

Напомним, декабрьскую аварию в «Роскосмосе» связали с попаданием в корпус «Союза» метеороида. Рассматривается подобная причина ЧП и применительно к «Прогрессу». Однако источники «Известий», знакомые с ситуацией и ходом расследования, высказали и две другие версии, не связанные с внешним воздействием. Так, один из представителей ракетно-космической отрасли сообщил, что, по его мнению, существует некоторая проблема в конструкции космических кораблей, и в частности в системе терморегулирования, собираемой специалистами РКК «Энергия».

По мнению второго источника «Известий» в «Роскосмосе», проблема заключается в ошибке, «допущенной в технологии производства космических кораблей».

— Полагаю, речь идет о каком-то отступлении от технологии — немного не тот материал, немного не те условия производства, другой оператор. Конструктивно данный узел (система терморегулирования. — «Известия») не менялся и исправно служил много лет, поэтому вряд ли проблема в его схеме. Инцидент с «Союзом МС-22» произошел уже после запуска на МКС «Прогресса МС-21» — получается, потенциальную ошибку исправить уже было нельзя. Надеюсь, на следующих отправленных в космос кораблях данная проблема будет решена, — подчеркнул собеседник.

«Известия» обратились за комментарием на предприятие «Криогенмаш», которое производит системы термостатирования и заправки жидкими криопродуктами на космодромах. В компании пояснили, что не занимаются системами, подобными радиаторам системы терморегулирования на «Прогрессе МС-21» и «Союзе МС-22», однако поделились соображениями по поводу возможных проблем с криогенной техникой.

— Герметичность может быть нарушена в резьбовых соединениях, в трубках по основному металлу (дефекты металлургического характера), при утонении металла (уменьшении его толщины до значения менее допустимого при механической обработке), от вибрации в местах концентрации напряжений, — пояснил один из специалистов. — Не исключено, что были недозатянуты или перетянуты резьбовые соединения. Также дефекты могли появиться в сварочных швах, местах пайки. Роль могла сыграть и агрессивность теплоносителя к трубкам и уплотняющим элементам.

Доцент кафедры «Экология, системы жизнеобеспечения и безопасность жизнедеятельности» МАИ Александр Белявский добавил, что корпус космического корабля не такой толстый, как кажется на первый взгляд.

— Чтобы пробить его насквозь, достаточно метеорита размером в несколько десятых миллиметра, — подчеркнул эксперт. — Помимо этого, не исключено возникновение микротрещин при изготовлении. Их наличие зависит от того, насколько качественно была проведена дефектовка листов, из которых собирается корпус, осуществлена сварка и так далее.

Александр Белявский напомнил, что технически сложного изделия со 100-процентной вероятностью правильности изготовления не существует.

— Это значит, что изготовив 100 кораблей, мы можем получить один с дефектом. Это статистика, от нее не уйдешь. И чем больше запусков, чем шире программа исследований, тем выше вероятность столкновения с нештатными ситуациями, — считает специалист.

«Известия» направили в РКК «Энергия» и «Роскосмос» запросы с просьбой прокомментировать возможность наличия проблем в конструкции системы терморегулирования космических кораблей или нарушений в технологии производства российских сегментов МКС.

Добраться и сфотографировать

По словам гендиректора «Роскосмоса» Юрия Борисова, расследование декабрьского инцидента с «Союзом МС-22» пришло к выводу, что радиатор системы охлаждения был поврежден в результате удара извне, версия о заводском браке не подтвердилась. Причиной нештатной ситуации тогда стал случайный метеороид. Руководитель программы NASA на МКС Джоэл Монтальбано сообщил, что их представители согласны с выводами «Роскосмоса» о причинах разгерметизации «Союза».

— Лично на мой взгляд, вероятность такого события практически нулевая, но проверить это и доказать невозможно, — поставил под сомнение выводы расследования источник «Известий». — Если бы это был метеороид, он летел бы с огромной скоростью, порядка 30 км/с, и не остановился бы, а пробил бы прошивку [в двух местах] и полетел дальше. И уж тем более с трудом верится в то, что такое событие произошло дважды [за короткий промежуток времени].

В документации к «Союзу МС-22», с фрагментом которой «Известия» ознакомил источник в «Роскосмосе», сообщается, что вероятность попадания микрометеорита в трубку системы терморегулирования, что и привело бы к утечке хладагента, составляет 0,4%, или 1 к 250. В документации к «Прогрессу МС-21» приведены те же данные.

Аварийную комиссию по инциденту с разгерметизацией «Прогресса МС-21» возглавил заместитель гендиректора «Роскосмоса», председатель комиссии по пилотируемым пускам Александр Иванов.

Специалисты пока не пришли к однозначным выводам. Судя по заявлению Юрия Борисова, рассматриваются все версии. С одной стороны, по словам главы «Роскосмоса», принимаются меры, которые «позволят добраться оптикой и сфотографировать место возможного нарушения внешней обшивки». Это может подтвердить версию внешнего воздействия метеоритом или космическим мусором.

В то же время Юрий Борисов сказал, что проверяется «весь технологический процесс создания космического корабля, и в частности системы обеспечения терморегулирования».

Отсутствие ясности с причиной инцидента и стало поводом для переноса запуска «Союза МС-23». Пока старт отложен на первую декаду марта. По словам специалистов, у «Роскосмоса» не так много времени, чтобы найти причину происшествия с «Прогрессом» и определиться с датой старта «Союза МС-23».

— 9 февраля корабль уже заправили компонентами топлива — амином и гептилом, — поделился своим мнением первый источник «Известий». — Это необратимая операция, полностью слить данное топливо невозможно, так как в системах корабля есть полости, откуда давлением топливо не выдавить. Срок наземного хранения корабля после заправки около полутора месяцев, поэтому теоретический крайний срок пуска «Союза» — конец марта.

13 февраля, после заседания аварийной комиссии, работы на Байконуре по подготовке «Союза МС-23» к старту были приостановлены.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Яна Штурма, Ксения Набаткина, Валерия Мишина
Известия
Владивосточное время: куда полетят россияне этим летом
Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Первый аэропорт в Карачаево-Черкесии построят «Аэропорты регионов»
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность
Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного



Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»
Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Леса просят дронов. Авиалесоохрана ищет деньги на закупку БАС
Максим Талавринов
Известия
Рейсовая колея: самолеты между Москвой и Питером летом будут летать каждые 15 минут
Алексей Михайлов, Роман Крецул
Известия
Огнем «Прометея»: система С-500 сдала экзамен по борьбе с гиперзвуком
Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Роскосмос» решил продать санатории и недвижимость на ₽11 млрд
Анастасия Львова
РБК
Авиакомпании пожаловались в ФАС на рост аэропортовых тарифов
Елена Балаян
Известия
Вылета нет: россиян не выпустили за границу из-за ошибок в паспорте
Валерия Лобко
Российская газета
В России создадут единую систему контроля за беспилотниками
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья Поднебесной: Китай растит конкурента Boeing и Airbus

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer