Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Дальше — дольше: судьбу МКС решат на закрытом совете конструкторов 6 февраля


3 февраля 2023 года Ольга Коленцова, Известия


МКС РОСКОСМОС КОСМОС РКК ЭНЕРГИЯ Выделить главное выкл Решение о дальнейшей судьбе Международной космической станции (МКС) примет совет главных конструкторов РКК «Энергия» на закрытом заседании 6 февраля, сообщили три источника «Известий» в отрасли. Специалисты должны оценить техническое состояние МКС и либо согласовать ее эксплуатацию до 2028 года, либо рекомендовать выход России из этого проекта в 2025 году. Несмотря на ряд инцидентов с разгерметизацией, эксперты ракетно-космической отрасли оценивают состояние станции как удовлетворительное, поэтому совет конструкторов наверняка примет положительное решение, считает один их собеседников издания. Отказ от работы на МКС будет означать как минимум трехлетний перерыв в программе пилотируемых полетов: кроме МКС, летать космонавтам некуда, а национальная Российская орбитальная станция, по расчетам «Роскосмоса», может появиться на орбите не раньше 2028 года.

А не треснет?

Закрытое заседание совета главных конструкторов по российскому сегменту Международной космической станции состоится 6 февраля в РКК «Энергия», сообщил источник «Известий» в космической отрасли. Специалисты обсудят техническое состояние МКС — сможет ли она исправно функционировать до 2028 года. От этого во многом зависит продолжение участия России в этом международном проекте.

На заседании, в частности, предполагается заслушать мнение главных конструкторов бортовых систем российского сегмента МКС, рассказал «Известиям» второй источник в РКК «Энергия», знакомый с деталями подготовки заседания.

— Обсуждать будут реальное техническое состояние станции, которое никак не зависит от политических решений, — пояснил собеседник издания. — Решение данного совета нельзя будет проигнорировать. Более того, если надо, то придется заплатить определенную цену для продолжения полетов. Такие советы проходят ежегодно с участием главных конструкторов предприятий-изготовителей российского сегмента МКС.

Совещание в РКК «Энергия» — очень важная веха в вопросе одобрения продления эксплуатации МКС, считают источники «Известий».

— Его решение почти обязательно к исполнению «Роскосмосом», — отметил один из спикеров. — Это всестороннее рассмотрение вопроса с принятием некоего важного решения. После этого «Роскосмос» сможет в правительстве ссылаться на итоги этого совета.

«Роскосмос» рассчитывает продолжить участие в работе на Международной космической станции до 2028 года. Документы для одобрения этого предложения в конце 2022 года были отправлены в правительство, сообщал СМИ 26 декабря исполнительный директор госкорпорации по пилотируемым программам Сергей Крикалев. Однако он же в августе 2022 года говорил, что судьба российского присутствия на МКС будет решаться именно «на основании анализа ее технического состояния». Эту позицию в декабре подтвердил новый глава «Роскосмоса» Юрий Борисов. Теперь обсуждение этого вопроса перешло в активную фазу.

«Известия» направили запросы в РКК «Энергия» и «Роскосмос» с просьбой прокомментировать информацию о предстоящем заседании.

Мнения разные

Мнения о техническом состоянии МКС высказываются зачастую диаметрально противоположные. Например, в октябре 2022 года астронавт NASA Ник Хейг заявил, что состояние станции позволит ей продолжить работу до 2030 года. Хотя в 2021 году возглавлявший в то время «Роскосмос» Дмитрий Рогозин заявил, что истощение ресурса модулей МКС может привести к появлению новых трещин, и экипаж будет вынужден всё время «латать дыры».

Сменивший его Юрий Борисов тоже признавал, что на станции есть неисправности, и они снижают эффективность выполнения научной программы, на их устранение тратится много денег.

Одна из известных проблем станции — регулярные утечки воздуха. В конце прошлого года произошла разгерметизация внешнего контура системы охлаждения корабля «Союз МС-22». Специалисты «Роскосмоса» и NASA договорились о том, чтобы спустят корабль на Землю пустым в автоматическом режиме, вместо него к МКС 20 февраля отправят «Союз МС-23».

Наблюдались утечки и в прошлые годы, экипаж неоднократно заявлял о найденных трещинах. Однако, как заявил главный специалист РКК «Энергия» Александр Спирин, нормы утечки для станции составляют 325 г в сутки. То есть абсолютной герметичности станции быть не должно.

— Техническое состояние станции пока удовлетворительное, несмотря на сообщения о некоторых неполадках, — сообщил третий источник «Известий» в «Роскосмосе». — Даже если существует какая-то утечка воздуха из МКС, если она укладывается в существующую норму, всё хорошо. Однако даже в случае значимой утечки с одного модуля можно его просто закрывать на большую часть времени. В прессе неоднократно появляются сообщения о том, что экипаж станции тратит много времени на ремонт оборудования. Но я бы посмотрел на этот факт с другой стороны. Может, просто не хватает запросов на эксперименты и аппаратуры для их проведения? График космонавта же строится так, чтобы он постоянно был чем-то занят, поэтому пробелы в научной работе заполняются починкой и проверкой оборудования.

Эксперт добавил, что пробелы в научной работе постепенно заполняются, в том числе медицинскими и учебно-просветительными экспериментами.

— Состояние станции не настолько плохое, чтобы отказываться от нее, — считает руководитель Института космической политики Иван Моисеев. — Думаю, до 2028 года МКС протянет, и космонавтам ничего особенно не угрожает. Даже если продление ее работы и участия в проекте России потребует значительных денег, в РКК «Энергия» пойдут на этот шаг. Иного варианта у «Роскосмоса» сейчас просто нет.

Этапы решений

Определение технического состояния МКС — только первый шаг на этапе принятия решения о продлении участия РФ в этом проекте.

— Если техническое состояние станции признают неудовлетворительным, дальнейшие разговоры о продлении срока ее эксплуатации будут нецелесообразны, — сказал член-корреспондент Российской академии космонавтики Андрей Ионин. — Причем оценку нужно сделать максимально честно, не думая о том, как к этому отнесутся в «Роскосмосе», в правительстве, в NASA. На кону деньги и безопасность наших космонавтов. Следующий этап — рассмотрение экономических вопросов в правительстве: оно должно выделить нужный объем финансирования на МКС. Если и здесь ответ будет положительный, принятие решения переходит на политический уровень. Правда, здесь для меня пока загадка, где и кем это решение будет приниматься.

Базовые сегменты МКС были запущены в 1998 году с двойным запасом прочности. Это означает, что вместо заявленных 15 лет станцию можно эксплуатировать 30 лет — как раз до 2028 года.

Причем, по мнению Андрея Ионина, уже сегодня нужно на всех трех уровнях — техническом, экономическом и политическом — обсуждать и вопрос, что будет после 2028 года. Альтернативы здесь будет три. Первая — очередное, как минимум до 2030 года, продление ресурса МКС. Вторая — ставка на создание и вывод на орбиту национальной Российской орбитальной станции. Третья — фактическое прекращение пилотируемых программ.

Глава «Роскосмоса» Юрий Борисов уже обозначил приверженность второму варианту — заявил, что «основные приоритеты [в пилотируемой космонавтике] будут сделаны на создание Российской орбитальной станции». По его мнению, страна должна продолжать пилотируемую космонавтику ради будущих полетов к Луне, в дальний космос. Для этого и нужен проект Российской орбитальной станции, и формировать ее нужно начинать в 2028 году, чтобы не было перерыва в развитии технологий.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож



Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта
Владимир Гаврилов
Известия
Билетное па: выплаты пассажирам за овербукинг хотят сделать обязательными
Андрей Коршунов
Известия
Спрей для дела: новые российские двигатели доставят на Луну наноспутники
Михаил Захаров
Монокль
Boeing заходит на Россию
Надежда Сарапина
РИА Новости
"Расхлебывать придется годами". Китай больно щелкнул США по носу
Екатерина Хамова
Известия
Взвинченным темпом: РФ и Колумбия не договорились по ремонту Ми-17
Захар Максимов
ВГУДОК
РЖД и Аэрофлот охладеют к пассажирам
Айгуль Абдуллина, Александра Мерцалова
Коммерсант
В Сухум подлетают с вопросами
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное притяжение: космическая обсерватория займется поиском жизни во Вселенной
Андрей Коршунов
Известия
Спутник с жизнью: мыши и мухи помогут подготовить человека к полетам на Луну и Марс
Дмитрий Литвинов
Парламентская газета
В Росавиации оценили идею доставлять товары из Китая беспилотниками
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Владимир Гаврилов
Известия
Подставили на крыло: в США удерживают закупленные РФ авиазапчасти на $500 млн
Ксения Власова
ИрСити
«Вполне реально завершить эту программу». Авиаэксперт оценил, сколько МС-21 получат авиакомпании в 2026 году
Дарья Молоткова, Елена Сухорукова, при участии Анна Захарова
РБК
Немецкий оператор duty free вышел из бизнеса в Шереметьево и Домодедово
Юлия Леонова
Известия
Беспилотный урок: в России начали обучать сборке БПЛА школьников и студентов
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
Полетный проект: названы самые перспективные разработки беспилотных авиасистем
Дмитрий Плотников
Pravda.Ru
Проект Як-242: несостоявшийся конкурент самолётов Ту-204 и МС-21
Андрей Коршунов
Известия
Сдвиг по базе: в России создали универсальный двигатель для беспилотников
Александра Веснина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Взвинтит цены»: К чему приведет исправление данных в невозвратных авиабилетах
Айгуль Абдуллина
Коммерсантъ
Тяните билет. Потенциальным пассажирам предложено дать время передумать при покупке
Ксения Власова
«Ирсити.ру»
«Самолетов уже сейчас не хватает». Авиаэксперты оценили, когда перевозчики начнут летать на отечественных МС-21
Михаил Грачев
MASHNEWS
Полетят, но позже. Почему российская авиация хронически отстает от обещаний
Наталия Ячменникова
Российская газета
Водоросли или "родственник" капусты: на каком топливе будут летать самолеты в будущем?
Андрей Коршунов
Известия
Союз композитов: тесты мини-образцов материалов ускорят создание самолетов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летают в облаках: Минтранс хочет увеличить нормы налета для авиаэкипажей

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer