Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


"Перегрузка 3g, идем дальше?" Журналист ТАСС примерил на себя профессию космонавта


17 февраля 2023 года Екатерина Москвич, ТАСС


11 энтузиастов провели два дня в Центре подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина (ЦПК) по программе "Пилотный отряд исследователей космоса (ПОИСК)". В течение этого времени они погрузились в жизнь настоящих космонавтов, опробовали на себе их тренировки, включая центрифугу, прошли психологические тесты, чтобы проверить свои силы, а также пообщались со специалистами и инструкторами. Попасть в ЦПК при желании может каждый, поэтому впервые вместе с отрядом ПОИСК профессию космонавта на себя примерила и журналист Объединенной военной редакции ТАСС Екатерина Москвич.

Таких берут в космонавты

Утром наш отряд собрался у КПП Звездного городка, на территории которого находится ЦПК. Поскольку это закрытое административно-территориальное образование, попасть сюда сложно. После проверки документов мы выдвинулись в сторону Центра подготовки космонавтов. Забор и лес Звездного городка помогли отключиться от внешнего мира и полностью сконцентрироваться на теоретических и практических занятиях.

Знакомство с профессией космонавта началось с общения с психологами Жанной Шевченко и Натальей Филипповой. Во время отбора кандидатов в отряд они в среднем "срезают" половину претендентов. "Мы отсеиваем 45–50% каждый раз, но это не значит, что люди плохие, просто их структура личности не подходит под профиль космонавта", — отметила специалист.

Для нашей группы был подготовлен специальный мини-тест. За каждое выполненное задание мы получали определенное количество баллов, сумма которых показала нашу первичную "профпригодность". Первым делом все участники опробовали на себе позу Ромберга: с закрытыми глазами нужно было как можно дольше простоять на одной ноге с вытянутыми в стороны руками, не упав при этом. Мне это упражнение далось легко — удалось простоять больше минуты, пока психологи не остановили. Открыв глаза, с удивлением обнаружила, что такой результат показали не все.

Чтобы определить мотивацию, психологи предложили написать за минуту несколько навыков, которым мы можем научить других; затем мы отвечали на вопросы по космонавтике. Одним из интересных заданий был выбор ракеты с разными фигурами на корпусе (от кружочка до зигзага). Потом мы долго разбирали, что каждая из них отображает определенный склад личности (среди нас больше всего оказалось творческих — многие выбрали зигзаг). Каково было наше удивление, когда выяснилось, что каждая из этих типов личности достойна высшего балла — в космосе нужны разные люди.

В завершение мы прошли тест на стрессоустойчивость: нужно было посчитать с закрытыми глазами минуту. Лично я его провалила — моя внутренняя минута слишком сильно растянулась. Несмотря на это, я, как и все остальные участники группы, прошла мини-тест. Все мы оказались "годными в космонавты". 

Не думаю, что в реальной жизни каждый из нас мог бы побороться за место в отряде, — все-таки в реальности сначала нужно пройти общий отбор. Он подразумевает в том числе своеобразную сортировку по профессиям. "Входной билет в будущем отборе — это инженерные специальности, специальности, связанные с естествознанием, медико-биологические специальности, летные <…> Сейчас еще, возможно, появится IT-специальность в пуле отбираемых людей", — рассказала нам Жанна Шевченко.

Что ж, с моим гуманитарным высшим образованием до общения с психологами я бы не дошла.

Показатели хорошие, идем дальше

Одним из самых долгожданных для всей группы был поход в зал малой центрифуги ЦФ-7, радиус которой составляет семь метров. Еще бы — мы смогли не только посмотреть на нее, но и повращаться. Правда, смелых из одиннадцати человек сначала нашлось пятеро. 

Перед тем как попасть в зал, нужно было пройти медкомиссию, чтобы получить справку о допуске. И уже на этом этапе сказалось то ли волнение, то ли недосып: у двух человек давление оказалось повышенным. Забегая вперед, стоит отметить, что один из них так и не был допущен, поскольку давление не пришло в норму, — здоровье важнее проверки на прочность. 

"Перед вами тут как раз Николай Чуб (космонавт отряда Роскосмоса — прим. ТАСС) вращался", — встретила нас медицинский сотрудник Ирина Коновалова. С порога она настроила нас на то, что все будет хорошо, в итоге от волнения не осталось и следа. Нас научили дышать животом и сопротивляться перегрузкам, обклеили датчиками, чтобы в процессе контролировать состояние организма.

Первыми на вращение прошли девушки. Мне достался второй номер, за что инструктора в шутку прозвали Екатериной Второй. Сложилось ощущение, что вращение первой участницы прошло моментально — и уже инструктора заботливо помогли разместиться в центрифуге, подсказали, куда нужно смотреть, что нажимать и как себя вести. Затем двери закрылись, и началось вращение.

"Перегрузка 3g, идем дальше?" — слышится голос Ирины Коноваловой, который ведет во время испытания, как нить Ариадны. И в этот момент я почти совершила ошибку: забыв про дыхание животом, чуть не отказалась увеличить перегрузку. "Пойдем на 3,5. Если правильно будешь дышать, все будет хорошо, показатели хорошие" — в этот момент я осознала ошибку и поняла, что терять концентрацию нельзя ни на секунду. 

Многих людей пугает центрифуга, так как есть устоявшееся мнение, что человека в ней обязательно укачает. На самом деле все не так. Центрифуга — это способ ощутить перегрузки, которые космонавт испытывает во время старта и посадки. Тело становится тяжелее, и человека вдавливает в кресло, поднимать руку с увеличением перегрузок становится все тяжелее. 

Космонавты испытывают перегрузки 3,5g при старте ракеты. Когда осознала это, на лице появилась улыбка, а на душе — ощущение счастья, потому что именно в этот момент отправилась в свой личный космос. Затем перегрузки постепенно снизились. После полной остановки центрифуги я испытала легкое головокружение, после выхода из нее — состояние эйфории. 

В общей группе было очень просто найти людей, которые вращались на центрифуге. Весь остаток дня их глаза горели — каждый мысленно возвращался к ощущению перегрузок, чувствуя себя космонавтом.

0,4 атмосферы

После того как мы прошли этап отбора, пришло время приступить к занятиям и тренировкам. В первую очередь мы посетили перчаточный бокс и попробовали совершить простые действия в наддутом скафандре, чтобы оценить тяжесть работы космонавтов в открытом космосе. 

Инструктор ЦПК Юрий Байков рассказал нашему отряду, что во время внекорабельной деятельности давление в скафандре составляет 0,4 атмосферы (примерно 300 мм ртутного столба). Такой показатель позволяет кислороду поступать в организм человека, но при этом скафандр не раздувается слишком сильно, мешая движениям. 

Задание в перчаточном боксе было простым — покрутить болты. И это оказалось непростой задачей в наддутых рукавах скафандра. Во-первых, из-за этого приходилось прикладывать намного больше усилий. Во-вторых, пальцы в перчатках скафандра становятся намного толще, чем в жизни, от этого страдает мелкая моторика.

Ознакомившись с работой в открытом космосе, мы отправились на тренировку по стыковке транспортного корабля "Союз" с МКС. Для отработки этих действий в ЦПК был разработан тренажер, который при помощи программного обеспечения и специальных ручек помогает освоить ручное управление кораблем. Тренировка показала, что нас к полету в космос допускать рано: если на простых режимах некоторым участникам исследовательского отряда удалось причалить к МКС, то в случае стыковки в сложном режиме на виртуальной станции просто не осталось живого места.

У вас есть 30 секунд

Второй день в Звездном городке был не менее насыщенным — предстояло познакомиться с экспериментами, которые проводятся на борту МКС. 

"Предыдущая группа назвала меня волшебником", — радостно встретил нас сотрудник ЦПК Дмитрий Бондарев. Он продемонстрировал нам классы, где космонавты тренируются визуально-инструментальному наблюдению (ВИН). Как оказалось, у покорителей космоса есть меньше минуты, чтобы сориентироваться, над каким районом Земли пролетает МКС, найти необходимый объект и сфотографировать его. На первый взгляд кажется, что ничего сложного в этой задаче нет. Но как только нас допускают к тренажеру, мы понимаем, что это не так.

Конечно, над городами, реками и морями нет надписей, как, например, в "Яндекс.Картах". Поэтому опознавать объекты приходится по географическим ориентирам. Искать их зачастую мешают облака. Более того, угол обзора ограничен небольшим иллюминатором и временем пролета (объект "перемещается", поэтому его нужно сопровождать). Тренажер помогает моделировать любые условия. Именно за возможность "управлять" облаками и точкой планеты, над которой пролетает виртуальная МКС, Дмитрия Бондарева и прозвали волшебником.

Следующим "уроком" для нашего отряда стала астрономия. Для этого в ЦПК есть собственный планетарий. Как сообщил сотрудник ЦПК Евгений Черняк, он был создан по спецзаказу в ГДР. "Нам надо отражать звезды на высоте 400 км (высота орбиты МКС — около 420 км над Землей — прим. ТАСС), где нам не мешает атмосфера, то есть это должно быть максимальное количество звезд. На тот момент самая подробная карта для планетариев составляла около 12 тыс. звезд", — пояснил Евгений Черняк.

Главным условием проведения занятия по астрономии был отказ от телефонов, чтобы исключить лишнюю засветку и в полной мере разглядеть звезды. Необычным показалось большее количество звезд и отсутствие мерцания у небесных светил, которое на Земле добавляет атмосфера.

К концу занятия мы понимали, почему созвездие Большая Медведица в России сравнивают с ковшом, а в Германии — с тележкой, научились находить ряд созвездий. А для любителей Гарри Поттера сотрудник ЦПК рассказал историю персонажа Сириуса Блэка. Как ему пояснили в лондонском планетарии, его прототипом стало созвездие Большого Пса, в которое входит звезда Сириус.

Творог и борщ

Самая вкусная часть посещения ЦПК — дегустация космического питания. На станции в основном едят консервы и сублимированные продукты. В таком виде еда может храниться годами. На борту их нагревают или разбавляют водой соответственно.

Во время дегустации в первую очередь закончился творог. Этим мы почти не отличились от космонавтов — уж очень он вкусный. Еще удалось попробовать борщ, суп харчо, курицу с овощами и два вида омлета. В моем рейтинге творог оказался на первом месте.

У нашего отряда ПОИСК были не только практические занятия, но и теоретические. В ЦПК нам рассказали о научных экспериментах, которые проходят на МКС или планируются к проведению на орбите, мы посмотрели на самую большую в Европе центрифугу ЦФ-18 радиусом 18 м, тренажер российского сегмента МКС, корабля "Союз МС" и сурдокамеру. 

Два дня пролетели незаметно, но каждый из нас, уходя, сказал "До свидания", рассчитывая вернуться в Центр подготовки космонавтов вновь.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Анастасия Морозова
Forbes
Bloomberg узнал о сложностях с покупкой Boeing своей бывшей «дочки» Spirit
Валерия Лобко
Российская газета
Взглянуть в небо: Регионы оценят по уровню развития беспилотников
Татьяна Серебрякова
HotLine.travel
Может ли скандал вокруг Turkish Airlines привести к ограничению рейсов в Россию
Яна Штурма, Ксения Набаткина, Валерия Мишина
Известия
Владивосточное время: куда полетят россияне этим летом
Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Первый аэропорт в Карачаево-Черкесии построят «Аэропорты регионов»
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность
Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники



Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»
Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Леса просят дронов. Авиалесоохрана ищет деньги на закупку БАС
Максим Талавринов
Известия
Рейсовая колея: самолеты между Москвой и Питером летом будут летать каждые 15 минут
Алексей Михайлов, Роман Крецул
Известия
Огнем «Прометея»: система С-500 сдала экзамен по борьбе с гиперзвуком
Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Роскосмос» решил продать санатории и недвижимость на ₽11 млрд
Анастасия Львова
РБК
Авиакомпании пожаловались в ФАС на рост аэропортовых тарифов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer