Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Путь самурая


2 февраля 2023 года Дмитрий Струговец, Известия


На днях «Роскосмос» объявил, что ключевым элементом национальной пилотируемой программы станет Российская орбитальная станция (РОС). Начало ее развертывания планируется на 2027 год. Эскизный проект, в котором определят орбиту, количество модулей и научные задачи, должен быть закончен к концу года.

С идеей национальной орбитальной станции в «Роскосмосе» и Ракетно-космической корпорации «Энергия» работают почти 10 лет. Первые упоминания звучали еще в проекте действующей Федеральной космической программы на 2016–2025 годы. Тогда эксплуатацию МКС планировалось завершить в 2020 году. Соответственно, возникал вопрос о будущем отечественной пилотируемой космонавтики. Проще говоря — куда дальше летать космонавтам?

На пилотируемые полеты выделено около 40% бюджетного финансирования ФКП на 2016–2025 годы. Эти деньги идут РКК «Энергия» как производителю космических кораблей и модулей МКС, немного достается Центру подготовки космонавтов, Центру управления полетами и производителю ракет — РКЦ «Прогресс». Существование этих подразделений «Роскосмоса» напрямую зависит от продолжения пилотируемых полетов.

Таким образом, основная задача создания Российской орбитальной станции — продолжить существование национальной пилотируемой программы после прекращения работы МКС.

Задачи ставятся, исходя не из желаемой цели, а из имеющихся возможностей. Эта проблема характерна для многих предприятий отрасли. Если мы имеем станки для производства ракет с диаметром баков 2,9 м, то рождается проект создания семейства ракет-носителей «Ангара»; если надо спасти производство двигателей РД-180, то под него придумывают ракету «Союз-6».

То есть весь процесс идет от обратного — не под цели создают технику, а исходя из техники, которую способны создать, ищут задачи, которые с ее помощью можно решить. Разумеется, в идеальном сценарии всё должно быть с точностью до наоборот. В СССР заказчиком всех работ выступала Академия наук (через нее шли и научные и военные заказы). Ученые ставили задачи по технологическому прорыву, военные — по национальной безопасности. В США для определения целей космонавтики существует Совет по космосу при президенте. То есть сначала определяется цель, формируется стратегия, а затем — средства ее достижения.

Какие задачи стоят перед пилотируемой космонавтикой? Это обеспечение безопасности страны, технологическое развитие, экономический эффект от космических проектов, решение геополитических вопросов. Проект МКС относится к последнему пункту.

К чему же относится РОС? Давайте пройдемся по тем уникальным задачам, которые указывают для этой станции. Что она может сделать такого, на что не способна МКС и не умела станция «Мир», затопленная в 2001 году? Это мониторинг обстановки в Арктике и вдоль Севморпути, а также мониторинг всей поверхности Земли благодаря наклонению орбиты в 97 градусов. Повышенная радиация на этой орбите позволит разработать средства защиты космонавтов, что потребуется при полетах на Луну и Марс. РОС обеспечит производство в космосе, ремонт и обслуживание спутников. И, наконец, ее преимущество — сокращение расходов на пилотируемую программу благодаря периодической посещаемости, а не постоянной обитаемости станции.

Но вопросы мониторинга Земли в целях национальной безопасности эффективнее решаются группировкой намного более дешевых космических аппаратов. Обслуживать и ремонтировать на этой орбите можно только спутники, находящиеся на том же наклонении, что и будущая станция, коих немного. Посещаемый тип эксплуатации станции отбрасывает пилотируемую программу России фактически ко временам станций «Салют».

Единственный технологический рывок может быть совершен только в средствах радиационной защиты, но нужно понимать, что радиационные пояса на орбите РОС отличаются от того воздействия солнечной и космической радиации, которой будут подвергаться космонавты на Луне и Марсе. Да и не проще ли для разработки средств от радиации запустить на эту орбиту одиночный модуль или корабль, а не строить целую станцию?

Вот и получается, что все задачи и функции РОС — искусственные. И, несмотря на то что проект новой станции многократно обсуждался в РАН и на научно-техническом совете «Роскосмоса», ни один научный институт не предложил какой-то своей задачи для станции: все кивали вслед аргументам РКК «Энергия». Изредка только звучали голоса ученых Института медико-биологических проблем РАН в поддержку пилотируемых программ в радиационных поясах.

Все здравомыслящие люди понимают, что никакой РОС не будет ни в 2027-м, ни в 2037 году. Мы остаемся на МКС как минимум до 2028 года и будем на ней до тех пор, пока оттуда не уйдут американцы. Есть лишь одна возможность заставить работать на результат те предприятия ракетно-космической отрасли, которые обеспечивают пилотируемую программу. Эта возможность — стресс-тест: срочно уйти с МКС. Только в этом случае, для того чтобы продолжить существовать, у РКК «Энергия» не будет иного выхода, кроме как создавать нечто очень реальное, и очень быстро.

Но пока пилотируемая программа России похожа на самурая, у которого нет цели, есть только путь.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии



Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Леса просят дронов. Авиалесоохрана ищет деньги на закупку БАС
Максим Талавринов
Известия
Рейсовая колея: самолеты между Москвой и Питером летом будут летать каждые 15 минут
Алексей Михайлов, Роман Крецул
Известия
Огнем «Прометея»: система С-500 сдала экзамен по борьбе с гиперзвуком
Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Роскосмос» решил продать санатории и недвижимость на ₽11 млрд
Анастасия Львова
РБК
Авиакомпании пожаловались в ФАС на рост аэропортовых тарифов
Елена Балаян
Известия
Вылета нет: россиян не выпустили за границу из-за ошибок в паспорте
Валерия Лобко
Российская газета
В России создадут единую систему контроля за беспилотниками
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья Поднебесной: Китай растит конкурента Boeing и Airbus
Алексей Михайлов, Юлия Леонова, Андрей Федоров
Известия
Цели отделены: вертолеты ВМФ научат бороться с надводными дронами
Сергей Гурьянов
Известия
Истина в винте: насколько безопасен вертолетный туризм
Роман Крецул, Алексей Михайлов, Андрей Федоров
Известия
Отвержение ударов: военные аэродромы проверили на прочность
Роман Крецул, Алексей Михайлов, Андрей Федоров
Известия
Охраняющие виды: Севморпуть начнут патрулировать Ту-142
Наталья Башлыкова,Максим Талавринов
Известия
Полет ненормальный: авиакомпании будут штрафовать за недостоверную информацию о билетах
Анастасия Ординян
ИА Регнум
Непосадочный талон. Как овербукинг рушит планы российским авиапассажирам
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Татарский» джет: «недобитый» Ту-324 превратят в летающий Aurus
Анастасия Львова,
РБК
Росавиация сообщила о росте числа инцидентов с самолетами из-за птиц
Станислав Федоров, Юлия Леонова
Известия
«Ми» не виноваты: в Росавиации прошли обыски из-за вывоза за рубеж 59 бортов
Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Ремонт аэропортов предложили финансировать новым сбором с авиакомпаний
Кирилл Комаров
Профиль
"Тушка" в небе: самолеты Туполева вернулись на коммерческие маршруты в России

Известия
120 лет назад родился летчик-испытатель Валерий Чкалов
Виктор Бодров 
ТАСС
Реактивная "летающая парта": каким будет учебно-тренировочный самолет МиГ-УТС
Елена Проколова
Аргументы и Факты
«Они выжили, чтобы их судили». Летчики оценили действия пилотов Falcon 10
Наталья Башлыкова, Максим Талавринов
Известия
Улетный план: пассажирам внутренних рейсов в аэропортах разрешат продажу алкоголя
Евгения Перцева
Известия
Остановили по требованию: «Аэрофлот» обязали отправить людей на Пхукет
Максим Талавринов
Известия
Летательный исход: пилотов разбившегося Falcon 10 лишили «прав»
Станислав Кучушев, Андрей Коршунов
Известия
Орбитальная инстанция: конструктору «российского Хаббла» светит два года
Анастасия Львова
РБК
Пулково попросило ускорить внедрение duty free на внутрироссийских рейсах
Анастасия Львова
РБК
Глава Пулково упрекнул «Аэрофлот» в непредсказуемости его планов
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Угрозы с неба вынудили предприятия Петербурга и Ленобласти искать защиту от БПЛА
Вадим Кузьмицкий
Деловой Петербург
К аэропорту Пулково хотят сделать новый подъезд с юго-запада Петербурга

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer