← Назад

Главная Обзоры СМИ Статьи

Вот новый разворот: прекратит ли Турция принимать "российские" Boeing


2 февраля 2023 года Кирилл Комаров, Профиль


Самолеты Boeing крупных российских авиакомпаний могут лишиться возможности летать в Турцию. Их там перестанут обслуживать. Такой вывод можно сделать из письма главы турецкой компании Havaş, крупнейшего оператора наземного обслуживания в стране. Причина – возможные санкции со стороны США. «Профиль» узнал у экспертов, насколько реальна угроза и не лишатся ли россияне рейсов в Турцию прямо перед началом высокого сезона.

Boeing из России не пускать

Турецкая компания Havaş, крупнейший оператор наземного обслуживания авиарейсов в стране, предупредил российских перевозчиков о том, что, возможно, не сможет обслуживать некоторые их самолеты из-за ограничений, введенных Минфином США. В первую очередь, это касается моделей Boeing, но также относится и к некоторым моделям европейского Airbus.

В списке, прикрепленном к письму Эрны, преимущественно самолеты американского производителя Boeing – всего чуть более 170 штук. Крупнейший эксплуатант этих лайнеров – «Аэрофлот», но также есть самолеты, принадлежащие российским авиакомпаниям Azur Air, IFly, Pegas Fly, «Победе», «России», S7, Utair, «Уральским авиалиниям», Red Wings, Nordwind, «Ямалу» и грузовой авиакомпании AirBridgeCargo.

Турки просят россиян составить список лайнеров, в которых менее 25% деталей американского производства. Якобы, только их можно будет обслужить в Турции без риска подпасть под санкции США. «Мы можем оказаться не в состоянии обслуживать некоторые или все ваши рейсы», – предупредили в Havaş (скрин письма, направленного российским перевозчикам 31 января, опубликовали специализированные телеграм-каналы).

То, что американцы оказывают на Турцию серьезное давление с требованием снизить, а лучше – полностью прекратить бизнес с Россией, не новость. Достаточно вспомнить историю с российской платежной системой «Мир», которую минувшим летом стали принимать почти все крупнейшие банки Турции, но после предупреждения США, все разом отказались от работы с ней.

Теперь, видимо, пришла очередь авиации. Еще 26 января американская The Wall Street Journal писала, что США оказывают давление на Турцию с тем, чтобы она запретила российским авиакомпаниям летать в страну и из нее на самолетах Boeing. По данным издания, высокопоставленные американские чиновники даже якобы грозят турецким лицам чуть ли не тюремным заключением, если они будут и дальше заправлять топливом и предоставлять запчасти для самолетов американского производства, летающих из Турции в Россию и Беларусь.

Запретить могут всех

Havaş – один из крупнейших операторов турецких аэропортов. Компания обслуживает самолеты в аэропортах Стамбула, Анкары, Антальи и др., то есть по самым популярным направлениям у российских авиакомпаний. И, конечно же, в России письмо турецкого оператора о рисках необслуживания российских лайнеров вызвало если не панику, то некоторую нервозность.

Кроме того, под ограничения подпадают не только самолеты Boeing, но и Airbus. «Определить вот эти 25% американских деталей, как просят турки, я даже не совсем понимаю, как это возможно, – признается авиаэксперт Роман Гусаров. – Любой самолет, и Boeing, и Airbus, и Gulfstream, – это такой конструктор, где множество деталей, произведенных в разных странах. Даже в том же Boeing может быть большинство деталей, которые вовсе не произведены в США. И как определять эти 25% – по весу, по количеству, по стоимости… Не понятно».

Из этого следует, что чисто теоретически, под американские экспортные ограничения может подпасть совершенно любой современный самолет, и не важно, где он был произведен. Поэтому, считают эксперты, ситуация, конечно, серьезная, но пока не критическая. Даже если Havaş и прекратит обслуживать российские самолеты, наши авиакомпании могут заключить соглашения на наземное обслуживание с другими турецкими операторами. Правда, нет никакой гарантии, что впоследствии и они после окрика из Вашингтона не откажутся от работы с нами.

Гусаров напомнил, что эти санкции экспортного контроля действуют еще с весны прошлого года, но до сих пор российские авиакомпании летают в Турцию и из нее. «Видимо, вопрос стоит не в правовом поле, потому что, если действовать по закону, то полеты наших самолетов запретили бы уже давно. Но по закону, видимо, не получается, и теперь США перешли к угрозам», – считает он.

Турция поборется

В чем эксперт уверен точно, так это в том, что Турция, несмотря на напор американцев, будет «сражаться» и просто так «российский рынок не отдаст». Россия для Турции сейчас второй по значимости туристический рынок. По итогам 2022 года страна приняла около 5,2 млн российских туристов, больше приехало только немцев – 5,6 млн человек.

Буквально на днях Институт статистики Турции (TUIK) сообщил, что на туризме страна в 2022 году заработала рекордные $46 млрд. Это более чем на 53% больше, чем в 2021 году. На 2023 году у Турции более глобальные планы – страна рассчитывает, что только россиян приедет уже 6 млн человек.

Проблемы с авиасообщением рискуют поставить на аппетитах турок жирный крест, и просто так отказываться от рекордных прибылей экономика Турции не готова.

Гусаров, комментируя письмо главы Havaş, особо указывает на размытые формулировки: «возможно перестанем обслуживать» и т.д. «Такое впечатление, что турки просто прощупывают почву и, может быть, пытаются выторговать от России для себя более лучшие условия», – не исключает Гусаров.

Он напомнил, как в прошлом году было время, когда турецкие авиакомпании летали в Россию в одиночестве после того, как против россиян Запад ввел санкции и все наши самолеты не могли покидать страну из-за риска ареста. Цены на полеты в Турцию тогда улетели в космос – билет из Москвы до Стамбула за 200 тыс. рублей считался чуть ли не нормой. Турецкие перевозчики тогда получали колоссальные прибыли. Со временем, ситуация стабилизировалась, на маршруты вернулись россияне и, естественно, доля и прибыль турков значительно упали.

Гусаров не исключает, что до начала высокого туристического сезона по теме авиасообщения между Москвой и Анкарой пройдут переговоры, может быть даже на межправительственном уровне.

А чем они закончатся, – возможны варианты. Первый – самый плохой – турки запретят летать россиянам, а Москва в ответ закроет небо для турецких авиакомпаний. Но этот вариант, уверен Гусаров, самый маловероятный, так как он грозит огромными экономическими потерями не только для Турции, но определенной социальной напряженностью в России. Все-таки, отдых в Турции – это чуть ли не базовая потребность для миллионов россиян.

Второй вариант – российские авиакомпании не смогут летать в Турцию, но в ответ Москва отменит все ограничения для турецких перевозчиков, чтобы не прерывать авиасообщение между странами. «Такое возможно, но тоже маловероятно», – говорит Гусаров.

Поэтому, остается третий вариант, – как-то оговариваться. «Возможно, создавать какие-то фирмы-прокладки, которые буду заниматься обслуживанием наших самолетов и которым нестрашны санкции США, или еще что-то…», – допустил эксперт.

«В лубом случае, турки будут торговаться. Все-таки, люди восточные, торговля у них в крови, они будут использовать эту ситуацию, и выторговывать у Москвы для себя более приемлемые условия», – считает он.

Пока же вся эта ситуация негативно сказывается на туррынке, и в особенности, на раннем бронировании летних туров в Турцию. «Профиль» уже писал, что оно в этом году и так идет не слишком хорошо, а любые негативные новости сейчас критически отражаются на желании людей планировать свой отпуск.

«Какое раннее бронирование возможно в таких условиях, когда чуть ли не через день ты слышишь о каких-то проблемах? Кто будет бронировать отпуск на лето, если никто не может ответить – а мы вообще летать-то сможем», – возмущается представитель одной туркомпании.




URL: http://www.aex.ru/fdocs/1/2023/2/2/33262/


Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.