Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Сфера интересна: в России спроектирован планетоход для изучения Венеры


2 февраля 2023 года Ольга Коленцова, Известия


Российские инженеры придумали конструкцию робота, способного перемещаться в агрессивной внешней среде. Одно из его назначений — исследование поверхности Венеры, температура которой достигает 464 °C. Также он может изучать геотермальные источники и подводные вулканы на Земле. Корпус планетохода — полая сфера, внутри которой размещается научная аппаратура. Двигается он по принципу инерциоида — за счет перемещающегося внутреннего массивного тела. Форма устройства позволяет уберечь исследовательские приборы от воздействия внешней среды. Аккумулятор обеспечивает его работу на протяжении полутора часов. По мнению экспертов, планетоход интересен с точки зрения инженерной мысли, но чтобы повысить его научную ценность, нужно увеличивать продолжительность его жизни — полутора часов для масштабных исследований недостаточно.

Грамотно спружинили

За всю историю изучения Венеры на ней ни разу не работал полноценный планетоход, способный перемещаться по поверхности. Все исследовательские миссии получали данные с неподвижного спускаемого аппарата или с атмосферных зондов. Это связано в первую очередь с агрессивной окружающей средой — температура на поверхности планеты достигает 464 °C, атмосферное давление до 92 раз выше, чем на уровне моря на Земле.

В таких условиях невозможно использовать планетоходы с колесами, ногами или гусеницами — высокая температура быстро уничтожит механизмы и любые «мягкие» материалы.

В МГТУ им. Н.Э. Баумана предложили создать аппарат, основанный на так называемом принципе инерциоида — он представляет собой сферу, а движется за счет перемещающегося внутреннего массивного тела. Роль последнего может выполнять большой прибор или аккумулятор — с помощью пневматического привода с жесткой пружиной он будет резко дергаться по направляющим в нужную сторону. Под действием такого внутреннего удара сфера подпрыгивает и передвигается.

— При сферической конструкции корпуса достигается максимальное отношение объема к площади поверхности, оптимальная масса в условиях чрезмерного внешнего давления, минимальная площадь контакта с поверхностью, — рассказал «Известиям» профессор кафедры «Аэрокосмические системы» МГТУ Георгий Щеглов. — Такой планетоход представляет собой изолированную капсулу, что делает его крайне устойчивым к агрессивному воздействию внешней среды, поскольку механические приводы и движители расположены внутри корпуса. На поверхности корпуса будут расположены небольшие отверстия — через них датчики смогут собирать необходимую информацию о поверхности Венеры.

Вся конструкция весит около 300 кг. При этом для эффективного движения масса подвижного груза должна составлять более половины от веса планетохода.

Расчеты показали, что средняя скорость движения планетохода может достигать 16 см/с. В течение полутора часов, на которые рассчитан аккумулятор, он способен пройти около полукилометра.

Отвести тепло

Одна из проблем планетохода будет заключаться в сбросе тепла, для того чтобы вся аппаратура работала, считает главный конструктор направления АО «Российские космические системы» Юрий Гектин.

— Можно, конечно, создать системы, которые будут функционировать в венерианских условиях, так как 464 °C — это еще не критичный уровень, но для некоторых видов аппаратуры такие условия неприемлемы, — отметил эксперт. — Существуют виды изоляции, которые будут поглощать тепло, пока не расплавятся, — например, на основе солей лития. Создать батарею, которая будет работать при 464 °C, вообще не трудно. В крайнем случае можно поставить на планетоход радиоизотопный термоэлектрический генератор. Он, конечно, немного загрязнит Венеру, но работать при повышенной температуре будет прекрасно.

Научный сотрудник Института космических исследований РАН Дмитрий Горинов считает, что при полутора часах работы такой аппарат имеет относительно небольшую научную ценность. За это время планетоход не сможет продвинуться на расстояние, на котором измеряемые параметры — температура, давление, состав атмосферы и т.д. существенно изменятся.

— Особенности его формы и способа перемещения наверняка усложнят установку таких громоздких приборов, как спектральные анализаторы, грунтозаборное устройство, — добавил ученый. — Фотографии рельефа планеты можно сделать с помощью аэростатного зонда или с орбиты. С точки зрения инженерной мысли концепция аппарата очень интересная, но его научную программу еще предстоит продумать.

Как отмечают разработчики, планетоход сможет работать и дольше полутора часов — этот показатель зависит от используемой батареи. Используя более мощный источник питания, аппарат сможет пройти большее расстояние и собрать статистически значимый набор данных о состоянии почвы и атмосферы с разных мест планеты.

Авторы работы считают, что подобное устройство можно применять не только на Венере, но и на Земле — для исследования геотермальных источников, подводных вулканов, в первом корпусе ядерного реактора, в трубопроводах для химически активных веществ. Там аппарат снимет данные о составе тех или иных веществ, температуре, сделает снимки.

Дмитрий Горинов считает, что именно с отработки планетохода в таких условиях нужно начать практическую часть реализации проекта. Он напомнил, что иногда запуск подобных аппаратов важен для отработки технологий, а не получения данных, как было в случае американского марсианского летательного аппарата Ingenuity.




комментарии (0):











Материалы рубрики

Анастасия Львова
Известия
Воздушный крен: пилоты в России остались без новых авиасвидетельств
Роман Крецул
Известия
Пункт значения: Санкт-Петербург усилят морской авиацией
Артём Кореняко
РБК
Грузовые авиаперевозки в России упали до уровней начала 2000-х

Ростех
Вертолетные новости начала года

Деловой Петербург
Новый аэропорт в Левашово ускорил развитие северных районов Петербурга

Московская Газета
Главред Avia.ru Network рассказал, что сегодня происходит на российском рынке авиализинга
Василий Кучушев
ТАСС
"Свободный охотник" против "орлиной стаи". К юбилею легендарного летчика Евгения Пепеляева
Дмитрий Сергеев
ТАСС
Первый трижды Герой Советского Союза: "соколиный удар" и иные приемы Александра Покрышкина



Артём Кореняко
РБК
Компании увидели риски для SSJ из-за дефицита свечей зажигания
Анастасия Николаева
Интерфакс
Провокационный полет
Софья Смирнова
Известия
Как крыло боинга: на покупку иностранных самолетов потратят 300 млрд рублей
Эльза Кузнецова
Татар-Информ
Дамир Юсупов о чуде на кукурузном поле: "Я не супергерой. Но приятно, что мной гордятся"
Яна Штурма, Роман Солдатов
Известия
Вне зоны допуска: получит ли компенсацию снятый с рейса "Победы" инвалид
Алексей Рамм, Богдан Степовой, Роман Крецул
Известия
Что посеяли: как американский БПЛА "Жнец" оказался на дне Черного моря
Анастасия Николаева
Интерфакс
Неуправляемый полет беспилотника
Ольга Коленцова
Известия
Больному кораблю: космонавты отработают спуск на аварийном Союзе МС-22"
Рафаэль Фахрутдинов
Взгляд
СБУ нашла крайнего в гибели легендарного самолета
Роман Солдатов
Известия
Полет формальный: авиадиспетчеры возмутились индексацией зарплат на 0,49%
Михаил Котов
ТАСС
Времяисчисление на Луне: в чем сложности определения часовых поясов в космосе
Ольга Коленцова
Известия
Орбитальная дистанция: «Союз МС-24» могут запустить на МКС на три месяца раньше плана
Дмитрий Хазанов
ТАСС
Почему в СССР отказались от штурмовой авиации в 1950-х годах

Ростех
Внимание, в небе Покрышкин!
Анастасия Львова
Известия
С земли в воздух: в России начнут серийно выпускать гражданские дроны
Ольга Коленцова
Известия
Сбросить лишнее: «Роскосмос» намерен сократить финансирование МКС

Ростех
Спасение с неба: Национальная служба санитарной авиации
Роман Крецул, Антон Лавров, Алексей Рамм
Известия
Указатели свыше: Минобороны испытывает новую линейку БПЛА
Артём Кореняко
РБК
В Минтрансе предупредили о риске сокращения полетов в Китай на 70%
Артём Кореняко
РБК
Авиакомпании заявили о проблемах с полетами в Китай
Ольга Коленцова
Известия
Взвесить все пуски: почему нельзя откладывать старт «Союза МС-23»
Дмитрий Корнев
Известия
Орбитальная пикировка: какие малые боевые средства угрожают России из космоса
Екатерина Москвич
ТАСС
"Перегрузка 3g, идем дальше?" Журналист ТАСС примерил на себя профессию космонавта

ТАСС
Российский "Тор", индийский Tejas и американские F-35: как прошла выставка Aero India 2023
Карашаш Ногаева, Дарья Зайцева, Павел Никифоров
Деловой Петербург
Что ты вьёшься: Петербург станет полигоном для развития дронов
Дмитрий Хазанов
ТАСС
Эра десантных планеров: для чего создавался Як-14
Ольга Коленцова
Известия
Брак и расчеты: с чем связаны два подряд инцидента на МКС

Ростех
Александр Микулин: пионер двигателестроения и ЗОЖа
Дмитрий Хазанов
ТАСС
"Завораживающие самолеты" Георгия Бериева. Как создавалась советская гидроавиация

Ростех
Самолеты Георгия Бериева
Анастасия Львова
Известия
ТО и требовалось: интервалы ремонта западных самолетов просят увеличить
Наталия Ячменникова
Российская газета
100 лет. Полет нормальный
Дмитрий Хазанов
ТАСС
Полет длиною в век: с чего начинался "Аэрофлот" и что имеем сегодня
Артём Кореняко
РБК
У разработчика военно-транспортных самолетов Ил-76 сменится руководитель
Михаил Котов
ТАСС
Кладбища космических масштабов: куда направили "Прогресс"
Светлана Латынина
ТАСС
"Небо в человеке запрограммировано". Как любой желающий может попасть в глубокий космос
Василий Кучушев
ТАСС
Первый русский гидроплан. Как инженер Григорович научил лодку летать и воевать
Ольга Коленцова
Известия
Дальше — дольше: судьбу МКС решат на закрытом совете конструкторов 6 февраля
Екатерина Адамова 
ТАСС
Командиры эскадрилий. Как в Москве учат операторов беспилотников по уникальной методике
Мария Колобова
Известия
Курс на рубль: Turkish Airlines снова принимает к оплате российские карты
Кирилл Комаров
Профиль
Вот новый разворот: прекратит ли Турция принимать "российские" Boeing
Дмитрий Струговец
Известия
Путь самурая

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer