Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Кладбища космических масштабов: куда направили "Прогресс"


7 февраля 2023 года Михаил Котов, ТАСС


Сегодня состоялась расстыковка грузового корабля "Прогресс МС-20" с Международной космической станцией (МКС), в частности с модулем "Звезда" российского сегмента. В течение нескольких часов большая часть этого космического "грузовика" сгорела в атмосфере, а более устойчивые его остатки были затоплены в несудоходной части Тихого океана. Насколько безопасна эта операция? Как осуществляется захоронение больших орбитальных станций и спутников? Различны ли кладбища российских, американских и других космических кораблей?

Где-то там, далеко-далеко…

В Южной части Тихого океана есть Точка Немо — место, которое наиболее удалено от всех материков. Оно названо в честь капитана Немо, героя романов Жюля Верна, решившего уплыть на своей подводной лодке "Наутилус" как можно дальше от остального человечества. Этот океанский полюс недоступности был вычислен при помощи компьютера в 1992 году хорватским инженером-исследователем Хрвойе Лукателой. Ближайший атолл к Точке Немо находится в 2 688 км, а обитаемые острова еще дальше — остров Пасхи является самым близким из них. Например, когда МКС пролетает над Точкой Немо, из иллюминаторов видна только вода и ничего, кроме воды.

Здесь же — в стороне от любых транспортных маршрутов — еще с 1970-х располагается кладбище космических кораблей. Глубина океана в этих местах составляет порядка 4 км, поэтому все остатки отработавших свой срок спутников и орбитальных станций оказываются упокоены под толщей воды. Из-за течений и отсутствия прибрежных вод этот район практически безжизнен, а значит, и вред экологии, по оценкам ученых, наносится минимальный.

В связи с этим все космические державы, если это позволяет орбита аппарата, стремятся свести космическую машину так, чтобы она закончила свою деятельность в водах космического кладбища. Здесь же завершают срок своего существования и российские грузовые космические корабли "Прогресс", привозящие на Международную космическую станцию продукты, топливо, воду и т.д.

На самом деле от "Прогресса" практически ничего не остается: возможно, в Мировой океан и падут какие-то небольшие остатки, но не более того. Не нужно думать, что с неба в воды Земли сыплются целые космические корабли. К примеру, от пилотируемого космического корабля "Союз" вернуться в целости на нашу планету в состоянии только специально сконструированный для этого спускаемый аппарат (с особенной обшивкой корпуса, формой и правильным позиционированием во время снижения, из него впоследствии вынимают всю электронику и элементы управления для повторного использования или утилизации, переработки). Все остальные части — приборно-агрегатный отсек и бытовой отсек — сгорают в плотных слоях атмосферы. Так же и "Прогресс МС-20" распадется на несколько частей и практически целиком сгорит в атмосфере, что уж говорить про небольшие спутники и космические аппараты.

Подобное захоронение в океане — это общепринятая международная практика. Других вариантов, кроме как сжечь атмосферой космический аппарат над максимально безлюдным местом, пока просто нет (за одним исключением).

Большой шкаф громче падает

Космическое кладбище призвано принять даже самые большие орбитальные станции. В сравнении с земным океаном они абсолютно незаметны. Например, именно так и закончила свой небесный путь станция "Мир" в 2001 году.

Правда, были и неудачные попытки спуска. В 1979 году мимо океана промахнулись американцы. В тот год закончила свою работу первая и единственная национальная станция США Skylab. Районом ее затопления была выбрана точка в 1,3 тыс. км южнее Кейптауна (ЮАР). Кладбище кораблей в это время действовало уже восемь лет, но американские специалисты из-за особенностей орбиты станции решили использовать другое место. Ошибка в расчетах в пределах 4% и тот факт, что станция при спуске разрушалась медленнее, чем предполагалось, привели к тому, что место падения обломков сильно сместилось: с юга Африки — в Австралию (по счастью, большей частью над малонаселенными районами). Часть несгоревших деталей Skylab упала в западной Австралии южнее города Перт; другие — неподалеку от городов Эсперанс и Роулинна (некоторые сейчас экспонируются в музеях). К счастью, никто не пострадал.

У СССР тоже была неудачная попытка спуска орбитальной станции — "Салют-7" в 1990-м. Причиной стало недостаточное количество топлива на борту, что влекло невозможность контролируемо свести станцию с орбиты. Группа специалистов работала над тем, чтобы, используя остатки топлива, все же не допустить падения "Салюта" в густонаселенных районах Европы. Это удалось осуществить, и в итоге советская станция приземлилась в малонаселенных районах Чили и Аргентины. Всего от станции массой почти 20 т было найдено лишь несколько металлических фрагментов: куски труб и стыковочных узлов. Опять же никто не пострадал.

Конечно, станции сводить с орбиты сложнее, чем небольшие космические аппараты, — это растянутый во времени процесс, длящийся несколько суток, на который влияет и плотность атмосферы, и то, как именно объект распадается на куски. В зависимости от этого меняются орбита и точка падения обломков.

Впереди у человечества еще одна очень сложная задача — сведение с орбиты МКС после завершения ее работы. Специалисты уже сейчас делают предварительные расчеты и размышляют над тем, как будет происходить захоронение, — ожидается, что Международная космическая станция профункционирует еще 10–15 лет. Причем без участия России сделать это пока выглядит нереальным: для спуска станции с орбиты понадобится работа российских кораблей "Прогресс".

С глаз долой, из сердца вон

Исключением являются космические аппараты, которые работают на более высоких орбитах (например, на геостационарной, в 35 786 км от Земли). Вернуть их обратно к нам на планету не получится — у аппаратов просто не хватит топлива для такого маневра. Поэтому их не затапливают в водах Мирового океана, а переводят на так называемую "орбиту захоронения" — на несколько десятков километров выше их обычной орбиты.

По этому принципу, например, были отправлены на высоту от 750 до 1 тыс. км советские военные спутники с ядерным реактором, которые работали по программе "Легенда" с 1970 до 1988 года. Они занимались морской космической разведкой и целеуказанием, а потому располагались на высоте всего в 270 км — после окончания срока службы их просто перевели на 500 км выше (возвращать на Землю их опасно из-за возможности разрушения реакторов в атмосфере планеты). Несколько десятков аппаратов находятся на этих высотах и сейчас. Изначально предполагалось, что срок нахождения на этой "орбите захоронения" будет составлять порядка 250 лет, но впоследствии более точный подсчет показал, что срок гораздо выше — около 2 тыс. лет.

Ученые всего мира находятся в постоянном поиске новых решений в части более современных методов утилизации разного рода объектов, остатков, мусора. Пока же использование подобных "кладбищ" — это наиболее универсальный способ избавления от отработавших свой срок космических аппаратов.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов



Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта
Владимир Гаврилов
Известия
Билетное па: выплаты пассажирам за овербукинг хотят сделать обязательными
Андрей Коршунов
Известия
Спрей для дела: новые российские двигатели доставят на Луну наноспутники
Михаил Захаров
Монокль
Boeing заходит на Россию
Надежда Сарапина
РИА Новости
"Расхлебывать придется годами". Китай больно щелкнул США по носу
Екатерина Хамова
Известия
Взвинченным темпом: РФ и Колумбия не договорились по ремонту Ми-17
Захар Максимов
ВГУДОК
РЖД и Аэрофлот охладеют к пассажирам
Айгуль Абдуллина, Александра Мерцалова
Коммерсант
В Сухум подлетают с вопросами
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное притяжение: космическая обсерватория займется поиском жизни во Вселенной
Андрей Коршунов
Известия
Спутник с жизнью: мыши и мухи помогут подготовить человека к полетам на Луну и Марс
Дмитрий Литвинов
Парламентская газета
В Росавиации оценили идею доставлять товары из Китая беспилотниками
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Владимир Гаврилов
Известия
Подставили на крыло: в США удерживают закупленные РФ авиазапчасти на $500 млн
Ксения Власова
ИрСити
«Вполне реально завершить эту программу». Авиаэксперт оценил, сколько МС-21 получат авиакомпании в 2026 году
Дарья Молоткова, Елена Сухорукова, при участии Анна Захарова
РБК
Немецкий оператор duty free вышел из бизнеса в Шереметьево и Домодедово
Юлия Леонова
Известия
Беспилотный урок: в России начали обучать сборке БПЛА школьников и студентов
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
Полетный проект: названы самые перспективные разработки беспилотных авиасистем
Дмитрий Плотников
Pravda.Ru
Проект Як-242: несостоявшийся конкурент самолётов Ту-204 и МС-21
Андрей Коршунов
Известия
Сдвиг по базе: в России создали универсальный двигатель для беспилотников
Александра Веснина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Взвинтит цены»: К чему приведет исправление данных в невозвратных авиабилетах
Айгуль Абдуллина
Коммерсантъ
Тяните билет. Потенциальным пассажирам предложено дать время передумать при покупке
Ксения Власова
«Ирсити.ру»
«Самолетов уже сейчас не хватает». Авиаэксперты оценили, когда перевозчики начнут летать на отечественных МС-21
Михаил Грачев
MASHNEWS
Полетят, но позже. Почему российская авиация хронически отстает от обещаний
Наталия Ячменникова
Российская газета
Водоросли или "родственник" капусты: на каком топливе будут летать самолеты в будущем?
Андрей Коршунов
Известия
Союз композитов: тесты мини-образцов материалов ускорят создание самолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer